|
П. Произношение звука р в словах и подбор определенийПодул сильный ветер. Покажите, какой. Вырвал ветер лепесток из рук у звука р и унес его. Пошел звук р дальше. Видит — стоит знак, а на нем надпись: «Направо пойдешь — к Дракону попадешь, налево пойдешь — в Рыжий город попадешь». Куда пошел звук р? (Направо.) Дети показывают направления. Выставляется изображение Черного замка. Слышит звук р чьи-то рыдания. Уточнение значения слова рыдание. Они рыдают потому, что Дракон забрал у них один звук. Я буду называть их без этого звука, а вы попробуйте угадать, кто это? Там плачут Бу_атино, Пет_ушка, Чебу_ашка, к_око-дил Гена. Открываются игрушки. Какой звук забрал у них Дракон? Знаете, зачем? Чтобы еще больше рычать и быть более сердитым. Скажем ему добрые и ласковые слова, чтобы он вернул им звук р. Дети подбирают определения. Каким стал Дракон? (Хорошим, добрым.) Что сказали звуку р Чебурашка, Буратино? С кем он подружился? Он стал их... (другом). Кого вы можете назвать своим другом? А ты, Миша (Маша), хороший друг? Крокодил Гена предлагает вам запомнить такую пословицу: «Дружба и братство дороже богатства». Дети несколько раз повторяют пословицу. Сочинение стихов, подбор рифм Развеселились наши герои, стали стихи сочинять. Поможем им. Буратино взял... (топор) И пошел чинить... (забор). Видит он — стоит... (машина), Но машина без... (бензина). Влил бензин он в... (мотор) И наехал на... (забор). Тут Тортилла... (прибежала) Буратино... (отругала). 13. Буквенный анализ и синтез слова радуга «Куда же мне идти дальше?» — спросил звук р у Дракона. «Я покажу тебе волшебную дорогу, — сказал Дракон, — если отгадаешь мою загадку: "Разноцветное коромысло над рекой повисло"». (Радуга.) Дети повторяют загадку. Выставляются перепутанные буквы этого слова в виде дуги, буква р пропущена. Дети называют буквы в нужной последовательности и указывают, какой буквы не хватает. По волшебной дороге-радуге друзья ушли в свои сказки, а звук р — в Рыжий город. Чтение отрывка сказки Г. Юдина «Рыжий город» «В этом удивительном городе все было рыжим-прерыжим. Рыжие ручьи текли по рыжим травам, впадали в рыжие реки, а над реками рыжие радуги повисли. Рыжие рыбаки ловили рыжих рыб и раков». Что было рыжим в этом городе? Увидел звук р рыжую девочку и спрашивает: «Здесь детский сад "Колокольчик"»? Что ему ответила рыжая девочка? Попрощался звук р с Рыжим городом, вышел на дорогу, и тут его закружил рыжий ветер, поднял в воздух и опустил его возле нашего детского сада. Поздоровайтесь с ним. Скажите ему, как называется наш край, город, Родина. А теперь покажите, в каком замке он будет жить. 15. Знакомство с буквой р Звук Р, посмотри — вот это твоя буква. Букву Р писать несложно. Справа к палке осторожно Подрисуем мы кружок, И получится флажок. Л. Леонова Детям предлагается изобразить букву р с помощью пальчиков и соответствующих поз. Затем подставляется недостающая буква в слове радуга. Итог занятия Тема «Звук р» ПУТЕШЕСТВИЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Материал. Игрушки или картинки (маршрутное такси, троллейбус, трамвай, вертолет, подъемный кран, пожарная машина, метро, электропоезд, скорая помощь); виды Санкт-Петербурга, буквенные кассы. Ход занятия Оргмомент Угадайте, чем я управлял? Изобразите капитана, стоящего на мостике корабля, пилота, управляющего вертолетом, вагоново- жатого, шофера. Мимикой изобразите огорчение (сломалась машина), радость (машину отремонтировали), боязнь высоты (летите в самолете). Сообщение темы занятия Сегодня мы отправляемся в путешествие на разных видах транспорта и будем повторять звук р. 3. Характеристика звука р 4. Развитие фонематического восприятия Дети называют слова со звуком р. 5. Произношение звука р в словах и предложениях Предлагаю совершить путешествие в город Санкт-Петербург. На чем туда можно доехать? (На электропоезде.) Как называется вокзал, откуда уходят и куда приходят поезда? (Железнодорожный вокзал.) Почему он так назван? Ответы детей. На чем можно долететь до Санкт-Петербурга? (На самолете.) Есть ли звук р в этом слове? Вспомните, на чем еще можно лететь? (На вертолете, на аэробусе.) Можем ли мы долететь до Санкт-Петербурга на вертолете? Рассуждения детей. Откуда улетают вертолеты и аэробусы? (Из аэропорта.) Мы выбрали электропоезд. Вначале куда отправимся? (На железнодорожный вокзал.) Предлагаю доехать до вокзала на маршрутном такси. Маршрутное такси делает остановки, придумаем им названия. Они придумываются от слов: север... (Северная), огород... (Огородная), мир... (Мирная). Садимся в поезд. Едем. А вот и Санкт-Петербург! На чем можно ездить по городу? (На трамвае, троллейбусе, метро.) Выставляются картинки. Приглашаю вас в трамвай. Из окна трамвая вы увидели... (грузовик, экскаватор, подъемный кран). Ответы детей. На Неве увидели... (катер, пароход, ракету на подводных крыльях, речной трамвай). Сейчас нам надо спуститься в... (метро). На чем мы туда спустимся? (На эскалаторе.) Какое похожее слово вы недавно произносили? (Экскаватор.) Звуко-слоговой анализ и синтез Это —... (экскаватор). Это —... (эскалатор). Разделим эти слова на слоги. Сколько слогов в каждом их них? (Четыре слога.) Какой последний слог в этих словах? (Слог тор.) Я проверю, запомнили ли вы увиденное. «Соберите» слово из «разбросанных» звуков к, р, а, н. (Кран.) Обозначьте звуки кружочками. Что вы видели на реке? Я называю слова с перепутанными слогами, а вы отгадайте: «Ке-ту-ра»... (ракету), "тер-ка»... (катер). Назовите первый слог слова ракета. (Слог pa.) A второй слог слова катер? (Слог тер.) Где мы были? Составьте это слово из «рассыпанных» звуков м', е, т, р, о. (Метро.) Вы узнаете, как называется первый вагон электропоезда в метро, если соедините следующие слоги в слово э, лек, тро, воз. (Электровоз.) Мы вышли из... (метро). Нам надо попасть на Дворцовую площадь. Физминутка Логопед читает стихотворение, воспитатель изображает светофор, держа в руках красный, желтый и зеленый круги, а дети имитируют езду на автомобиле в соответствии с показаниями «светофора». Заучи закон простой: Красный — ясно, путь опасный! Желтый — тоже подожди! А зеленый впереди — проходи! * 8. Ответы на вопросы Куда мчится пожарная машина? Кто тушит пожар? Что могло случиться на пожаре? Что надо сделать, чтобы помочь пострадавшим? (Вызвать «скорую помощь».) Кто работает на «скорой помощи»? (На «скорой помощи» работают врач и медсестра.) 9. Звук р в связной речи На остановке ждут троллейбус девочка Рая, мальчик Рома с папой и старушка. Кто войдет первым в подошедший троллейбус? Рассуждения детей. Проблемная ситуация Девочка Вера потерялась. Что бы вы сделали на ее месте? Рассуждения детей. Что было бы, если бы в Санкт-Петербурге остановился весь транспорт? Хотите побывать в Петропавловской крепости? Для этого надо переехать по Дворцовому мосту или по реке Неве на другой ее берег. Какой транспорт выбираем? (Трамвай, катер, речной трамвай.) По Петербургу мы ездили на... (трамвае, троллейбусе), в... (метро). Какой это транспорт? (Пассажирский.) Почему его так назвали? Рассуждения детей. Какой еще бывает транспорт? (Грузовой, дорожный, железнодорожный, водный, воздушный.) Развитие воображения Возвращаемся домой. В пути нам приснился сон о том, как Воробей подружился с вертолетом. Сочинение коротких сказок. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|