Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Новый курс папства - союз с буржуазией





Лев XIII понял бесперспективность той политики, которую вел Пий IX. Ее продолжение еще больше изолировало бы папство и ослабило бы позиции католической церкви. Участникам конклава, собравшимся после смерти Пия IX, было ясно, что нужен папа иного типа, чем был умерший. Выбор пал на кардинала Джоаккино Печчи, принявшего имя Лев XIII.

Джоаккино Печчи - выходец из графской итальянской семьи, родился в 1810 г. Курс обучения он закончил в папской дворянской академии и специализировался в вопросах канонического и гражданского права. В 1837 г. он был посвящен в сан священника. С этого времени началась его карьера на ватиканской службе, которая и привела его в 1878 г. на папский престол. Выбор имени - Лев XIII (а не Пий X) - имел символическое значение. Так новый папа объявлял, что его понтификат не будет прямым продолжением понтификата Пия IX. Лев XIII исходил из того, что ориентация папства только на феодально- аристократические круги и только на монархические режимы устарела и невыгодна для церкви. В мире хозяином стал капитал и на него церковь теперь должна ориентироваться, к нему приспособиться.

Эту истину раньше, чем папа, поняли американские католические епископы и церковные деятели. В США над церковью не довлел груз более чем 1000-летнего феодального прошлого. Здесь она отлично ужилась с капиталом. Американские католические епископы советовали своим европейским коллегам не цепляться за феодальные гербы, вжиться в буржуазное общество, признать его культуру, приспособить свою деятельность к потребностям господствующего класса этого общества и тем поднять значение церкви и папства.

По этому пути и пошел Лев XIII. Он стремился примирить средневековый католицизм с буржуазным миром. Отстаивая в незыблемом виде католическое вероучение, он в то же время был за то, чтобы католики принимали конкретные достижения современной науки. Будучи сторонником монархического принципа, Лев XIII, однако, там, где этого требовали условия, советовал католикам (Франции, США) признать республику и сотрудничать с нею.

Если Пий IX был последним представителем феодального папства, то Лев XIII был первым представителем буржуазного папства. Но церковная организация - одна из самых консервативных в мире организаций, а религиозная идеология - самая консервативная идеология. Вследствие этого переориентация Льва XIII на буржуазное общество не явилась и не могла явиться полным разрывом с прошлыми связями и симпатиями церкви: влияние феодальной аристократии сильно в Ватикане и до наших дней. Тем не менее генеральная линия, характерная для понтификата Льва XIII,- курс на приспособление церкви к буржуазному обществу, приобщение к нему и поддержка его.

В 1880 г. по указанию Льва XIII был создан ватиканский банк "Банко ди Рома", поныне представляющий финансовые интересы папского престола. По сообщению германского военного аташе в Риме, изучавшего в 1899 г. вопрос о финансах Ватикана по поручению кайзера Вильгельма II, капиталы папского престола после смерти Пия IX составляли 80 млн. лир, а к 1899 г. выросли до 140 млн. (не считая недвижимости). Ватикан и его учреждения стали участвовать в финансовых спекуляциях и вкладывать свои капиталы в промышленные предприятия, что еще больше связало его и руководящие органы церкви с капиталистическим миром.

Приспособление церкви к капитализму требовало выработки такой социальной доктрины церкви, которая соответствовала бы интересам буржуазного мира. Лев XIII сидел на папском престоле с 1878 по 1903 г. Это были годы, когда социалистическое рабочее движение приняло широкий размах. В. И. Ленин писал, что именно в это время везде "складываются пролетарские по своей основе социалистические партии, которые учатся использовать буржуазный парламентаризм, создавать свою ежедневную прессу, свои просветительные учреждения, свои профессиональные союзы, свои кооперативы. Учение Маркса одерживает полную победу и - идет вширь. Медленно, но неуклонно идет вперед процесс подбирания и собирания сил пролетариата, подготовки его к грядущим битвам"[13].

Успехи социалистического рабочего движения пугали правящие классы. Они убеждались, что ни исключительные законы против социалистов, ни террор, к которому они прибегали после поражения Коммуны, ни запреты не смогли помешать успеху рабочего движения. Не отказываясь от насилий, они стали в широких масштабах прибегать к более изощренной демагогической, идеологической борьбе против социализма. В этой области Лев XIII нашел поле деятельности для католической церкви и этим завоевал поддержку правительств и господствующих классов.

За время своего понтификата Лев XIII издал множество энциклик, посланий и писем по социальным проблемам, острие которых всегда было направлено против социализма и коммунизма. В своей первой - программной - энциклике "Инскрутабили деи" (21 апреля 1878 г.) папа писал об опасности, угрожающей существующему строю со стороны социалистического движения, о "врагах общественного порядка". Вторая энциклика этого же года, "Квод апостолици мунерис", также целиком направлена против социализма-"смертоносной чумы", как называл его папа. Социализм отрицает частную собственность, "установленную природой", провозглашает равенство. Это вызывает гнев папы, Лев XIII пишет, что все люди равны перед богом, но от бога же исходит неравенство прав и обязанностей; социалистическая доктрина о равенстве и против собственности, утверждает папа, своим источником имеет "жадность" к земным богатствам, эту основу всех зол. По этой "теории", жадны не капиталисты, наживающиеся на эксплуатации рабочих, а рабочие, выступающие за ликвидацию капиталистической собственности.

Энциклика критикует социалистов и коммунистов и за то, что они отвергают повиновение высшим властям. В противовес им церковь внедряет в сознание людей апостольскую заповедь: "Нет власти не от бога, существующие же власти от бога установлены". Даже в тех случаях, когда государи "безрассудно излишествуют в применении своей власти", католическое учение не позволяет восставать против власти. Далее Лев XIII заявлял, что не видит логики в том, что правительства, боящиеся социализма, разрешают социалистам действовать свободно, а церковь преследуют (папа имел в виду "культуркампф" в Германии).

Заканчивается энциклика выводом: так как социалисты имеют больше всего сторонников среди рабочих, среди людей наемного труда, то церкви необходимо вырвать рабочих из-под этого влияния, объединить их в организации, которые находились бы "под опекой религии и приучали бы всех своих членов довольствоваться своей участью, с достоинством нести его тяготы и вести тихую и спокойную жизнь".

Таким образом, уже в двух энцикликах первого года своего управления церковью Лев XIII развил основные моменты современной социальной доктрины церкви.

До конца своей жизни этот папа не переставал напоминать правящим классам об опасности социализма и коммунизма и о том, что лишь католическая церковь может бороться с этой опасностью. Эту же мысль Лев XIII развивал в энциклике "Либертас" (20 июня 1888 г.): религия "является чудесным помощником государства", она учит правителей править справедливо, а подданных - покоряться властям как поставленным богом.

Энциклика "Рерум новарум"

Развернутую социальную программу католической церкви эпохи империализма папа Лев XIII изложил в энциклике "Рерум новарум", опубликованной 15 мая 1891 г.

"Рерум новарум" должна была служить идеологической и политической платформой для католической церкви и католических деятелей. Социальная доктрина Льва XIII явилась тем новым, что внес этот папа в систему идей и в деятельность церкви в эпоху империализма. Преемники Льва XIII добавляли новые моменты в социальную программу церкви, но при этом всегда исходили из основных положений "Рерум новарум".

Во вступительной части энциклики говорится о новых явлениях в общественной жизни, об обострении социальной борьбы, об изменениях в отношениях между владельцами средств производства и наемными рабочими. Отмечается, с одной стороны, накопление богатств в руках немногих и обнищание масс, организованная сила рабочих и их возросшая самоуверенность, а с другой стороны - нравственный регресс общества[14].

Первая часть энциклики называется "Фальшивое лекарство" и посвящена "опровержению" социализма. В первом параграфе "Социализм вредит рабочим" "доказывается", что социалисты хотят устранить пороки общества негодными средствами, так как выступают за уничтожение частной собственности. Уничтожение частной собственности, по мнению папы, "повредило бы самим рабочим", так как в обществе, где господствует частная собственность, рабочий может за счет экономии от своей заработной платы приобрести участок земли, т. е. стать собственником, социализм же лишает его этой перспективы.

Несостоятельность этой аргументации давно доказана всей историей капитализма, ибо при капитализме происходит процесс не увеличения числа мелких собственников, а уменьшения, и лишь очень небольшая часть рабочих может купить за счет "экономии" участок земли и стать собственником. Между тем этот мотив, эта аргументация против социализма повторяется и в социальных энцикликах преемников Льва XIII.

Ликвидация частной собственности, говорится в "Pepум новарум", и невыгодна рабочим и несправедлива, так как право собственности дано "от природы", а человек же тем и отличается от животного, что владеет собственностью. Почему же "природа" наделила собственностью только немногих и лишила этого своего "дара" большинство человечества? На это в энциклике не найти ответа. Защита и освящение частной собственности - лейтмотив энциклики "Рерум новарум". Право частной собственности, писал Лафарг, Лев XIII превратил "в догмат католической церкви".

Характерно, что в энциклике не проводится различия между собственностью капиталистов и помещиков на землю, фабрики, заводы, железные дороги и т. д. и личной и мелкой собственностью. Все это идет под одной рубрикой "Собственность", которой "угрожает" социализм. Такое смешение не случайно. Папа старался внушить широким массам, что прежде всего им, их личной и мелкой собственности, угрожает социализм, хотя на самом деле социализм выступает за обобществление собственности, капиталистов и помещиков, а не мелкой и личной собственности.

Во второй части энциклики Лев XIII излагает "позитивную" социальную программу католической церкви. Осуществление этой политики, считает папа, должно привести если не к прекращению, то во всяком случае к смягчению социальной борьбы. В этом "благотворная" роль церкви в решении социальной проблемы. Не может быть никакого уравнения в обществе, говорится в энциклике, ибо различия установлены "самой природой": от природы люди неравны в талантах, энергии, здоровье. Следствие таких различий - разный жизненный уровень людей. От этого различия общество только выигрывает, так как ему нужны люди различных способностей и функций. На основании этого энциклика оправдывает и классовые различия. Из этой "теории" следует, что эксплуататоры, капиталисты, банкиры, помещики, стали таковыми благодаря особым качествам, наделенным от природы.

"Рерум новарум" отвергает мнение, будто между различными классами существуют противоречия, ведущие к взаимной борьбе: подобно тому как отдельные члены человеческого организма составляют гармоничное целое, оба класса человеческого общества взаимно влияют друг на друга и нуждаются один в другом: "капитал нуждается в труде, труд нуждается в капитале". Исходя из этого, энциклика выступает против классовой борьбы, против забастовок. Христианство, говорится в этом документе, обладает "чудодейственными и разнообразными средствами" для смягчения этой борьбы.

Каковы же эти средства? Путем религиозного воспитания оно стремится примирить имущих с неимущими. Те и другие должны добросовестно выполнять свои обязательства. Рабочий должен не наносить материального ущерба хозяину, не оскорблять его личности, воздерживаться от насильственных действий и не иметь ничего общего с "преступными" людьми, которые обещают ему всяческие блага. Капиталист же должен уважать человеческое достоинство рабочего, не смотреть на него как на раба, не требовать от него больше того, что он в силах делать, дать ему время на удовлетворение его религиозных потребностей и платить "справедливую" заработную плату.

Страдания же всегда будут на земле, ибо они - следствие первородного греха, следствие проклятия Адама богом ("... проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей". - Бытие, III, 17). Поэтому, советует папа, лучше оставить вещи такими, какими они есть, и искать выхода на иных путях - больше думать о "потустороннем", о "загробной жизни". Бог, мол, создал человека не для преходящих земных благ, а для вечных небесных; земля лишь место ссылки для человека; для вечного блаженства не имеет никакого значения, богат ты или беден, живешь в нужде или в изобилии. Перед божьим судом, продолжает папа, бедность не будет считаться позором, сам Христос пожелал действовать в качестве сына рабочего. Одним словом, Лев XIII пустил в ход самую различную аргументацию, чтобы убедить рабочих в том, что они должны быть довольны своей судьбой.

Далее "Рерум новарум" напоминает о заслугах перед обществом церкви: в раннехристианских общинах люди делились друг с другом всем, что у них было; церковь создала благотворительные учреждения, которые заботились о бедных. Никакие государственные организации, говорится в энциклике, не смогут сделать того, что делала церковь.

Остается добавить, что благотворительность не является путем к решению социальных проблем современности. Двухтысячелетняя благотворительная деятельность церкви не привела к исчезновению бедности. Большие надежды в осуществлении своей социальной доктрины Лев XIII возлагал на государственные власти. Государство в "Рерум новарум" представлено как надклассовая сила, заботящаяся о "всеобщем благе", о всех сословиях.

Много слов сказано в пользу слабых и неимущих, в защиту рабочих. В этом проявилась характерная для политики церкви этого времени социальная демагогия: сочувствие рабочим на словах, всемерная поддержка капиталистам на деле. В энциклике говорится о справедливой зарплате, о "депролетаризации пролетариата" - увеличении числа собственников из числа рабочих за счет "экономии" с зарплаты и т.п., о том, что только церковь является истинным их другом, и только она, а не научный социализм, указывает рабочим выход из положения, в котором они находятся. Здесь есть и критические слова по адресу имущих, однако при безоговорочной защите их собственности. Все это и есть элементы так называемого "христианского социализма", представителем которого выступал и Лев XIII, хотя сам он решительно осуждал идею согласования христианства с социализмом. В. И. Ленин писал: "Злоупотребление словами - самое обычное явление в политике. "Социалистами", напр., не раз называли себя и сторонники английского буржуазного либерализма... и сторонники Бисмарка и друзья папы Льва XIII"[15].

В литературе "Рерум новарум" часто называют энцикликой по "рабочему вопросу". На самом деле эта энциклика направлена прежде всего против социализма. Что касается собственно рабочего вопроса, чему в энциклике уделено много внимания, то нельзя не отметить, что папство очень поздно им занялось - через 43 года после появления "Манифеста Коммунистической партии". Еще Жорес заметил, что "церковь начала интересоваться слабыми, когда они превратились в силу".

Социальная доктрина Льва XIII имела предшественников из числа католических деятелей, главным из которых был архиепископ майнцский барон фон Кеттелер - Духовный отец "Рерум новарум". Основные идеи, изложенные в документе Льва XIII, Кеттелер начал пропагандировать в бурные 1847-1848 гг., более чем за 40 лет до появления "Рерум новарум". Кеттелер утверждал, что острые проблемы, вставшие перед обществом, могут быть разрешены только христианством и именно в том духе, как указывает католическая церковь. В декабре 1847 г. Кеттелер проповедовал, что ближе всех стоят к Христу те, у кого нет ничего и кто доволен своей бедностью. В своей основной работе "Рабочий класс и христианство", изданной в 1864 г., в год создания I Интернационала, Кеттелер провозглашал сотрудничество труда и капитала, примирение рабочих со своим положением и "исправление" существующих общественных порядков путем религиозного воздействия на рабочих и на капиталистов. Кеттелер осуждал нарушение права частной собственности. Это право, писал он, имеет свою основу "в природе вещей", в вечных законах "природы"; религия же своим учением защищает частную собственность больше, чем все суды мира, благодаря ей "право собственности стало делом совести"[16].

Кеттелер утешал трудящихся тем, что большая часть человечества всегда будет лишена радостей жизни, что счастье - не в земных радостях. Господствующим классам он доказывал, сколь выгодна для них религия, которая учит рабочего, что бог создал его для работы и напоминает ему евангельский рассказ о богаче и бедном Лазаре.

Ко времени издания "Рерум новарум" стал проявлять "заботу" о рабочих и Бисмарк; он заговорил о "праве на труд". Кайзер Вильгельм II тоже носился с планами "социальных реформ" и демагогически заявил в феврале 1890 г., что он намерен содействовать улучшению положения немецких рабочих. Представитель английского империализма Джозеф Чемберлен выступил в 1883 г. со статьей, в которой проливал крокодиловы слезы по поводу бедственного положения большинства трудящихся. О необходимости "социальных реформ" во избежание революции заговорили представители австрийской аристократии. Одним словом, напуганные размахом рабочего движения и ростом недовольства в массах, представители господствующих классов стали толковать о "социальных реформах", причем о таких, которые не затрагивали бы основ буржуазного строя. Тогда-то эту идею, правда с большим опозданием, подхватил и папа Лев XIII.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.