|
Международная политика Льва XIIIВ период, когда еще не образовались блоки великих держав, вступивших в борьбу за передел мира, Лев XIII выступал сторонником единства действий правительств всех государств в целях сохранения существующих порядков и борьбы с опасностью революции. Об этом он неоднократно говорил представителям держав при Ватикане и главам государств, посещавшим его. Лев XIII неустанно доказывал, что католическая церковь наилучшим образом подготовлена для успешной борьбы с революцией и поэтому правительства должны быть заинтересованы в дружбе с Ватиканом и в сотрудничестве с католической церковью. Когда в Европе сложились два блока империалистических держав, Лев XIII стал ориентироваться на ту группу держав, которая, по расчетам папской дипломатии, больше всего соответствовала интересам папства. В 1879-1882 г. образовался Тройственный союз (Германия - Австро-Венгрия - Италия), в противовес ему позже сложилось Тройственное согласие (Франция - Англия - Россия). Главной силой в Тройственном союзе была Германия, стремившаяся к тесному сотрудничеству с Ватиканом. Правительство кайзера ценило в папстве консервативную и антисоциалистическую силу, нуждалось в его поддержке во внешней политике, в частности в экспансии германского империализма на Балканах и на Ближнем Востоке. В своей внутренней политике правительство Бисмарка также рассчитывало на поддержку папы: в его власти было повлиять на сильную в Германии католическую партию центра и заставить ее руководство действовать в соответствии с видами правительства. И в первом и втором случаях кайзер в своих расчетах на Ватикан не ошибся. Лев XIII со своей стороны видел в кайзере и его правительстве опору против социализма и революций не только в Германии, но и в Европе. Большие надежды возлагал папа на то, что правительство Германии, в частности Бисмарк, поддержит его в "римском вопросе". Правда, в Ватикане были весьма огорчены тем, что к Тройственному союзу примкнула Италия (впоследствии она от него отошла); это уменьшало шансы на вмешательство Германии в интересах папства. Ватикан поддерживал кайзера в политике германизации польских областей, присоединенных к Германии при разделе Польши. Начиная с 80-х годов XIX в. прусское правительство стало конфисковывать и насильственно скупать земли у польского населения Пруссии, Силезии и Познани, выселять оттуда поляков, проводить политику онемечивания через школы и государственные учреждения. Депутаты католического центра в принципе не возражали против действий правительства, они были лишь против способов их осуществления. Только депутаты социал-демократы (Либкнехт, Зингер и др.) обличали политику кайзера. В интересах сближения с Германией и папский престол не препятствовал антипольской политике Бисмарка, фактически же он содействовал ей тем, что помогал германизации церкви и народной школы в польских областях. В интересах сотрудничества с католической церковью в самой Германии, а также с Ватиканом был прекращен "культуркампф", а к 1887 г. все основные законы против церкви, изданные в годы "культуркамлфа", были отменены. Другая держава-участница Тройственного союза, Австро-Венгерская монархия, по традиции рассматривалась папством как оплот католицизма, особенно на Балканах. Влияние клерикалов (в первую очередь иезуитов, а через них и Ватикана) на императора Франца-Иосифа было очень велико. Папский престол оказывал поддержку империалистической политике Австро-Венгерской монархии на Балканах. Ориентация Льва XIII на Тройственный союз не исключала сотрудничества папы с другими державами. Больше того, когда ему было выгодно, в частности, когда папские дипломаты убедились в том, что ни Германия, ни Австро-Венгрия не намерены вступать в конфликт с Италией в пользу папства, папа менял ориентацию на державы Тройственного согласия и прежде всего на Францию. Однако по мере того, как обострялись противоречия между обоими блоками держав, отношения Ватикана с Германией становились все более тесными и оставались таковыми вплоть до окончания первой мировой войны. Лев XIII протестовал, в очень умеренных словах, против антиклерикальных законов во Франции и в то же время добивался сотрудничества с правительством этой страны. Сотрудничества с папой хотела и французская буржуазия, извлекавшая выгоды из миссионерской деятельности католической церкви в колониях, ибо "французская церковь все еще считалась "старшей дочерью" римско-католической церкви. Католическое миссионерство оказывало поддержку французскому империализму, как и Франция во всех отношениях поддерживала французские миссии в колониях"[20]. Сближение Ватикана с Францией началось в последнее десятилетие XIX в. и продолжалось сравнительно недолго: уже в самом конце XIX - начале XX в. этот курс был изменен. Союзником Франции по империалистическому блоку была царская Россия. Сближаясь с Францией, Лев XIII добивался сближения и с царской Россией. Папа считал, что союз с Россией поднимет международный вес папства и поможет ему в спорах с Италией. Дружественные связи с Россией рассматривались в Ватикане и как необходимое условие распространения католицизма в этой стране и осуществления церковной унии. Каждый партнер ценил в Другом сторонника консервативных начал и непримиримого врага социализма и революции. Царское правительство к тому же рассчитывало на помощь Ватикана в подавлении национального движения в польских областях. Кроме того, соглашение с Ватиканом рассматривалось как средство ослабить про австрийскую деятельность папского престола на Балканах. В 1887 г. в Рим для переговоров с папским престолом прибыл представитель царского правительства А. Извольский. Переговоры завершились в 1894 г. установлением дипломатических отношений и учреждением при Ватикане российской дипломатической миссии. Одной из жертв сотрудничества Ватикана с царизмом был польский народ. Католическое духовенство в России под влиянием папы требовало от верующих поляков беспрекословного повиновения царским властям. Лев XIII заверял Извольского, что авторитет папы "будет всегда употребляем на то, чтобы внушить католикам Польши повиновение законам и верность их государю". Извольский писал в Петербург (февраль 1889 г.), что "когда Лев XIII хочет представить нам ценность своей дружбы во время европейских осложнений, он имеет в виду в особенности польский вопрос, вопрос, в котором его духовная власть может, по его мнению, оказать весьма ценное воздействие" [21]. Дружба Ватикана с царизмом прекратилась одновременно с ухудшением франко-ватиканских отношений и по мере усиления в Ватикане влияния Германии - в самом конце XIX - начале XX в. В одном папский престол остался единомышленником и союзником царизма до самого конца - в борьбе с революцией. Особый интерес проявлял Лев XIII к Соединенным Штатам Америки. Папа видел возросшую роль США в международной политической жизни, в борьбе империалистов за передел мира. В силу различных условий (в частности, значительная иммиграция из стран с католическим населением) католическая церковь в этой стране выросла к концу XIX в. в большую силу, владела колоссальными богатствами и вносила в папскую казну значительные суммы. Она оказывала заметное влияние и на церковь стран Латинской Америки. Когда в 1898 г. США начали войну с Испанией за захват Филиппинских островов и Кубы, тогдашний президент Мак-Кинли со свойственным империалистам ханжеством и лицемерием заявил, что это делается с целью "просветить филиппинцев, поднять их, цивилизовать и обратить их в христианство, как наших ближних, за которых также умер Христос". Между тем филиппинцы уже давно подверглись "христианизации". Лев XIII, несмотря на то, что до испано-американской войны всецело был на стороне испанской монархии (католической, традиционно преданной папству и церкви), быстро переметнулся на сторону победителей. В результате переговоров представителя правительства США с римской курией в 1902 г. появилась папская булла о подчинении церкви на Филиппинах американской церковной иерархии; в 1903 г. американской иерархии была подчинена церковь и на Кубе. Учитывая коренные противоречия эпохи империализма - противоречия между трудом и капиталом и между империалистическими державами в их борьбе за передел мира, Лев XIII помогал всему классу капиталистов всех стран своей непримиримостью к социализму и, поддерживая те или другие блоки держав, участвовал в борьбе империалистических сил и добивался политических выгод для церкви и папства. Для достижения своих целей он не останавливался перед тем, чтобы жертвовать интересами католических масс. Так, ради сближения с Германией и Россией он жертвовал интересами католиков-поляков, ради сближения с Англией он поддерживал борьбу английского правительства против национального движения католиков-ирландцев, ради сближения с США он жертвовал интересами католиков Филиппин, Кубы и т. д. Чтобы привлечь внимание к папству, Лев XIII возобновил (после 75-летнего перерыва) празднование священного (юбилейного) года. В мае 1899 г. было объявлено, что 1900 год будет юбилейным. В этом году в Риме побывали до 400 тыс. паломников, они принесли Ватикану колоссальный доход. Лев XIII поощрял миссионерскую деятельность католической церкви, которая была неразрывной частью политики империалистов в их борьбе за передел мира. При этом папский престол никогда не становился на сторону порабощаемых народов. Так, Ватикан с одобрением отнесся к грабительской политике империалистов в Китае в конце XIX в., к посылке в 1900 г. объединенной военной карательной экспедиции держав под командованием графа фон Вальдерзее для подавления восстания китайского народа против иностранных захватчиков. В годы понтификата Льва XIII происходила острая борьба империалистических стран за раздел и захват Африки. Этот грабеж маскировался обычно "культурной миссией". "Цивилизаторская" роль империалистов, на деле приведшая к порабощению народов Африки, стоила им миллионы человеческих жертв и на многие десятилетия задержала их экономический и культурный прогресс. Ватикан, в соответствии с общими задачами своей международной политики, поддерживал то одни, то другие колониальные державы, но никогда не протестовал против кровавых преступлений бельгийских захватчиков в Конго, немецких, английских, французских, португальских колониальных грабителей в различных районах Африки. Начало борьбы с модернизмом Если в вопросах социальной доктрины и политической деятельности церкви Лев XIII был за обновление и приспособление к империализму, то в области чисто религиозной он держался традиционной позиции и лишь в очень ограниченных пределах делал осторожные шаги в сторону признания необходимости пойти навстречу духу времени. Так, учитывая успехи научной критики Библии, папа образовал в 1902 г. библейскую комиссию для объяснения и толкования Библии, выработки общих принципов отношения к ее критике и определения допустимых пределов этой критики. По существу папа больше стремился поставить научную критику Библии под контроль церкви. В основных вопросах католического вероучения Лев XIII был решительным противником новшеств. Это он показал своей борьбой с зародившимся в период его правления модернизмом. Модернизм явился течением в католическом богословии, представители которого стремились примирить католицизм с наукой и современным прогрессом, учитывая как новые явления в обществе, так и в особенности прогресс науки и достижения критики Библии. Модернисты считали необходимым применение идей эволюции к религиозным вопросам. С их точки зрения, христианская догматика сама находится в процессе эволюции, а возникновение христианства связано с историей древнего мира. Модернисты критиковали в существующей практике церкви грубо чувственные представления о боге, загробном мире, а также суеверия, веру в чудеса. Идеологами модернизма были видные католические богословы и историки. Они считали, что если церковь хочет сохранить влияние, в частности среди интеллигенции, она должна отбросить явно устаревшие представления. Идеи модернизма имели сторонников во Франции, Германии, Англии, Италии и ряде других европейских стран. Сравнительно раньше, чем в этих странах, идеи модернизма стали проповедовать в США. Модернистское течение в среде американского католического духовенства было названо его противниками "ересью американизма". В Ватикане были встревожены пропагандой идей модернизма, так как в них усмотрели тенденции не только к пересмотру католического вероучения, но и к ослаблению церковной централизации и к независимости католической церкви в США от Ватикана. В 1899 г. Лев XIII издал энциклику против "ереси американизма". Энциклика была составлена очень дипломатично, так как папа не хотел конфликта с богатой и влиятельной американской церковью. В то же время Лев XIII не имел ничего против того, чтобы в США католическая церковь приспособила свою деятельность к условиям американской жизни. Более широкое распространение идеи модернизма получили среди богословов и церковных деятелей в странах Западной Европы. Его видными представителями были: во Франции аббаты Луази и Дюшен, в Германии - Шелль, в Англии - священник-иезуит Тиррель, в Италии - священник Мурри и др. Эти видные богословы - профессора высших католических учебных заведений, исследователи Библии, историки - выступили с рядом положений, которые шли вразрез с установленным учением церкви. Для Луази, например, Иисус был не богом, а человеком, еврейским мессией, зачинателем религиозного движения. Луази писал, что само церковное учение меняется и не имеет божественного происхождения. Герман Шелль выступил против веры в дьявола, ведьм, в чудеса, против опеки духовенства над мирянами, против господства иезуитов. Иезуит Тиррель, более 20 лет занимавшийся схоластикой и изучением Библии, пришел к выводам, расходившимся с учением католической церкви. Мурри больше интересовали социально-экономические проблемы. Итальянские модернисты признавали авторитет папы в делах веры, но стремились освободиться от опеки церковных властей в делах политических и экономических. Модернизм не представлял собой цельной идеологической программы. В нем были разные течения, более и менее критически подходившие к положению и учению церкви. Сторонники его были немногочисленны. И тем не менее папство считало модернизм серьезной опасностью для церкви и вело против него решительную борьбу: включало труды модернистов в Индекс запрещенных книг, отлучило модернистов от церкви, изгоняло их из учебных заведений. Борьбу с модернизмом начал Лев XIII. Ее продолжал его преемник Пий X. Можно в этой связи лишь отметить, что спустя 60 лет после смерти Льва XIII, на Втором Ватиканском церковном соборе в 1962-1965 гг. выдвигались требования (и часть из них была принята) пересмотра вероучения и реформы церкви, которые шли значительно дальше того, что отстаивали модернисты. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|