Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Модернизм и борьба папы с ним





В деятельности Пия X большое место заняла борьба с модернизмом. Эту борьбу начал Лев XIII, но он не вносил в нее остроты. Пий X в противовес ему выступил против модернизма так, как Пий IX выступал против духа нового времени.

3 июля 1907 г. конгрегация инквизиции издала деккрет "Ламентабили" - перечень 65 положений, в которых обобщены взгляды модернистов, расходящиеся с церковным учением и осужденные папой. Этот документ явился дальнейшим развитием обскурантистских идей, изложенных в "Силлабусе" Пия IX. В "Ламентабиле" осуждаются взгляды о допустимости свободы изучения Библии и научной ее критики, о том, что не бог является ее автором, а также взгляды, расходящиеся с церковным учением о догматах и откровении, противоречащие церковному учению о божественности Христа и сверхъестественной природе таинств. Папа выступает против взглядов модернистов по вопросам церковного устройства, против критики модернистами роли и места папства в церкви. С гневом обрушивается Пий X на заявление модернистов, будто Петр даже и не ведал, что Христос предназначил ему первенствующее положение в церкви. Это положение модернизма было прямо направлено против притязаний пап, которые, ссылками на то, будто они - преемники апостола Петра, обосновывают свое право на первенство в церкви.

Пий X не удовлетворился изданием нового "Силлабуса": 8 сентября 1907 г. была опубликована папская энциклика "Паскенди", расширяющая положения ранее изданного декрета против модернизма. В энциклике осуждаются взгляды модернистов на отношение веры к науке, из которых следует, что наука независима от веры и что вера должна подчиняться науке. "Все это прямо противоречит тому, чему учил наш предшественник Пий IX: во всем, что касается религии, философия должна не господствовать, но служить, не предписывать, чему следует верить, но с разумной покорностью усваивать, не исследовать глубины тайн божьих, но благочестиво и смиренно чтить их",- поучает Пий X[22].

Для борьбы с модернизмом энциклика предлагала положить в основу изучения философии и богословия схоластику Фомы Аквинского, не допускать к преподавательской деятельности "зараженных" модернизмом, усилить церковную цензуру, ограничить материал для чтения учащихся духовных учебных заведений и провести ряд других запретительных мер. Вслед за папой в духе его энциклики против модернизма выступили епископы в отдельных странах.

Все это было продолжением политики Пия IX, курсом на то, чтобы задушить малейший отход от средневековой схоластики, не допустить научного подхода к проблемам религии, воспрепятствовать изменению строя церковной жизни, его демократизации, сохранить прежнее положение католической церкви как руководящего в обществе института, а папы - как непогрешимого наместника Христа.

Завершенном похода Пия X против модернизма явилось введение в 1910 г. антимодернистской присяги. Ее должны были принести профессора католических богословских факультетов, лица духовного звания перед посвящением в следующий духовный чин, служащие епископских курий, проповедники, главы монашеских конгрегаций. Они должны были поклясться, что твердо верят в учение церкви и признают папские энциклики против модернизма.

Другим проявлением религиозной нетерпимости папы Пия X явилась так называемая Борромеева энциклика, изданная 26 мая 1910 г. по поводу 300-летия канонизации кардинала Карла Борромея (1538-1584) - одного из активных деятелей контрреформации. Папа воспользовался этим поводом для того, чтобы обрушиться на реформацию и основателей протестантизма. Деятелей реформации папа назвал "врагами креста Христа", "преступниками", людьми, "чьим богом является желудок", и т. п. Появление энциклики оскорбило миллионы протестантов и вызвало с их стороны протесты. В Германии, родине реформации, энциклика была предметом обсуждения в прусской палате депутатов, и правительство поручило послу Пруссии при Ватикане заявить протест против издания этого документа. Дело едва не дошло до упразднения прусского посольства при Ватикане. Ватикан должен был оправдываться. В газете "Оссерваторе Романо" появилось официальное сообщение, что в энциклике не поименованы народы и властители какой-либо страны, что у папы не было желания оскорбить некатолических жителей Германии или их государей. Папа распорядился в Германии энциклику не публиковать.

Вражда к демократии

Пий X относился к демократии враждебно и остерегался всего того, что могло быть понято как сочувствие демократии, в которой он видел зародыш социализма. "Как может народ быть владыкой? Он - подданный и для своего же благополучия должен таковым оставаться", - эти слова были сказаны Пием X представителю России при Ватикане С. Сазонову в апреле 1907 г., во время аудиенции у папы, когда речь зашла о Франции, где, как сказал папа, "демагоги" говорят о суверенности народа[23]. Неудивительно, что Пий X отрицательно отнесся к христианско-демократическому движению, которое получило развитие и поддерживалось папой Львом XIII, особенно к более либеральным его кругам.

В 1889 г. группой молодых французских католиков из буржуазных кругов во главе с Марком Санье было создано общество "Силлон" ("Борозда"). Силлонисты ставили себе целью организовать рабочие кружки под опекой церкви. В кружках изучались социальные вопросы, читались лекции. Постепенно собрания все более и более приобретали характер развернутых диспутов, все меньше походили на обычные уроки, которые образованные буржуа давали рабочим.

Санье и его сторонники хотели примирить церковь с республикой, отделить католицизм от политической реакции, учитывая, что во Франции демократические принципы приняты большинством народа. Эти требования, а также пропаганда силлонистов среди рабочих и их сочувствие рабочим вызывали недовольство французского епископата и подозрение Ватикана. Силлонистов стали обвинять в том, что они подменили "деятельность по воспитанию народных масс в христианском духе деятельностью не религиозной по своей сущности, близкой к политической борьбе за демократические права"[24].

В августе 1910 г. появилось послание Пия X к французскому епископату, осуждавшее "Силлон". В нем говорилось, что руководители общества уклоняются от контроля церкви, а их взгляды на свободу, братство и демократию расходятся с ее учением. Следствием послания Пия X был самороспуск "Силлона" в августе 1910 г.

Еще в 1906 г. в энциклике к итальянским епископам Пий X писал о недопустимости высказываний, способных вызвать в народе "отвращение к высшим классам"; католическим изданиям предписывалось избегать выражений, "пахнущих нездоровыми новшествами" и толкующих о "новой ориентации христианской жизни", о "новой христианской цивилизации". Социальную демагогию, к которой стали прибегать некоторые католические деятели для привлечения рабочих к церкви, Пий X считал опасной. Существование самостоятельных рабочих организаций церковные иерархи рассматривали как зло, с которым приходится мириться. Но они добивались, чтобы рабочие католики были организованы отдельно от рабочих некатоликов и чтобы те и другие находились под контролем церкви.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.