Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Антисоветская деятельность Ватикана





В своих отношениях к Советской России Ватикан ориентировался на иностранных интервентов и белогвардейцев. Лысаковский писал 10 мая 1919 г.: еще в октябре 1918 г. он телеграфировал в Омск, что "вынес определенное впечатление, что Омское правительство будет признано Ватиканом немедленно по признанию его державами Согласия". Между Ватиканом и правительством Колчака в Омске было достигнуто соглашение о порядке управления католической церковью на территории, занятой белогвардейцами, и высшие епископские права были переданы томскому декану.

В феврале 1919 г. правословные епископы Сибири, находившиеся в стане Колчака, обратились к папе римскому и главам ряда западноевропейских и американских церквей с посланием, в котором писали о "гонениях" большевиков на церкви, о будто бы существующих в Советской России декретах о социализации женщин, об обложении налогом лиц, имеющих на дому иконы, и т. п.[56] Это клеветническое послание колчаковских епископов было рассчитано на разжигание вражды к Советской России и должно было служить оправданием интервенции. В Ватикане воспользовались посланием, чтобы выступить в роли "защитников православия". За подписью статс-секретаря Ватикана кардинала Гаспарри 12 марта 1919 г. народному комиссару иностранных дел Г. Чичерину была послана радиограмма такого содержания: "Сообщают из серьезного источника, что Ваши приверженцы преследуют служителей бога, в особенности тех, которые принадлежат к православной религии. Святой отец Бенедикт XV увещевает Вас дать строгие приказания, чтобы служители всякой религии были уважаемы..."[57]

В ответе Г. Чичерина говорилось: "серьезный источник", на который ссылается в своей радиограмме кардинал Гаспарри, ввел Ватикан в заблуждение. В Советской России осуществлено отделение церкви от государства, и религия рассматривается как частное дело. "У нас не происходит никаких явлений, подобных тем, которые составляли правило в тех странах, где господствовала римско-католическая церковь, по отношению к иноверцам". Далее отмечался лицемерный характер "заступничества" Ватикана за православную церковь, ибо ее "римско-католическая церковь до сих пор считала схизматической и еретической". В Coветской России ни один служитель православной религии не пострадал за свои религиозные убеждения; "что же касается тех из них, которые участвовали в заговорах против Советского правительства и против власти рабочих и крестьян, мы исходили в наших действиях по отношению к ним, что они должны подчиняться тем же законам, как и другие граждане".

В радиограмме Чичерина выражалось сожаление, что Ватикан не протестовал против бесчисленных зверств, творимых врагами русского народа - правительствами Колчака, Деникина, Петлюры и других. "Истинная человечность, за которую борется наша народная революция, нисколько не уважается теми, которые считаются Вашими приверженцами, и ни одного слова из ваших уст не раздалось в ее защиту",- этим заканчивается ответ Чичерина[58].

Выступление папы "в защиту" православия преследовало двоякую цель: очернить Советскую власть, будто бы преследующую церковь, и в то же время протянуть руку антисоветски настроенным иерархам православной церкви.

Одновременно Ватикан был связан и с различными националистическими "правительствами", возникшими в России в годы гражданской войны. Он "потворствовал" (по словам Лысаковского) петлюровщине, и в мае 1919 г. в Рим прибыл помещик Волынской губернии Михаил Тышкевич в качестве представителя Петлюры - "украинским посланником при св. престоле".

В Ватикан приезжала в апреле 1919 г. и эстонская делегация, обратившаяся к папе с просьбой признать независимость Эстонской республики. Папа ответил, что сначала этот вопрос должны решить державы-победительницы. Такой же ответ получил и литовский представитель.

В Ватикане считали образование независимого польского государства "несбыточной мечтой". Польскому католическому деятелю Дмовскому, прибывшему в январе 1918 г. в Ватикан, было сказано, что будущее Польши - "с Австро-Венгрией".

В июне 1919 г. Ахилл Ратти, до того папский визитатор, был назначен нунцием при польском правительстве. Свое положение в Варшаве он использовал для антисоветской деятельности. Особо активно антисоветскую деятельность он развил во время советско-польской войны. В письме В. И. Ленину Ф. Дзержинский сообщал 17 августа 1920 г.: "Все польские кардиналы, архиепископы и епископы обратились с воззванием к католическому епископату всего мира за помощью, характеризуя нас как антихристов"[59]. Одновременно папа Бенедикт XV в письме к кардиналу Помпильи - своему римскому викарию - писал (5 августа 1920 г.), что наступление Красной Армии на Запад представляет собой угрозу Европе.

"Римский вопрос" при Бенедикте XV

Страх перед революцией и стремление объединить силы буржуазного мира против нее вынудили папу отказаться от традиционной со времени Пия IX вражды папского престола к Итальянскому государству.

Выше уже отмечалось, что начиная с конца XIX в. Ватикан решительно противился созданию в Италии католической политической партии по типу партий, которые уже существовали давно в Германии (центр), Австрии (христианско-социальная) и некоторых других странах. Но уже в январе 1919 г. в Италии с благословения папы была создана католическая народная партия "Пополяри" во главе со священником Стурцо. Создание этой партии было уступкой революционному настроению католических масс, в первую очередь крестьянства. С другой стороны, Ватикан и католические политические деятели имели в виду с помощью католической партии отвлечь революционное движение в мирное русло, подчинить его себе и повести против революционного рабочего движения. "Создание партии "Пополяри",- пишет Дж. Канделоро,- необходимо рассматривать в тесной связи с той общей политикой, которую церковь вынуждена была проводить в послевоенные годы, дабы воспрепятствовать могучей революционной волне, вызванной Октябрьской революцией и прокатившейся по всем странам"[60]. Как дальше будет показано, при преемнике Бенедикта XV "Пополяри" способствовала своей политикой упрочению фашистской диктатуры Муссолини.

С целью использовать голоса католиков для борьбы с революционным движением, охватившим тогда Италию, папа отменил 12 ноября 1919 г., за несколько дней до парламентских выборов, запрещение католикам участвовать в них (декрет "Non expedit").

Бенедикт XV пытался найти решение "римского вопроса" с помощью иностранного вмешательства. Во время переговоров о мире с Вильгельмом II в июне 1917 г. представитель папы Пачелли упомянул и о "римском вопросе". Кайзер ответил, что если папа сумеет помочь в деле достижения мира, то "благодарные народы, конечно, после заключения мира, охотно поддержат перед итальянским правительством его желание независимости". Революция в Германии свергла с престола кайзера. Папа обратил свои взоры на президента США. Он пытался заинтересовать "римским вопросом" Вильсона. Тот, однако, уклонился от встречи с представителем папы.

Папа все более убеждался в том, что "римский вопрос" может быть решен только внутри Италии. В мае 1919 г. его представитель епископ Келли начал переговоры с главой итальянского правительства Орландо, находившимся тогда в Париже на мирной конференции. Келли выдвинул проект создания небольшого папского государства, в которое войдет Ватикан и близлежащая территория. Соглашение на этой именно основе было достигнуто несколько позже с правительством Муссолини.

Отношение папского престола к другим государствам Лысаковский характеризовал так: к Франции-"самое благоприятное, полное предупредительности". С Англией дипломатические отношения были установлены в самом начале войны. После войны папский престол, "сознавая доминирующее положение Англии, весьма считается с нею" и, в частности, идет навстречу пожеланиям правительства в ирландском вопросе; "финансовая и экономическая гегемония Америки учитывается Ватиканом и им воздается кесарево кесарю". Большое внимание, писал далее Лысаковский, уделяется Ватиканом Латинской Америке, являющейся "весьма ценным устоем св. престола". Наконец, "двери Ватикана и всех католических учреждений, в Риме снова открылись перед немцами и их уже довольно много появилось на ватиканском горизонте".







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.