|
Ватикан и итальянский фашизмСовершенно по-иному сложились отношения Пия XI и Ватикана с фашистскими державами. В конце 1922 г. итальянская буржуазия установила в стране кровавую фашистскую диктатуру, чтобы в крови потопить народное движение. Рабочий класс Италии был распылен, неорганизован и не смог воспрепятствовать приходу фашистов к власти. Захватить власть помог фашистам Ватикан. Два главных мотива определили благожелательное его отношение к установлению фашистской диктатуры - страх перед углублением революции в Италии и финансовые интересы папского престола. Одной из наиболее влиятельных политических партий в Италии после первой мировой войны была католическая народная партия ("Пополяри"), созданная в 1919 г. с благословения Ватикана для отвлечения католических трудящихся от революционной борьбы. К 1922 г. партия "Пополяри" стала второй по численности в парламенте. Вместе с социалистами и либералами она могла бы составить серьезное препятствие фашизму. Между тем накануне прихода фашистов к власти и после этого Ватикан стремился не допустить единства антифашистских сил и создания сильной оппозиции фашизму. В самой католической партии правое течение было за сотрудничество с фашистами, и в первый кабинет министров Муссолини вошли три представителя этой партии. Фашистское правительство стремилось расположить к себе церковную иерархию и Ватикан. Так, в январе 1923 г. было объявлено о намерении правительства Муссолини ввести в школах обязательное обучение религии, а также ассигновать средства на восстановление и реконструкцию разрушенных во время войны церквей. Фашистское правительство спасло от краха "Банко ди Рома", с которым были тесно связаны финансовые интересы Ватикана, католической иерархии и католических организаций. Этой "спасательной операции" предшествовали секретные переговоры между Муссолини и кардиналом Гаспарри, происходившие 20 января 1923 г. в доме графа Сантуччи, в то время председателя правления банка. Ватикан пришел на помощь Муссолини в критические для него дни 1924 г., когда убийство фашистами социалистического депутата Маттеотти вызвало всеобщее возмущение. Газета "Оссерваторе Романо" в те дни критиковала органы печати, которые вели резкую кампанию против фашистского режима, и пугала последствиями его падения. В сентябре 1924 г. против сотрудничества католиков с социалистами и другими левыми группами выступил папа Пий XI, обращаясь к студентам-католикам. При курсе на сотрудничество церковной иерархии и Ватикана с фашистским правительством существование самостоятельной католической партии было нежелательно для обоих партнеров. Ведь партия, которую поддерживали значительные массы трудящихся католиков, могла при отсутствии легальных политических организаций левого направления стать одним из центров притяжения антифашистской оппозиции. Поэтому в интересах сохранения хороших отношений с правительством Муссолини Ватикан не протестовал против роспуска этим правительством в ноябре 1926 г. в числе других оппозиционных политических партий также и католической. Латеранские соглашения Пий XI и римская курия старались предотвратить среди католиков всякую оппозицию фашизму, чтобы успешно завершить переговоры, которые начались после установления фашистской власти, о ликвидации "римского вопроса" и урегулировании споров, возникших между Италией и Ватиканом в 1870 г. Завершением длившихся почти 60 лет споров между Ватиканом и Итальянским государством Муссолини хотел укрепить собственное положение, положение фашистского режима, а также поднять свой авторитет в глазах католиков не одной только Италии. В свою очередь папа Пий XI и римская курия дорожили мероприятиями фашистского правительства в интересах церкви и особенно ценили фашистский режим с его "сильным правительством" за бескомпромиссно-враждебное отношение к демократии и коммунизму. В 1926 г. в связи с неудавшимся покушением на Муссолини Пий XI сказал, что "перст божий охраняет Муссолини". Секретные переговоры начались в 1926 г. Представителем Ватикана на переговорах был Франческо Пачелли - брат будущего папы Пия XII, а за их ходом внимательно следил папа Пий XI. Переговоры завершились 11 февраля 1929 г. заключением Латеранских договоров - подписанием трех документов: политического договора, конкордата и финансового соглашения. В первом документе говорилось, что обе стороны решили достигнуть окончательного соглашения, устранить имевшиеся разногласия и раз навсегда уладить "римский вопрос", возникший в 1870 г. Согласно статье первой политического договора, Италия признавала католическую религию "единственной государственной религией". Статья третья предусматривала образование на территории Рима самостоятельного государства - города Ватикан, полная собственность, абсолютная и суверенная юрисдикция над которым признается за папским престолом. Другие статьи договора касались различных вопросов административно-технического порядка, относящихся к государству Ватикан: его границ, недвижимости, водоснабжения, средств связи, положения граждан этого государства, прав посольства папского престола. Согласно статье восьмой, Италия почитает личность верховного первосвященника "священной и неприкосновенной". В свою очередь папский престол, говорится в статье 24, заявляет, "что он желает оставаться и останется посторонним светскому соперничеству между другими государствами" (положение, которое систематически им нарушалось). Финансовая конвенция, подписанная тогда же, предусматривала удовлетворение финансовых претензий папского престола. В компенсацию за потери, понесенные им в связи с ликвидацией папского государства в 1870 г., Италия обязалась выплатить ему 750 млн. лир и 1 млрд. в ценных бумагах. Наконец, заключенный тогда же конкордат определял положение и значительные привилегии католической церкви в Италии. По конкордату, во всех школах вводилось обучение религии, брак признавался только церковный, государство предоставило церкви ряд привилегий, а епископы обязывались молиться за короля. Конкордат был направлен против принципа светского характера государства. Он сохранил силу и после падения фашистского режима и дает возможность итальянским клерикалам по сей день осуществлять свое влияние в государстве. Латерапские договоры явились соглашением о тесном сотрудничестве и о союзе между церковью и фашистским государством. Через несколько дней после подписания Латеранских договоров пана Пий XI заявил, что Муссолини- человек, "посланный провидением". В дальнейшем, когда между Ватиканом и фашистским государством возникали конфликты, порой весьма острые, Пий XI и римская курия во всех случаях в конечном счете шли на уступки фашистскому государству, стремились не обострять отношений с ним, а в ряде случаев и помогать ему. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|