|
Бенедикт XV о церковном единствеБенедикт XV был сторонником сближения церквей. Папа лелеял надежду на примирение церквей с сохранением автономных прав, "но под видимым главенством папы". В особенности папу интересовал вопрос о возможности распространения католицизма в России и сближения с русской православной церковью. Касаясь этого вопроса, Лысаковский писал в ноябре 1919 г., что "стремление к сплочению перед этой опасностью революции и безбожия является одним из оснований возможного сближения". Таким образом, и сближение церквей папа рассматривал в свете своей главной задачи - борьбы с революционным движением. В этой связи следует рассмотреть и описанное выше выступление папы перед Советским правительством в 1919 г. в роли "ходатая" за православную церковь. Симпатии Бенедикта XV были, разумеется, не на стороне трудящихся России, сбросивших под руководством большевистской партии гнет царизма, помещиков и буржуазии и ведших в то время очень тяжелую борьбу против армий белогвардейцев и интервентов. Его симпатии были всецело на стороне тех, кто хотел потопить Октябрьскую революцию в крови. Летом 1918 г. в Ватикане разрабатывался план спасения последнего русского царя Николая II и его семьи. Об этом рассказывает в своих воспоминаниях, вышедших в 1962 г. в Нью-Йорке, бывший секретарь российской миссии при папе Н. Бок, ставший впоследствии католическим иеромонахом. Папа и его дипломаты намеревались добиться с помощью нунция в Мюнхене Пачелли и правительства Германии освобождения царя и поселения его в Ватикане или другом месте[61]. Папа Бенедикт XV положил начало той политике вражды к первому в мире социалистическому государству, которая стала основным мотивом в деятельности его преемников Пия XI и Пия XII. Пий XI. Антикоммунизм Время правления Пия XI Пий XI был на папском престоле с 1922 по 1939 г.- почти весь период между двумя мировыми войнами. Это были годы, насыщенные важнейшими событиями. Советский Союз вышел победоносно из гражданской войны, изгнал армии интервентов со своей территории и приступил к восстановлению и развитию народного хозяйства, к строительству социалистического общества. Под влиянием победы социалистической революции в России развернулось революционное движение пролетариата во всех капиталистических странах и национально- освободительное движение - в колониальных и зависимых. Капитализм вступил в период всеобщего кризиса. Напуганная размахом революционного движения буржуазия в ряде стран установила свою террористическую диктатуру - фашистские режимы. Коммунистический Интернационал и входившие в него партии вели настойчивую борьбу за единый Народный фронт для отпора фашизму и предотвращение войны. Из всех крупных держав только Советский Союз боролся за создание дееспособного фронта против опасности войны, подготавливавшейся фашистской Германией и ее союзниками. Однако он не встретил поддержки. Потрясения, вызванные первой мировой войной и революционными событиями, способствовали революционизированию масс, с одной стороны, и привели к кризису буржуазной идеологии - с другой. Часть буржуазной интеллигенции обратилась к упадочнической философии и религии. Буржуазия же больше стала прибегать к помощи церкви в борьбе против революционного движения, особенно против коммунизма. Усилилась клерикализация буржуазных государств, заметно возросла политическая роль папства. В правление папы Пия XI Ватикан заключил наибольшее число конкордатов и соглашений с буржуазными государствами, всего 26, в том числе с Латвией (1922), Баварией (1924), Польшей (1925), Литвой (1927), Италией (1929), Пруссией (1929), Баденом (1932), Германией (1933), Австрией (1934). В 1925 г., после 20-летнего разрыва, были восстановлены дипломатические отношения Ватикана с Францией. Опираясь на разветвленную церковную организацию и пользуясь политической и финансовой поддержкой буржуазии, Ватикан после первой мировой войны стал серьезным фактором мировой политики. Ахилл Ратти (Пий XI) родился в 1857 г. в буржуазной, итальянской семье. Став в 1879 г. священником, будущий папа с 1883 по 1888 г. преподавал в Милане теологию, затем перешел на службу в Амврозианскую библиотеку. С 1912 до 1918 г. он - вице-префект и префект Ватиканской библиотеки. В 1918 г. папа Бенедикт XV направил Ахилла Ратти апостолическим визитатором в Россию, Польшу и Прибалтику. С этого времени и началось его возвышение: с 1919 г. он епископ и нунций в Польше, с 1921 г.- кардинал и архиепископ миланский, а в 1922 г. избран на папский престол. Политический курс Пия XI Основным содержанием политики Ахилла Ратти на папском престоле был антикоммунизм. Его католические биографы пишут, что коммунизм он "узнал" и возненавидел в 1919 г., находясь на посту нунция в Варшаве. Оказавшись в самой гуще политической борьбы, на границе Двух миров, Ахилл Ратти увидел, как рушится старый дорогой ему мир. Это породило в нем чувство страха и ненависти к рождающемуся новому миру. В декабре 1923 г. появилась программная энциклика Пия XI ("Уби аркано деи"). Первая часть ее, посвященная обзору послевоенного положения в мире, написана в крайне пессимистических тонах: хотя война закончена, но мира нет, всюду разрушения, ненависть, голод; нет мира и в среде победителей, ряд международных конференций потерпел неудачу. Не лучше и внутреннее положение в государствах. Прежде всего папа ополчается на классовую борьбу, которая, "как смертельный нарыв", разъедает сердца народов. Речь идет о забастовках, локаутах, восстаниях, борьбе партий: "Чем более демократична конституция, говорится в этом документе, тем более пагубно все это действует на национальное благосостояние. Церковь не делает различий между формами правления как таковыми, но ясно, что демократические государства легче страдают от вероломной взаимной борьбы". В этих словах откровенно высказана вражда папы к демократии и демократическим учреждениям. Далее говорится о развале семьи, упадке религии и нравственности, о росте нужды. В чем же причина бедствий? В ответе на этот вопрос Пий XI не идет дальше того, что писали и пишут все представители церкви, в том числе и папы до и после него. Основная беда-де в том, что люди стремятся овладеть жизненными благами этого мира, а так как эти блага ограничены и не могут удовлетворить всех, возникают недовольство и борьба как между людьми, желающими приобретать, так и между государствами, желающими господствовать. Папа видит выход из тяжелого положения, в котором находится мир, в возврате к религии. Только католическая церковь, говорится в энциклике, может принести мир. Заканчивается энциклика традиционным протестом против "ограбления" папского престола итальянским правительством, лишившим папу светской власти. Хотя в энциклике папа и заявляет, что церковь "не делает различий между формами правления", на самом деле Пий XI такие различия делал: во многих своих выступлениях и посланиях он настойчиво писал об "опасности, которую несут с собой социализм и коммунизм". 10 апреля 1922 г. в Генуе открылась конференция европейских держав - первая международная конференция, в работе которой участвовала Советская страна. Буржуазные правительства хотели навязать Советской России кабальные условия. Того же добивался от участников конференции папа Пий XI. 9 мая Ватикан обратился к державам, имеющим с ним дипломатические отношения, с меморандумом, в котором говорилось: "В исторический час, когда обсуждается вопрос о том, чтобы вновь допустить Россию в семью цивилизованных народов, св. престол выражает пожелание об ограждении в России интересов религии, являющейся основой истинной цивилизации. Св. престол предлагает поэтому, чтобы в соглашении, имеющем быть установленным между державами, представленными в Генуе, в той или иной форме, но вполне ясно и определенно фигурировали следующие три условия: 1. Полная свобода совести всем российским гражданам, а также гражданам других стран в России гарантируется. 2. Равным образом гарантируется как частное, так и публичное отправление религии и культов. 3. Недвижимое имущество, принадлежавшее или еще ныне принадлежащее какой бы то ни было религиозной общине, будет возвращено таковой и никаких правонарушений в этом отношении совершаться не будет"[62]. Первые два требования не имели смысла, так как свобода совести и свободное отправление религиозного культа гарантируется советским законодательством. Что касается третьего требования, то оно явилось вмешательством в дела СССР и шло вразрез с советским законодательством, по которому земля, жилые и другие недвижимости, принадлежавшие религиозным учреждениям, перешли в собственность государства, так же как и церковные здания, которые бесплатно переданы верующим для отправления в них религиозного культа. Заняв враждебную позицию к Советам, ватиканские иерархи в то же время рассчитывали использовать ослабление позиций православной церкви для своих целей - распространения католицизма и осуществления церковной унии. Для реализации этих планов Ватикан пытался воспользоваться и голодом, охватившим в 1921 г. Поволжье. В 1922 г. между представителем Ватикана кардиналом Гаспарри и представителем советского правительства в Риме В. В. Воровским было подписано соглашение о работе ватиканской миссии помощи голодающим в России. Параграф второй соглашения гласил: "Уполномоченные (папского престола) клятвенно обязуются воздерживаться от всяких политических действий, прямых или косвенных, как внутри России, так и за границей, противных существующему правительству". Во главе миссии был поставлен американский иезуит Эдмунд Волш, враждебно настроенный к советскому строю. Своего обязательства миссия не выполнила, а занялась контрреволюционной пропагандой, поэтому в 1924 г. должна была прекратить свою деятельность. Когда в Ватикане убедились в безнадежности ставки па белогвардейцев и интервентов, папский престол перешел к другой тактике. В 1925 г. Пий XI направил в СССР директора папского Восточного института французского иезуита д'Ербиньи. Епископ д'Ербиньи был поставлен папой Пием XI во главе специально созданной при ватиканской конгрегации по делам восточной церкви комиссии "про Руссия". Одной из задач его миссии было тайное посвящение новых католических епископов в России и знакомство с положением церкви. В период 1925-1930 гг. этот представитель Ватикана трижды ездил в Россию. По возвращении из СССР д'Ербиньи опубликовал книгу о состоянии религии в СССР, в которой признал, что в советской стране осуществлена свобода совести. Д'Ербиньи представил папе Пню XI разработанную им программу деятельности по отношению к Советскому Союзу. По его мнению, надеяться на падение Советской власти не приходится, поэтому надо готовиться к длительной борьбе с ней. Для этого нужны кадры, знающие страну. В Риме стали привлекать к католицизму русских белогвардейцев с тем, чтобы со временем отправить их в СССР. Было решено создать специальный институт для обучения специальных агентов-"миссионеров" - "Руссикум". К концу 1929 г. "Руссикум" начал функционировать. В речи, произнесенной по этому случаю, папа Пий XI сказал, что уже сейчас необходимо быть готовым к деятельности и СССР, "дабы не упустить благоприятного момента, который рано или поздно представится для нашего дела". "Руссикум" как одно из антисоветских учреждений Ватикана, возглавляемое иезуитами, существует и поныне. Пий XI придавал большое значение насаждению в СССР и униатской церкви, считая ее "мостом" от православия к католицизму. В составленном в 1932 г. в министерстве внутренних дел Польши документе о планах Ватикана в отношении России отмечалось, что папский престол прежде всего озабочен распространением униатства среди украинского и белорусского населения Польши. Это дело он поручил иезуитам и перешедшим в католицизм русским белогвардейцам. "Обращением его (белорусского и украинского населения.- М. Ш.) в восточный обряд (униатство),- говорится в этом документе,- при посредничестве людей "с русскими убеждениями", преследуется цель создания центра для будущего проникновения в глубь России"[63]. На поприще насаждения унии в качестве руководителей подвизались наряду с князьями Волконским и Трубецким также епископы д'Ербиньи, Шептицкий и другие представители Ватикана. "Миссионерские базы", непосредственно подчиненные Риму для осуществления этой задачи, были созданы в Альбертине, Вильно, Люблине, Дубне, Пинске. Крестовый поход против СССР Широкий размах антисоветская пропаганда Ватикана приняла в 1929-1931 гг. Советский Союз приступил к социалистической реконструкции народного хозяйства. Капиталистический же мир переживал глубокий экономический кризис. Реакционные империалистические круги некоторых капиталистических стран видели выход из кризиса в войне против СССР. Именно в это время папский престол начал широкую антисоветскую кампанию, которая должна была послужить идеологической подготовкой к такой войне. Кампания началась с клеветнических утверждений в конце декабря 1929 г. консерваторов в английском парламенте о "религиозных гонениях" в СССР. Вслед за ними выступили представители различных церквей Англии. Затем в кампанию включился папа Пий XI. 2 февраля 1930 г. он обратился с письмом к кардиналу Помнили, генеральному викарию Рима, в котором писал, что он "потрясен ужасными и святотатственными деяниями против бога и души" в России. В советской стране, утверждал папа, "организаторы антирелигиозной пропаганды развращают юношество", подстрекают детей доносить на родителей, "оскверняют души всеми пороками", заставляют под угрозой лишения карточек на хлеб подписывать отречение от религии, и т. д. Папа сообщал, что ввел две специальные молитвы о "спасении России". Заканчивалось письмо предложением организовать 19 марта антисоветские молебствия. Призыв папы был подхвачен церковниками всех исповеданий, а также реакционными политическими деятелями и организациями во всех странах. Это вылилось в широкую кампанию за "крестовый поход" против СССР, которая продолжалась несколько недель. Эта клеветническая кампания "в защиту религии" должна была послужить началом более активных действий против Советской России. До конца своей жизни Пий XI неизменно придерживался враждебной позиции к СССР. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|