Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Деятельность органов внутренних дел по профилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми





В 2018 году началась реализация объявленного Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 Десятилетия детства.

В плане основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, нашли отражение основные векторы государственной политики в сфере защиты прав и интересов детей в Российской Федерации, впервые определенные Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

Плановые мероприятия нацелены на соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществление защиты от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, основаны на раннем выявлении семейного неблагополучия, индивидуализированной адекватной и адресной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной (кровной) семье.

Приоритетами государственной семейной политики названы утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе, поддержание социальной устойчивости каждой семьи.

С этой целью в 2018 году продолжена работа по реализации поручения Президента Российской Федерации от 3 сентября 2017 г. № Пр-1738 в части совершенствования законодательства в сфере опеки и попечительства, защиты прав несовершеннолетних, проживающих в замещающих семьях.

Межведомственной рабочей группой, сформированной в Минпросвещения России с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также общественных организаций и правозащитников, подготовлены проекты федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей» и «О внесении изменений в статью 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации».

Профилактика семейного неблагополучия, как один из основных факторов, способствующих повышению уровня защищенности детей, является ведущим приоритетным направлением деятельности МВД России и его территориальных органов.

Несмотря на принятые меры на фоне осложнения ситуации, связанной с преступными деяниями в отношении несовершеннолетних в период 2016-2018 годов (рост с 69,6 тыс. в 2016 году до 96,1 тыс. в 2018 году), наблюдается тенденция увеличения количества преступлений данной категории, совершенных членами семьи (2018 г. – 54 697 преступлений; 2017 г. – 44 568 преступлений; 2016 г. – 23 448 преступлений).

Наиболее актуальной остается проблема предупреждения преступлений в отношении несовершеннолетних со стороны их родителей или иных законных представителей.

В последние 3 года их количество возросло более чем в 2,5 раза
(2018 г. – 52 780 преступлений; 2017 г. – 42 800 преступлений; 2016 г. – 19 778 преступлений), в том числе особо тяжких (2018 г. – 1 012 преступлений;
2017 г. – 712 преступлений; 2016 г. – 510 преступлений), тяжких (2018 г. – 385 преступлений; 2017 г. – 325 преступлений; 2016 г. – 269 преступлений), средней тяжести (2018 г. – 261 преступление; 2017 г. – 224 преступления;
2016 г. – 196 преступлений), небольшой тяжести (2018 г. – 51 122 преступления; 2017 г. – 42 224 преступления; 2016 г. – 18 803 преступления).

Негативная динамика роста зарегистрирована по преступлениям, совершенным опекунами (2018 г. – 36 преступлений; 2017 г. – 17 преступлений; 2016 г. – 26 преступлений), в то время как уровень преступности среди попечителей остается неизменным (2018 г. – 4 преступления; 2017 г. – 4 преступления;2016 г. – 4 преступления).

В 2018 году потерпевшими признано 106 779 несовершеннолетних
(2017 г. – 105 519 несовершеннолетних; 2016 г. – 78 698 несовершеннолетних).

Увеличилось число ставших жертвами преступлений детей-сирот
(2018 г. – 222 ребенка-сироты; 2017 г. – 299 детей-сирот; 2016 г. – 208 детей-сирот) и детей, оставшихся без попечения родителей (2018 г. – 3 563 ребенка, оставшихся без попечения родителей; 2017 г. – 3 443 ребенка, оставшихся без попечения родителей; 2016 г. – 1 663 ребенка, оставшихся без попечения родителей).

В этой связи органами внутренних дел на постоянной основе проводится профилактическая работа в отношении родителей (иных законных представителей несовершеннолетних), не исполняющих обязанности по воспитанию детей.

На конец 2018 года на учете в органах внутренних дел состояло 127 850 родителей или иных законных представителей несовершеннолетних данной категории (2017 г. – 132 959 родителей (законных представителей);
2016 г. – 134 746 родителей (законных представителей)).

К административной ответственности в 2018 году привлечены 507,6 тыс. лиц (2017 г. – 534,9 тыс. лиц; 2016 г. – 529,5 тыс. лиц), в том числе за неисполнение обязанностей по воспитанию детей в соответствии с частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ – 454,6 тыс. лиц (2017 г. – 476,8 тыс. лиц; 2016 г. – 469,5 тыс.), за вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в соответствии с частью 2 статьи 6.10 КоАП РФ – 507 лиц (2017 г. – 610 лиц; 2016 г. – 713 лиц), за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака в соответствии с частью 2 статьи 6.23 КоАП РФ – 242 лица (2017 г. – 298 лиц; 2016 г. – 309 лиц).

В отношении родителей или иных законных представителей, не исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних, допускающих жестокое обращение с детьми, в 2018 году возбуждено 1 579 уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных статьей 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (2017 г. – 1 620 уголовных дел; 2016 г. – 1 824 уголовных дела).

В 2018 году по материалам, подготовленным с участием органов внутренних дел, лишены родительских прав 5 154 лица (2017 г. – 6 438 лиц; 2016 г. – 7 809 лиц).

Мероприятия по профилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми носят комплексный характер и осуществляются органами внутренних дел во взаимодействии с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В субъектах Российской Федерации накоплен опыт реализации инновационных социальных программ, направленных на организацию работы по своевременному выявлению семейного неблагополучия, в том числе на его ранних стадиях, установлению семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, профилактике социального сиротства.

Программно-целевой метод обеспечивает высокий уровень межведомственной координации, является инструментом выработки эффективных способов решения проблемы семейного неблагополучия, а также социальной поддержки и улучшения положения детей.

Например, в рамках реализации подпрограммы «Дети Приангарья» на 2014-2020 годы государственной программы Иркутской области «Социальная поддержка населения» на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 24 октября 2013 г. №437-пп, большое внимание уделяется оздоровлению семьи, лечению от алкогольной и наркотической зависимостей.

В 2018 году оказано содействие в кодировании 652 граждан. В дальнейшем специалисты отделений помощи семье и детям проводят социальный патронаж семей, осуществляют контрольные мероприятия. Ежегодно на указанную деятельность из областного бюджета выделялось порядка 450 тыс. рублей.

В результате профилактической работы в 2018 году с учета Банка данных о семьях и несовершеннолетних Иркутской области, находящихся в социально опасном положении, снято 2 077 семей, из них более 60% или 1 377 семей – в связи с улучшением обстановки.

Мероприятия в сфере защиты детства реализовывались в рамках долгосрочных целевых программ «Профилактика правонарушений в Курганской области» на 2014-2018 годы, «Дети Зауралья – заботимся вместе!», «Семья и дети Камчатки» на 2015-2018 годы, «Семья и дети Ярославии» на 2016-2020 годы, «Профилактика социального сиротства, обеспечение жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ненецком автономном округе» и других.

Для обеспечения взаимодействия органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при осуществлении деятельности по поддержке семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в отдельных регионах Российской Федерации сформированы соответствующие координирующие органы.

Положительно зарекомендовал себя многолетний опыт работы Координационной правительственной комиссии по профилактике и предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми в Республике Алтай, созданной распоряжением от 21 июля 2010 г. № 353-р в целях координации деятельности по поддержке семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В Курской области постановлением Администрации от 17 августа 2010 г. № 348-ПА утвержден Координационный совет по семейной и демографической политике, социальной поддержке и улучшению положения детей. В муниципальных образованиях области действуют координационные советы по выявлению и оказанию помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в деятельность которых внедрена технология кураторства ситуации семьи, обеспечивающая комплексное сопровождение семьи до выхода из кризиса, и технология выявления семей на ранних этапах неблагополучия.

В сельских и городских школах созданы соответствующие рабочие группы. За семьей закрепляются специалисты (социальные педагоги, медицинские работники, сотрудники районной администрации, педагоги, психологи, представители общественности), которые помогают решать имеющиеся проблемы.

Ежегодно оказывается помощь 8-10 тыс. семей, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

В Тамбовской области на региональном и муниципальном уровнях действуют координационные советы по профилактике социального сиротства и предотвращению жестокого обращения с детьми, на уровне сельских поселений созданы советы помощи семьям и детям, которые являются первичным звеном в системе профилактики.

В 2018 году в г. Севастополе началась реализация Комплекса мер по профилактике социально опасного положения, предупреждения преступлений и правонарушений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних на 2018-2020 годы, принятого в целях обеспечения восстановительного подхода в работе с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении, совершенствования механизмов информационного и методического сопровождения межведомственной деятельности, оценки ее результативности, а также реагирования на недостатки и упущения, препятствующие профилактической деятельности органов и учреждений системы профилактики.

Распоряжением Правительства Алтайского края от 18 апреля 2018 г.
№ 127-р утвержден Комплекс дополнительных мер, направленных на совершенствование работы организаций и органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Алтайского края, на 2018-2022 годы, нацеленный на защиту прав и интересов несовершеннолетних, находящихся на воспитании в семьях и под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и недопущение их гибели и жестокого обращения с ними.

Успешному решению задач по раннему выявлению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, качественному проведению с ними индивидуальной профилактической работы с привлечением всех субъектов системы профилактики с целью предупреждения девиантного поведения несовершеннолетних способствует создание во многих субъектах Российской Федерации банка данных таких детей и семей (далее – банк данных).

Например, в Иркутской области региональный банк данных формируется с 2015 года. На 1 января 2019 года на учете состояло 5 230 семей, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитывалось 9 880 детей.

Формирование банка данных и организация деятельности со состоящими на учете лицами осуществляется согласно Порядку межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации индивидуальной профилактической работы в отношении семей и (или) несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.Наиболее эффективной формой реализации межведомственного взаимодействия в сфере защиты детей от насилия стало проведение совместных специализированных мероприятий.

В Алтайском крае ежегодно проводится межведомственная комплексная профилактическая операция «Малыш». В 2018 году (с 24 по 26 апреля, с 1 по 25 июня, с 22 по 30 октября) осуществлены комплексные обследования условий проживания, воспитания, обучения, медицинского обеспечения детей, находящихся в социально опасном положении, в том числе детей, проживающих в замещающих и приемных семьях.

В период проведения специализированных мероприятий на профилактический учет в органы внутренних дел края поставлена 131 семья, 387 законных представителей направлены на консультацию к врачу-наркологу, 411 – в службы занятости населения.

Итоги операции рассмотрены на заседаниях муниципальных КДНиЗП, по результатам которых выработаны дополнительные меры, направленные на защиту прав и законных интересов детей, а также предупреждение совершения противоправных действий в отношении них.

При поддержке Уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области с 2013 года проводится областная акция «Детство без обид и унижений», нацеленная на снижение социального сиротства, выявление фактов жестокого обращения с детьми. В 2018 году составлены и реализованы 127 индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения для детей, нуждающихся в индивидуальном подходе (работа психолога, логопеда), 42 ребенка охвачено групповой коррекцией.

Для своевременного принятия мер реагирования по фактам неблагополучной обстановки в семьях, имеющих несовершеннолетних детей, нарушения их прав и законных интересов в ряде субъектов Российской Федерации нарабатывается опыт взаимодействия органов внутренних дел, представители которых входят в состав КДНиЗП, с органами и учреждениями здравоохранения (женскими консультациями, детскими поликлиниками, травматологическими пунктами), образования, социальной защиты населения. Создаются межведомственные службы, способные в оперативном режиме оказать помощь семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В целях оперативного реагирования на случаи семейного неблагополучия, а также оказания экстренной помощи несовершеннолетним и членам семьи, пострадавшим от физического и психического насилия, в Ханты- Мансийском автономном округе – Югре сформирована межведомственная служба «Экстренная детская помощь» с участием специалистов учреждений системы социальной защиты, органов опеки и попечительства, учреждений здравоохранения, органов внутренних дел, членов КДНиЗП. В 2018 году мобильными группами осуществлено свыше 1,7 тыс. выездов, обследовано почти 3 тыс. семей с детьми, выявлено 129 несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Аналогичные службы экстренного реагирования функционируют в Республике Коми, Краснодарском, Хабаровском краях, Курганской, Омской областях.

В ряде регионов Российской Федерации, в частности в Хабаровском крае, Владимирской области, применяются технологии «Мобильная лаборатория», «Социальный автобус» по оказанию помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Во многих субъектах Российской Федерации, например, Республике Татарстан, Камчатском крае, Брянской, Владимирской, Омской, Тюменской и Ярославской областях, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре реализуется проект «Социальная участковая служба», который позволяет оперативно решать вопросы, возникающие при выявлении семей на ранних стадиях неблагополучия, и осуществлять комплексный подход к оказанию семье помощи по выходу ее из трудной жизненной ситуации.

Так, в Омской области на базе государственных учреждений социальной защиты действует 8 социальных служб экстренного реагирования. На каждом участке организована работа мобильных бригад, направленная на оказание оперативной многопрофильной социальной помощи на дому, в состав которыхвходят специалисты субъектов профилактики. В 2018 году принято более 2,6 тыс. обращений граждан и организаций о нарушениях прав и законных интересов несовершеннолетних, проведено почти 2 тыс. выездов. В результате принятых мер 382 несовершеннолетних направлены в социально­реабилитационные центры, 137 – помещены в медицинские организации.

В Хабаровском крае с 2015 года реализуется институт наставничества в отношении семей и детей, находящихся в социально опасном положении. По состоянию на 1 января 2019 года под опекой 724 наставников находились 920 семей и 1 488 воспитывающихся в них детей.

Важным направлением деятельности в сфере профилактики семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми является оказание помощи жертвам семейно-бытового насилия.

Например, в Калининградской области в государственном автономном учреждении «Областной кризисный центр помощи женщинам» функционирует стационарное отделение, которое предоставляет безопасное убежище для женщин и детей, находящихся в конфликте с семьей или подвергшихся домашнему психофизическому насилию. Во время проживания в стационарном отделении кризисного центра проводятся индивидуальные правовые консультации, психологическая работа и иные реабилитационные мероприятия. В результате работы почти 95% реабилитированных женщин выведены из состояния кризиса. В 2018 году помощь специалистов получили свыше 1,2 тыс. жителей региона, из них в стационарном отделении реабилитацию прошли 136 человек.

В Республике Хакасия для женщин и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, реализуется проект «Социальная гостиница», в рамках которого гражданам предоставляется благоустроенная жилплощадь с мебелью и инвентарем, помещения для бытового и культурного обслуживания. Кроме того, в учреждении оказываются социально-психологические и социально­правовые услуги. В 2018 году в проекте приняли участие 30 семей и 44 ребенка.

В Ульяновской области в отделении «Социальная гостиница» на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Причал надежды» социально-бытовая, психологическая, правовая и медицинская помощь оказана 26 женщинам и 21 ребенку, попавшим в сложную жизненную ситуацию.

Решению задач по сохранению кровной семьи, профилактике социального сиротства способствует оказание медицинской помощи семьям, где родители страдают алкоголизмом и наркоманией.

В Белгородской области действуют клубы «Преодоление» для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, целью которых является оказание медицинской, психологической, материальной помощи, содействиетрудоустройству, восстановление детско-родительских отношений и мобилизации личностных, духовных, интеллектуальных и физических ресурсов женщин для выхода из кризисного состояния.

Для участия в данном клубе приглашаются женщины, злоупотребляющие спиртными напитками, прошедшие курс лечения от алкогольной зависимости, пережившие (переживающие) стрессовые ситуации.

Деятельность органов опеки и попечительства, органов, осуществляющих управление в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения, и органов по делам молодежи попрофилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми

Минпросвещения России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации последовательно реализуются меры, направленные на поддержку института семьи, усиление ее воспитательного потенциала, уменьшение числа детей, родители которых пренебрегают своими обязанностями, совершенствование системы работы в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, в том числе по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми, детьми-сиротами и оказанию помощи детям, подвергшимся жестокому обращению.

В 2018 году во всех субъектах Российской Федерации приняты и реализуются межведомственные комплексы дополнительных мер, направленных на совершенствование эффективности работы организаций и органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на 2018-2020 годы. Основные мероприятия направлены на защиту прав и интересов несовершеннолетних подопечных, находящихся на воспитании в семьях и под надзором в организациях для детей-сирот.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.