Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







И В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ





В целях обеспечения благополучного и защищенного детства, как одного из национальных приоритетов Российской Федерации, в рамках Десятилетия детства в 2018 году субъектами системы профилактики реализован комплекс организационных, практических мер, направленных на реформирование законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав и интересов детей, совершенствование деятельности органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создание дружественного к ребенку правосудия, улучшение положения детей в период нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы и в постпенитенциарный период, предотвращение насилия в отношении несовершеннолетних и реабилитацию детей-жертв насилия.

В целях реализации положений Федерального закона от 7 июня 2017 г.
№ 109-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и статью 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению, согласно которым подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в обязанности вменено выявление лиц, склоняющих несовершеннолетних к суицидальным действиям, 28 июня 2018 года утвержден приказ МВД России от 28 июня 2018 г. №404
«О внесении изменений в приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845
«Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации».

Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 237-Ф3 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» введен комплекс мер, ужесточающих административную ответственность за незаконную организацию лотерей и азартных игр, вовлечение в них несовершеннолетних, а также за нарушение порядка их проведения.

В частности, нахождение лиц, не достигших возраста 18 лет, в игорном заведении либо привлечение организатором азартной игры таких лиц к работе в игорном заведении влечет наказание в виде административного штрафа: для должностных лиц от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, для юридических лиц – от 300 тыс. до 500 тыс. рублей.

Кроме того, предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к местам распространения лотерейных билетов или электронных лотерейных билетов либо установки лотерейных терминалов и распространение лотерейных билетов, лотерейных квитанций или электронных лотерейных билетов среди лиц, не достигших возраста 18 лет, либо прием лотерейных ставок от таких лиц, либо выплату, передачу или предоставление им выигрышей.

Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом, является поиск путей снижения уровня преступности среди молодежи и повышение эффективности профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Согласно статистическим сведениям МВД России, в течение последних 3 лет подростковая преступность в Российской Федерация сократилась почти в 1,5 раза (2018 г. – 43,6 тыс.; 2017 г. – 45,3 тыс.; 2016 г. – 53,7 тыс.).

В анализируемом периоде снизился удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, в общей структуре преступности (2018 г. – 4%; 2017 г. – 4,1%;2016 г. – 4,5%).

Уменьшилось количество тяжких преступлений (2018 г. – 7,7 тыс.;
2017 г. – 8,4 тыс.;2016 г. – 9,9 тыс.), а также преступлений средней
(2018 г. – 23,5 тыс.; 2017 г. – 24,3 тыс.; 2016 г. – 28 тыс.) и небольшой
(2018 г. – 10,4 тыс.; 2017 г. – 10,8 тыс.; 2016 г. – 14,2 тыс.) тяжести. В то же время увеличилось число особо тяжких преступлений (2018 г. – 2 тыс.;
2017 г. – 1,9 тыс.; 2016 г. – 1,6 тыс.).

В 2018 году участниками преступлений стали 40,9 тыс. подростков
(2017 г. – 42,5 тыс.; 2016 г. – 48,6 тыс.).

За последние 3 года среди несовершеннолетних, совершивших преступления, незначительно увеличилась доля учащихся образовательных организаций (2018 г. – 73,7%; 2017 г. – 72,9%; 2016 г. – 70,7%), при этом почти в 2 раза уменьшился удельный вес подростков, не имеющих постоянного источника дохода (2018 г. – 6,8%; 2017 г. – 8,7%;2016 г. – 11,3%).

Сократилось число лиц, не достигших 18 лет, совершивших преступления в составе группы лиц (2018 г. – 824 лиц; 2017 г. – 912 лиц; 2016 г. – 1,2 тыс. лиц), группы лиц по предварительному сговору (2018 г. – 18,6 тыс. лиц;
2017 г. – 18,9 тыс. лиц; 2016 г. – 20,2 тыс. лиц).

При этом возросло количество несовершеннолетних, совершивших преступления в составе организованной группы или преступного сообщества (2018 г. – 88 несовершеннолетних; 2017 г. – 75 несовершеннолетних;
2016 г. – 62 несовершеннолетних).

Почти в 1,5 раза уменьшилось число подростков, которые в момент совершения преступления находились в состоянии алкогольного опьянения (2018 г. – 4832 подростка; 2017 г. – 5355 подростков;2016 г. – 6724 подростка), более чем в 3 раза – наркотического (2018 г. – 164 подростка;
2017 г. – 343 подростка; 2016 г. – 535 подростков).

В целом по Российской Федерации сохраняется тенденция к снижению числа несовершеннолетних, имевших опыт преступной деятельности и вновь совершивших преступления (2018 г. – 10035 несовершеннолетних;
2017 г. – 11022 несовершеннолетних;2016 г. – 12 778 несовершеннолетних).

Органами внутренних дел совместно с представителями субъектов системы профилактики принимаются меры по выявлению и пресечению правонарушений несовершеннолетних, изъятию с улиц безнадзорных детей, их дальнейшему устройству в учреждения для детей, находящихся в социально опасном положении.

В 2018 году в органы внутренних дел доставлено свыше 275 тыс. несовершеннолетних правонарушителей (2017 г. – 305,7 тыс.несовершеннолетних правонарушителей; 2016 г. – 314,6 тыс. несовершеннолетних правонарушителей), выявлено 53,5 тыс. безнадзорных детей, нуждающихся в помощи государства (2017 г. – 55,9 тыс. безнадзорных детей; 2016 г. – 61,3 тыс. безнадзорных детей), из них 36 тыс. помещены в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2017 г. – 36,7 тыс.; 2016 г. – 41,6 тыс.).

В целях профилактики повторных правонарушений органами внутренних дел в прошедшем году на учет поставлено 141,4 тыс. подростков
(2017 г. – 147,2 тыс. подростков; 2016 г. – 145,9 тыс. подростков).

Согласно статистическим сведениям МВД России, количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации, за последние 3 года возросло на 38,2% (2018 г. – 96150 преступлений; 2017 г. – 91554 преступления;2016 г. – 69 595 преступлений).

В то же время уменьшилось количество преступлений против жизни и здоровья (2018 г. – 10 864 преступления; 2017 г. – 10662 преступления;
2016 г. – 24 535 преступлений), против собственности (2018 г. – 10233 преступления; 2017 г. –9611 преступлений;2016 г. – 10330 преступлений).

В структуре зарегистрированных преступлений преобладают преступления небольшой тяжести (2018 г. – 71,7%; 2017 г. – 71,4%;
2016 г. – 58,4%).

Наименьшая доля преступных деяний в отношении несовершеннолетних относится к категории тяжких (2018 г. – 6%; 2017 г. – 6,3%;2016 г. – 7%).

Преступления, совершенные в отношении несовершеннолетних

 

       
количество количество %, (+/-) количество %, (+/-)
Всего, в том числе: 69 595 91 554 +31,6 96 150 +5
особо тяжкие 7 460 7 873 +18,8 8 526 +8,3
тяжкие 5 719 5 791 +18,3 5 743 -0,8
средней тяжести 12 583 12 810 +43,6 12 947 +1,1
небольшой тяжести 43 831 65 078 +48,5   +5,9

 

Ежегодно возрастает количество преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних (2018 г. – 14152 преступления; 2017 г. – 13487 преступлений;2016 г. – 12353 преступления).

За последние 3 года число детей, ставших жертвами преступлений, увеличилось на 1,2% (2018 г. – 106779 детей; 2017 г. – 105519 детей;
2016 г. – 78 698 детей).

Отмеченная динамика прослеживается в отношении категории несовершеннолетних, пострадавших от преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности (2018 г. – 11 557 несовершеннолетних; 2017 г. – 11410 несовершеннолетних;2016 г. – 10 942 несовершеннолетних).

На фоне сокращения на 0,7% числа лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, в рассматриваемом периоде (с 9 675 в 2016 году до 6 609 в 2018 году) имеется тенденция увеличения числа лиц, совершивших преступления, предусмотренные статьей 134 УК РФ (Половое сношение и иные действиясексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста), статьей 135 (Развратные действия) УК РФ.

Осуществляемый органами внутренних дел административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, совершившими наиболее общественно опасные деяния, является действенным инструментом предупреждения рецидивной преступности.

Число лиц, взятых под административный надзор, освобожденных из мест лишения свободы после отбытия наказания за совершение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних, ежегодно увеличивается (2018 г. – 2260; 2017 г. –2218;2016 г. – 2 033).

Соответственно в последние 3 года возросло количество лиц названной категории, состоящих под административным надзором (2018 г. – 6506;
2017 г. – 6 498;2016 г. – 6 258).

Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ в Российской Федерации сформирована система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, координирующим органом которой определены КДНиЗП. К решению проблем детства привлекаются общественные институты.

Например, в целях оказания содействия органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в обеспечении защиты прав и законных интересов детей и подростков в Чукотском автономном округе функционируют 26 общественных комиссий, в состав которых входят главы администраций сельских поселений, представители образовательных, медицинских организаций, органов внутренних дел, учреждений социального обслуживания, а также общественности.

Общественные комиссии оказывают муниципальным КДНиЗП Чукотского автономного округа содействие и значимую помощь в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, своевременном выявлении и профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, а также в проведении рейдовых мероприятий и акций профилактического характера.

В 2018 году продолжена реализация Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года и плана мероприятий на 2017-2020 годы по ее реализации, представляющей собой систему взглядов, принципов и приоритетов в профилактической работе с несовершеннолетними, а также предусматривающая основные направления, формы и методы совершенствования и развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в целях создания условий для успешной социализации (ресоциализации) несовершеннолетних, формирования у них готовности к саморазвитию, самоопределению и ответственному отношению к своей жизни.

В качестве ключевых задач Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 годаопределены защита прав каждого ребенка, создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении них. Ее реализация предполагает совершенствование деятельности образовательных организаций по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних; обеспечение организационно-методической поддержки развития служб медиации в образовательных организациях; усиление роли института семьи, развитие единой образовательной (воспитывающей) среды.

Основой систем организации профилактической работы в отношении несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, является реализация различных региональных программ, совместных комплексных планов, предусматривающих мероприятия по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних.

В 2018 году в субъектах Российской Федерации продолжена работа по совершенствованию региональных программ по профилактике правонарушений.

На основании положений Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, а также в соответствии с пунктом 2.5 протокола заседания Правительственной комиссии по профилактике правонарушений от 5 апреля 2018 г. № 1 МВД России с учетом предложений Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, ФСИН России и Минэкономразвития России, а также анализа действующих в субъектах Российской Федерации государственных программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (Республики Крым, Марий Эл, Северная Осетия-Алания, Удмуртская, Приморский край, Белгородская, Вологодская, Курская и Рязанская области) подготовлен и направлен в адрес руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации макет государственной программы, предусматривающий целевые мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (письмо от 18 июля 2018 г. № 1/8262).

Руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано:

1. На основе анализа оперативной обстановки в субъектах Российской Федерации совместно с территориальными органами МВД России проработать вопрос о разработке и утверждении государственных (муниципальных) программ по профилактике безнадзорности и несовершеннолетней преступности, в том числе с привлечением Фонда.

2. При формировании государственных (муниципальных) программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проработать вопросы:

- о включении мероприятий, направленных на социальную реабилитацию, организацию психо-коррекционной работы, внедрение адаптивно-развивающих технологий в отношении несовершеннолетних, склонных к бродяжничеству и совершению правонарушений, в том числе осужденных без изоляции от общества и освободившихся из мест лишения свободы;

- об участии в качестве соисполнителей программных мероприятий, направленных на ресоциализацию и адаптацию подростков к условиям жизни после их освобождения из мест лишения свободы, представителей воспитательных колоний.

3. Принять меры по недопущению фактов необоснованного сокращения финансирования государственных программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, за исключением случаев фактической экономии, образовавшейся в процессе освоения денежных средств.

С целью комплексного подхода к координации деятельности органов и учреждений системы профилактики, направленной на решение проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации в современном обществе в отдельных субъектах Российской Федерации разработаны и утверждены соответствующие региональные (целевые) программы (Чувашская Республика, Красноярский край).

В ряде субъектов Российской Федерации были актуализированы подпрограммы «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних» в рамках региональных программ правонарушений (Республика Марий Эл, Удмуртская Республика, Оренбургская область).

В подпрограммах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних государственных программ реализуются рекомендованные Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав мероприятия.

В социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних Республики Марий Эл в целях профилактики семейного неблагополучия и комплексного сопровождения воспитанников разработаны программы по комплексной реабилитации и защите прав детей, профилактике жестокого обращения с детьми, программы реабилитации и социальной адаптации детей:

программа подготовки воспитанников к самостоятельной жизни «Путь во взрослую жизнь» (психологическая реабилитация несовершеннолетних, пострадавших от жесткого обращения);

программа «Акпарс» (профилактика семейного насилия, оказание психологической помощи детям, ставшим жертвами насилия в семье);

программа «Поверь в себя» (создание условий для личностного развития воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и адаптации к жизни в современных условиях);

реабилитационная программа «Помоги мне» (социально-психологическая реабилитация воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подвергшихся жестокому обращению и насилию);

студия по формированию семейных традиций, родственных чувств и привязанностей «У самовара»;

программы по формированию и коррекции родственных взаимоотношений детей-сиблингов «Родословная», «Ладонь в ладони», «Я и моя семья».

В Удмуртской Республике на базе БУСО «Республиканский центр психолого-педагогической помощи населению Содействие» региональным Министерством социальной политики и труда разработана программа социальной адаптации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом «Право на будущее». В состав рабочей группы по ее реализации входят представители МВД по Удмуртской Республике.

В настоящее время ведется работа с 14 детьми и подростками, состоящими на различных видах профилактического учета. Рабочая группа из представителей министерств и ведомств в сентябре 2018 года начала свою работу и ежемесячно проводит обсуждение хода реализации программы.

Данный проект носит пилотный характер, при положительной апробации будет предложен в качестве программных мероприятий с требуемым финансированием.

В Республике Мордовия мероприятия, направленные на социальную реабилитацию, организацию работы с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета, в том числе с подростками, склонными к бродяжничеству и совершению преступлений, осужденными без изоляции от общества и освободившимися из мест лишения свободы, содержатся в государственной программе «Юстиция и профилактика правонарушений» на 2014-2020 годы.

Также в других программах рекомендованные мероприятия реализуются в Кировской, Пензенской, Самарской, Ульяновской областях.

Большинство муниципальных программ правоохранительной направленности Оренбургской области предусматривают мероприятия по социальной адаптации несовершеннолетних, вернувшихся из мест лишения или ограничения свободы.

В Самарской области представители воспитательных колоний привлекаются в качестве соисполнителей программных мероприятий, направленных на ресоциализацию и адаптацию подростков к условиям жизни после их освобождения из мест лишения свободы.

Для предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, а также выявленияи устранения причин и условий, способствующих этому, в большинстве субъектов Российской Федерации подготовлены и реализуются межведомственные комплексные планы (комплексы мер) по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, суицидального поведения, а также наркомании, алкоголизма, других форм аддиктивного поведения, защите прав несовершеннолетних, предупреждению жестокого обращения с детьми, предупреждению детского травматизма.

Особое внимание при разработке региональных нормативных правовых актов субъектами Российской Федерации уделялось межведомственному взаимодействию.

Одной из эффективных форм такой работы является проведение специализированных мероприятий на федеральном («Дети России») и региональном уровнях («Несовершеннолетние», «Лидер», «Неформал», «У словник», «Повтор», «Беглец», «Подворотня», «Шанс», «Каникулы», «Ученик», «Забота», «Алкоголь», «АлкоСтоп», «Без наркотиков», «Притон», «Хмель», «Выбери жизнь без наркотиков», «Нет сигарете! Мы за здоровый образ жизни!», «Контакт», «Пульс», «Дети и правопорядок», «Правосознание», «Закон и порядок», «Жить по закону», «Территория безопасности», «Забота о будущем», «Сельский патруль», «Дети улиц», «Улица без нарушений», «Полицейский Дед Мороз», «Опека», «Встреча», «Территория безопасности», «День профилактики», «Наша жизнь - в наших руках!», «Неделя безопасного поведения детей в сети Интернет», «Отчим», «Подросток», «Жилой сектор», «Надзор», «Быт», «Подворье», «Семья», «Безнадзорные дети», «Насильник», «Жизнь без опасности», «Защита детства», «Ночной правопорядок», «Ночной патруль», «Вечерний город», «Детство без обид и унижений», «Остановим насилие против детей», «Помоги пойти учиться» и др.).

Формирование межведомственного партнерства учреждений социального обслуживания населения, здравоохранения, образования, правоохранительных органов и общественных организаций, а также включение в работу взаимодействия родителей и детей с целью восстановления между ними конструктивных детско-родительских отношений позволяет добиваться позитивных результатов в сфере защиты детства.

Например, в Республике Татарстан активное развитие получила деятельность 100 муниципальных служащих, обеспечивающих деятельность общественных пунктов охраны порядка в муниципальных образованиях по направлению профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и семейного неблагополучия.

Возложенные на муниципальных служащих полномочия, связанные с направлениями деятельности органов внутренних дел, не относятся к правоохранительной деятельности, а ориентированы на взаимодействие с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В частности, организовано закрепление образовательных организаций, в которых ими ведется ежедневная работа со состоящими на «внутришкольном учете» несовершеннолетними. Кроме того, ими проводится работа по выявлению среди обучающихся, имеющих пропуски занятий без уважительной причины, фактов жестокого обращения с детьми путем проведения бесед с заместителями директоров по воспитательной работе, классными руководителями, психологами, медицинскими работниками, случаев употребления обучающимися алкогольных, спиртосодержащих напитков, наркотических средств и психотропных веществ. Муниципальные служащие принимают участие в родительских собраниях, проводят лекции и беседы. В летний период муниципальными служащими совместно с инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних работа осуществляется в детских оздоровительных лагерях.

Приоритетом профилактической деятельности является правовое воспитание, формирование здорового образа жизни, предупреждение асоциальных явлений в среде обучающихся несовершеннолетних.

Формирование основ законопослушного поведения, предупреждения преступлений и правонарушений несовершеннолетних проводится в рамках таких обязательных учебных предметов, как «Окружающий мир», «Обществознание» и «Право», «Основы религиозных культур и светской этики» (на уровне начального общего образования), «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (на уровне основного общего образования).

Профилактическая работа обеспечивается посредством реализации:

- факультативных и элективных учебных предметов, планируемых конкретной школой, в том числе духовно-нравственной и культурно-эстетической направленности;

- внеурочной деятельности обучающихся;

- программ духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования и программы воспитания и социализации учащихся на уровнях основного и среднего общего образования, построенных на основе базовых национальных ценностей российского общества;

- программ дополнительного образования, обеспечивающих максимальную занятость всех обучающихся;

- развития психологической службы в образовательных организациях; социально-психологического тестирования обучающихся на выявление«группы риска» по употреблению психоактивных веществ, группы «особого внимания», испытывающих трудности во взаимодействии с окружающими, склонных к суицидальному поведению;

- системы специальных мер по профилактике школьных конфликтов, комплексного сопровождения обучающихся с девиантным поведением, состоящих на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- активного межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, профильными некоммерческими и волонтерскими организациями, осуществляющими профилактическую работу с детьми.

В целях повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и оказания комплексной психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи участникам образовательных отношений с учетом их особенностей и образовательных потребностей Минпросвещения России разработана и утверждена Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года.

В соответствии с пунктом 2.1 плана мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы, утвержденного 11 мая 2018 года, приказом Российской академии образования от 5 июля 2018 г. №71 создан Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе образования.

Одной из первостепенных задач профилактики является создание благоприятных, гуманных условий для полноценного развития и социализации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находящихся в социально опасном положении или в неблагополучных семьях, в том числе детей и подростков с девиантным поведением, совершивших общественно опасные деяния, освободившихся из мест лишения свободы. Медиация и восстановительный подход являются действенным инструментом для решения задачи профилактики и коррекции в работе с детьми и подростками.

Достижению указанных целей способствовала Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, действие которой в 2018 году продлено до 2020 года.

По результатам мониторинга установлено, что службы медиации (примирения) в образовательных организациях созданы практически во всех субъектах Российской Федерации, за исключением Чукотского и Ямало- Ненецкого автономного округов. В Ямало-Ненецком автономном округе процесс разрешения возникающих споров на уровне образовательной организации реализуется путем взаимодействия всех заинтересованных участников образовательных отношений. Аналогичная практика складывается на территории Чукотского автономного округа, где функции служб медиации берут на себя социально-педагогические службы.

В 2018 году в образовательных организациях на территории Российской Федерации осуществляли деятельность 13 801 служба школьной медиации (в 2015 году – 8 617 служб школьной медиации), 10 624 школьные службы примирения (в 2015 году – 7 729 школьных служб примирения).

При незначительном снижении количества школьных служб примирения в период с 2015 года по 2018 год практически вдвое выросло число служб школьной медиации.

Наибольшее количество образовательных организаций, в которых созданы службы школьной медиации и школьные службы примирения, зарегистрировано в Республиках Башкортостан (103 образовательных организации), Дагестан (307 образовательных организации), Коми (133 образовательных организации), Северная Осетия – Алания (214образовательных организаций), Алтайском (316 образовательных организаций), Краснодарском (272 образовательные организации), Красноярском (164 образовательных организации), Приморском (277 образовательных организаций) краях, Московской (235 образовательных организаций), Нижегородской (273 образовательные организации), Новосибирской (127 образовательных организаций), Рязанской (133 образовательные организации), Саратовской (219 образовательных организаций), Свердловской (138 образовательных организаций), Тульской (182 образовательные организации) областях.

Наиболее распространенными типами конфликтов, разрешаемых школьными службами медиации и школьными службами примирения, являются конфликты между учащимися, учащимися и родителями, учащимися и педагогами.

Состав школьных служб медиации (примирения) формируется из обучающихся, педагогических работников, социальных педагогов, психологов и родителей. В деятельности указанных служб также принимают активное участие обучающиеся, представители КДНиЗП, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, заместители руководителей образовательных организаций по социальной работе и иные. Встречаются случаи, когда в составы служб медиации (примирения) также включаются узкопрофильные специалисты, такие как врачи-неврологи, врачи-психиатры.

Указанные специалисты принимают участие в работе школьных служб медиации в качестве медиатора при условии освоения соответствующих программ дополнительного профессионального образования либо исполняют функции эксперта по отдельным вопросам.

В рамках осуществления информационного и методического сопровождения деятельности по развитию сети служб медиации в образовательных организациях федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральный институт медиации», подведомственным Минпросвещения России, разработаны методические материалы и программы по вопросам: интеграции медиации в работу КДНиЗП, органов опеки и попечительства в целях реализации медиативных технологий и восстановительного подхода; применения медиативного подхода в работе вожатых и иных участников системы детских оздоровительных лагерей; обучения медиации и медиативному подходу в детских коллективах. Указанные материалы размещены на сайте Федерального института медиации (http://fedim.ru/services-of-mediation/programs; http://fedim.ru/rabota-v-suvu).

Активно нарабатывается региональный опыт, положительные практики в области реализации медиативного подхода.

Так, с 1 апреля 2016 года в Тюменской области свои полномочия реализует Служба инспекторов по охране детства в составе 59 инспекторов, основной задачей которой является выявление и устранение конфликтных ситуаций с участием обучающихся школ, фактов их асоциального поведения, семейного неблагополучия и других обстоятельств, которые могут быть причиной совершения преступления, правовое информирование и правовое просвещение. Инспекторы Службы работают в каждом муниципальном образовании, в 2018 году ими охвачены индивидуальной профилактической работой более 7,7 тыс. несовершеннолетних, урегулировано более 1,2 тыс. конфликтных ситуаций, мероприятиями по правовому просвещению охвачены свыше 4,1 тыс. подростков.

В субъектах Российской Федерации развиваются технологии создания дружественного к ребенку правосудия.

К примеру, в Республике Алтай, Алтайском, Забайкальском, Пермском краях, Калининградской, Кемеровской, Костромской, Курганской, Липецкой, Тамбовской, Тюменской областях реализуются проекты комплексного индивидуального сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также подростков, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Введение в качестве участника судебного процесса специалиста по социальной работе и педагога-психолога позволило внедрить технологию сопровождения несовершеннолетних данной категории, осуществляемую специалистами на досудебной, судебной и постсудебной стадиях.

На досудебной стадии, которая наступает с момента поступления уголовного (гражданского) дела в отношении несовершеннолетнего на рассмотрение в суд, специалистом осуществляется сбор и обобщение характеризующих материалов на несовершеннолетнего, включающих в себя сведения о материально-бытовых условиях жизни его семьи, круге знакомств, характере взаимоотношений со сверстниками, родителями, учителями, о его занятости, уровне интеллектуального развития и т.д. Проводится анализ причин совершения несовершеннолетним противоправных действий. Итоговая информация анализируется и фиксируется специалистами в социально­психологической карте, которая представляется на рассмотрение судье.

В ходе судебной стадии специалисты непосредственно участвуют в судебном разбирательстве, представляют суду результаты социально-психологического обследования, рекомендации по реабилитации подростка и его семьи.

На постсудебной стадии, наступающей с момента вынесения судом приговора (постановления) в отношении несовершеннолетнего правонарушителя и длящейся до момента окончания действия приговора (постановления), осуществляется психолого-педагогическая и социально-правовая поддержка специалистами несовершеннолетнего и его семьи с целью профилактикиповторного правонарушения, разрешения имеющихся у несовершеннолетнего и его семьи проблем, обеспечения занятости, продолжения обучения, трудоустройства, разрешения конфликтных ситуаций в семье и т.д.

После вынесения приговора (постановления) в отношении несовершеннолетнего и до его совершеннолетия специалистами обеспечивается социальный контроль. На данной стадии проводится мониторинг поведения несовершеннолетнего посредством личных встреч, телефонных звонков, при необходимости письменных запросов в образовательную организацию с целью выявления и разрешения возникающих проблем.

Например, в целях предупреждения совершения несовершеннолетними преступлений, в том числе повторных, ресоциализации несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, в Архангельской области действует Соглашение о межведомственном сотрудничестве в развитии дружественного к детям правосудия в сфере уголовного судопроизводства в Архангельской области от 31 октября 2013 года, участниками которого являются областной суд, региональное Правительство, СУ СК России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, территориальные органы МВД России и ФСИН России.

В рамках Соглашения разработан ряд регламентирующих документов:

порядок взаимодействия субъектов программы примирения по материалам об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

регламент взаимодействия субъектов программы примирения обвиняемого (подозреваемого) с потерпевшим по уголовным делам в отношении несовершеннолетних;

порядок взаимодействия субъектов программ примирения по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних;

порядок взаимодействия субъектов программы примирения по делам об административных правонарушениях и уголовным делам о применении насилия взрослыми в отношении детей в семьях.

В Кемеровской области в ГОО «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности» в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом, организации сопровождения правонарушителя на всех этапах следственных действий, ресоциализации подростка и его законных представителей создана Служба судебных психологов. В ряде регионов Российской Федерации (Удмуртской Республике, Хабаровском крае, Астраханской, Кировской, Нижегородской, Пензенской, Ростовской, Тульской, Тюменской областях и др.) развивается институт наставничества как форма профилактической и воспитательной работы. В целях повышения эффективности работы по ресоциализации несовершеннолетних, предупреждения повторных преступлений за подростками, вернувшимися из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого ти<







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.