|
Эпоха Возрождения (около 1400–1600 гг. от Р. Х.)
В начале XV века Гутенберг изобрел печатный станок c подвижными литерами, в результате сочинения прошлых лет стали гораздо более доступными для людей. Эта общедоступность письменного наследия породила две тенденции. Во-первых, лучшее понимание и большее влияние Слова Божьего, что вызвало к жизни Реформацию. Во-вторых, развитие гуманистической философии, которая многое позаимствовала из писаний греческих и римских мыслителей и положила начало эпохе Возрождения. В человеке крепло осознание собственной индивидуальности и независимости. К концу эпохи Возрождения начал развиваться современный метод эмпирического познания реальности. Ключевая роль в этом процессе принадлежала Николаю Копернику (1473–1543), Иоганну Кеплеру (1571–1630) и Галилео Галилею (1564–1642). Сегодня это может показаться нелепостью, но все они верили в христианского Бога. Они видели в науке лишь инструмент изучения того, что создано рукой всемогущего Творца, и познания законов, по которым существует Его творение. Галилей считал, что Бог написал две «Книги»: Библию и природу2. Вопреки распространенному заблуждению, раскол в отношения христианства и науки внесла не Церковь, а университетские профессора, напуганные революционными идеями Галилея. Эти ученые закоснели в научном методе, унаследованном от греческих философов, который уделял мало внимания наблюдению и выводил объяснения явлений природы преимущественно дедуктивным путем из первоначальных принципов или допущений. На основании таких допущений, вне всякой связи с данными реальных наблюдений, и были сформированы все представления того времени о вселенной. Вследствие этого ученые принимали на веру ошибочные представления о невозможности каких-либо «дефектов» на Солнце, считали Луну абсолютно гладким шаром, который светит своим собственным светом, и полагали, что только у Земли есть спутник (поскольку Земля считалась центром Вселенной). Изобретение Галилея — телескоп — очень быстро доказало неверность этих допущений3. Опасаясь, что Галилей подорвет их авторитет, профессора решили перевести полемику из академического русла в религиозное4. Они доказывали, что гелиоцентрический взгляд на вселенную противоречит Священному Писанию. Например, в Псалме (103:22) сказано: «Восходит солнце...» Значит, Солнце должно вращаться вокруг неподвижной Земли. Оказавшись перед лицом того, что в те годы представлялось противоречащим гелиоцентрической теории Писания, католическим богословам не оставалось ничего другого, как осудить взгляды Галилея, поскольку возникший конфликт затрагивал авторитет Церкви. В результате дискуссии Церкви и Галилея между верой и разумом возник раскол. Появились два абсолютно непримиримых источника истины: Церковь и наука. Своей критикой движения под названием «пирронизм» философ Рене Декарт (1596–1650) еще дальше отодвинул от Церкви источник истины. Пирронизм (названный по имени греческого философа-скептика Пиррона, жившего в 365–275 годах до Р. Х.) был крайней формой скептицизма, подвергавшего сомнению абсолютно все. Следовательно, ни в чем нельзя было быть уверенным. Смысл знаменитого выражения Декарта сogito ergo sum («Мыслю, следовательно, существую») заключается в том, что Декарт использовал метод самого Пиррона — подвергать сомнению все сущее, чтобы установить один непреложный факт: сомневающийся может быть уверен в своем собственном существовании5. Декарт не искал славы религиозного реформатора, однако его новый метод поиска истины потряс христианство до самых основ. Основанием для уверенности в чем-либо стал не Бог, а человек.
Эпоха Просвещения (около 1600–1800 гг. от Р. Х.)
Успехи, достигнутые наукой, возвестили приход эпохи Просвещения. Люди возвели науку в ранг конечного критерия истины. Новые законы природы, открытые Фрэнсисом Бэконом (1561–1626), Робертом Бойлем (1627–1692) и Исааком Ньютоном (1642–1727), привели к тому, что вселенную стали сравнивать с механизмом. Подобное сравнение упразднило потребность в Боге как опоре вселенной. Еще один вызов христианскому мировоззрению бросили философы Томас Гоббс (1588–1679), Дэвид Юм (1711–1776) и Иммануил Кант (1724–1804). Гоббс заложил основы философии материализма, которая считала материю высшей субстанцией вселенной. Юм в своем «Трактате о человеческой природе» привел возражения против достоверности библейских историй о чудесах. Кант призывал людей опираться на собственный разум и сбросить оковы церковной власти6. И все же, несмотря на все успехи Просвещения, еще в XIX столетии большинство людей, в том числе и ученые, верило в существование наделенной разумом личности Творца. Это объяснялось отсутствием какой бы то ни было альтернативной креационизму теории происхождения жизни и вселенной, которая могла бы адекватно объяснить окружающий мир. Но с появлением теории Чарлза Дарвина все изменилось.
Современная эпоха (с 1800 г. до наших дней)
В 1859 году Чарлз Дарвин (1809–1882) опубликовал свою работу «Происхождение видов путем естественного отбора». В этой монографии Дарвин говорил о том, что формы жизни являются результатом не творческой деятельности разумного Творца, а изменчивости, наследственности и естественного отбора. С появлением эволюционной теории тот пробел, который раньше заполняла собой вера в Создателя, мог быть заполнен научными объяснениями. Теория эволюции завладела умами многих ученых, которые начали применять ее ко всем отраслям знания, вплоть до истории (Маркс) и психологии (Фрейд). Дарвинизм привел к тому, что многие люди потеряли веру в Бога — она просто стала не нужна им. Если человечество хочет найти решение своих проблем и обрести надежду на лучшее будущее, люди должны рассчитывать только на себя, но никак не на Бога.
УБЕЖДЕНИЯ СЕКУЛЯРИСТОВ
Отрицание Бога
Фундаментальным положением секуляризма является отрицание всего сверхъестественного, включая Бога. Существует только материя. По мнению секуляристов, вера в Бога есть проекция собственных мыслей и желаний человека. Бог не создал человека по Своему образу и подобию — напротив, человек создал Бога по своему подобию.
Отрицание чудес
Отвегнув мысль о существовании Бога, вполне логично будет заключить, что чудеса — результат божественного вмешательства — невозможны. Чудеса, описанные в Библии, как полагают секуляристы, являются выдумкой ее авторов, преследовавших свои конкретные религиозные цели7.
Эволюция
Секуляристы утверждают, что существование вселенной и ее сложность можно исчерпывающе объяснить исходя из принципов, провозглашенных теорией эволюции. Личность и разум также являются продуктами эволюционного процесса и удовлетворительно объяснимы с точки зрения взаимодействия химических и биологических элементов. Таким образом, никакого «духа в машине» нет.
Человек
Секуляристы видят в религии лишь свод нравственных запретов и способ ухода от действительности. Религия просто усыпляет страхи невежественных людей. Для того чтобы выжить и справиться с трудностями, говорят секуляристы, человечество, избавившись от пут религии, должно смотреть в лицо проблемам и искать ответы в себе, разуме и науке.
Наука
Секуляристы уверены в том, что научный метод познания является единственно надежной дорогой к истине и знаниям. С точки зрения секуляристов, между разумом и верой, наукой и религией, эмпирическим опытом и откровением существует непримиримый антагонизм. Эти две дороги к истине и знанию взаимно исключают друг друга.
Относительность всего и вся
Секуляристы отрицают, что вне человека существует эталон абсолютной нравственности, например святой Бог. Они утверждают, что человечество не нуждается в находящихся за его пределами абсолютных нормах морали, чтобы иметь достаточную причину для нравственного поведения. Человек изначально добр, и для того чтобы реализовать эту врожденную доброту, нужно образование, а не религиозное преображение.
Смерть
Со смертью человек прекращает существовать в целостной и сознательной форме. Как писали авторы «Второго Гуманистического манифеста» (1973 г.), «нет никаких достоверных свидетельств того, что жизнь продолжается после смерти тела»8. Таблица. Секуляризм и христианство
СОВЕТЫ БЛАГОВЕСТВУЮЩЕМУ
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|