Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Карл Маркс и Фридрих Энгельс





 

Карл Маркс родился 5 мая 1818 года в городе Трир (Пруссия) в семье Генриха и Генриетты Маркс. Генрих был юристом. Предки обоих супругов во многих поколениях были раввинами. Для того чтобы продолжать свою юридическую практику в христианской среде, Генрих принял лютеранство. Это произошло в 1816 году, а в 1824 году крестили Карла и его братьев и сестер.

Во время обучения в трирской школе Карл написал сочинение по 15-й главе Евангелия от Иоанна, в котором рассуждал о важности единения с Христом. В сочинении говорилось:

Единение с Христом вызывает внутренний восторг, дает утешение в страдании и спокойную уверенность; сердце открывается любви к человечеству, всему благородному, всему великому не из честолюбия, не в стремлении к славе, а только благодаря Христу1.

Школьный дневник Карла свидетельствует о том, что он придерживался евангельской веры и что его «отношение к старшим и соученикам было добрым»2.

В 1835 году Маркс отправился учиться в Боннский университет, а год спустя — в Берлинский. После того как он окончил в Берлине изучение курса философии, его диссертация была принята Йенским университетом, где в 1841 году соискатель получил степень доктора философии.

К моменту поступления в университет Маркс уже был атеистом. В университете он попал под влияние теорий Людвига Фейербаха, который считал религию творением человека, Бруно Бауэра и Рихарда Штрауса (по словам последнего, Иисус вообще никогда не существовал). В студенческие годы Маркс примкнул к младогегельянцам, наиболее либеральному крылу последователей Гегеля.

Маркс надеялся получить место учителя, однако либеральные политические взгляды вынудили его стать журналистом. В 1843 году он женился на Женни фон Вестфален, происходившей из аристократической трирской семьи. В том же году супруги Маркс переехали в Париж, где Карл стал писать небольшие заметки в газеты. В Париже супруги близко познакомились со многими радикальными мыслителями. Среди них был и сын германского промышленника Фридрих Энгельс, который стал другом и соратником Маркса на всю жизнь.

С 1845 по 1848 год Карл и Женни несколько раз переезжали из одной европейской страны в другую. В 1848 году Маркс и Энгельс опубликовали «Манифест Коммунистической партии». Эта партия состояла главным образом из интеллектуалов и профессионалов. «Манифест» призывал к революции. Он сделал Маркса и Энгельса ведущими теоретиками коммунистического движения.

В 1849 году Маркс и Энгельс перебрались в Англию. Энгельс стал работать на отцовской фабрике в Манчестере. Семья Марксов жила в Лондоне, где они и провели в крайней бедности остаток своей жизни. Единственным регулярным доходом семьи была зарплата, которую Маркс получал как иностранный корреспондент нью-йоркской газеты Tribune. Доход семьи также составляли деньги, которые ей периодически присылал Энгельс.

Маркс работал в Британском музее и писал статьи на различные темы, главным образом экономические. В 1858 году он опубликовал свои очерки «К критике политической экономии», в 1864-м стал вождем Первого Интернационала (международного объединения рабочих), а в 1867-м опубликовал первый том «Капитала», который представлял собой в основном критику капиталистической экономики. Второй и третий тома были изданы Энгельсом (на основании заметок Маркса) уже после смерти Маркса. Эта работа стала главным делом жизни основателя нового учения.

Маркс продолжал писать до самой своей смерти, хотя в последние годы тяжело болел. Он умер 14 марта 1883 года. Из семерых его детей (один умер при родах) только двое пережили своего отца (оба они впоследствии покончили с собой)3.

При жизни Маркс был относительно мало известен за пределами узкого круга революционеров. Его труды получили широкое распространение в основном после смерти автора. На похоронах Маркса присутствовали всего шесть человек. Однако заключительные слова траурной речи Энгельса: «Имя его будет жить в веках, как и его труды!» — оказались пророческими4.

 

Марксизм после Маркса

 

Маркс и Энгельс заложили основы идеологии, которая стала известна под именем марксизма. Ее развитие в конце XIX — начале ХХ века связано с рядом имен. В 1889 году на Первом конгрессе II Интернационала в Париже возник конфликт между Карлом Каутским и Эдуардом Бернштейном. Бернштейн считал, что постепенный подход всегда предпочтительнее революционного, выдвинутого Марксом, что политическую и экономическую систему нужно изменять постепенно. Тех, кто последовал за Бернштейном, стали называть ревизионистами. Современный еврокоммунизм унаследовал именно эти взгляды. Каутский, со своей стороны, защищал необходимость революции для установления социализма. Он стал ведущим теоретиком ортодоксального марксизма конца XIX века.

Никто не оказал на будущее марксистского движения большего влияния, чем В. И. Ленин. Он появился на арене политической борьбы в начале ХХ столетия как вождь большевистского крыла Российской социал-демократической рабочей партии. Именно под его руководством в 1917 году коммунисты в России пришли к власти.

Ленин расходился с Марксом в некоторых вопросах. Во-первых, он был убежден в том, что коммунистическая партия должна взять на себя руководство революцией, а не ждать, пока рабочий класс совершит ее собственными силами. Он также полагал, что коммунистическая партия должна будет осуществлять твердое руководство социалистическим обществом после революции.

Во-вторых, Ленин полагал, что капитализм не распался, как утверждал Маркс, благодаря империалистической эксплуатации третьего мира, а потому революция скорее произойдет в аграрной стране, подобной России, чем в промышленно развитых странах вроде Великобритании или США.

С 1917 года коммунистическое движение получило более точное название — марксизм-ленинизм. После смерти Ленина в 1924 году Иосиф Сталин сосредоточил в своих руках все руководство коммунистической партией и в конце концов стал главой государства. Он установил тоталитарное правление в самой жестокой форме. Предполагается, что на нем лежит ответственность за уничтожение двадцати миллионов человек5.

После Второй мировой войны коммунизм распространился за пределы Советского Союза во многиe страны — от Китая до Восточной Европы. В 50-е годы жестокость сталинизма вызвала к жизни более гуманное течение марксизма, зародившееся в Чехословакии и Югославии. Марксисты гуманистического направления извлекли из ранних работ Маркса идею о том, что цель социализма — освободить человечество от состояния «отчуждения» и дать людям возможность полностью реализовать свой потенциал. В последние годы на большинство коммунистических стран обрушился жестокий экономический и политический кризис, который привел к крушению коммунистических режимов.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ МАРКСИЗМА

 

Философский материализм

 

Марксизм основывается на материалистическом восприятии действительности. Другими словами, марксисты убеждены, что в природе нет ничего сверхъестественного или нематериального. Реальность изначально материальна.

При этом марксисты не отрицают существование разума и не сводят мышление к чисто физиологическому процессу, но полагают, что разум — продукт деятельности мозга, который прекращает существовать после смерти человека. Энгельс говорил:

Реальное единство мира заключается в его материальности....Но если возникает... вопрос, что же такое мысль и сознание и откуда они берутся, становится очевидным, что они являются продуктом человеческого мозга и что сам человек есть продукт природы6.

Таким образом, марксисты отрицают существование Творца и придерживаются дарвинистской теории эволюции. Они придают особое значение науке в деле познания окружающего мира и подчеркивают, что все идеи должны проверяться практикой.

 

Диалектика

 

Тесно связано с материализмом марксистов и их представление о том, что действительность находится в непрерывном движении и изменении — они называют это диалектикой. Георг В. Ф. Гегель сформулировал понятие диалектики на основе идеализма (полагая, что идея движет материей). Маркс и Энгельс переработали эту теорию в русле своих материалистических взглядов. Они полагали, что все в мире находится в непрерывном развитии и что это развитие происходит в результате взаимодействия противоборствующих сил. Эти силы называются «тезисом» и «антитезисом».

В столкновении этих двух сил возникает новая сущность, которая называется «синтезом». Маркс и Энгельс полагали, что действие этого процесса можно наблюдать в природе (например, эволюция биологических видов или прорастание семени и превращение его в растение). Они также считали, что этот принцип действует в истории экономического и социального развития человечества. Теоретики марксизма рассматривали это развитие как процесс неизбежных изменений, идущих в соответствии с научно обоснованными законами развития общества.

 

Экономический детерминизм

 

Вследствие своей материалистической философской позиции Маркс придерживался того, что называют экономическим детерминизмом. В предисловии к «Манифесту Коммунистической партии» издания 1888 года Энгельс писал:

…В каждую историческую эпоху преобладающий способ экономического производства и обмена и необходимо обусловливаемое им строение общества образуют основание, на котором зиждется политическая история этой эпохи и история ее интеллектуального развития, основание, исходя из которого она только и может быть объяснена…7

Другими словами, экономика определяет все элементы жизни общества, включая форму правления, доминирующие представления, законы и даже религию. Не идеи, а экономика является определяющим фактором истории. Даже «человеческая природа» зависит от экономической системы.

 

Классовая борьба

 

Маркс полагал, что история общества — это история классовой борьбы. С тех пор как средства производства (фабрики, заводы и т. п.) стали частной собственностью, общество разделилось на враждующие классы. Энгельс писал: «…Вся история человечества… была историей борьбы классов, борьбы между между эксплуатирующими и эксплуатируемыми, господствующими и угнетенными классами…»8 Легко можно увидеть, что экономические и социальные перемены происходят в результате диалектического взаимодействия классов. В результате столкновения двух классов (представляющих собой тезис и антитезис) возникает новый социально-экономический строй (синтез).

Маркс учил, что когда какая-либо стадия экономического развития достигает полной зрелости, начинается следующая. Однако необходимо, чтобы в той или иной форме произошла революция, которая принесет с собой соответствующие изменения. Маркс выделял шесть стадий экономического развития общества.

Во-первых, племенной коллективизм. Племя владеет всем имуществом сообща.

Во-вторых, рабовладение. Победители порабощают своих противников.

В-третьих, феодализм. Богатые землевладельцы предоставляют крестьянам, обрабатывающим их землю, защиту и земельный надел.

В-четвертых, капитализм. При капиталистической системе производства буржуазия владеет всеми средствами производства, тогда как пролетариат работает за плату.

Маркс предвидел пятую стадию — социализм. Отняв у буржуазии средства производства, пролетариат установит диктатуру, благодаря которой общество очистится от классовых различий, обусловленных частной собственностью.

После этого наступит шестая и последняя стадия развития общества — коммунизм. Поскольку классовые различия исчезнут, государство прекратит свое существование. Воцарятся всеобщий мир и процветание.

 

Критика капитализма

 

Маркс соглашался с тем, что капиталистическая фаза необходима для накопления и развития средств производства. Но он видел в капитализме элементы, обуславливающие необходимость последующего ниспровержения этого строя. Самым важным, на взгляд Маркса, было то, что капитализм благоприятствовал эксплуатации пролетариата буржуазией. Свидетельством этой эксплуатации Маркс, в частности, считал так называемую «прибавочную стоимость». Приняв общеизвестную «трудовую теорию стоимости» (стоимость товара определяется количеством труда, необходимым для его производства), Маркс указал на то, что капиталист не оплачивает труд рабочего по его стоимости и, таким образом, присваивает себе часть стоимости. Эту разницу между стоимостью товара и зарплатой рабочего Маркс назвал «прибавочной стоимостью». Он видел в присвоении капиталистом «прибавочной стоимости» эксплуатацию и даже грабеж.

Вторым элементом капитализма, который Маркс подверг критике, было то, что он назвал «отчуждением». Маркс считал, что жизнь людей обретает смысл в труде и в тех товарах, которые они производят. Проще говоря, люди — это то, что они делают. Когда капиталист присваивает часть стоимости товара, произведенного рабочим, рабочий отчуждается от результатов своего труда... и, таким образом, от части самого себя9. Маркс также считал, что рабочего отчуждают от общества, поскольку его труд в капиталистическом хозяйстве имеет своей целью не общественное благо, а лишь собственное выживание.

Маркс предсказывал, что капиталистическое общество в конце концов потерпит крах. Это произойдет, во-первых, из-за все более тяжелых экономических кризисов, а во-вторых, в результате «все большего обнищания пролетариата». Маркс был уверен, что буржуазный класс будет становиться численно все меньше и меньше, но все богаче и богаче, а ряды пролетариата будут расти, становясь при этом все беднее и беднее. «Растущее обнищание» заставит пролетариат восстать против буржуазии и взять средства производства в свои руки.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.