|
В этом аяте указание на то, что неверующие будут отделены завесой и не увидят Милостивого Аллаха, а обитатели Рая не будут отделены от Него завесой.Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Какой бы родитель ни отрицал своего ребенка, Аллах непременно оградится от него завесой, и опозорит его перед первыми и последними». – [Хадис слабый]. ____________________________________________________________________ Эта глава повествует о том, что верующие увидят своего Господа в День Воскресения. Ученые говорят, что они смогут увидеть Его во время стояния на площади Судного дня. Также они смогут увидеть Его в Раю. Что же касается неверующих, то Аллах Всевышний поведал о том, что они будут отделены от Аллаха завесой: «Но нет! В тот день они будут отделены от своего Господа завесой». – [83:15]. Этот аят указывает на то, что верующие, наоборот, не будут отделены от Господа завесой. Этим аятом аргументировал аш-Шафи′и, который сказал: «Если Аллах будет отделен завесой от обитателей Ада, то это указывает на то, что богобоязненные люди увидят Его». Этот довод является очевидным. На эту тему также есть и другие аяты. Аллах Всевышний сказал: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее, и им будет добавлено еще». – [10:26]. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъясняя этот аят, указал на то, что Наилучшее – это Рай, а добавка – это возможность увидеть благородный Лик Аллаха. Также Аллах сказал в другом аяте: «И Мы добавим еще». – [50:35]. Аллах Всевышний сообщил верующим благую весть о Рае, а затем сказал: «И Мы добавим еще». – [50:35]. Что может быть добавкой к Раю?! Только возможность взглянуть на Лик Аллаха. Что касается хадисов, то они являются предельно очевидными. Шейх ислама Ибн Теймия, да помилует его Аллах, сказал: «Если бы самые красноречивые люди возложили на себя обязанность высказаться на эту тему более ясно, чем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то они не смогли бы». Ведь, он сказал: «Видите ли вы луну в ночь полнолуния, когда между вами и ней нет ни облаков, ни дождя?!» Люди сказали: «Да!» Тогда он сказал: «Мешают ли одни из вас другим увидеть эту луну?» Люди сказали: «Нет!» Тогда он сказал: «Поистине, вы увидите вашего Господа в День Воскресения так же ясно, как вы видите луну в ночь полнолуния, когда между вами и ней нет ни облаков, ни дождя». В другом хадисе сказано: «Поистине, вы увидите Его так же ясно, как вы видите солнце в полуденное время при ясном небе, когда между вами и ним нет ни облаков, ни дождя». В третьем хадисе сказано: «Мешают ли одни из вас другим увидеть луну в ночь полнолуния?!» Хадисов на эту тему много. В некоторых хадисах пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сам сообщил людям об этом, а в некоторых – они задавали вопросы: «Увидим ли мы нашего Господа?» И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отвечал им такими ответами. Эти хадисы передало огромное количество сподвижников, и они дошли до нас многочисленными путями. Если эти люди отрицают даже этот атрибут, то какой атрибут они будут утверждать?! Это указывает на то, что они не желают истины, а желают только лжи. Если они скажут: «Вы уподобляете Аллаха творениям! Вы придаете Аллаху тело!», то на самом деле к кому возвращаются эти обвинения?! Эти обвинения направлены в адресах Аллаха и Его посланника. Верующие, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, то они всего лишь следуют за Кораном и Сунной, а не выдумывают что-то новое. Они не придумали ничего сами от себя. ____________________________________________________________________ Диктор читает текст послания: «Этот хадис указывает на то, что если Аллах будет отделен завесой от одних, то другие не будут отделены от Него. Также посланник Аллаха сказал: «Вы увидите вашего Господа так же ясно, как вы видите солнце и луну». Он не оставил никакой возможности для искажения. ___________________________________________________________________ Разве есть что-то более очевидное, чем солнце и луна?! Нет ничего более очевидного. То есть, верующие увидят Аллаха так же очевидно и ясно, как видят солнце и луну. Мы обязаны понимать это. ____________________________________________________________________ Диктор читает текст послания: «80 ― Сообщается, что Джарир рассказывал: «Однажды, в ночь полнолуния мы сидели возле посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он поднял голову вверх, посмотрел на луну и сказал: «Поистине, вы увидите Господа вашего воочию (так же ясно), как видите эту луну, и не будете вы обижены в том, что касается лицезрения Его...». ___________________________________________________________________ Слова пророка: «…воочию…» устраняют возможность всякого двоякого толкования. То есть: вы увидите Господа вашего глазами. Да благословит Аллах и приветствует того, кому была дарована возможность изъясняться предельно красноречиво.
____________________________________________________________________ Диктор читает текст послания: «…и если сможете вы добиться того, чтобы ничто не мешало вам совершать молитвы перед восходом солнца и перед закатом его, то совершайте (их)». – [аль-Бухари; Муслим]. ____________________________________________________________________ Ученые говорят, что в этом хадисе указание на то, что человек, который оберегал две эти молитвы, получит в качестве воздаяния возможность смотреть на Аллаха в эти времена дня. В хадисе говорится о послеобеденной (′аср) и утренней (фаджр) молитвах. Молитва перед закатом солнца – это послеобеденная (′аср) молитва. А молитва перед восходом солнца – это утренняя (фаджр) молитва. ____________________________________________________________________ Диктор читает текст послания: «Сказал ′Али ибн уль-Мадини: «По-нашему мнению, речь идет о послеобеденной и утренней молитвах, если пожелает Аллах». 82 ― Сообщается со слов Сухейба, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал данный аят: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее, и им будет добавлено еще». – [10:26]. А затем сказал: «Когда обитатели Рая войдут в Рай, им будет сказано: “О, обитатели Рая, поистине, у Аллаха есть для вас обещание, которое вы прежде не видели“. Они скажут: “Что это за обещание? Разве Аллах не сделал наши лица белыми, разве Аллах не удалил нас от Огня и ввёл в Рай?“ И тогда (Аллах) уберет завесу, и они смогут взглянуть на Него. Клянусь Аллахом, не будет даровано им Аллахом ничего, что любимей для них, и радостнее для их очей, чем лицезрение Его». – [ат-Тирмизи, Ахмад. Хадис достоверный]. 83 ― Сообщается, что Абу Разин аль-′Укайли спросил: «О, посланник Аллаха, все ли мы увидим нашего Господа в День Воскресения?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «О, Абу Разин! Разве каждый из вас не видит луну без препятствий?» Абу Разин ответил: «Конечно, видит!» Тогда пророк сказал ему: «А Аллах более великий!» - [Абу Дауд.Хадис слабый]. ____________________________________________________________________ Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, привел этот пример для облегчения понимания. Все люди видят луну без препятствий, а Аллах более великий. Абу Разин часто задавал удивительные вопросы посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Абдуллах, сын имама Ахмада, в книге «ас-Сунна» упомянул длинный хадис, где Абу Разин задавал пророку, да благословит его Аллах и приветствует, очень много вопросов. Среди них был такой вопрос: «Поистине, Аллах – Один, а нас много. Как мы все увидим Его одновременно?» И пророк дал ему подобный ответ. Затем он спросил его об оживлении мертвых, и о многих других вещах. Поэтому ′Абдуллах ибн ′Умар говорил: «Мы сильно радовались, когда приходил разумный бедуин и задавал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вопросы, а мы слушали ответы». Сподвижники иногда боялись спрашивать у пророка о таких вещах, в которых у них не было срочной нужды. Ведь, им было запрещено задавать много вопросов. А, как известно, бедуины были более смелыми в этом вопросе. Когда к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приходил чужеземец, он говорил ему: «Спрашивай все, что хочешь!» ____________________________________________________________________ Диктор читает текст послания: «84 ― Сообщается со слов Абу Хурейры, что люди спросили: «О, посланник Аллаха, увидим ли мы нашего Господа в День Воскресения?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Мешают ли одни из вас другим видеть солнце, когда нет облаков?» Люди ответили: «Нет!» Тогда он спросил: «Мешают ли одни из вас другим видеть луну в ночь полнолуния, когда нет облаков?» Люди ответили: «Нет!» Тогда он сказал: «Точно так же, вы увидите вашего Господа в День Воскресения! В День воскресения люди будут собраны, и Он скажет: “Пусть каждый последует за тем, чему он поклонялся!” — и некоторые из них последуют за солнцем, некоторые — за луной, некоторые — за (теми, кого они считали) богами, а эта община вместе со своими лицемерами останется… Люди станут говорить: “Это (будет) нашим местом, пока не придёт к нам Господь наш, а когда Он придёт, мы узнаем Его!” Потом Аллах явится к ним в образе, который они узнают, и скажет: “Я — Господь ваш!” И тогда они скажут: “Ты — Господь наш", и последуют за Ним». ′Ата ибн Язид сказал, рассказав этот хадис: «Абу Са′ид аль-Худри сидел рядом, когда Абу Хурейра рассказывал этот хадис, и ни разу не исправил Абу Хурейру…». – [аль-Бухари, Муслим]. ____________________________________________________________________ В этом хадисе упоминаются те, кому люди поклонялись, вместо Аллаха: «…некоторые люди последуют за (теми, кого они считали) богами». Каждый, кому поклоняются, помимо Аллаха, является лжебогом. Также в этом хадисе упоминание такого атрибута Аллаха как «образ» (сура). И мы должны уверовать в этот атрибут так, как сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. У каждой существующей вещи есть определенный образ. Образ Аллаха таков, как это подобает Его величию. Для многих людей стали проблемой слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, Аллах сотворил Адама по Своему образу». Речь в этом хадисе идет о лике. Ведь, в хадисе со слов ибн ′Умара сказано: «Когда кто-то из вас сражается (дерется), пусть сторонится образа. Ведь, Аллах сотворил Адама по Своему образу». Что значит «пусть сторонится образа»? То есть: пусть не бьет по лицу. Запрещено бить по лицу, даже если человек сражается с неверующим. Если бы под словом «образ» имелось в виду все тело, то запрещено было бы бить по всему телу: по голове, по ноге, и так далее. Но пророк выделил именно лицо, и это указывает на то, что слово «образ» указывает именно на лик. ____________________________________________________________________ Диктор читает текст послания: «86 ― Сообщается, что Абу Са′ид аль-Худри рассказывал: «Мы спросили: «О, посланник Аллаха, увидим ли мы нашего Господа в День Воскресения?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Разве помешает вам (что-нибудь) увидеть в полдень солнце, свет которого не закрывают тучи?» Мы ответили: «Нет!» Тогда он спросил: «А разве помешает вам (что-нибудь) увидеть полную луну в такую ночь, когда она не будет скрыта облаками?» Мы ответили: «Нет!» Тогда он сказал: «И в День воскресения ничто не помешает вам увидеть Всемогущего и Великого Аллаха, как ничто не помешает вам увидеть (солнце или луну)». – [аль-Бухари, Муслим]. ____________________________________________________________________ То есть: вам ничто не помешает увидеть Аллаха, и Он не будет скрыт за чем-то. Ведь, когда люди смотрят на какую-то скрытую вещь, они собираются вместе и помогают друг другу ее увидеть. А некоторые вообще не могут увидеть эту вещь. Например, это касается видения новой луны в начале каждого месяца. А когда люди будут смотреть на Аллаха, они не будут нуждаться в чьей-то помощи, чтобы Его увидеть. Обо всем этом сообщается в хадисах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. ____________________________________________________________________ Диктор читает текст послания: «87 ― Сообщается со слов Абу Мусы аль-Аш′ари, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День Воскресения Аллах соберет все общины в одной долине. Когда Аллах пожелает показаться перед творениями, Он покажет каждому народу то, чему они поклонялись. Эти (лжебоги) завлекут их и заведут в Огонь. Затем придет наш Господь, а мы будем находиться в (определенном) месте. Он скажет: «Кто вы?» Мы ответим: «Мы – верующие!» Он спросит: «Чего вы ждете?» Мы ответим: «Мы ждем нашего Господа!» Он спросит: «Откуда вы знаете вашего Господа?» Люди скажут: «Нам рассказали о Нем посланники». Он спросит: «А вы узнаете Его, если увидите?» Люди скажут: «Да!» Он спросит: «Как вы узнаете Его, если вы Его не видели?» Люди скажут: «Мы узнаем Его, ведь, у Него нет подобия». И тогда Он покажется нам смеющимся, а затем скажет: «Радуйтесь, о мусульмане! Место каждого из вас в Аду занял либо иудей, либо христианин!» - [Ахмад.Хадис слабый]. ____________________________________________________________________ Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День Воскресения Аллах соберет все общины в одной долине…». То есть, люди увидят Аллаха в месте стояния после воскрешения. Вообще дословно в этом хадисе сказано: «Бада ляху» - (Когда Аллаху покажется…). Также в достоверном сборнике имама аль-Бухари в хадисе о троих - о прокаженном, плешивом и слепом – дословно сказано: «Аллаху показалось, что нужно испытать этих троих». Но в другой версии сказано: «Пожелал Аллах». Таким образом, слово «бада» здесь означает именно «пожелал». Некоторые студенты начинают сомневаться в этом и говорят, что в сборнике аль-Бухари есть то, что противоречит правильному вероубеждению, и этого надо остерегаться. Такие сомнения запрещены. Иногда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упоминает определенное слово, а затем упоминает его синоним, или слово с похожим смыслом, чтобы люди правильно поняли смысл слова в арабском языке. Это фраза не означает, что Аллаху открылось что-то из знания, что раньше было скрытым от Него. Аллах превыше этого и пречист от недостатков! Мы обращаем ваше внимание на этот момент, чтобы для некоторых студентов не стали проблемой слова некоторых ученых, которые высказываются относительно этого и других подобных хадисов. Слово «бада» означает здесь «пожелал». Затем Аллах также сказал: «Место каждого из вас в Аду занял либо иудей, либо христианин». Фраза с таким смыслом приходит также и в других хадисах. То есть, у каждого раба Аллаха есть место как в Раю, так и в Аду. Если он попадает в Рай, то ему говорят: «Твое место в Аду занял такой-то неверующий». Слова в хадисе: «…либо иудей, либо христианин», не исключают других неверующих. Возможно этот неверующий был атеистом, или еще кем-либо. Также обитатели Рая получают в Раю места обитателей Ада. Об этом сказал Аллах Всевышний: «Воистину, потерпят убыток те, которые потеряют себя и свои семьи в День воскресения». – [39:15]. Что это за семьи, которые они потеряют?! Речь не идет об их семьях в мирской жизни, ибо смерть разделила между ними и каждый отделился вместе со своими собственными деяниями. Между неверующими уже не осталось никаких связей. Человек будет отрекаться от своего отца, своей матери, своего брата и своей супруги в День Суда. После смерти разорвутся связи даже между мужем и женой. Человеку в Последней жизни будет воздано по его делам, а мирские связи прекратятся. Суть в том, что семьи, которые неверующие потеряют в Судный День, - это их супруги, которые должны были быть у них в Раю. Эти супруги достанутся обитателям Рая. В этом и есть смысл слов в хадисе: «Место каждого из вас в Аду занял либо иудей, либо христианин». ____________________________________________________________________ Диктор читает текст послания: «88 ― Сообщается со слов Абу Бакра ас-Сыддика, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в длинном хадисе о заступничестве рассказывал о том, что он падет ниц (перед Аллахом) и будет стоять так целую неделю, после чего Аллах скажет: «О, Мухаммад! Подними свою голову, говори и ты будешь услышан, ходатайствуй и твое ходатайство будет принято». Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднимет голову и посмотрит на своего Господа, и тут же снова упадет ниц еще на неделю». – [Ахмад.Иснад хороший]. 89 ― Сообщается со слов ′Убады ибн ус-Самита, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, вы не увидите вашего Господа, пока не умрете». – [Ахмад.Иснад хороший]. ____________________________________________________________________ Из этого отрицания в хадисе можно понять следующее: «А когда вы умрете, то увидите Его». Именно для этого автор привел данный хадис. ____________________________________________________________________ Диктор читает текст послания: «90 ― Сообщается также, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День Воскресения земля будет распростерта, а я буду первым, кого призовут. Я паду ниц, пока Аллах не позволит мне поднять голову. Я подниму голову и встану, а Джибриль будет стоять справа от Милостивого, и до этого он не видел Милостивого». – [Хадис мурсаль (и скорее всего недостоверный)]. 91 ― Сообщается со слов ибн ′Аббаса, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «У каждого пророка была мольба, с которой он обратился (к Аллаху) еще в мирской жизни, я же отложил свою мольбу на день Воскресения, чтобы заступиться за свою общину. Я – господин потомков Адама, но не горжусь этим. Я буду первым, кто воскреснет, но не горжусь этим. И в моей руке знамя хвалы,но я не горжусь этим. Адам и все остальные (пророки) под моим знаменем, но я не горжусь этим. День Воскресения затянется для людей и они начнут говорить друг другу: «Пойдемте к праотцу людей Адаму, чтобы он заступился за нас перед нашим Господом». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывал этот хадис дальше, после чего сказал: «Я подойду к вратам Рая и постучусь, используя кольцо на вратах. Меня спросят: «Кто ты?» Я отвечу: «Я – Мухаммад», и врата откроются. Затем я приду к своему Господу, а Он будет на престоле. Мой Господь покажется мне и я паду пред Ним ниц». – [Ахмад.Хадис слабый]. 92 ― Сообщается со слов Джабира, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День Воскресения мы будем на возвышенности над людьми, и общины людей друг за другом начнут призывать вместе с их идолами и тем, чему они поклонялись. Затем к нам придет наш Господь и скажет: «Чего вы ждете?» Люди скажут: «Мы ждем нашего Господа». Он скажет: «Я – ваш Господь!» Они ответят: «Мы хотим увидеть Тебя». И Он покажется перед ними смеющимся, и они последуют за Ним». – [Муслим, 191]. 93 ― Сообщается со слов Анаса ибн Малика, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Однажды, ко мне пришел Джибриль, держа в руке что-то подобное белому зеркалу, на котором была черная точка. Я спросил: «Что это, о Джибриль?» Он ответил: «Это – пятница. Твой Господь послал ее к тебе, чтобы она стала праздником для тебя и для членов твоей общины. Я спросил: «А что для нас в ней?» Он ответил: «В ней для вас заключено обильное благо. Вы – последняя (из общин), но будете первыми в День Воскресения. В пятницу есть такой промежуток времени, когда рабу дается все, что он просит у Аллаха, ожидая наступления (следующей) молитвы». Я спросил: «А что это за черная точка?» Он ответил: «Это – тот самый час в день пятницы, которая является господином всех дней. Мы называем этот день днем добавки». Я спросил: «А что это за добавка, о Джибриль?» Он ответил: «Поистине, Господь твой сделал в Раю долину, которая благоухает белым мускусом. И когда наступает день пятницы в Последней жизни, твой Господь нисходит со Своего Трона к его подножию, и подножие трона окружают минбары из света, на которых усаживаются пророки. Эти минбары окружают седалища из золота, на которых усаживаются правдивые мужи и мученики. Обитатели горниц выходят из своих горниц и усаживаются на возвышенности из мускуса. Затем перед ними появляется Обладатель Величия и Щедрости и говорит: «Просите Меня!», а они все отвечают: «Мы просим Твоего довольства», а затем просят у Него всего, чего пожелают. Затем им даруется то, чего не видел ни один глаз, и то, о чем не слышало ни одно ухо, и то, что даже не приходило человеку на ум. Затем Господь вновь поднимается на Трон, а обитатели горниц возвращаются в свои горницы из белого жемчуга, из зеленого драгоценного хризолита, из красного яхонта. В этих горницах нет ни трещин, ни недостатков. В них текут реки и свисают плоды. В них обитают супруги и слуги обитателей Рая. И обитатели Рая не тоскуют ни по чему так сильно, как тоскуют по пятнице, чтобы в течение этого дня еще больше приблизиться к Аллаху и обрести Его довольство». – [ад-Даракутни. Достоверный из-за поддерживающих цепочек]. 94 ― Сообщается со слов ′Абдуллаха ибн ′Умара, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул Даджжаля и сказал: «Я не знаю, застанете вы его или нет. Каждый пророк обязательно предостерегал от него своих соплеменников. Поистине, Нух также предостерегал от него своих соплеменников. Но я скажу вам то, что до меня не говорил своим соплеменникам ни один пророк. Вы узнаете его из-за того, что он – одноглазый, а Аллах, поистине, не является одноглазым». Также сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о нем: «Между его глазами написано «кафир» (неверный). Это слово сможет прочитать каждый, кто испытывает ненависть к его поступкам. (Или же он сказал: это слово сможет прочитать каждый верующий). Но знайте, что ни один из вас не увидит своего Господа, пока не умрет!» – [аль-Бухари и Муслим]. ____________________________________________________________________ А Аллах знает лучше! Пусть Аллах благословит, приветствует и дарует благодать Своему рабу и посланнику – нашему пророку Мухаммаду! Часть № 13 – Лицезрение Аллаха. ____________________________________________________________________ Диктор читает текст послания: «95 ― Сообщается со слов ′Аммара ибн Ясира, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к Аллаху с такой мольбой: «О, Аллах, посредством Твоего знания о сокровенном и Твоего могущества над творениями, сохраняй мою жизнь, если Ты знаешь, что жизнь будет для меня лучше, и упокой меня, если Ты знаешь, что смерть будет для меня лучше! О Аллах, я прошу Тебя (внушить мне) страх перед Тобой в сокровенном и явном, и прошу Тебя (помочь мне говорить) правдивое слово в гневе и довольстве! Я прошу Тебя об умеренности в нужде и богатстве, и прошу Тебя о блаженстве, которое не закончится, и прошу Тебя об усладе для глаз, которая не прервётся, и прошу Тебя (помочь мне) быть довольным судьбой! Я прошу Тебя о приятной жизни после смерти, и прошу Тебя (позволить мне) насладиться взором на Твой лик, и прошу Тебя (помочь мне) стремиться к встрече с Тобой, чтобы не помешало этому ни несчастье, которое причиняет вред, ни искушение, которое сбивает с пути! О Аллах, укрась нас красотой веры и сделай нас наставниками, следующими прямым путём». [ан-Насаи. Хадис достоверный]. ____________________________________________________________________ С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров! Пусть Аллах благословит, приветствует и дарует благодать Своему рабу и посланнику – нашему пророку Мухаммаду, а также членов его семьи, его сподвижников и их последователей. Автор привел этот хадис из-за слов: «…и прошу Тебя (позволить мне) насладиться взором на Твой лик». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просил о возможности взглянуть на Лик Аллаха, и разъяснил, что взгляд на Лик Аллаха – это настоящее наслаждение. В хадисе Сухейба уже говорилось о том, что взгляд на Лик Аллаха – это самое лучшее и великое наслаждение в Раю. ____________________________________________________________________ Диктор читает текст послания: «96 ― Сообщается со слов Ибн ′Умара, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал об обитателях Рая: «Когда блаженство, в котором они находятся, достигнет предела, и они подумают, что уже нет большего наслаждения, чем то, в котором они, покажется им Господь, и они будут смотреть на Лик Милостивого». – [Хадис слабый]. ____________________________________________________________________ В этом хадисе также говорится: «…и они будут смотреть на Лик Милостивого…». Это указывает на то, что у Аллаха есть благородный Лик. Взгляд на этот Лик является самым большим наслаждением. В этом хадисе указание на то, что верующие смогут увидеть Аллаха Всевышнего. Аллах дарует верующим рабам возможность увидеть Его в Раю, как милость для них. Вопросы, связанные с Последней жизнью, и связанные с Аллахом, относятся к сокровенному знанию. Мы обязаны верить в них так, как это пришло в шариатском тексте из Книги Аллаха или хадисов избранного пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Мы обязаны понимать атрибуты Аллаха так, как это подобает Его величию. ____________________________________________________________________ Диктор читает текст послания: «97 ― Сообщается, что Абу Бакр ас-Сыддик относительно слов Аллаха: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (Рай), и им будет добавлено еще», сказал: «Им будет дарована возможность взглянуть на Лик Аллаха». – [Хадис со слов Абу Бакра слабый, но смысл верный]. ____________________________________________________________________ Такое толкование, как уже было приведено, передается со слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, поэтому мы не должны искать для этого аята другое толкование. Этот хадис передается в достоверном сборнике имама Муслима со слов Сухейба. ____________________________________________________________________ Диктор читает текст послания: «98 ― Сообщается, что Хузейфа относительно слов Аллаха: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (Рай), и им будет добавлено еще», сказал: «Им будет дарована возможность взглянуть на Лик Аллаха». – [Хадис со слов Хузейфы слабый, но смысл верный]. 99 ― Сообщается, что Абдуррахман ибн Аби Лейля относительно слов Аллаха: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (Рай), и им будет добавлено еще», сказал: «Наилучшее – это Рай, а добавка – это возможность увидеть Лик Аллаха, после чего их не постигнет ни прах, ни унижение». – [Иснад достоверный]. 100 ― Сообщается, что ад-Даххак относительно слов Аллаха: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (Рай), и им будет добавлено еще», сказал: «Им будет дарована возможность взглянуть на Лик Аллаха». – [Иснад очень слабый]. 101 ― Сообщается, что ′Амир ибн Са′д относительно слов Аллаха: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (Рай), и им будет добавлено еще», сказал: «Добавка – это возможность увидеть Лик их Господа». – [Иснад достоверный]. 102 ― Сообщается, что Абу Муса сказал: «Добавка – это возможность увидеть Лик Господа». – [Иснад очень слабый]. 103 ― Сообщается, что Абу Муса аль-Аш′ари увидел, как люди смотрят на новый месяц, и сказал: «Каким будет ваш Господь, когда вы увидите Его без преграды?» - [Иснад слабый]. ____________________________________________________________________ Иначе говоря, верующие увидят Аллаха, и между ними и Им не будет никакой преграды, и они будут видеть ясно. ____________________________________________________________________ Диктор читает текст послания: «104 ― Сообщается, что ′Аммар ибн Ясир говорил в своих мольбах: «О, Аллах, я прошу у Тебя дать мне насладиться взглядом на Твой Лик, и прошу Тебя (помочь мне) стремиться к встрече с Тобой». – [Хадис достоверный]. 105 ― Сообщается, что Анас ибн Малик относительно слов Аллаха: «…а Мы добавим еще», сказал: «Аллах будет показываться им каждую пятницу». – [Хадис слабый]. 106 ― Сообщается, что ад-Даххак сказал: «Нет ничего радостнее, чем возможность посмотреть на Аллаха». – [Иснад очень слабый]. 107 ― Сообщается, что ′Икрима относительно слов Аллаха: «Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа», сказал: «Они будут смотреть на Аллаха взором». – [Иснад достоверный]. 108 ― Сообщается, что Ка′б сказал: «Каждый раз, когда Аллах смотрел на Рай, Он говорил: «Будь благим для своих обитателей», и Рай становился еще более благим, чем был. И всякий раз, когда в Раю наступает день, который был праздником в мирской жизни, обитатели Рая выходят в райские сады и перед ними показывается Господь, а они смотрят на Него. На них дует благой ветер мускуса и им даруется все, что они просят у Господа. Затем они возвращаются к своим семьям и обнаруживают, что те стали в 70 раз красивее, чем были прежде». – [Иснад слабый]. 109 ― Сообщается, что ′Умар ибн ′Абд уль-′Азиз написал одному из руководителей армии: «Поистине, богобоязненность перед Аллахом способствует тому, что Его приближенные спасаются от Его гнева, и посредством богобоязненности они обретают Его покровительство, и посредством нее следуют за своими пророками, и посредством нее их лица станут сияющими и они смогут увидеть своего Создателя». – [Иснад слабый]. Все эти хадисы или большая их часть переданы относительно лицезрения Аллаха. Мы застали обладателей понимания и знания из числа наших шейхов на том, что они подтверждали эти хадисы и уверовали в них. Мусульмане, в прошлом и сегодня, всегда передавали эти хадисы, веровали в них, не находили их отрицательными, и не отвергали их. А если кто-то из заблудших отвергал эти хадисы, ученые относили его к заблуждению. Более того, возможность взглянуть на лик их Создателя – это самая большая их надежда и самое большое для них вознаграждение. Они бы не променяли эту возможность ни на какое другое наслаждение Рая. Я говорил на эту тему с одним из этих джахмитов и рассказал ему некоторые из этих хадисов. Внешне он казался человеком, который украсил себя хадисами, и приписывал себе знание хадисов, но затем отверг эти хадисы упорным образом. Я сказал ему: об этом говорится в достоверных хадисах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и об этом говорили обладатели знания после него, и об этом говорит Книга Аллаха. Если Книга Аллаха, слова посланника и единогласное мнение мусульман говорят об этом, то ни у кого, кроме высокомерного и неверующего, нет возможности истолковать все это как-то иначе. Что касается Книги Аллаха, то Аллах Всевышний сказал: «Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа». – [75:22-23]. А также: «Но нет! В тот день они будут отделены от своего Господа завесой». – [83:15]. Если о неверующих сказано, что они будут отделены завесой, значит, верующие не будут отделены от Него». ____________________________________________________________________ Что касается слов Аллаха Всевышнего: «Одни лица в тот день будут сиять…». – [75:22]. Эти лица будут великолепными и прекрасными. В них будет виден блеск блаженства. А затем Он сказал: «…и взирать на своего Господа». – [75:23]. То есть: они будут смотреть своими глазами на Аллаха. В арабском языке известно, что если слово «увидят» приписано к лицу и после идет предлог «иля», то это невозможно истолковать иначе, кроме как видение глазами. Например, аз-Замахшари в своем толковании Корана попытался истолковать этот аят по-другому. Он сказал: «Взирать означает: ждать». Это подобно тому, о чем говорили некоторые ученые: «Такое толкование похоже на игру с Книгой Аллаха». Это очень далеко от правильного толкования. А, ведь, этот аят является прямым шариатским текстом на эту тему, как и сказал ад-Дарими, да помилует его Аллах. Это прямой шариатский текст о том, что верующие увидят Аллаха Всевышнего в Раю. Что касается аяты из суры «аль-Мутаффифин», то Аллах сказал: «Но нет! В тот день они будут отделены от своего Господа завесой». – [83:15]. Речь идет о Судном Дне, когда неверующие не смогут увидеть Аллаха. Этот аят указывает на то, что отделение их от Аллаха завесой – это наказание. Следовательно, возможность увидеть Аллаха, это, наоборот, наслаждение. В другом аяте из суры «Йунус» говорится о том, что возможность увидеть Аллаха – это наивысшее наслаждение в Раю. Самое большое, что будет даровано обитателям Рая – это возможность увидеть своего Господа. А разве возможно увидеть Его, кроме как, если Он будет в определенном месте?! Именно поэтому, из-за многочисленности шариатских текстов о лицезрении Аллаха, аш′ариты не смогли их отвергнуть. Они сказали: «Да, верующие увидят Аллаха». Тогда му′тазилиты, ведущие с ними спор, возразили. Му′тазилиты отрицают возможность увидеть Аллаха. Так вот они возразили: «А где они увидят Его?» Аш′ариты ответили: «Они увидят Его не в какой-то конкретной стороне». И му′тазилиты засмеяли их. Ведь, это невозможно. Как можно увидеть что-то, что не находится ни в какой стороне?! Все, что видят люди, находится с какой-то стороны от них. Направления – это право, лево, сверху и снизу. Мы увидим нашего Господа так, что Он будет сверху. Ведь, Он – Возвышенный, Высочайший. Аллах Всевышний возвышен в Своей власти и возвышен по Своей сущности. Эти аяты являются одними из самых очевидных доводов, а их отрицание – это наиболее очевидное упрямство и высокомерие перед истиной. Все это указывает на то, что эти люди не желают принятия истины. Каково же воздаяние того, кто поступает подобным образом?! Каково его постановление?! Что касается постановлений, то они должны основываться на Коране и Сунне. Они не должны строиться на мнениях людей, на догадках, на основе личной вражды или любви, и так далее. Постановление обязательно должно быть таким, как постановил Аллах. Чаще всего к отрицанию этих атрибутов и к этим хитростям их подталкивает то, что они считают, что это является очищением Аллаха от недостатков. Они считают, что утверждение этих атрибутов указывает на уподобление Аллаха творениям. На самом деле все эти причины являются ложными. Среди приверженцев истины это самая ложная вещь. Но в их душах именно такие стремления. Они не считают, что противоречат посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Они не хотят отвергнуть то, с чем он пришел. Именно поэтому они неправильно толкуют слова Аллаха и Его посланника, хотя такое толкование в этих вопросах вообще недопустимо. Ведь, у этого толкования нет никакой основы. Но в их душах утвердилась такая идея, что тот, кого возможно увидеть, обязательно является телом, а тот, кто говорит, что Аллах – это тело, является неверующим. Они испугались того, что впадут в неверие, и сказали то, что сказали. Чаще всего именно так. Что касается их предводителей и их проповедников, то их это не касается, и у них другое постановление. В любом случае, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого полюбил. Наставление на прямой путь в руках Аллаха, хоть и вопросы эти являются очевидными. Но в общем, эти аш′ариты являются мусульманами. Они высказали ложные слова, которые противоречат Книги Аллаха и сунне Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, из-за своих предположений и из-за убеждений, которые они переняли от своих предводителей и ученых. Они выросли на этих убеждениях и полностью доверились тем, кто их обучает. Они даже не думают, что это противоречит Книги Аллаха и сунне Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Это их постановление в общем. Раб Аллаха обязан высвободить себя из страстей и из чрезмерного возвеличивания своих предков, шейхов и ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|