|
По-нашему мнению, безбожник (зиндык) хуже, чем лицемер».⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 ____________________________________________________________________ Кто такой безбожник (зиндык)? Некоторые ученые сказали, что под словом «зиндык» имеется в виду лицемер. Иначе говоря, зиндык – это тот, кто скрывает внутри неверие, показывая себя мусульманином. Но другие ученые говорили, что зиндык – это безбожник, еретик. Очевидно, что имам ад-Дарими придерживается именно этого мнения. Он проводит разницу между зиндыком и лицемером. ____________________________________________________________________ Диктор читает текст послания: «Бывало так, что лицемер (мунафик) отрицал ислам и миссию посланника, но верил в Аллаха и признавал Его господство. Что же касается еретика (зиндыка), то он отрицает атрибуты Аллаха, проявляя неверие в посланников и Писания. Неизвестно, чтоб какие-нибудь еретики приписывали себя к исламу, кроме джахмитов. Какая же ересь хуже, чем ересь того, кто внешне принимает ислам, но получается так, что его слова о Коране подобно словам многобожников из числа курайшитов, которые отвергали Аллаха и Его посланника. Они сказали: «Этот [Коран]- не что иное, как вымысел». – [38:7]. Также они сказали: «Ведь, этот [Коран]- всего лишь легенды древних народов». – [8:31]. А также: «Этот [Коран]- не что иное, как слова человека». – [74:25]. То же самое сказали джахмиты: «Этот Коран – не что иное, как сотворенное (Аллахом)». Более того, у джахмитов в этом есть предводители, еще более древние, чем курайшиты, а это – племя ′Ад, куда был послан пророк Худ. ′Адиты сказали: «Нам все равно, будешь ты увещевать или же не будешь в числе тех, которые увещевают.Это - всего лишь измышления первых поколений, и мы не будем наказаны». – [26:136-138]. Разве есть разница между джахмитами и между ними?! Так почему же мы должны бояться казнить их и обвинять в неверии?! И если бы в качестве довода на необходимость их казни и обвинения в неверии у нас были бы только слова Хаммада ибн Зейда, Салляма ибн Аби Муты′а, ибн уль-Мубарака, Уаки′а, Язида ибн Харуна, Абу Таубы, Яхъи ибн Яхъи, Ахмада ибн Ханбаля и им подобных ученых, да помилует Аллах их всех, то мы бы воздержались от казни джахмитов и их обвинения в неверии, пока не получили бы фетву от более знающих и ранних ученых. Однако мы обвиняем их в неверии на основе того, что мы поняли из Книги Аллаха и на основе того, что нам передано из сунны». ____________________________________________________________________ Слово «таъуиль», которое использовал имам ад-Дарими, у ученых его эпохи означало «толкование Корана». Например, Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по таъуилю». – [4:59]. То есть: по значению. Также Аллах Всевышний сказал: «Какую бы притчу они ни приводили тебе, Мы открывали тебе истину и наилучшее толкование». – [25:33]. Таким образом, праведные предшественники под словом «таъуиль» часто имели в виду «толкование Корана». Например, Ибн Джарир ат-Табари в своем толковании Корана часто говорит: «Существует такое-то мнение относительно таъуиля этих слов Аллаха». Это – известная терминология. Также под словом «таъуиль» в арабском языке иногда имеется в виду «наступление вещи». Например, Аллах Всевышний сказал: «В тот день, когда случится таъуиль, те, которые предали его забвению прежде, скажут: «Посланники нашего Господа принесли истину». – [7:53]. То есть: когда наступит Судный День, наступит то, о чем сообщали посланники. Также под словом «таъуиль» в арабском языке иногда имеется в виду «совершение деяний». Например, ′Аиша сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обычно говорил в своих поясных и земных поклонах: «Пречист ты, Аллах, от недостатков, хвала Тебе, я прошу у Тебя прощения и приношу Тебе свое покаяние». Он говорил это после того, как была ниспослана сура: «Когда придет помощь Аллаха и настанет победа, когда ты увидишь, как люди толпами обращаются в религию Аллаха, восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он - Принимающий покаяния ». Таким образом, он делал таъуиль Корана». То есть: совершал деяния в соответствии с ним. Затем появилось новое использование для слова «таъуиль». Стали говорить, что «таъуиль» - это отведение слова от его внешнего смысла к другому смыслу, на который это слово не указывает, кроме как при наличии косвенного фактора или какого-либо иного довода. Праведные предшественники не знали такого значения для слова «таъуиль». Его внесли поздние ученые. И если поздние ученые говорят «таъуиль», они имеют в виду именно это. Например, аш′ариты говорят: «Если придут непонятные тексты об атрибутах Аллаха, то мы обязаны либо делать таъуиль, либо тауфид (опустошать их смысл)». Разве мы обязаны делать то, что является ложным?! Например, они говорят фраза «милость Аллаха» означает «желание Аллаха сделать добро», а фраза «гнев Аллаха» означает «желание Аллаха отомстить и наказать». А если спросить у них, что такое желание, то они скажут: «Желание – это склонение к определенной вещи», и мы не можем описывать этим Аллаха. Желание бывает только у творений, говорят они. Суть в том, что слово «таъуиль» имеет разные значения. Первые значения, которые мы упомянули в начале, на них указывает Коран и Сунна. Что касается последнего значения, то каково его постановление?! Принимается это значение или нет?! Например, пришло в хадисе: «Сосед имеет больше прав на то, что прилегает к его участку». Указывает ли это на то, что сосед имеет преимущественное право покупки?! Внешне этот хадис указывает на это, но пришло то, что разъясняет этот хадис. Далее в этом хадисе сказано: «Если границы и пути размечены, то преимущественным правом покупки (совладелец имущества) воспользоваться не может». На что это указывает?! На то, что под «соседом» здесь имеется в виду компаньон. Но я говорю сейчас не об этом. На такое толкование указывает конец этого же хадиса. Но проблема в том, что аш′ариты делают доводом для своего «таъуиля» разум. Они говорят, что разум является доводом, разъясняющим Книгу Аллаху и сунну Его посланника. Например, они искажают такие атрибуты Аллаха, как милость, довольства, гнев, опираясь исключительно на доводы разума. Но дело в том, что разум людей не одинаков, и их утверждение является ложным, и подобное вообще запрещено говорить. Мы обязаны опираться на Книгу Аллаха и на то, чего придерживались праведные предшественники из числа сподвижников и тех, кто последовал за ними наилучшим образом. ____________________________________________________________________ Диктор читает текст послания: «Однако мы обвиняем их в неверии на основе того, что мы поняли из Книги Аллаха и на основе того, что нам передано из сунны. А также на основе того, что мы передали из их слов, заключающих в себе явное и известное неверие, которое понимают даже простые люди. К тому же слова джахмитов о Коране подобны словам неверующих из числа предшествующих общин относительно их Писаний. К тому же джахмиты отвергли слова Аллаха и Его посланника, отвергнув Его атрибуты и Его единственность, отвергли то, что Аллах находится в определенном месте, и отвергли Его вознесение над Троном, используя заблудшие толкования. Посредством этого Аллах сорвал с них покрывало, открыл людям их мерзость и выявил то, что было в их сердцах. Всякий раз, когда они начинали приводить свои доводы, их учение все больше отклонялось от истины. Всякий раз, когда они начинали приводить свои доводы, приверженцы сунны ликовали тому, что отличаются от джахмитов. Всякий раз, когда они начинали приводить свои доводы, они все еще больше выявляли то безбожие, которое пытались скрыть. А Аллах оказывает помощь! Нет силы и мощи, кроме как с Аллахом, Возвышенным и Великим. Хвала же Аллаху, Господу миров! Пусть Аллах благословит нашего господина Мухаммада, и всех остальных пророков и посланников!» ____________________________________________________________________ Хвала Аллаху, мы сейчас закончили уже три книги. Получили ли мы из них пользу?! Какую пользу мы получили из них?! Какую пользу мы получили из этой книги, которая сейчас перед нами?! Имам ад-Дарими упомянул в ней лишь некоторые атрибуты, а не все. Он упомянул знание Аллаха, упомянул Его речь, упомянул то, что Коран не является сотворенным, а затем в конце поместил главу о казни безбожников и джахмитов. Сколько вопросов получилось?! Какую пользу мы получили из них?! Говори ты! Во-первых, мы знаем, что у Аллаха есть знание. Например, если человек не верит в то, что у Аллаха есть знание. Возможно ли такое, что он будет запрещать себе совершать грехи?! Разве он будет выполнять обязательные религиозные предписания так, как ему было велено?! Например, если человек знает, что Аллах сотворил все творения, сотворил небеса и землю. Эта земля, на которой все мы живем. Она принадлежит нам или кому?! Она принадлежит Аллаху Всевышнему! Это подобно тому, как ты овладел определенным доводом, и этот дом стал твоим владением, и ты распоряжаешься в нем. Если ты являешься разумным человеком, допустишь ли ты, чтоб в этом доме жил человек, который враждует с тобой, но при этом пользуется твоим домом, хотя не выполняет твои приказы, и не подчиняется им, а ты оставляешь его. Разве такое возможно?! Например, он портит твой дом, а ты смотришь и соглашаешься с ним. Вся земля находится во власти Аллаха. Разве разумный человек может ослушаться Аллаха, живя в доме, который принадлежит Аллаху?! Также мы знаем, что Аллах наделяет нас уделом. Это его атрибут. Разве разумный человек, который знает, что Аллах его видит, может позволить себе жить в Его обители, на Его земле, и ослушиваться при этом Его?! Разве такое допустимо?! Такое ни в коем случае недопустимо. Аллах запретил нам определенные вещи и повелел нам определенные вещи. Если мы является разумными, то разве мы можем позволить себе жить во владении Аллаха, питаться из Его удела, но при этом ослушиваться Его, зная, что Он нас видит?! Разве такое позволительно?! Мы являемся рабами Аллаха, и Он установил для нас определенный срок, который непременно наступит. Разве, когда к нам придет смерть в виде ангела, разве сможем мы откупиться от него своими деньгами или посредством заступничества?! Разве это возможно?! Следовательно, наше положение является опасным. Когда ты предстанешь перед Аллахом в День Воскресения, и Он скажет тебе: «Ступай в Огонь», сможешь ли ты сопротивляться и сказать: «Нет»? Разве ты сможешь как-то избавить себя от Огня?! Нет, не сможешь никаким образом. Следовательно, мы должны проявлять заботу об этих вещах. Мы являемся рабами Аллаха Всевышнего. Мы обязаны выполнять Его приказы и трудиться ради самих себя. Когда мы покорны Аллаху, это не приносит Ему никакой пользы. Когда мы ослушиваемся Его, это никак Ему не вредит. Мы и только мы получаем пользы от своей покорности Аллаху и получаем вред, ослушиваясь Его. Праведные деяния приносят пользу только нам самим. Мы должны понимать эти вещи, знать, что Аллах слышит нас, видит нас, и знать, что Аллах сотворил нас, хотя не нуждается в нас. Он обязал нас приказами и запретами, и мы не должны ослушиваться Его в этом. Аллах установил нам определенный жизненный срок, и мы должны беречь отведенное нам время, и получить за эти годы то, что обернется для нас добром. Если же мы живем иначе, то либо у нас нет разума, либо мы забыли все это и отвернулись. И, возможно, что смерть настигнет нас именно в таком положении. Вопрос является очень серьезным. Сегодня, бесполезное времяпровождение – это вещь, которая распространилась среди людей. Мы будем спрошены о наших годах. Мы будем спрошены о нашей молодости, когда мы были полны жизненных сил. Мы будем спрошены об этом, ибо все это – милости, которыми нас облагодетельствовал Аллах. Мы обязаны использовать эти милости в покорности Аллаху. Люди привыкли говорить друг о друге. Это – упущение. Более того, это – великий грех. Аллах Всевышний сказал: «И не злословьте за спиной друг друга». – [49:12]. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил нам, что такое злословие. Злословие (гыба) заключается в том, что ты упоминаешь своего брата в его отсутствии таким описанием, которое ему не понравилось бы. Один человек сказал пророку: «А как ты считаешь, если у моего брата на самом деле есть то, о чем я говорю?» Пророк ответил: «Если ты сказал о нем то, что в нем есть, то ты совершил злословие. А если в нем нет того, что ты говоришь, то ты оклеветал его». Это и есть наиболее великая несправедливость по отношению к человеку. Если подобное случается среди искателей знания, то это еще страшнее и хуже. Искатель знаний должен отличаться от простолюдинов своим нравом, своими поступками, тем, что он бережет свое время. Он должен сопровождать только тех, от кого получает пользу. Если же ты сопровождаешь людей, которые губят твое время, то да убережет нас Аллах от этого. Человек, убивающий свое время, обрекает себя на погибель. Твой жизненный срок состоит из определенного времени. Каждый прожитый час делает тебя ближе к смерти, делает тебя ближе к стоянию перед Аллахом. Тебе запрещено так губить свое время, проводя его без пользы. Иногда искатели знания позволяют себя говорить об ученых, о проповедниках, которые призывают к Аллаху. Это еще хуже! Ибн Асакир сказал: «Покушение на честь ученых – это яд, который убьет человека». Обычно, если человек занимает себя словами о людях, он бывает наказан черствым сердцем, и отдаляется от того, что приносит ему пользу. Искатель знаний обязан отдаляться от всех этих вещей. Он обязан быть полезным для общества. Всякий раз, когда ты поступаешь в соответствии со своим знанием, оно увеличивается, растет и укрепляется. Деяния – это плод знаний. Если же нет деяний, то знания принесут только вред. Я думаю, что вы знаете хадис, который передается в достоверном сборнике имама Муслима. Это – великий хадис, который мы должны читать и поступать в соответствии с ним. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул, что первыми, для кого будет разожжен огонь Ада, будут три группы людей. Первые из них – это ученые и ученики. Их приведут в День Воскресения, и Аллах напомнит им о Своих милостях, и они признают их. Тогда Аллах скажет: «Что же ты делал?» Этот человек ответит: «О, Господь! Я изучал ради Тебя знание и обучал ему людей». Но Всевышний Аллах скажет: «Ты лжешь!» И ангелы скажут то же самое. Затем Аллах скажет: «Ты обучался, чтобы люди называли тебя ученым, и они сказали это». Тогда относительно этого человека будет отдано повеление и его ввергнут в Огонь. Этот человек будет брошен в Огонь еще прежде многобожников. Знание – это лучшее из деяний, но ты должен приобретать его только лишь ради Аллаха Всевышнего. Затем плодами твоего знания должны быть деяния и призыв. Именно поэтому имам этого призыва (шейх ан-Наджди) сказал: «Знай, что мы обязаны изучать четыре вопроса и поступать в соответствии с ними: во-первых, знание; во-вторых, деяния в соответствии со знанием; в-третьих, призыв к знанию; в-четвертых, терпение перед трудностями на это пути». Это – отличительная черта ученых. Затем он привел слова Всевышнего Аллаха: «Клянусь временем! Воистину, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» - [103:1-3]. Аллах Всевышний поклялся временем, ибо именно в течение времени человек совершает деяния. Аллах в Коране клянется тем, что указывает на Его единственность и на то, что необходимо поклоняться только Ему. Клятва усиливает для слушателя смысл сказанного. Каждый человек в убытке. То есть: он постоянно находится в убытке. От одного убытка к другому, и в конце концов он останавливается в обители тех, кто потерпел полный убыток. Просим у Аллаха благополучия! Затем Аллах исключил из убытка тех, которые уверовали и совершали праведные деяния. Человек не может обойтись без веры и праведных деяний. Иначе он не спасется. Но и этого недостаточно. Поэтому Аллах сказал: «…кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» В истине есть определенная доли горечи, она нуждается в терпении, нуждается во взаимопомощи. Мы должны делать друг другу наставления. Ведь, существует много вещей, отталкивающих человека от истины. Человека непременно встретит их, идя по пути, поэтому верующие должны наставлять друг друга, и должны проявлять терпение. Терпение (сабр) заключается в том, что человек удерживает свою душу на то, что ей неприятно. Душа человека часто испытывает неприязнь к истине. Передается от имама аш-Шафи′и, да помилует его Аллах, что он сказал: «Если бы люди поразмышляли над этой сурой, то этого было бы им достаточно». То есть: если бы изучили ее смыслы и жили в соответствии с ней. В любом случае, я говорю, что искатели знания и обычные люди должны беречь свое время. Они должны смотреть на тех, с кем сидят. Они должны говорить только то, что принесет пользу людям. Они должны совершать такие деяния, которые будут за них, а не против них. Невозможно даже представить ни разумом, ни шариатом, ни природным естеством, что разумный человек может раздавать свои деяния другим людям. Например, он совершает определенное деяния, а потом раздает его тем, кого возможно считает своими врагами. Когда он плохо отзывается о людях, то этим самым раздает им свои деяния. Ведь, в День Воскресения эти люди взыщут с него свои права. Каждый человек будет ликовать, если кто-то окажется должен ему что-то. А взыскание в тот день будет проводиться именно посредством праведных деяний. Они будут забраны у того, кто допустил несправедливость и перешел границы, и будут отданы тому, кого он притеснил. Если же благие деяния обидчика закончатся, то скверные поступки обиженного человека будут отданы его обидчику. Это – несчастье. В достоверном хадисе сказано, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил у людей: «Кого вы считаете неимущим среди вас?!» Люди ответили: «Неимущий – это тот, у кого нет ни динаров, ни дирхемов». Пророк сказал: «Нет! Неимущим является тот, кто придет в День Воскресения со множеством деяний, но получится так, что когда-то он несправедливо поступит с тем-то, забрал землю у того-то, поел из имущества третьего, и каждому из тех, кого он обидел, будут отданы его благодеяния. А когда его благодеяния закончатся, то скверные поступки обиженных им людей будут брошены на него, а затем его бросят в Огонь». Разве разумный человек будет совершать деяния ради других?! Просим у Аллаха безопасности! Просим у Аллаха, чтобы Он дал нам видеть истину, и повел нас к истине, и сделал нас из числа тех, которые уверовали и совершали праведные деяния. Также в этом книге было сказано о том, что речь является атрибутом Аллаха. Что такое речь?! Речь – это то, что состоит из букв и звуков, и ее возможно услышать. А почему заблудшие течения отвергли этот атрибут?! Кто ответит?! Правильно, возьми свой подарок. А Аллах знает лучше! Пусть Аллах благословит, приветствует и даст благодать Своему рабу и посланнику – нашему пророку Мухаммаду. ____________________________________________________________________ Говорит шейх Усман аль-Хамис (после азана): Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение тому, кто был послан милостью для всех миров – нашему пророку, нашему предводителю, нашему любимому Мухаммаду, сыну ′Абдуллаха, а также членам его семьи и всем его сподвижникам. Именно так быстро пролетают дни и ночи, но мы просим у Аллаха Всевышнего, чтобы эти дни и ночи были записаны среди наших благих дел и благих дел нашего шейха, да сохранит его Аллах. Прошло уже десять дней и я прошу, чтобы Аллах сделал их благими, и припас их для того дня, когда мы встретим Его. Не благодарит Аллаха тот, кто не благодарит людей. Поэтому, в первую очередь, мы сильно благодарим нашего шейха, нашего имама, выдающегося ученого Абу Мухаммада, ′Абдуллаха ибн Мухаммада аль-Гунеймана, да сохранит его Аллах. Искатели знаний в прошлые времена отправлялись на верховых животных к своим ученым, а сегодня мы видим, как наши ученые сами приезжают к нам. Пусть Аллах отблагодарит шейха за его усердие, и дарует его обильную награду, и направит его к добру, и сделает, чтобы и мы, и он в конце жизни совершали только праведные деяния. Аллах оказал нам Свою милость и облегчил нам чтение четырех посланий в эти дни. Это – послание «аль-′Убудийа» шейха ислама (ибн Теймии), «Опровержение (убеждений) джахмитов» ад-Дарими, «Опровержение (убеждений) могилопоклонников» Хамда ибн Му′аммара, «Убеждение приверженцев сунны» нашего шейха ибн ′Усеймина, да помилует Аллах их всех. Также мы завершили чтение главы о бракосочетании из книги «Умдат уль-Фикх» ибн Кудамы, да помилует его Аллах. Как я уже сказал, я сильно благодарен нашему шейху, да сохранит его Аллах. Также я благодарю вас всех: мужчин и женщин. Ведь, вы потратили ваше время в подчинении Аллаху, посетив эти благодатные собрания, где поминают Аллаха. Именно этими собраниями Аллах гордится перед Своими ангелами. Пусть Аллах отблагодарит вас за ваши старания. Также я благодарю министерство вакфов, ибо оно позаботилось о проведении этой научной конференции. Также я благодарю всех, кто способствовал проведению этой научной конференции. Также я благодарю благих юношей, которые сопровождали шейха в его путешествии. Я никого не восхваляю перед Аллахом, но считаю их благими. Ведь, шейх, да сохранит его Аллах, приехал к нам на автомобиле, преодолев трудности путешествия. Я прошу Всеблагого и Всевышнего Аллаха, чтобы Он отблагодарил этих юношей за сопровождение шейха. Также я благодарю всех, кто следил за проведением этой научной конференции от начала до конца. Я надеюсь, что в следующие годы Аллах облегчит нам проведение других конференций. Что касается фикха и вопросов бракосочетания, то у нас остался еще один урок, который будет проведен завтра в четыре часа. Если пожелает Аллах, мы завершим эту главу. Что касается книг, которые преподавал шейх, то он довел их до конца. Пусть Аллах сохранит его! Не забывайте вашего шейха в своих мольбах. Он сделал вам добро, так и вы сделайте ему добро, обращаясь к Аллаху с мольбами за него. А Аллах знает лучше! Пусть Аллах благословит, приветствует и даст благодать нашему пророку Мухаммаду. На этом завершим. Пусть Аллах воздаст вам наилучшей наградой. [1] 4–ая лекция. 1 час, 4 минута. Звук пропал. Оставалось примерно 4 минуты. Просто переведу матн. [2] До 1 часа 5 минут. Потом уже идет беседа шейха со студентами. Можно вырезать последние пару минут, можно оставить. [3] До 1 часа 6 минут. Потом обсуждение со студентами пару минут. [4] До 1 часа и 5 минут. Потом вопросы и обсуждения со студентами. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|