|
Тема 56. КУЛЬТУРА: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 1. Культура как предмет философского анализа. 2. Единство, многообразие и диалог культур. 1. Для раскрытия первого вопроса важно понять, что слово "культура" трактуется неоднозначно: существует огромное количество определений данного понятия и необходимо выбрать свое, выделив при этом сущность культуры. Говоря о возникновении и развитии культуры, обратите внимание на традиции и новации, определите ее основные функции и роль в обществе. 2. Во втором вопросе речь должна идти о многообразном и сложном мире культуры: предметах и вещах, созданных человеком, способах и средствах общения, нормах и идеалах, социальных институтах, верованиях, научных теориях и т.д. – словом, обо всем, к чему прикасались человеческие ум и рука, т.е. необходимо сказать о всем богатстве материальной и духовной культуры, а также о типологии и проблемах современной культуры. Этот вопрос предполагает изучение различных подходов к проблеме культуры на протяжении всей истории философии. Опираясь на рекомендованную литературу, покажите многообразие и оригинальность трактовок феномена культуры. Далее необходимо обратить внимание на характерные особенности того или иного этапа в истории развития мировой культуры: демократическую направленность греческой культуры, гуманизм культуры Возрождения, концепцию локальных цивилизаций Н.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, культурологические концепции Ф.Ницше и П.Сорокина.
Тема 57. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ 1. Соотношение понятий "культура" и "цивилизация". 2. Теория локальных цивилизаций. 1. В первом вопросе, опираясь на учебную литературу, постарайтесь разобраться в понятиях "культура" и "цивилизация", соотнесите их друг с другом, т.е. найдите общее и различное, подтвердив это примерами из истории культуры. Обратите внимание на то, что культура трактуется предельно широко, как весь искусственный мир, созданный человеком, в противоположность естественному. Учитывая многозначность понятий, постарайтесь сформулировать свое понимание данной проблемы. 2. Во втором вопросе необходимо иметь в виду, что идея локальных цивилизаций возникла в противовес теории единой мировой истории, которая абсолютизировала развитие европейской цивилизации и недооценивала специфику эволюции других регионов мира. Раскрытие второго вопроса постройте на изучении концепций Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, Л.Гумилева.
Тема 58. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 1. Понятие и проблемы современной цивилизации. 2. Пути перехода к ноосферной цивилизации. 1. В первом вопросе определите суть и дайте общую характеристику современной цивилизации, т.е. свяжите ее с достижениями науки, техники и технологии. Современную цивилизацию в последнее время принято называть "техногенной", "информационной", что означает приоритет в обществе ценностей, связанных с техникой. Далее перейдите к раскрытию глобальных проблем современности и поиску их решений. Покажите, что комфорт сегодня становится высшей ценностью развитых цивилизаций, в то же время слаборазвитым регионам грозит вымирание от голода и истощения. 2. Во втором вопросе поработайте над понятием "ноосфера", введенным в научный оборот В.И.Вернадским, и понятием "ноосферная цивилизация". Обратите внимание на изменение системы ценностных ориентаций – утверждение безоговорочного приоритета человека над техническими системами, гуманизацию и гуманитаризацию научно-технического прогресса, коэволюционное развитие природы и человека.
Тема 59. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКИ Для раскрытия этой темы проследите историю становления техники. Покажите, что различают три этапа становления техники: господство орудий труда, господство машин, господство автоматов. Далее рассмотрите различные концепции происхождения техники (например: концепции О.Шпенглера, Л. Мамфорда, Б. Поршнева). Дайте определение техники и выделите ее характерные черты. Перейдите к анализу современной техники, покажите, что она является практическим продолжением науки. Подчеркните, что в ХХ веке заговорили о новом культурном явлении, основанном на неразрывном единстве науки и техники, - научно-техническом прогрессе. Делая вывод, остановитесь на том, что влияние техники на культуру и цивилизацию чрезвычайно разнообразно, а в перспективе – даже трудно предсказуемо. Развитие техники способствует все более полному и адекватному удовлетворению потребностей человека, облегчению его труда и сокращению каждодневных физических усилий. Но, с другой стороны, оно порождает целый ряд гуманитарных проблем: хищническое использование природного сырья, одностороннюю специализацию труда, уменьшение ценности отдельной личности, появление невиданного прежде оружия массового уничтожения, загрязнение окружающей среды и т.п. Именно поэтому отношение к технике у современного человека двойственное.
Т е м а 60. СТАНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА: ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ 1. Предпосылки возникновения информационно-технического общества. 2. Наиболее актуальные проблемы индустриального общества. 3. Реальные процессы становления информационно-технической цивилизации 4. Современные философские программы социально-технической революции. Методические рекомендации В первом вопросе следует раскрыть суть этапов, предшествовавших становлению информационно-технической цивилизации: доиндустриального и индустриального общества. Отвечая на второй вопрос, коснитесь следующих проблем: а) обострение противоречий между человеком и техникой (превращение человека в придаток технологического процесса; дегуманизация труда, кризисы перепроизводства, массовая безработица); б) возникновение массовой культуры; в) экологический кризис, угроза разрушения биологической и генетической основы человеческого организма. Чтобы ответить на третий вопрос, необходимо проанализировать такие явления, как: а) бурное развитие интеллектуальных технологий, реорганизация хранения информации и систем ее запроса; б) перестройка системы образования, изменения в понимании проблемы социального равенства; в) новые явления в правовой сфере и системе управления. Для ответа на четвертый вопрос обратитесь к концепциям Ж. Эллюля, Э. Тоффлера, Д. Белла и др. Приведите примеры наиболее научно обоснованных социальных прогнозов будущего человеческой цивилизации.
УЧЕБНАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. М., 1996. 2. Введение в философию / Под ред. И.Т. Фролова. В 2 ч. (любое издание). 3. Ермакова Е.Е. Философия: Учебник для вузов. М., 1999. 4. Ильин В.В. Философия: Учебник для вузов. М., 1999. 5. Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и 6. доп. М., 2000. 7. Краткая философская энциклопедия / Ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева и др. М., 1994. 8. Краткий философский словарь / Кириленко Г.Г., Швецов Е.В. и др. М., 2003. 9. Основы философии: Учеб. пособ. для вузов / Ред. Е.В. Попов. М., 1997. 10. Современная философия: Словарь и хрестоматия / Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов н/Д, 1997. 11. Философия: Учебник для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов н/Д, 2000. 12. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. М., 2002. 13. Философия: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Никитич. М., 2000. 14. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Губина. М., 1996. 15. Философия: Учеб. пособ. для вузов / Под ред. В.И. Кириллова. М, 1996-1997 (Ч. II: Основные проблемы философии
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|