|
III. 3 КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬЛкалькулия - нарушение счета и счетных операций как следствие поражения различных областей коры головного мозга. Аксиология - (греч. - ахiа - ценность, lоgоs - учение) - раздел философии, изучающий проблему ценностей (применительно к человеческому обществу - проблему социальных ценностей). Аксиологический принцип выделяется в настоящее время как один из методологических принципов специальной психологии и коррекционной педагогики. Амнезия - нарушение памяти с утратой способности сохранять и воспроизводить приобретенные знания. Возникает при различных локальных поражениях мозга. Анализ - мысленный процесс расчленения предмета (явления) на составные части или мысленное выделение отдельных его свойств или сторон. Анализаторы - сложные нервные механизмы, осуществляющие восприятие и анализ раздражений, поступающих как из внешней, так и из внутренней среды организма. Анамнез - совокупность сведений о развитии ребенка и отмечаемом у него заболевании (нарушении развития). А. - важная часть комплексного обследования. Апраксин - нарушение произвольных, прежде всего целенаправленных движений и действий, возникающее при поражении коры головного мозга. Астенический синдром - состояние, проявляющееся в повышенной утомляемости и истощаемости, ослаблении или утрате способности к продолжительному физическому или умственному напряжению. Астигматизм - нарушение оптического аппарата глаза, при котором фокусирование параллельно падающих на глаз лучей невозможно в одной точке из-за различной преломляемости их в разных отделах глаза. Асфиксия - удушье, угрожающее жизни патологическое состояние, обусловленное недостатком кислорода в крови и проявляющееся комплексом тяжелых расстройств жизненно важных функций, г.о. деятельности нервной системы, дыхания и кровообращения. Асфиксия новорожденного - состояние при рождении, характеризующееся отсутствием дыхания или нерегулярными дыхательными движениями при наличии сердечных сокращений. Атаксия - нарушение моторики, проявляющееся расстройством координации движений. Атрофия - патологические структурные изменения в тканях, связанные с угнетением обмена веществ в них. А. - процесс, характеризующийся уменьшением объема и размеров, а также выраженными в той или иной степени качественными изменениями клеток, тканей и органов. Атрофия зрительного нерва - заболевание, характеризующееся на рушением связи между сетчаткой глаза и зрительными центрами. Д.з.н. наступают различные расстройства зрительных функций вплоть до полной слепоты. Атрофия мышечная - нарушение трофики (питания) мышц, сопровождающееся постепенным истонченном и перерождением мышечных волокон, уменьшением их сократительной способности. Аудиограмма - графическое изображение данных исследования слуха с помощью специального электро-акустического прибора (аудиометра). Аутизм - болезненное состояние психики, характеризующееся сосредоточенностью человека на своих переживаниях, уходом от реального внешнего мира. Аффективные нарушения - расстройства эмоционально-волевой сферы. А.п. проявляются как в форме повышенной возбудимости (раздражительность, гневливость), так и виде снижения возбудимости (апатия, безразличие). А.н. могут возникать в связи с функциональными и органическими заболеваниями центральной нервной системы; у детей нередко возникают как следствие неправильного воспитания. Аффекты - сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, возникающие внезапно под влиянием травмирующих ситуаций, эмоций отрицательного характера. Ахроматическое зрение - расстройство цветового зрения, характеризующееся потерей способности различать хроматические тона. При А.з. весь окружающий мир воспринимается в сером цвете. Внимание - произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности. Внимания объем - количество элементов, одновременно воспринятых за один акт восприятия. Возбудимость - способность организма, его органов и тканей переходить под влиянием действующего раздражителя из состояния физиологического покоя в состояние деятельности, возбуждения. Воля - способность к произвольному выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. В. обеспечивает произвольную регуляцию поведения. Высшая нервная деятельность - деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая нормальные сложные отношения целостного организма к внешнему и внутреннему миру и уравновешивание организма с окружающей средой. Гемипарез - парез мышц одной стороны тела. Гемиплегия - паралич мышц одной половины тела в результате нарушения проводимости центрального нейрона кортико-спинального (пирамидного) пути. Генеалогический метод (исследования) - составление и анализ родословных человека (ребенка) с целью установления закономерностей наследственной передачи нормальных и патологических признаков. Глаукома - заболевание глаз, основным проявлением которого является повышение внутриглазного давления. Дальнозоркость (синон.: гиперметропия) - клиническая рефракция глаза (аномалия рефракции), при которой фокус параллельных лучей после преломления их в глазу расположен позади сетчатки. Причины Д.: ослабление функций преломляющего аппарата глаза или относительная короткость (небольшая величина) переднезадней оси глаза. В связи с этим выделяются такие формы Д., как рефракционная., осевая, и комбинационная форма дальнозоркости. Деградация - общее прогрессирующее и частично обратимое снижение психической деятельности. Демснция - слабоумие, которое характеризуется обеднением психической деятельности. Д. проявляется в ослаблении познавательной способности личности, обеднении чувств, изменении поведения, крайнем затруднении при использовании знаний прошлого опыта. Депривация (психическая) - психическое состояние, возникшее в результате определенных условий, в которых у человека не имеется возможности для удовлетворения его основных психосоциальных потребностей в достаточной мере и в течение длительного времени. Д. у ребенка - особые условия жизнедеятельности ребенка, проявляющиеся в невозможности или затруднении удовлетворения его основных личностных и социальных потребностей. Дефект развития - физический или психический недостаток, вызывающий стойкое нарушение нормального развития ребенка. Децибел (дБ) - единица измерения интенсивности (силы) звука. В дБ. принято измерять слуховые пороги у слабослышащих и неслышащих (глухих) детей. Диагностика (мед.) - процесс распознавания болезни (дефекта развития) и оценки индивидуальных биологических и социально-психологических особенностей субъекта, включающий целенаправленное исследование, истолкование полученных результатов и их обобщение в виде установленного диагноза. Диагноз - краткое врачебное заключение о характере и сущности болезни (нарушения развития). В коррекционной психологии и педагогике для установления диагноза наряду с клиническими данными широко привлекаются данные педагогического и психологического исследований. Дистрофия клеток и тканей - патологический процесс, возникающий в связи с нарушением обмена веществ и характеризующийся появлением в клетках и тканях измененных количественно и качественно продуктов обмена, что приводит к морфологическим (структурным) изменениям поврежденных органов. (Например, дистрофия сетчатки глаза, зрительного нерва и др.) Д. рассматривается как один из виД°в повреждения ткани. Зрительные функции - способность воспринимать свет, цвет, форму и пространственные отношения предметов. Иннервация - наличие в органах и тканях организма нервных окончаний. Различают афферентные (центростремительные) нервы, по которым раздражения поступают в центральную нервную систему, и эфферентные (центробежные), передающие импульсы к периферии. Катаракта - заболевание глаза, характеризующееся помутнением хрусталика. Коммуникация - понятие, используемое для характеристики обмена информацией в человеческом обществе. Компенсация - восстановление или восполнение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций вследствие нарушений развития, перенесенных заболеваний или травм. Компенсация функций осуществляется путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Координация движений - согласование во времени и пространстве работы отдельных мышечных групп, направленное на достижение определенного двигательного эффекта. Коррекция дефекта - его устранение, преодоление отмечаемого нарушения развития. Коррекционное обучение - особый вид обучения, имеющий целью полное или частичное преодоление имеющихся у детей нарушений в развитии и обеспечение необходимой общеобразовательной подготовки. Коррскционная (специальная) педагогика - наука о воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии. Коррекционно-воспитательная работа - система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психического и физического развития детей. Леворукость - предпочтительное использование левой руки для осуществления двигательных актов. Л. чаще всего является врожденной и обусловлена наследственно детерминированной спецификой развития и функционирования ЦНС. Локализация функций - связь физиологических и психических функций с работой тех или иных групп клеток коры головного мозга. Миопия (синон.: близорукость) - один из видов аномалий рефракции глаза, при котором параллельные лучи света, падающие на глаз, после преломления сходятся не на сетчатке, а впереди нее. Моноплегия - паралич одной конечности. Частично выраженный паралич называется парезом (монопарез). Мутации - возникающие естественно или вызываемые искусственно изменения наследственных свойств организма в результате перестроек и нарушений в генетическом материале организма – хромосомах и генах Мутпзм_ - нарушение речевого общения (молчание}, возникающее вследствие психической травмы. М. относится к группе невротических реакций и носит временный, преходящий характер. Нарушение фиксации взора - перемещение фиксирующей точки из области центральной ямки сетчатки в периферическую зону. Н.ф.в приводит к неправильному восприятию локализации предметов в пространстве, нарушению ориентации. Наблюдается при катаракте, помутнениях роговицы и др. заболеваниях. Неврозы - группа заболеваний нервной системы, характеризующихся функциональными нарушениями со стороны высшей нервной деятельности. К ним относят: неврастению, невроз страха, истерические реакции, невроз навязчивых состояний. Невропатия - врожденное патологическое состояние ЦНС с резко повышенной общей, особенно вегетативной возбудимостью и нервно-психической истощаемостью. Н. отрицательно сказывается на деятельности клеток коры головного мозга. Негативизм детский - немотивированное и неразумное сопротивление ребенка воздействию на него со стороны окружающих людей. Может проявляться в грубости, упрямстве, замкнутости, отчужденности. Недоразвитие речи - качественно низкий (по сравнению с нормой) уровень сформированное™ той или иной речевой функции или речевой системы в целом. Нистагм - непроизвольные, быстро следующие друг за другом ] ритмические движения глаз (дрожание глаз). Н. наблюдается при наличии болезненных процессов в различных отделах глаза, при некоторых заболеваниях центральной нервной системы и поражениях вестибулярного аппарата. Обобщение - одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых свойств предметов и их отношений. Онтогенез - процесс индивидуального развития организма, представляющий собой совокупность взаимосвязанных морфологических (анатомических), физиологических, метаболических (обмен веществ) преобразований в организме. Ортодонтия - раздел медицины, занимающийся изучением, предупреждением и лечением деформаций зубных рядов и челюстно-лицевого скелета. Ортопедия - отрасль медицины, занимающаяся профилактикой, диагностикой и лечением деформаций и нарушений функций опорно-двигателыюго аппарата. Остатки слуха (остаточный слух) у глухих - сохранившаяся возмож-ность слухового восприятия при глухоте, позволяющая непосредственно вос-принимать некоторые звуки окружающего мира. По объему воспринимаемых частот выделяют 4 "слуховые" группы глухих детей, имеющих остатки слуха. Остаточное зрение - зрение, характеризующиеся остротой зрения от светоощущения до 0,04 при применении обычных средств коррекции (очки). Острота зрения - способность различать две точки как отдельные при минимальном расстоянии между ними. Паралич - выпадение двигательных функций с отсутствием силы мышц в результате патологических процессов в нервной системе, вызывающих нарушение структуры и функций двигательного анализатора. Парез - ослабление двигательных функций, сопровождающееся снижением силы мышц. Патогенез - раздел патологии (мед.), изучающий механизмы возникновения и развития болезней. Поле зрения - пространство, одновременно видимое глазом при неподвижном положении головы и фиксации взора в одной точке. Патологические изменения П.з. наблюдаются при заболеваниях сетчатки, зрительного нерва, поражениях проводящих нервных путей или зрительных центров. Полиомиелит - острое инфекционное заболевание центральной нервной системы, характеризующееся поражением серого вещества спинного мозга и мозгового ствола (с развитием вялых парезов и параличей). Профилактика - система мероприятий по предупреждению заболеваний (нарушений в развитии). Психастения - тип астенической психопатии, болезненное состояние, характеризующееся некоторыми специфическими чертами характера (нерешительность, повышенная впечатлительность, склонность к постоянным сомнениям, робость, мнительность, тревожность). Психика - свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в отражении объективной действительности в форме ощущений, представлений, мыслей, чувств, волевых действий и т.п. Психопатия - патологический склад характера, выражающийся в неуравновешенности поведения, плохой приспособляемости к изменению условий внешней среды, в повышенной реактивности. Психолого-педагогическая диагностика - диагностический процесс, направленный на установление особенностей психического и познавательного развития индивида (ребенка), выявление задержки или отклонений в психофизическом развитии, их характера и степени выраженности, основных проявлений психического дизонтогенеза. В П.-П. Д. используются методы специального психолого-педагогического изучения, методики нейропсихологического и патопсихологичсского обследований, метод педагогических наблюдений и др.). 259 Психотерапия - лечение при помощи психического воздействия на человека. Работоспособность - способность человека выполнять трудовую (учебную, предметно-практическую) деятельность в течение определенного времени с заданной эффективностью и качеством. Реабилитация - в медико-педагогическом значении - возвращение больного к нормальной жизни и труду в пределах его психофизических возможностей. Реактивные состояния - психические расстройства, возникающие в результате психических травм и не связанные с органическим поражением центральной нервной системы. Рефракция глаза - преломляющая сила оптической системы глаза, выраженная в диоптриях. Синтез - соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое, которое осуществляется как в практической деятельности, так и процессе познания. Соматический - в физиологии (раздел медицины) обозначает телесные явления в отличие от явлений психических. Производные термины: соматическое развитие, соматические заболевания, соматический статус (состояние здоровья и особенности конституционального развития организма человека). Специальное (коррекционное) образовательное учреждение - общеобразовательное учреждение для лиц (детей и подростков) с ограниченными возможностями развития. Специальные образовательные условия - условия обучения и воспитания, без которых невозможно (существенно затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями развития. С.О.У. включают специальные образовательные программы, методы и приемы обучения и воспитания, технические средства обучения, а также педагогические, медицинские, социальные услуги, другие виды социальной психолого-педагогической помощи. Судороги - непроизвольное сокращение отдельных или целых групп мышц, возникающее внезапно и проявляющееся длительно или приступообразно. Тактильная чувствительность - один из видов кожной чувствительности. С Т.ч. связаны ощущения прикосновения, давления и частично вибрации. Токсоплазмоз - паразитарное заболевание, заражение которым может происходить от домашних животных (кошек, собак, кроликов, кур и др.) и диких животных (зайцев, сусликов и др.). Врожденный Т. (при внутриутробном заражении плода) может являться одним из факторов, приводящих к олигофрении и возникновению различных врожденных уродств. Тонус - постоянная (фоновая } активность нервных центров, некоторых тканей и органов, обеспечивающая их готовность к действию. Тонус мышц - напряжение, обеспечивающее поддержание определенной позы тела и положение его в пространстве. Фонация - голосообразование. Фонематический слух - способность к слуховому дифференцированному восприятию звуков речи - фонем. Ф.с. имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка. Шизофрения - психическая болезнь с непрерывным или приступообразным течением, проявляющаяся изменениями личности в виде шизофренического дефекта(снижение психической активности, эмоциональное оскудение, аутизм, нарушение мышления при сохранности так называемых формальных способностей интеллекта - памяти, приобретенных знаний и др.). Ш. может сопровождаться бредом, галлюцинациями, аффективными нарушениями. Эмоции - переживание человеком его отношения к окружающему миру и к самому себе. Э., участвуя в регуляции поведения, способствуют целостной оценке воспринимаемой ситуации. Э. способствуют усилению, ускорению и оптимизации когнитивных (познавательных) психических процессов в проблемных ситуациях.. Энцефалит - воспаление головного мозга, инфекционное заболевание, возникающее вследствие проникновения в мозговую ткань болезнетворных микроорганизмов. Энцефалопатия - мелкоочаговое поражение головного мозга, обусловленное воздействием на мозг различных повреждающих факторов (травмы головного мозга, нарушения кровообращения, инфекции, интоксикации и др.). Эпилепсия - нервно-психическое заболевание, выражающееся в периодически повторяющихся судорожных припадках, характерных психических нарушениях (инертность мышления, повышенная раздражительность, импульсивность и др.), а в некоторых случаях - в снижении умственных способностей. Э. у детей возникает чаще всего вследствие воспалительных заболеваний и травматических повреждений мозга. Этиология - учение о причинах возникновения болезней (нарушений развития). Эхолалия - автоматическое повторение чужих слов. Э. наблюдается у взрослых и детей, страдающих органическими поражениями мозга, в т.ч. при олигофрении (при имбецильности и резко выраженной дебильности). Язык - система знаков, служащих средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом передачи информации и ее хранения.
IIР И Л О Ж Е Н.И Я Приложение 1. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|