Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Приложение к Примерному положению о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях (Извлечения)





Рекомендации по отбору детей в классы компенсирующего обучения

В классы компенсирующего обучения принимаются или переводятся дети «группы риска», не имеюи1ие выраженных отклонений в развитии (задержки психического развития церебрально-органического генеза, умственной отсталости, выражснных нарушений речи, слуха, зрения' двигательной сферы).

При нормальном интеллектуальном развитии дети «группы риска» на начальных этапах обучения испытывают трудности в усвоении учебных занятий и умений из-за низкой работоспособности вследствие соматической ослабленности, частичных отставаний в развитии высших психических функций или педагогической запущенности возникающей в неблагоприят­ных микросоциальных условиях воспитания и обучения. У этих детей не обнаруживается нарушений памЯТИ; перцептивных и мыслительных про­цессов, вместе с тем для них характереи низкий уровень выполнения учеб­ных и внеучебных заданий, обусловленный сниженной учебной мотивацией и отсутствием познавательных и„тереаж при этом наблюдается недоста­точный самоконтроль, неустойчцвость и слабая целенаправленность дея­тельности, повышенная отвлекаемОСТЬ; импульсивность, гиперактивность.

Перечисленные особенности. но в сочетании с нарушениями памяти, восприятия, мышления характерны д^ детей с задержкой психического развития церебрально-органичесжого генеза или детей с умственной от­сталостью, что является важнь,м критерием в дифференциально-диаг­ностическом плане при решении вопроса о выборе образовательного уч­реждения для таких детей.



Ведущим в характеристике детей «группы риска» является сниженная ра­ботоспособность различной приводы; Г1ри повышенной утомляемости у соматически ослабленных детей и в связи с расстройствами поведения.

Основными медицинскими показаниями к отбору детей в классы ком­пенсирующего обучения являются:

1. Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляе­мостью:

а) астеническое состояние у соматически ослабленного ребенка (напри­мер, аллергия, хронический тонзиллит, постинфекционная асгения и Др);

Разработаны НИИ Коррекционной гдагогики РАО.

б) церебрастенические состояния (компенсирования и субкомпенсиро­вания, гидроцефалия, церебро-эндокринные состояния, постсоматическая И постгравматическая церебрастеиия) без нарушения интеллектуального

развития;

в) астено-невротические состояния соматогенной и церебрально-органической природы (нарушения сна, аппетита, вегето-сосудистая дис­топия);

г) астенические состояния на фоне нередко выраженных сенсорных де­фектов.

2. Нарушение работоспособности в связи с расстройствами поведения:

а) ситуационные реакции с нарушением поведения (патохарактеро-логические реакции и патохарактерологическое развитие);

б) невротические и нсврозоподобныс состояния (страхи, тики, лег­кое заикание, не требующее обучения в условиях речевой школы, энурез, энкопрез);

в) психогенное патологическое формирование личности;

г) синдром истинной невропатии;

д) избирательный мутизм на этапе реабилитационных меропри­ятий;

е) синдром гармонического психического (психофизического) ин­фантилизма;

ж) синдром раннего детского аутизма (негрубые проявления, нор­мальный уровень интеллектуального развития);

з) психопатические синдромы (по типу аффективной возбудимости неустойчивости, истероидности, психастении);

и) некоторые психические заболевания в стадии ремиссии (шизо­френия, эпилепсия);

к) легкие проявления двигательной патологии церебрально-органичес­кой природы (без нарушений интеллектуального развития), не требующие направления в специальную школу.

3. Показанием к приему в классы компенсирующего обучения является также педагогическая запущенность детей с нормальным интеллектом, обусловленная воспитанием в неблагоприятной микро социальной среде, трудностями адаптации в дошкольных учреждениях.

Противопоказанием для направления детей в классы компенсирующего обучения является наличие следующих клинических форм и состояний:

а) задержка психического развития церебрально-органического

генеза;

б) олигофрения;

в) деменция органического, шизофренического и эпилептического генеза;

г) наличие выраженных нарушений функций слуха, зрения, речи, опор­но-двигательного аппарата,

Дет, страдающие различными видами слабоумия, задержкой пси-хпчсского развития, могут быть направлены в специальные образова-тельпые учреждения (классы, группы) коррекционного характера.

О примерном положении о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях*

Законом Российской Федерации «Об образовании» предусмотрено вне­дрение в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на дифференциацию обучения, действенный учет индивидуальных особенностей обучающихся.

Особую социальную и педагогическую значимость приобретает вне­дрение в образовательный процесс форм активной педагогической помощи наиболее трудной в воспитательном отношении категории детей - детям «группы риска».

К «группе риска» специалисты относят детей, которые, в силу различных причин генетического, биологического и социального свойства, уже при­ходят в школу психически и соматически ослабленными, социально запу­щенными, с риском школьной и социальной дезадаптации. Значительно худшее, чем у других сверстников, качество адаптационных механизмов делает их уязвимыми по отношению к несбалансированным воздействи­ям внешней среды, обусловливает предрасположенность этих детей к патологическим реакциям на перегрузки и социально-психологическим срывам. Экологическое, демографическое, социальное неблагополучие в обществе привело к резкому увеличению числа таких детей. В настоящее время к их числу на этапе поступления в школу может быть отнесен практи­чески каждый пятый ребенок.

Именно эти дети, уже с первого класса испытывая систематические трудности в учебе, становятся неуспевающими, а начальное отставание в учебе ведет к педагогической запущенности, трудновоспитуемое, школьной дезадаптации и является одной из причин правонарушений несовершенно­летних.

Различная по своим формам работа с обучающимися такой категории со стороны педагогических работников, правоохранительных, органов ведется по существу в одном направлении - преодоление вторичных по своему происхождению деформаций. Отсюда, несмотря на большие затраты по обеспечению профилактической работы, так непропорционально мала ее эффективность. Всевозрастающая общественная тревога за судьбу детей «группы рис­ка», осознание необходимости усиления роли педагогики и педагогов в охране их физического и нравственного здоровья, обеспечении полноцен­ного образования и развития личности диктуют необходимость изменения сложившейся ситуации.

В настоящее время в структуре педагогики выделена относительно само­стоятельная область научного знания и практической педагогической дея­тельности - коррекционная педагогика, одной из задач которой является изучение особенностей учебной деятельности детей «группы риска» и раз­работка форм активной педагогической помощи им в системе дошкольного

и школьного воспитания.

В школьной практике все большее распространение получают классы компенсирующего обучения (коррекционные классы, классы адаптации, классы педагогической поддержки).

Организация работы классов компенсирующего обучения рассмат­ривается как одна из форм педагогической помощи детям «группы риска». Относительно однородный, с учетом специфики и уровня психического развития, школьной зрелости, состав учащихся в классах компенсирующе­го обучения дает возможность учителю учесть этот уровень в обучении и тем самым обеспечить большую эффекгивность учебного процесса. <.. .>

Настоящее Примерное положение о классах компенсирующего обу­чения определяет основные формы и содержание коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности при обучении в обще­образовательных учреждениях. По мере дальнейшего накопления прак­тического опыта и получения новых данных специальных педагогических и психологических исследований, касающихся вопросов содержания обу­чения, вариативности и дифференциации его форм и методов, это положе­ние может уточняться и дополняться.

Классы компенсирующего обучения рекомендуется создавать в основном на этапе получения начального общего образования. При получении ос­новного общего образования классы компенсирующего обучения могут сохраняться или создаваться вновь в порядке эксперимента. Обучающие­ся, освоившие программу основного общего образования, получают соот­ветствующий документ. Материалы экзаменационных работ для классов компенсирующего обучения составляются образовательным учреждением и угверждаются органом управления образованием. Для получения среднего (полного) общего образования учащиеся классов компенсирующего обуче­ния принимаются на общих основаниях.

В перспективе классы компенсирующего обучения могут стать составной частью коррекционной службы, в структуре которой будут функциониро­вать психолого-диагностические центры, социально-педагогические ком­плексы, психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК) и т.


Учитывая специфику коррекцнонпых классов, напряженность работы в них, особую сложность диагностики, в соответствии с распоряжением Пра­вительства Российской Федерации от 9 июля 1992 г. № 1037-р Мини­стерство образования рекомендует устанавливать надбавки в размере до 30 процентов к ставкам заработной платы педагогическим работникам и долж­ностным окладам руководителям школ, непосредственно занятых обучением и воспитанием детей указанного контингента.



Приложение 3.

Об организации классов для детей с проблемами в развитии, по-ведении, обучении в учреждениях общего образования*

К данному типу следует относить классы для детей с ЗПР (вырав­нивания) и классы компенсирующего обучения (педагогической под­держки). Создание и деятельность данных классов создает возможность полу­чения общего среднего образования всеми детьми.

Классы для детей с ЗПР (выравнивания) открываются при обще­образовательной школе на основании приказа Министерства Образования от 03.07.1981г. № 103 «О введении в действие нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных образовательных школ для детей с ЗПР».

Деятельность классов компенсирующего обучения (педагогической под­держки) регламентируется «Примерным положением о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях», утвер­жденным приказом МО РФ от 08.09.1992г. № 333.

Приводим сравнительную таблицу условий отбора, обучения и ат­тестации учащихся в классах вышеназванных видов *:

Классы для детей с ЗПР (вырав­нивания)   Классы компенсирующего обуче­ния (педагогической поддержки)  
   
(.Создаются при общеобразова­тельных школах на основании приказа МО от 03.07.81 № 103 «О введении в действие норма­тивных документов, регламенти­рующих деятельность специаль­ных образовательных школ для детей с ЗПР». 2. Отбор детей в указанные клас­сы осуществляется психолого-медико- педагогической комиссией   Основным показателем отбора детей в классы компенсирующего обучения является недостаточная степень готовности к обучению в ОУ, выражающаяся в низком уровне сформированное™ пси­хических и психофизиологиче­ских предпосылок образователь­ной деятельности, в основе кото­рых определяются прежде всего  

* Информационно-методическое письмо Комитета по образованию г. Санкт-Петербурга от 20.06.97 № 1141 -уд.


 

Дополнительно Комитет по образованию рекомендует:

- обучение в начальной школе в классах компенсирующего обучения прово­дить по программе 1-4;

- в связи с переходом большинства районов при формировании сети ОУ и классов на принципе территориальных округов открытие классов компенси­рующего обучения соотносить с потребностью всех ОУ данного округа, а не одного отдельного ОУ;

- при наличии свободных мест в классах компенсирующего обучения пре­доставлять возможность ОУ территориального округа определять в данные классы своих учащихся для дальнейшего обучения;

- при комплектовании классов компенсирующего обучения и классов для детей с ЗПР руководствоваться инструктивно-методическим письмом от 13.02.97 № 200-уд «Об уточнении штатных расписаний учреждений об­щего и специального образования Санкт-Петербурга на 1997, 1998 го­ды» (минимальная наполняемость классов компенсирующего обучения -15 чел.; классов для детей с ЗПР- 12 чел.);

-организацию образовательного процесса в классах компенсирующего обучения и в классах для детей с ЗПР строить по принципу «класс-комплект»; в связи с этим наполняемость ГПД должна соответствовать на-полняемости класса;

- классы компенсирующего обучения создаются при наличии в ОУ высоко­квалифицированных кадров и специалистов службы индивидуального со­провождения (письмо КО от 13.02.97 № 200-уд), а также учебно-прог­раммного обеспечения;

- по итогам учебного года РОУО вправе ставить вопрос о ликвидации клас­сов компенсирующего обучения, не обеспечивающих усвоение учащими­ся базовой программы. <.. .> Основной целью общеобразовательного учреждения с классами КРО явля­ется осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и специальной педагогиче­ской помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ.

Основными задачами деятельности учреждения являются:

1. Психолого-диагностическое изучение обучающихся в классах КРО:

- диагностика интеллектуальной готовности (развитие наглядных и словес­но-логических форм мышления, внимания, памяти, воображения и т. д.);

- диагностика социальной готовности на различных возрастных этапах

развития;

- эмоционально-волевая готовность (умение ответственно выполнять рабо­ту, подчиняться требованиям учителя, выполнение заданий по образцу и словесному указанию педагога).

2. Специальное педагогическое изучение (логопедическое и дефек­тологическое) обучающихся в классах КРО.

3. Изучение педагогом класса обучающихся (выявление и анализти-пичных затруднений в усвоении знаний, умений и навыков (ЗУН) на основе контрольных срезов и итоговых работ учащихся в течение учебного года). Разработка форм взаимодействия коллектива специалистов психолого-медико-педагогического консилиума (психолога - воспитателя - учителя; психолога - дефектолога; дефектолога - учителя; логопеда - учителя; психо­лога - дефектолога - логопеда).

4. Разработка индивидуальных коррекционных программ педагогом, психологом, дефектологом и логопедом, их согласование с учебными про­граммами.

5. Анализ успешности усвоения учебного материала, формирование знаний, умений и навыков при соблюдении предельной нагрузки учащихся.

6. Создание оптимальной системы подготовки домашних заданий с од­новременным изучением затрат времени на их выполнение каждой возрас­тной группой учащихся.

7. Динамическое психолого-педагогическое изучение учащихся. Диаг­ностика ОУУН (общеучебных умений и навыков) учащихся.

8. Отслеживание и анализ полученных результатов работы по ин­теграции учащихся в традиционные формы обучения.

10. Создание благоприятных условий и психологического микроклимата в классах КРО и вокруг них, выбор главных направлений в воспитательной работе на основе изучения личности каждого ребенка, семей, особенностей класса в целом. Включение родителей в решение коррекциопно-воспитательных задач и их особая подготовка силами школьного конси­лиума.

Коррекционно-развивающий учебно-образовательный процесс в классах КРО регламентируется Типовым базисным учебным планом образователь­ного учреждения с классами коррекционпо-развивающего обучения, утвер­жденными для них Министерством образования Российской Федерации программами (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающсго обучения в общеобразовательной школе /1996/; Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекциошю-развивающее обучение /2000/), программами для общеобразовательных школ, адаптированными к особенностям психофизического развития ребенка н согласованными с методическими службами (на основной ступени обучения).

Учебный план для классов коррекционно-развивающего обучения об­щеобразовательных учреждений построен с учетом программных, методи­ческих и дидактических разработок Института коррекционной педагогики РАО для фронтальной работы учащихся этих классов, а также необходимо­сти допрофессиональной подготовки детей, имеющих трудности в обучении, что отражено в региональном «Положении о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях г. Москвы» (1998).

Базисный учебный план с классами коррекционно-развивающего обу­чения предусматривает использование программно-методических материа­лов, разработанных Институтом коррекционной педагогики РАО (Про­граммно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение /1998/). Базисный учебный план предусматривает активное обновление со­держания образования, повышение его уровня, создание стандарта требова­ний к знаниям учащихся, выделение обязательного базового и вариативно-го школьного компонента (который полностью отводится на индивидуаль­ные и групповые коррекционные занятия).

Особое место в организации системы КРО занимает начальная шко­ла.

Начальная школа представляет собой оптимальный по времени отрезок школьного образования ребенка, когда интенсивно формируются общие, способности к учению, когда достаточно легко восполнить недостатки до­школьного развития ребенка, когда возможна коррекция негативных тен­денций в его развитии, когда еще не упущена возможность повысить ус­пешность обучения каждого ученика.

Организацию коррекционно-развивающего обучения в начальной шко­ле следует рассматривать с позиций преемственности:

- между начальной школьной и дошкольной ступенями образования;

- между начальной и основной ступенями школьного обучения.

Это предполагает организацию системы раннего выявления (начиная с младшего дошкольного возраста) и отслеживания динамики развития и адап­тации ребенка при переходе от одной ступени обучения к другой, что помо­жет выявить «предвестники школьной и социальной неуспешности» в более ранние сроки и организовать предупреждение школьных трудностей сначала на I, а затем и на II, основной, ступени обучения.

Для описываемой системы дошкольной коррекционно-развивающей работы разработаны программы фронтальных и индивидуально-групповых коррекционпых занятий, базисный учебный план для детей 6-легнего воз­раста на один год, для детей 5-летнего возраста — на два года.

Сроки индивидуальных и групповых коррекционных занятий, крат­ковременного пребывания в группах зависят от индивидуальных недостатков развития и могут ограничиваться 56 занятиями и продолжаться до 120 занятий (2,5-6 месяцев) при ежедневном посещении обучающи­мися одного занятия длительностью 25-30 минут. Группы подготовки де­тей к школе могут функционировать как в ДОУ, так и в общеобразователь­ной школе.

Приложение 4.

Методическое руководство для проведения анализа за­нятия в коррекционной группе ДОУ общего типа (в классе компенсирующего обучения при общеобразовательной шко­ле)

Одна из основных форм руководства коррекционно-воспитателыюй работой в коррекционной группе (классе компенсирующего обучения или классе КРО) - посещение открытых занятий и оказание методиче­ской помощи учителю (воспитателю группы) со стороны педагога-методиста и педагога-дефектолога.

При психолого-педагогическом разборе занятия в условиях коррек-ционного класса (группы) следует руководствоваться следующими кри­териями.

Цели занятия: образовательная, коррекционно-развивающая, воспи­тательная.

Дидактические требования к проведению занятия: правильный вы­бор учебного материала, методов работы применительно к каждому из этапов занятия; правильное сочетание фронтальной, групповой и инди­видуальной работы; организационная четкость построения занятия.

Условия: замедленный темп обучения соответственно особенностям протекания нервно-психических процессов у детей с нарушениями раз­вития, некоторое упрощение структуры изучаемого материала и форми­руемых умений и навыков, многократное повторение (закрепление) усваиваемого материала, максимальное привлечение чувственного опы­та ребенка, оптимальное вовлечение детей в выполнение предметно-практической деятельности; соблюдение двигательного режима, ис­пользование игровых форм усвоения учебного материала; опора на наиболее развитые положительные качества каждого ребенка и преодо­ление на этой основе недостаточности его эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы; использование разнообразных (по форме и своему содержанию) приемов и методов обучения.

Учебный материал занятия.

Соответствие темы занятия требованиям программы коррекцион­но-развивающего обучения.

Вид работы и его связь (дпдак! пчсск;:я ;; логическая) с преды и последующими занятиями.

Оценка содержания учебного материала с точки зрения коррекци-онно-развивающих задач: позволяет ли подобранный педагогом матери-ал активно влиять на развитие сенсорных процессов, познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой и двигательной сферы каждого ребенка.

Доступность и посилыюсть материала с точки зрения: структуры объема учебного материала, интеллектуальных возможностей детей. Наличие у детей интересак теме и содержанию занятия.

Оборудование занятия.

Наличие и готовность оборудования к началу занятия.

Рациональность выбора оборудования и учебных пособий для дан­ного занятия и их соответствие целям занятия и особенностям психо­физического развития детей.

Применение технических средств (ТСО, средства индивидуальной коррекции, специальное оборудование).

Рациональный (методически обоснованный) подход к использова­нию наглядных пособий и дидактического материала.

Структура занятия.

Соотношение и оправданность каждого из этапов занятия. Обеспечение логической и методической связи между ними и под­чиненность их образовательным, воспитательным и коррекционно-развивающим целям данного занятия. Целесообразность отмеченной продолжительности каждого этапа занятия.

Логическая и дидактическая завершенность каждого этапа занятия. Эффективность (оценка результатов) каждого из этапов занятия.

Коррекционно-воспитатепьная работа.

Наличие дифференцированной постановки соответствующих обра­зовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих целей занятия, их соответствие задачам формирования познавательной, эмо­ционально-волевой и двигательной сферы детей с отклонениями в раз­витии.

Целесообразность педагогических приемов по усилению мотива­ции учебной деятельности.

Эффективность методов и приемов обучения и воспитания (сочета­ние словесного объяснения, наглядности и практических действий са­мих детей, их соответствие возрасту детей, уровню развития познава­тельных возможностей).

Коррекционно-развивающая направленность методов обучения и воспитания. Оценка применения этих методов.

Необходимость речевой активизации детей. Продуктивность ис­пользованных способов активизации речевой деятельности детей.

Гуманистическое воспитание детей. Используемые в учебно-воспи­тательном процессе средства эмоционально-эстетического, нравствен­ного и трудового воспитания детей.

Учет педагогом психофизических особенностей и личностных ка­честв детей с нарушениями развития.

Результативность осуществления индивидуального и дифференци­рованного подхода к детям на занятии.

Подготовленность педагога к занятию.

Характер речи педагога: ясность, точность, эмоциональная вырази­тельность, лаконичность и др.

Особенности поведения педагога на занятии и их влияние на эмо­ционально-волевые проявления и поведение детей.

Общая оценка занятия.

Эффективность и продуктивность реализации образовательных, воспитательных и коррекиионно-развивающих целей занятия. Уровень организации деятельности и поведения детей. Целостность и законченность занятия.

 

Приложение 5.

Выписка из положения о службе практической психологи в системе Министерства образования Российской Федерации*

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

(...) 2. Под Службой понимается организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психо­лого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учеб­но-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психолого-педагогическую помощь участникам образовательного процесса.

3. Служба оказывает содействие формированию образа жизни обу­чающихся, воспитанников, их индивидуальности на всех этапах непрерывпого образования, развитию у обучающихся, воспитанников творче­ских способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определению психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики условий возникновения подоб­ных нарушений.

4. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав дггей, Законом Российской Федерации "об образовании", федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерацш, постановлениями и распоряжения­ми Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, настоящим положением.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ

5. Целями службыявляются:

• содействие администрации и педагогическим коллективам обра­зовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей и индивидуальности обучающихся, воспитан­ников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоро­вья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педантических работников и других участ­ников образовательного процесса;

• содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками об­разовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

• оказание помощи обучающимся, воспитанникам образователь­ных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способ­ностей, склонностей, интересов, состояния здоровья; содействие педагогическим работжкам, родителем (законным предста­вителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также формиро­вания у них принципов взаимопшощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному соци­альному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой лично­сти.

6. Задачи службы:

• психологический анализ социальной ситуации развития в обра­зовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

• содействие личностному и интеллектуальному развитию обучаю­щихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;

• формирование у обучающихся, воспитанников способности К самоопределению и саморазвитию;

• содействие педагогическому коллективу в гармонизации соци­ально-психологического климата в образовательных учреждениях;

• психологическое обеспечение образовательных программ с це­лью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитан­ников;

• профилактика и преодоление отклонений в социальном и психо­логическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников;

• участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреж­дений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;

• участие совместно с органами управления образованием и педа­гогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в про­цессе непрерывного образования;

• содействие распространению и внедрению в практику образова­тельных учреждений достижений в области отечественной и зарубеж­ной психологии;

содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

7. Первичная помощьучастникам образовательного процесса в об­разовательных учреждениях всех типов оказывается педагогом-психологом (педагогами-психологами) или группой специалистов с его участием. Состав группы специалистов определяется целями и задачами конкретного образовательного учреждения.

8. Специализированная помощьучастникам образовательного про­цесса, а также содействие в профессиональной деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений всех типов оказывается учре­ждениями, предназначенными для углубленной специализированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспита­нии: образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в пси­холого-педагогической и медико-социальной помощи и психолого-педагогическими и медико-педагогическими комиссиями.

9. Научно-методическое обеспечениедеятельности Службы осуще­ствляется научными учреждениями, подразделениями высших учебных заведений, учебно-методическими кабинетами и центрами органов управления образованием, а также научными учреждениями Российской академии образования.

* представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключениеПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; заключение подписывается председателем и всеми членами ПМПк.

20. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступ­ной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

21. Итогом изучения ребенка специалистами консилиума являются ре­комендации:

- установление четких целей коррекционной работы с ребенком, путей и сроков их достижения;

- выработка адекватного состоянию ребенка подхода со стороны всех взрос­лых;

- выделение сильных сторон ребенка, на которые можно опереться в кор­рекционной работе;

- анализ хода развития и результатов педагогической работы.

22. При направлении ребенка на ПМПК копия коллегиального заклю­чения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте, копии заключений специалистов направ­ляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по офи­циальному запросу.

В Договоре о взаимодействии психолого-медико-педагогической комис­сии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического-консилиума (ПМПк) об­разовательного учреждения указывается, что ПМПк обязуется:

1. Направлять детей и подростков с отклонениями в развитии для обследования на ПМПК (комиссию) в следующих случаях:

- при возникновении трудностей диагностики;

- в спорных и конфликтных случаях;

- при отсутствии в данном образовательном учреждении условий для оказания необходимой специализированной психолого-медико-педагогической помощи.

2. Информировать ПМПк соответствующего уровня:

- о количестве детей в образовательном учреждении, нуждающихся в специализированной психолого-медико-педагогической помощи;

- о характере отклонений в развитии детей, получающих специализи­рованную психолого-медико-педагогическую помощь в рамках данного образовательного учреждения;

- об эффективности реализации рекомендаций ПМПк.

В свою очередь ПМПК(комиссия) обязуется:

1. Проводить своевременное бесплатное обследование детей и подростков с отклонениями в развитии по направлению ПМПк образовательного учреж­дения, территориально относящегося к данной ПМПк, с последующим ин­формированием ПМПк о результатах обследования.

2. Оказывать методическую помощь, обеспечивать обмен опытом между специалистами психолого-медико-педагогических конси­лиумов образовательных учреждений, территориально относящихся к

данной ПМПК.

3. Осуществлять динамический контроль за эффективностью реали­зации рекомендаций по отношению к детям, прошедшим обследование на ПМПК, при необходимости вносить коррективы в рекомендации.

4. Информировать родителей о всех имеющихся в стране возможностях оказания ребенку психолого-медико-педагогической помощи (с опорой на имеющиеся в РФ базы данных) в соответствии с выявленными отклонениями в развитии и индивидуальными особенностями ребенка.

Основные блоки документации ПМПк.

1. «Вкладыши»:

— педагогическая характеристика;

— выписка из истории развития.

При необходимости получения дополнительной медицинской информа­ции о ребенке медицинская сестра ПМПк направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребенка.

2. Документация специалистов ПМПк (согласно утвержденным формам):

— заключения специалистов ПМПк;

— коллегиальное заключение ПМПк;

— дневник динамического наблюдения с фиксацией: времени и условий возникновения проблемы; о мероприятиях, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффективности; сведений о реализации и эффективности ре­комендаций ПМПк и ПМПк образовательного учреждения.

Приложение 7.

Об организации работы психолого-медико-педагогической комиссии по освидетельствованию де­тей дошкольного и школьного возраста с ограничен­ными возможностями* (Извлечения)

В целях создания оптимальных условий для воспитания, обучения и медико-санитарного обеспечения детей дошкольного и школьного

Приказ Министерства образования Московской области от 16 мая 2003 г. № 737 и Минздрава Московской области от 21 мая 2003 г. №125.

возраста с ограниченными возможностями и в соответствии с Поло­жением о психолого-медико-педагогической службе Московской области, Законом Московской области «Об образовании», Типовым положением о специальном коррекционном образовательном учрежде­нии для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии от 12.03.97 №288 < ...>:

1.2. Проводить заседания комиссии по отбору детей дошкольного и школьного возраста в специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными воз­можностями здоровья.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.