Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







П. А. Иванов. Петровская игрушка-свистулька.





Небольшие простые свистульки – это игрушки для детей, а игрушки высотой 14-17 см (статуи, как он их называл) – для взрослых. Увеличение размеров народной игрушки не нарушало традиции. И малые, и большие изделия отличает идеальное чувство меры и вкуса, законченность форм и точность раз и навсегда найденных пропорций. Павел Алексеевич долгое время делал игрушки по заявкам Художественного фонда России и коллекционеров, создал около 500 видов посуды высочайшего класса.

Коллективность творчества – характерная черта народного искусства. Игрушки же петровского мастера отличает то, что они изначально не являются произведением коллективного творчества. Это работа и поиск одного мастера. Но, тем не менее, мастер создал прекрасный образец народного искусства. Иванов безошибочно выбрал именно народные образы для своих работ. Это животные, птицы, мужские и женские фигуры, гармонисты, балалаечники. Его игрушки поражают простотой, выразительностью форм, которая передаёт самое характерное и значительное. Мастер не использует для декорирования краски, он создаёт декор, используя приёмы украшения гончарных изделий. У его игрушек лёгкий зеленоватый цвет глины после обжига (от свинцового сурика). Он характерен для каждой его игрушки и остается неизменным. На каждой игрушке узор тиснением, который издревле идёт для украшения керамической посуды с использованием примитивных инструментов (веретено, деревянный нож). Для нанесения более сложных и богатых узоров петровские гончары использовали для украшения изделий штампы или «писки», как их называли. Они делались из глины или дерева. Глиняные - покрывались суриком и обжигались. Форма писок была разнообразной: овальные, круглые, кольцевидные, спиральные, прямоугольные, звездообразные, крестообразные. Распространёнными мотивами орнамента писок являются мотивы ёлочки. Сам рисунок так же несёт символический характер (мотивы солнца, дерева и др.).

Каждую игрушку мастера отличает постоянный размер, который может быть незначительно изменён и постоянный узор, состоящий из одних и тех же элементов. Чётко выработана стилизация формы, которая постоянна в каждой работе. Всё это ставит игрушку П.А. Иванова на отдельное место по своей самобытности среди других народных игрушек.

Павел Алексеевич, единственный хранитель традиционного петровского искусства, умер в 1984 году, не оставив последователей. Но своими игрушками, созданными с 1972 года по 1984 год, он продолжил развитие одного из угасших на костромской земле традиционных игрушечных промыслов – петровского. Не случайно петровскую игрушку часто называют ивановской.

Позднее несколько костромских мастеров продолжили его дело. Умеют делать славные петровские игрушки-свистульки и мои воспитанники, первые и пока единственные «юные мастера» - гордость земли костромской, выпускники художественной студии керамики «Весна» Культурно-просветительного центра имени Ефима Честнякова. Их 11 человек (9 юношей и 3 девушки).

Моё первое знакомство с глиной состоялось в 1991 году на Ярославщине, где в посёлке Михайловский на высоком берегу реки Волги среди огромных елей родилась моя первая художественная студия. Начали лепить там же на берегу...

1994 год - переезд в город Кострому, встреча с местной традиционной народной петровской глиняной игрушкой: как она дошла до нас, какой она была до П.А.Иванова, как разгадать её секреты, из какой глины лучше лепить…? Нас с ребятишками интересовало всё. Вскоре узнали: не всякая глина в дело пойдёт; сырец надо согревать руками; если глину растягиваешь, а она не разрывается в руках – это то, что нужно и многое другое. А самое главное: глине надо улыбаться, глину надо любить. Если любишь глину, значит, научишься её чувствовать! И тогда получится всё, что задумал.

Для своих изделий мы брали глину на окраине Костромы в карьере за Святым озером (в 1264 г. на этом озере произошла битва русского войска с татаро-монгольским, с тех пор оно и называется Святым). Узнать об этом месте для нас было непросто. Костромские гончары отговаривались: «Здесь везде глина хорошая». С подрастающими ребятами набирали глину сами из особенно чистых слоёв для всех 100 членов нашего коллектива, чтобы даже 5-6-летние воспитанники могли легко и правильно замесить «глиняное тесто».

Нами вылеплены все традиционные образы петровской игрушки: конь, петух, корова, олень, лось, баран, козёл, гусь, утконос, медведь, собака, кот, мужики с балалайками и гармошками, бабы с детьми, скоморохи.… Для детей лепили игрушки-свистульки высотой от 5 до 9 см (модуль – рука ребенка), для взрослых - от 15 до 20 см. Первыми образцами служили изделия народного мастера петровской игрушки Шмарова Михаила Александровича (г. Кострома), приобретённые мною у него в 1994 году. Для изучения традиционного гончарного искусства костромского края были использованы материалы периодической печати из фондов Областной библиотеки имени Н.К.Крупской.

 

Какой бы образ нами не создавался, эталоном для него всегда была петровская игрушка «Баба» самого П.А.Иванова. Совершенные формы этой игрушки всякий раз вызывают восхищение. Эту игрушку подарил мне мастер петровской игрушки и гончар Чечулин Александр Николаевич (1963-2008г.г.) из села Буяково (3 км от деревни Петровское). Он был мастером с врожденным чувством вкуса. Я с удовольствием приобрела его игрушки ещё в 1996 году. Через Александра Николаевича мне удалось тогда же пополнить свою коллекцию петровской игрушки изделиями Вячеслава Павловича, сына П.А.Иванова.

Игрушка «Баба», сделанная моим воспитанником Булатовым Сергеем, стоит уверенно, важно. Руки у неё подняты вверх, как изображены женщины в орнаментах северной вышивки, где женщина с воздетыми к солнцу руками олицетворяла языческий культ поклонения солнцу. С шеи на грудь спускается большое ожерелье. Стан охвачен тонким пояском с вертикальными вмятинками. Подол платья украшен «ёлочками», разделёнными царапинками. Лицо - как театральная маска. Довольно длинный тонкий нос не так уж далёк от характерного костромского типа носов. На голове бабы крутой завиток, изображающий свёрнутую в пышный пучок косу.

Мы возрождали петровскую игрушку-свистульку самостоятельно. Методы и приёмы лепки разрабатывались в коллективе в течение 10 лет. Можем даже вылепить любую игрушку из целого комка, как скульптуру. Предлагается такой способ лепки, которым может научиться делать её любой желающий.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.