|
Суд присяжных в РФ. История развития.Формирование списков присяжных заседателей. Требования к кандидатам в присяжные заседатели. Общие положения производства в суде присяжных. Особенности назначения судебного заседания. Судебное разбирательство дела судом присяжных. Особенности кассационной проверки приговоров и постановлений суда присяжных.
НПА: 1. ФЗ от 20.08.04 г. № 113 «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» (далее – ФЗ № 113). 2. ППВС РФ от 22.11.2005 г. № 23 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса РФ, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей». Вопрос 1. Суд присяжных в РФ. История развития.
В России суд присяжных первоначально был введен в ходе судебной реформы 1864 г. Уставом уголовного судопроизводства и упразднен в 1917 г. Вновь восстановлен суд присяжных был 13.11.1989 г. – с момента принятия Верховным Советом СССР Основ Союза ССР и республик о судоустройстве. Вторым и более радикальным шагом по возвращению в Россию суда присяжных стала разработка Концепции судебной реформы, в которой суду присяжных было отведено центральное место в демократизации уголовной юстиции. 24.10.1991 г. Верховный Совет РСФСР принял постановление «О концепции судебной реформы в РСФСР», в п. 3 которого отмечалось, что в качестве важнейшего направления судебной реформы в России следует рассматривать «признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом». 01.11.1991 г. в Конституцию РСФСР 1978 г. были внесены положения о возможности рассмотрения дел судом присяжных (изменения в ч.1 ст. 166). 22.11.1991 г. была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, в которой рассмотрение дела в суде присяжных впервые было названо объектом самостоятельного права человека, привлекаемого к уголовной ответственности. 16.07.1993 г. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве», УПК РСФСР, УК РСФСР и КоАП РСФСР» возродил в России суд присяжных. Рассмотрение дел присяжными вводилось лишь в тех регионах, которые выразили согласие на введение этой формы судопроизводства (Московской, Рязанской, Саратовской, Ивановской, Ульяновской и Ростовской областях, Ставропольском, Алтайском и Краснодарском краях). Ст. 20 Конституции РФ, принятой 12.12.1993 г., гарантировала каждому обвиняемому право на рассмотрение дела судом присяжных в случаях, предусмотренных федеральным законом. В тех же регионах, где суд присяжных не был введен, суды продолжали рассматривать дела о тяжких и особо тяжких преступлениях в обычных составах, не предоставляя подсудимому права на рассмотрение дела в суде присяжных. В связи с этим в Конституционный суд РФ была подана жалоба о проверке конституционности постановления Верховного Совета от 16.07.1993. Постановлением Конституционного Суда РФ № 3-п от 02.02.99 г. положение п. 1 постановления Верховного Совета РФ от 16.07.1993 г. было признано не соответствующим Конституции РФ. С 01.01.2004 года на территории всей РФ действуют суды присяжных. Вопрос 2. Формирование списков присяжных заседателей. Требования к кандидатам в присяжные заседатели.
Требования, предъявляемые к присяжным заседателям, их права, обязанности, порядок формирования списков и другие вопросы, касающиеся присяжных заседателей, регулируются ФЗ № 113. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей для граждан является их гражданским долгом (ч.2 ст. 2 ФЗ № 113). Присяжными заседателями могут быть лица, отвечающие требованиям, установленным ч.2 ст. 3, ст. 7 ФЗ № 113. Формирование общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели осуществляется путем случайной выборки по правилам, предусмотренным ч. 3 ст. 5 ФЗ № 133. Данные списки публикуются в средствах массовой информации муниципального образования и содержат только фамилии, имена и отчество кандидатов (ч. 9 ст. 5 ФЗ № 113). К исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей граждане призываются 1 раз в год на 10 рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела в 10-дневный срок не закончилось, то на все время рассмотрения этого дела (ч. 1 ст. 10 ФЗ № 113). На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией и соответствующими федеральными законами.
Вопрос 3. Общие положения производства в суде присяжных. Суд присяжных – такая организация судебного разбирательства дел, при которой суд четко подразделяется на две части: одну составляют судьи-профессионалы, а другую – непрофессионалы (присяжные). При рассмотрении уголовных дел первые наделены правом решать вопросы права (вопросы, требующие юридических познаний) – о юридической квалификации содеянного подсудимым и мере наказания, а вторые – вопросы факта (об установлении или неустановлении виновности подсудимого в совершении преступления). Решения присяжные во всех случаях принимают независимо от профессиональных судей. Присяжные заседатели – это лица, привлеченные в установленном законом порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта (п. 30 ст. 5 УПК РФ). Согласно ст. 324 УПК РФ производство в суде присяжных ведется в общем порядке с учетом особенностей, предусмотренных главой 42 УПК. Все особенности производства в суде присяжных обусловлены рядом признаков этой формы судопроизводства, к числу которых можно отнести следующие: 1. Суду присяжных присуще разграничение компетенции между профессиональным судьей и коллегией присяжных заседателей. В ходе судебного разбирательства присяжные заседатели разрешают только те вопросы, которые предусмотрены п.1, 2, 4 ч.1 ст. 229 УПК РФ, кроме того, решают вопрос, заслуживает ли подсудимый снисхождения. Все остальные вопросы разрешаются председательствующим без участия присяжных. Вместе с тем не совсем точно считать присяжных заседателей исключительно «судьями факта», поскольку они разрешают и вопрос о виновности подсудимого, который предполагает решение вопроса о том, должен ли подсудимый нести уголовную ответственность за содеянное. Очевидно, что этот вопрос имеет не только нравственную, но и правовую природу. 2. Присяжные и профессиональные судьи процессуально и организационно отделены и независимы друг от друга. Это проявляется в: 1) различном процессуальном статусе «судей факта» и «судей права»; 2) различном порядке наделения их полномочиями; 3) независимости присяжных в оценке доказательств и постановлении вердикта от профессионального судьи, то есть присяжные заседатели принимают решение по делу самостоятельно и независимо от профессионального судьи. Судья руководит присяжными заседателями в ходе судебного разбирательства, разъясняет им положения закона, однако принятие решения по делу – прерогатива присяжных; 4) в раздельном вынесении итоговых решений в судебном разбирательстве: тайна совещания присяжных распространяется в полной мере и на профессионального судью. Этот признак является важнейшей гарантией независимости коллегии присяжных, самостоятельности в осуществлении судейских функций. Этой же цели служат такие процессуальные гарантии, как юридическая безответственность присяжных за содержание вынесенного вердикта, а также его безмотивность. Положительное значение последнего признака суда присяжных состоит в том, что он обеспечивает подлинную независимость суда, позволяет присяжным оценивать доказательства по внутреннему убеждению и совести, содействует развитию состязательных начал в уголовном судопроизводстве. 3. Коллегия присяжных заседателей формируется из лиц, не обладающих профессиональными знаниями норм материального и процессуального права, не имеющих опыта судейской деятельности, что позволяет исключить саму возможность проявления обвинительного уклона, профессиональных стереотипов в принятии решений. Именно «непрофессионализм» присяжных позволяет им исследовать доказательства как беспристрастным арбитрам, без какого бы то ни было обвинительного уклона. Этому способствует также то, что присяжные заседатели не знакомятся с материалами уголовного дела, не должны знать о прежней судимости подсудимого, обстоятельств, характеризующих личность подсудимого. В основе решения присяжных лежат фактические обстоятельства дела, воссозданные в ходе судебного разбирательства сторонами. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 333 УПК РФ присяжным заседателям запрещается собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания. 4. Судом с участием присяжных заседателей может быть рассмотрено любое подсудное федеральному суду уровня субъекта РФ уголовное дело о преступлениях, предусмотренных п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ.
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|