Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Рационализм и научение как концептуальные ценности бихевиоризма





Одним из крупнейших представителей рационализма в психологии и теоретиком обучения является Б. Скиннер, который считал, что "науки – это стремление иметь дело с фактами, а не с тем, что кто-то о них говорит… Это поиск упорядоченности, единообразия, законов взаимосвязей событий в природе. Она начинается … с наблюдения отдельных эпизодов, но быстро переходит к общим правилам и от них – к общим законам".

В своей известной работе Science and Human Behavior он подчеркивает, что " поведение – это то, что создает организм и что можно наблюдать. Еще точнее можно сказать, что поведение – это та часть функционирования организма, которая взаимодействует с внешним миром и воздействует на внешний мир". Любопытно, что это определение почти дословно повторяет определение, данное Фрейдом для Эго, основной функцией которого и является взаимодействие с внешней средой.

В соответствии с этой кардинальной позицией бихевиоризма, личность определяется Скиннером как сумма паттернов поведения. Такие понятия, как "самость", "автономный человек", "свобода", "творчество" считаются Скиннером не более чем "объяснительными фикциями". Возражение против "внутренних факторов" по Скиннеру заключается не в том, что они не существуют, а в том, что они значимы для функционального анализа.

Чрезвычайно интересна его точка зрения в отношении свободы человека, чем-то сходная с пессимизмом фрейдовского психоанализа по отношению к этому вопросу. Поскольку, согласно Скиннеру, причины поведения находятся вне индивидуума, то гипотеза, что человек несвободен, является принципиально важной предпосылкой для применения строгих научных методов изучения человеческого поведения: "…свободный внутренний человек, ответственный за поведение внешнего биологического организма, – это лишь преднаучная замена тех истинных причин, которые обнаруживаются только в научном анализе...". Более того, он различает чувствование свободы, которое может переживать человек, и свободу как таковую, и доказывает, что именно наиболее тоталитарные и репрессивные формы управления поведением человека – как раз те, которые усиливают субъективное чувствование свободы.

Творчество также рассматривается Скиннером не как высшее проявление человеческой активности, а как один из многих видов деятельности, определяемый жизненным опытом человека, который, однако, не осознает всех причин и оснований этого поведения. Эта деятельность не отличается от других видов за исключением того, что обусловливающие ее причины менее ясны и доступны для актуального наблюдения, а больше связаны генетическими факторами, с прошлой историей жизни человека и его среды.

В связи с этими позитивными личностными изменениями, которые видит и признает радикальный бихевиоризм, является способность индивидуума минимизировать влияние негативных для его поведения и жизнедеятельности факторов и развивать позитивный, полезный для него контроль над внешней средой.

Когнитивное направление утверждает, что развитие способности рационально мыслить делает возможным контроль человека над влиянием внешних факторов.

Для бихевиоризма Скиннера ценностью является функциональный анализ поведения в терминах взаимоотношения причин и следствий: каждый аспект поведения может быть рассмотрен как производная внешнего условия, которое доступно наблюдению и описанию в научных терминах, что позволяет избежать использования "ненаучных" терминов психологии, о которых шла речь выше.

Поведенческая психотерапия

Условно-рефлекторная терапия А. Сэлтра

Основателем раздела поведенческой психотерапии, который сейчас носит название "тренинг самоутверждения", считается Сэлтра А.. Опираясь на учение И.П. Павлова о классических условных рефлексах, используя, прежде всего, представления о возбуждении и торможении применительно к поведению, в своей книге "Условно рефлекторная терапия" (1949) Сэлтр предложил программу для работы с клиентами (пациентами), обладающими довольно ограниченным репертуаром стереотипов поведения и поэтому испытывающими чувство неполноценности, имеющими трудности в реализации своих обычных желаний, характеризующихся дефицитом спонтанности в выражении чувств.

Его программа "экспрессивного тренинга" включала несколько последовательно реализуемых задач:

1) обучение эксплицитному (внешнему) выражению чувств, особенно связанных с областями интерперсонального взаимодействия;

2) обучение согласованности внутреннего субъективного восприятия эмоций и их внешнего, мимического и пантомимического выражения;

3) закрепление новых стереотипов поведения с получением дифференцированной обратной связи (информации) от окружающих;

4) обучение использованию местоимения "я" при высказывании своих желаний с принятием большой ответственности и осознанием ее;

5) тренинг усиления способности к спонтанности и гибкости в поведении как в условиях группы, так и в реальной жизни;

6) обучение использованию самоподкрепления в виде самоодобрения и самопохвалы.

 

Концепция Ж.Вольпе

Вольпе J. опирался на свое понимание механизмов действия систематической десенсибилизации. С его точки зрения, причиной неуверенности индивида является социальный страх, который должен стать основной мишенью воздействия. Страх преодолевается с помощью новых стереотипов поведения поведения самоутверждения. В дальнейшем осуществляется закрепление их в более сложных условиях. В этом тренинге использовались следующие приемы:

1) вербальное информирование и инструктирование, позитивное одобрение поведения самоутверждения;

2) поведенческие упражнения различной степени трудности; поэтапное выполнение пациентом упражнений для усвоения навыков прямого выражения своих чувств, желаний;

3) принятие новой философии жизни философии активного отношения к ней;

4) закрепление новых стереотипов поведения вне терапевтического кабинета.

 

Концепция А. Лазаруса

 

Другой известный представитель поведенческой психотерапии, Лазарус А.А. рассматривал тренинг самоутверждения как способ преобразования агрессии, направленной на себя, в агрессию, направленную на других, но в социально приемлемой форме, приобретение пациентом/клиентом "социальной компетентности ". Достижение последней, с его точки зрения, состоит в том умении выражать свои желания, требования, просьбы, в способности сказать "нет", внешне проявлять в поведении позитивные и негативные чувства, начинать, поддерживать и заканчивать беседу, не поступаясь своими интересами.

Таким образом, тренинг самоутверждения может использовать разные стратегии в зависимости от теоретических установок авторов. Однако эти различные подходы объединяют несколько общих аспектов, прорабатываемых всеми ими:

1) Концепция "Я". Негативная концепция "Я", сложившаяся в онтогенезе, часто предопределяет неудачный результат действия (эффект ожидания по Бандуре 1977). Поэтому тренинг самоутверждения обязательно должен включать когнитивную перестройку. Пациенту/клиенту следует научиться распознавать автоматические мысли (типа "Это у меня не получится", "Это мне не удается" и другие), самопрограммирующие его, и заменить их на позитивные. В некоторых случаях возможен этап усвоения когниций, девальвирующих значимость неудачных действий. Изменение когнитивного компонента самооценки требует и изменения оценки реакции окружающих на поведение пациента/клиента, приобретения способности дистанцировать от ситуации действия.

2) Социальная компетентность включает повышение способности к социальной дискриминации, приобретение большей гибкости в понимании контекста действия, расширение репертуара поведенческих реакций. Достижение социальной компетентности осуществляется с помощью увеличения числа вариантов восприятия ситуации, при этом особое внимание обращается на первые действия в ситуации (выбор первого шага).

3) Работа по торможению страха строится на разрушение стереотипа избегания опасной ситуации и выработке активного поведения преодоления.

При проведение тренинга нужно исходить из принципа достижения максимально эффективного стереотипа.

Когнитивная психотерапия

Основные положения Когнитивной психотерапии были сформулированы Беком А.Г. независимо от Эллиса А., который в 1950-е годы разработал метод рационально-эмоциональной психотерапии. Как самостоятельное направление Когнитивная психотерапия сформировалась позже в1960-е года.

Когнитивная психотерапия представляет собой развитие поведенческой психотерапии, в которой эмоциональные реакции и психические расстройства рассматриваются как опосредованные когнитивными процессами, приобретенными в прошлом, иными словами, в которой в качестве промежуточных переменных выступает мысль (когниция).

Подобно рационально-эмоциональной психотерапии, Когнитивная психотерапия исходит из того, что восприятие объекта или события опосредуется мышлением и, осознав это опосредующее звено, можно понять реакцию индивида, прежде всего, ее эмоциональные и поведенческие аспекты. Схема взаимодействия окружения и индивида представляется в виде S - O - R (стимул реакция с промежуточной переменной О, включающей, прежде всего, когнитивную переработку воспринятого). Когнитивная психотерапия исходит из положения, что психологические нарушения, предшествующие этапу нейрофизиологических расстройств, связаны с аберрацией мышления (обозначение, селекция, интеграция), которые искажают видение объекта или ситуации. Искаженные когниции являются причиной ложных представлений и самосигналов и, следовательно, неадекватных эмоциональных реакций. Поэтому целью Когнитивной психотерапии является исправление неадекватных эмоциональных реакций.

При Когнитивной психотерапии считается весьма желательным максимальное использование опыта пациента в позитивном решении жизненных задач и генерализации правил их решения на проблемные сферы. Бек сравнивал работу, которую проводит когнитивный психотерапевт, с коррекцией двигательного стереотипа при игре на музыкальном инструменте.

Осознание правил неадекватной обработки информации и замена их правильными – таковы главные задачи Когнитивной психотерапии. Она наиболее показана людям со способностью к самонаблюдению и анализу своих мыслей. Когнитивная психотерапия предполагает взаимное сотрудничество психотерапевта и пациента при отношениях между ними, близких к партнерским. Пациент и психотерапевт должны в самом начале достичь согласия в отношении цели психотерапии (центральной проблемы, подлежащей коррекции), средств ее достижения, возможной продолжительности лечения. Чтобы психотерапия была успешной, пациент должен, в общем, понять базисное положение Когнитивной психотерапии о зависимости эмоций от мышления: "Если мы хотим изменять чувства, надо изменять вызвавшие их идеи". Установление контакта может начаться с принятия психотерапевтом некоторых представлений пациента о болезни с постепенным переводом его на позиции Когнитивной психотерапии. Слепое следование за психотерапевтом и повышенный скептицизм два полюса негативного отношения к предстоящему лечению. Поэтому приведение подобных позиций к центру залог успешности психотерапии.

Важная задача начального этапа – сведение проблем (идентификация проблем, имеющих в основе одни и те же причины, и их группировка). Эта задача относится как к симптомам (соматическим, психопатологическим), так и к эмоциональным проблемам. При этом достигается укрупнение мишеней психотерапевтического воздействия. Другим вариантом сведения проблем является идентификация первого звена в цепи симптомов, которое и запускает всю цепь, что иногда приводит к выходу на перцептивный уровень.

Следующий этап – осознание, вербализация неадаптивных когниций, искажающих восприятие реальности. Для этого может быть использовано несколько приемов, например, экспериментальный метод. В этом случае пациент получает подробные представления о некоторых положениях Когнитивной психотерапии с обращением особого внимания на необходимость проведения различий между объективной реальностью (сенсорный уровень обработки информации) и воспринятой реальностью. Уровень субъективного восприятия зависит от когнитивных процессов и связан с интерпретацией обработкой сигналов первого уровня. На этом уровне могут быть значительные искажения из-за сбоев, ошибок и протекания когнитивных процессов, из-за автоматически включающихся в этот процесс оценочных когниций. Экспериментальный метод предполагает погружение пациента в значимые ситуации, в том числе по принципу "здесь и теперь", в присутствии психотерапевта.

Обращение внимания пациента на параллельно текущий поток мыслей в такой ситуации, вербализация этих мыслей обучают пациента методике последовательного анализа своего восприятия объекта или события. Распознавание неадаптивной когниции может быть облегчено с помощью приема коллекционирования автоматических мыслей. Термин "неадекватная когниция" применяется к любой мысли, вызывающей неадекватные или болезненные эмоции и затрудняющей решение какой-либо проблемы. Пациенту предлагается сосредоточиться на мыслях или образах, вызывающих дискомфорт в проблемной ситуации или сходных с ней. Неадекватные когниции, как правило, носят характер "автоматических мыслей". Они возникают без какого-либо предварительного рассуждения, рефлекторно, и для пациента всегда имеют характер правдоподобных, вполне обоснованных, не подвергаемых сомнению. Они непроизвольны, не привлекают его внимания, хотя и направляют его поступки. Сфокусировавшись на них, пациент/клиент может распознать их и зафиксировать. Обычно вне значимой, проблемной ситуации эти мысли осознаются с трудом, например, у лиц, страдающих фобиями. Опознание их облегчается при реальном приближении к такой ситуации.

Метод "заполнения пустот" используется, когда уровень испытываемых эмоций или симптомов носит умеренный характер и когниции, сопровождающие их, недостаточно оформлены, нечетки. В этом случае используется схема анализа, предложенная Эллисом, " АВС".

А В С

 

Пациент обучается наблюдать за последовательностью внешних событий (А) и реакцией на них (С). Последовательность становится ясной, если пациент заполняет пустоту в своем сознании, которая явится связующим звеном между А и С, то есть обозначит В. Это мысли или образы, возникающие в этот промежуток и делающие понятной связь между А и С. Следует вновь подчеркнуть, что в Когнитивной психотерапии признается существование неадаптивной когниции как в образной, так и в вербальной форме.

После этапа обучения пациента умению идентифицировать свои неадаптивные когниции, нужно научить его рассматривать свои неадаптивные когниции объективно. Процесс объективного рассмотрения мыслей называется отдалением. Больной рассматривает свои неадаптивные когниции, автоматические мысли как обособленные от реальности психологические явления. Отдаление повышает способность пациента проводить разграничение между мнением, которое надо обосновать ("я считаю"), и неопровержимым фактом ("я знаю"), развивает умение осуществлять дифференциацию между внешним миром и своим отношением к нему. Прием обоснования, доказательства реальности своих автоматических мыслей больным психотерапевту облегчает дистанцирование от них пациента, формирует у него навык видеть в них гипотезы, а не факты. В процесс отдаления пациенту становится более ясным путь искажения восприятия события.

Следующий этап условно получил название этапа изменения правил регуляции поведения. Согласно Когнитивной психотерапии, люди для регуляции своей жизни и поведения других используют правила (предписания, формулы). Эта система правил в значительной степени предопределяет обозначение, истолкование и оценку событий. Правила регуляции поведения, которые носят абсолютный характер, влекут за собой регуляцию поведения, не учитывающую реальной ситуации и поэтому создающую проблемы для индивида. Для того чтобы у пациента/клиента не было таких проблем, ему необходимо модифицировать их, сделать их менее персонифицированными, более гибкими, больше учитывающими реальность. Содержание правил регуляции поведения центрируется вокруг двух основных параметров: опасности –безопасности и боли – удовольствия. Ось опасности безопасности включает события, связанные с физическим, психологическим и психосоциальным риском. Хорошо адаптированный человек обладает достаточно гибким набором точных правил, позволяющим соотносить их с ситуацией, интерпретировать и оценивать имеющуюся степень риска. В ситуациях физического риска показатели последнего могут быть достаточно верифицированы по одной или нескольким характеристикам. В ситуациях психологической и психосоциальной угрозы верификация таких показателей затруднена. Например, человек, руководствующийся правилом " Будет ужасно, если я окажусь не на высоте", испытывает трудности в общении из-за неясного определения понятия "быть на высоте", и с этой неопределенностью связана его оценка эффективности своих взаимодействий с партнером. Свои предположения о неудаче пациент проецирует на восприятие его другими.

Все приемы изменения правил, имеющих отношение к оси опасности безопасности, сводятся к восстановлению у пациента/клиента контакта с избегаемой ситуацией. Такой контакт может быть восстановлен при погружение в ситуацию в воображении, на уровне реального действия с четкой вербализацией новых правил регуляции, позволяющих испытывать умеренный уровень эмоций.

Правила, центрированные вокруг оси боли удовольствия, приводят к гипертрофированному преследованию определенных целей в ущерб другим. Например, человек, следующий правилу "Я никогда не стану счастливым, если не буду знаменитым", обрекает себя на игнорирование других сфер своих отношений в угоду рабскому следованию этому правилу. После выявления таких позиций врач/психолог помогает пациенту/клиенту осознать ущербность подобных правил, их саморазрушающий характер, объясняет, что клиент был бы счастливее и меньше страдал, если бы руководствовался более реалистическими правилами. Задача психотерапевта помочь клиенту самому их найти.

С ними тесно связаны правила, относящиеся к долженствованию (имеющие характер "тирании необходимости", по Хорни). Понимание общей стратегии Когнитивной психотерапии помогает избежать ненужных шагов при работе с пациентом/клиентом. Этап самонаблюдения клиента должен носить достаточный, но не избыточный характер и иметь своей целью обнаружение искажений, самозапретов, самопорицаний, установление всего диапазона правил, объясняющих появление соответствующей симптоматики, вызвавшей обращение клиента к психологу.

Перемены отношения к правилам саморегуляции, обучение видеть в мыслях гипотезы, а не факты, проверка их истинности, замена их новыми, более гибкими правилами следующие этапыКогнитивной психотерапии. В начале желательно использовать навыки продуктивного решения проблем пациентом в других сферах, а затем уже генерализовать эти навыки в проблемную сферу.

Когнитивная психотерапия относится к инсайт – ориентированным видам психотерапии (так же как и рационально эмоциональная психотерапия). В рамках Когнитивной психотерапии инсайт рассматривается как процесс установления связи между жизненными событиями и психологическими реакциями. Он направлен на раскрытие значения, которое индивид придает внешнему окружению и внутренним ощущениям.

Когнитивная психотерапия, как и другие виды реконструктивной психотерапии, стремится достичь структурных изменений в личности, в ее регулятивной системе, чтобы пациент/клиент соответствовал требованиям окружения и находился в большей гармонии с собственными потребностями. Основное переструктурирование осуществляется за счет замены неадекватных когниций. Когнитивная психотерапия использует то, что выводится из сознательного жизненного опыта, и не отыскивает скрытого символического значения в высказываниях пациента/клиента.

Модифицированный вариант методики Бека А.Г.

Когнитивная реабилитация:

1) Проверка наполненности когниций пациента/клиента реальным содержанием.

2) Реатрибуция помощь не в выяснении несостоятельности, а причинах в патологизирующей цепочке суждений.

3) Закрепление новых атрибуций (в дискуссии, ролевой игре, повседневной жизни).

 

Эффективно при депрессивных неврозах, реактивных депрессиях, фобиях, истерических реакциях, зависимостях (алкоголь, наркотики)

Противопоказано: при психотических нарушениях.

 

2.5. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНОЙ ТЕРАПИИ

 

Известный американский психолог и психотерапевт А. Эллис и созданная им научная школа оказали существенное влияние на развитие когнитивной психотерапии в последние десятилетие (Ellis, 1962, 1977, 1979, 1984; Ellis, Dryden, 1987). В основу его теории была положена идея о существовании двух основных видов убеждений, определяющих отношение человека к себе и миру.

Рациональные убеждения – оценочные суждения значимости личности, которые носят характер предпочтения. Они выражаются в форме желаний, потребностей, симпатий и антипатий. Позитивные чувства удовлетворения и удовольствия проявляются, когда человек получает то, что он хочет, в то время как негативные эмоции неудовольствия и неудовлетворения (т.е печаль, озабоченность, сожаление, досада) проявляются, когда он не получает того. Чего хотел бы. Эти отрицательные эмоции (сила которых связана со значимостью желания) расцениваются как соответственные реакции на негативные события и не оказывают значительного влияния на процесс постановки новых целей или задач (Ellis, 1984).

В отличие от рациональных иррациональные убеждения:

o по своей природе абсолютны (или догматичны) и выражаются в форме «должен», «следует», «обязан»;

o вызывают отрицательные эмоции, которые в основном препятствуют постановке цели и ее достижению (депрессия, тревожность, вина, гнев);

o приводят к непродуктивным формам поведения (уход, откладывание, алкоголизм, злоупотребление лекарствами и др.).

А. Эллис считает, что у человеческой иррациональности есть биологическая основа в том смысле, что иррациональность присуща в той или иной степени всем человеческим существам. Он находит подтверждение этому в следующих фактах и наблюдениях (Ellis, Dryden, 1987):

1. По существу, все люди, включая просвещенных и компетентных, демонстрируют наличие основных человеческих иррациональностей.

2. Фактически все доставляющие беспокойство иррациональности («абсолютные долженствования»), которые присущи обществу, можно обнаружить почти во всех социальных и культурных группах в ходе их исторического и антропологического развития.

3. Большинство иррациональных поступков, которые мы совершаем, такие как промедление, недостаток самоконтроля, противоречат тому, чему нас учат родители, наши сверстники или средства массовой коммуникации.

4. Люди – даже просвещенные и интеллигентные – часто усваивают другие иррациональности после того, как расстаются с прежними.

5. Люди, которые решительно противостоят различным видам иррациональностей, часто становятся жертвами этих различных иррациональностей. (Так, например, атеисты и агностики демонстрируют рьяную и абсолютистскую философию, а слишком религиозные люди порой поступают аморально.)

6. Проникновение в процессы иррационального мышления и поведения способствуют только частичному их изменению (например, человек может понимать, что принимать алкоголь в больших дозах вредно, и все же это знание не обязательно помогает ему воздержаться от употребления спиртного).

7. Люди часто возвращаются к иррациональным поступкам и моделям поведения, несмотря на то, что усердно работают над их преодолением.

8. Люди часто считают, что проще научиться саморазрушающему, чем самоукрепляющему поведению (поэтому, например, человек может очень легко переедать, но испытывать сильное беспокойство, когда начинает следовать строгой диете).

9. Психотерапевты, которые, по-видимому, предпочли бы быть хорошей моделью рациональности, часто действуют иррационально в своей личной и профессиональной жизни.

10. Люди часто впадают в ошибку, веря, что определенный негативный опыт (такой, как развод, стресс и прочие невезения) не коснется их.

В рационально-эмотивной психотерапии рассматриваются два вида расстройств. Первыми являются разнообразные расстройства Эго, заключающиеся в самообвинениях в случае неудовлетворения требований к себе, к другим или окружающему миру. Это может выражаться в присвоении глобальной негативной оценки, проклинании себя как никчемного человека и т.п. Вторые - это расстройства комфорта, возникающие вследствие жестких догматических ожиданий и требований удобных условий жизни. Именно поэтому высокий уровень фрустрационной устойчивости и принятие человеком самого себя (самопринятие) являются основными целями изменений в рассматриваемой нами модели рационально-эмотивной терапии РЭТ (RET), которую можно представить как АВС-модель:

Активирующие события (Activating events): люди стремятся к завершению поставленных задач в различных условиях и при столкновении с трудностями; поэтому способствуют «активаторы», которые либо достигают цели, либо блокируют ее.

Убеждения (Beliefs): важные медиаторы между А и С, непосредственно приводящие к эмоциональным и поведенческим расстройствам. Например, если пациент говорит, что кричит на свою жену из-за того, что она не сделала покупок в магазине, то покупки сами по себе, возможно, не являются действительной причиной, которая запускает его порожденные гневом оценки. Цепочка выводов может строиться так: Жена забывает сделать покупки - > Я напомню ей об этом - > Она опять будет ворчать на меня - > Я не смогу спокойно смотреть футбольный матч по телевизору. Любой из этих выводов может породить выражающие гнев оценки, и часто представляется важным как можно полнее вовлекать пациентов в процесс оценивания своих цепочек выводов, задавая им вопросы, которые помогают получать достоверную информацию, связанную с наиболее эмоционально нагруженными выводами в отдельных звеньях умозаключений.

Последствия (Consequences): когнитивные, аффективные и поведенческие следствия активирующих событий (А) и убеждений (В) в модели АВС. Если С несут характер эмоциональных нарушений (чувство тревоги, депрессии, враждебность, самоосуждение и самообвинение), то можно с высокой долей вероятности предположить, что В непосредственно создают или являются причиной С. Эмоциональные нарушения, однако, могут иногда происходить из-за сильных А – например, из-за стихийных бедствий, витальных нарушений окружающей среды. Эмоциональные нарушения могут также возникнуть из-за изменений в организме – например, из-за нарушения гормонального обмена или болезни.

Производными иррационального мышления являются:

o драматизирование, «катастрофизация» (awful zing) («Не должно быть так плохо, как сейчас»);

o постоянное ощущение себя несчастным («Я не могу терпеть это»);

o осуждение себя или других за то, что они не делают должного, жизни – за то, что не дает человеку того, что он хочет.

А. Эллис описал ряд характеристик искаженного, на его взгляд, мышления, которое является следствием наличия долженствований (must' s) во внутренних убеждениях человека (Ellis, 1977).

Все или ничего: «Если я потерпел неудачу в решении какой-либо важной задачи, а этого не должно было случиться, то я полный неудачник и совершено не достоин любви».

Скачок к заключениям и негативная непоследовательность: «Так как я не должен был делать этого, но сделал, то теперь меня будут считать угрюмым неудачником или будут смотреть на меня как на некомпетентного человека».

Догадки: «Так как они смеются надо мной из-за неудачи, то, наверное, думают, что я должен всегда добиваться успеха и будут в дальнейшем презирать меня, если этого не будет происходить»,

Концентрация на негативных чувствах: «Так как я не могу терпеть, когда что-то не получается, то я не могу видеть ничего хорошего в своей жизни».

Исключение положительных чувств: «Когда другие хвалят меня, то они только оказывают мне любезность, делая вид, что забыли все то плохое, чего я не должен был делать, но делал».

Всегда и никогда: «Несмотря на то, что условия жизни должны измениться к лучшему, в действительности сейчас они столь плохие и неустойчивые, что всегда останутся такими, а я никогда не буду счастлив».

Принижение: «Моя успешная попытка в этой игре была удачей и не имеет значения. Но моя неудача, которую я никогда не должен был допустить, была настолько плохой, насколько это возможно и вообще непростительно».

Эмоциональные объяснения: «Так как я показал себя не в лучшем свете, чего я не должен был делать, я чувствую себя подобно простофиле, и мои сильные чувства доказывают, что я заслужил осуждение».

Наклеивание ярлыков и чрезмерное обобщение: « Так как я не должен терпеть поражение в важных делах, но это произошло, я никудышный игрок и неудачник».

Персонализация: «Поскольку я действую гораздо хуже, чем должен действовать, то я уверен, что смеются только надо мной, и это ужасно!».

Ожидание наказания: «Когда я не делаю что-либо так, как мне следует это делать, а меня по-прежнему поощряют и принимают, я настоящий обманщик, поэтому скоро упаду в своих глазах, а они увидят, насколько я презренный тип».

Безупречность: «Я понимаю, что сделал что-то довольно хорошо, но я должен решать задачи, подобные этой, абсолютно безупречно, и поэтому на самом деле я некомпетентный».

Рациональной альтернативой драматизированию, «катастрофизации», по мнению А. Эллиса, является оценивание степени негативности активирующего события; устойчивость – рациональная альтернатива иррациональному убеждению «Я не могу терпеть это»; принятие – рациональная альтернатива осуждению.

Заслуживают внимания предложенные А. Эллисом 13 критериев психологического здоровья (Ellis, 1987, р. 18-20).

1. Интерес к самому себе: чувствительный и эмоционально здоровый человек ставит свои интересы немного выше интересов других, в некоторой степени жертвует собой ради тех, о ком заботится, но не полностью.

2. Общественный интерес: если человек поступает безнравственно, не отстаивает интересы других и поощряет социальный отбор, маловероятно, что он построит себе мир, в котором сможет жить уютно и счастливо.

3. Самоуправление (самоконтроль): способность брать на себя ответственность за свою жизнь и одновременно стремление к объединению с другими требованиями значительной поддержки.

4. Высокая фрустрационная устойчивость: предоставление права себе и другим совершать ошибки без осуждения своей личности или личности другого.

5. Гибкость: пластичность мысли, открытость изменениям; человек не ставит себе и другим жестких неизменных правил.

6. Принятие неопределенности: человек живет в мире вероятностей и случая, в котором никогда не будет существовать полной определенности.

7. Ориентация на творческие планы: творческие интересы занимают большую часть существования человека и требуют с его стороны вовлеченности.

8. «Научное» мышление: стремление быть более объективным, рациональным. Регуляция своих чувств и действий посредством реагирования и оценивания их последствия в соответствии со степенью их влияния на достижение близких и далеких целей.

9. Принятие самого себя: отказ от оценки своей внутренней ценности по внешним достижениям или под влиянием оценки со стороны других; стремление скорее радоваться жизни, чем утверждать себя («Я люблю себя уже за то, что я живу и имею возможность радоваться»).

10. Риск: эмоционально здоровый человек склонен рисковать оправданно и стремиться делать то, что он хочет, даже когда существует возможность неудачи; он стремиться быть предприимчивым, но не безрассудно храбрым.

11. Длительный гедонизм: человек ищет удовольствия как от текущего момента, так и от возможного будущего; он считает, что лучше думать как о сегодняшнем дне, так и о завтрашнем, и не одержим немедленным получением удовлетворения.

12. Нонутопизм: отказ от нереалистичного стремления к всеохватывающиму счастью, радости, совершенству или к полному отсутствию тревоги, депрессии, унижения своего достоинства и враждебности.

13. Ответственность за свои эмоциональные нарушения: склонность принимать на себя большую часть ответственности за свои поступки, а не стремление с целью защиты обвинять других или социальные условия.

Основным отличием последствий рациональных и иррациональных убеждений является адекватность или неадекватность вызываемых ими отрицательных эмоций. Неадекватными считаются тревожность, депрессия, вина, стыд, гнев. Эти эмоции могут в результате психотерапии быть замещены несколько иными.

 


АДЕКВАТНЫЕ ЭМОЦИИ

1. Озабоченность

«Я надеюсь, то, что угрожает мне, не произойдет, но если случится, то это будет неудачей».

2. Печаль

«Очень жаль, что я пережил эту утрату, но на самом деле почему бы это не должно было произойти?»

3. Сожаление

«Я сожалею, что сделал это, но не считаю себя плохим».

4. Расстройство

«Я расстроен своими действиями, но не зол на самого себя, потому что я хочу делать все хорошо, но не обязан требовать от себя этого»

5. Раздражение

«Я не хотел бы, чтобы другой человек делал то, что мне не нравиться, но из этого не следует, что он не должен нарушать мои правила».

 

НЕАДЕКВАТНЫЕ ЭМОЦИИ

1. Тревожность

«То, что угрожает, не должно произойти, но если случится, это будет ужасно».

2. Депрессия

«Эта утрата не должна была произойти, и теперь это ужасно, что все так вышло».

3. Вина

«Я плохой, грешный, слабый человек, потому что совершил этот поступок».

4. Стыд

Я публично признаю, что поступил плохо. Я осуждаю и стыжусь себя (такой человек очень зависим от одобрения других людей).

5. Гнев

«Я твердо убежден в том, что другой не должен нарушать мои правила, и осуждаю его за подобные действия».

 

Первое основное положение РЭТ. Психологические нарушения преимущественно обусловлены тем, какие убеждения (В) имеет человек относительно негативных событий жизни (В - > С). Но человек считает, что его нарушения скорее обусловлены этими ситуациями (А - > С), и поэтому стремится изменить А, а не В.

Второе основное положение РЭТ. Человек может знать, что его проблемы обусловлены его убеждениями, но он будет сбивать себя с толку и таким образом сохранять свои проблемы, подыскивая биографические подтверждения этих убеждений, вместо того, чтобы направить себя на их изменение.

Третье основное положение РЭТ. Только если человек в настоящее время старательно работает, думает, чувствует и действует наперекор своим иррациональным убеждениям, то он может изменить их и вследствие этого будет значительно меньше расстраиваться.

Кроме того, человек часто избегает изменений, потому что боится чувства неестественности происходящего - «невротиче







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.