Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Анализ различных психотерапевтических направлений





(Ф.Е. Василюк 1988)

Параметры психотерапевтического процесса Психотерапевтические единицы
Интерпретация – бессознательное Эмпатия – переживание Понимание - сознание Майевтикет – рефлексия внимания и действия
Непосредственный предмет психотрапевтического внимания и действия Разрывы в понимании Актуальное переживание Неадекватность субъективного образа ситуации Внутреннее рассылкование в сознании
Отношение к субьективности клиента Недоверие и анализ Доверие и принятие Допущение и коррекция Диалектичное
Контекст осмысления психотерапевтом сознания и поведения клиента Бессознательные динамические силы Внутренний аспект жизненного мира Внешний аспект жизнен ного мира Самосознание
Процесс, ответственный за решающее преобразование сознания Осознание Переживание Познание Самопознание
Ведущий модус терапевтического общения Монолог психотерапевта Монолог клиента Диалог психотерапевта и клиента Внутренний диалог клиента
Ролевая позиция психотерапевта «Ведущий», «Экспер» «Сопереживающее зеркало» «Методолог здравомыслия» «Диалектик»

 

Существует ещё одно решение проблемы интеграции – дифференциации в консультировании. В теоретическом плане все существующие открытия связаны с именами Фрейда, Юнга, Скиннера, Роджерса.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте предмет, задачи, методы психотерапии?

2. Что такое психологическая модель психотерапии?

3. Что такое медицинская модель психотерапии?

4. Что такое психотерапевтическая модель психотерапии?

5. Раскройте содержание основных категорий психотерапии?

6. Каковы принципы построения психотерапевтической теории?

7. Что такое психотерапевтическая единица?

8. Каковы основные современные направления в психотерапии?

 

Лекция 2. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В ПСИХОТЕРАПИИ

План.

1. Основные понятия классического психоанализа

2.Основные положения неопсихоанализа.

3.Практический психоанализ

 

Основные понятия классического психоанализа

 

Психоаналитический подход является исторически первым в практике психологической помощи страдающим людям. Синонимом психоаналитического подхода является психодинамический.

Психоаналитический подход концентрируется на переживание первоначальных более общих причин человеческого страдания, связанных не столько с конкретной актуальной ситуацией, в которой находится клиент, сколько с его типичными особенностями проживания этой ситуации.

Типичные особенности клиента обусловлены его ранними, неосознанно принятыми решениями. Корни самых ранних подобных решений, согласно психоанализу, находятся в детском возрасте.

Последующие психоаналитические модели допускают возможность принятия подобных принципиально важных, но неосознанных решений и в более поздних фазах жизни человека (Эрик Эриксон – эгопсихология – периоды жизненных кризисов).

Любой вид консультирования подразумевает психотерапевтическую модель изменения и, следовательно, психотерапевтические цели.

Психотерапевтические цели в классическом психоанализе сводятся к осознанию бессознательных вытесненных мотивов поведения, к поиску (выработке) адаптивных жизненных стратегий сосуществования с этими мотивами.

Понимание личности З. Фрейдом

В противоположность идеям рационализма, Фрейд выдвинул принципиально иную концепцию о человеке. Человек находится в состоянии постоянного внутреннего психического конфликта с самим собой, истоки которого лежат в другой, более всеобъемлющей сфере психической жизни, то есть в неосознаваемых им самим побуждениях, мотивах, неудовлетворенных потребностях.

ее).

 

Психическая структура личности

Ид – это глубинное бессознательное. Характеристики Ид:

1) содержания бессознательного являются репрезентаторами (представителями) влечений, в большинстве случаев неосознаваемых индивидуумом;

2) эти содержания в силу своей большой нагруженности энергией влечения, прорываются на уровень сознания и поведения, чаще всего, в преувеличенной, болезненной, искаженной форме, так как есть противодействие Ид – сила, цензор Сверх-Я;

3) эти содержания управляются особыми психологическими механизмами.

 

Фрейд описал два механизма функционирования Ид:

А. Рефлекторные действия (например, поиск объекта желания и реакция на него) или первичный процесс. Примером первичного процесса могут служить фантазирование личности и галлюцинации;

В. Вторичные процессы – психологические защиты.

Психологическая защита – это сознательное или бессознательное искажение объективной реальности с целью сохранения психологического благополучия.

4) содержания, чаще всего, подвергаются фиксации бессознательно в детские годы и принимают форму неудовлетворенности или вытесненных желаний.

Если влияние бессознательных импульсов начинает осознаваться, то это встречает сильное внутреннее сопротивление индивидуума.

Ид сохраняет свое значение для человека на протяжение всей его жизни. Оно не подчиняется законам времени и логики.

Ид первично и примитивно (биологично). По причине первичности и примитивности оно свободно от всяких подавлений и выражает первичный принцип человеческой психики, то есть немедленную разгрузку психической энергии, производимой биологически обусловленными потребностями (сексуальность и агрессивность). Чем более они подавляются, тем больше патология.

Тревога, являясь нормой для Эго и Супер-Эго, не присутствует в Ид. Поэтому, как считал Фрейд, Ид не прибегает к предосторожностям в выражении своей цели, что может представлять опасность для индивидуума и общества.

Основные мотивы Ид – это либидо и мортидо. Либидо – инстинкт продолжения рода. Мортидо – бессознательное стремление к смерти.

Посредник между Ид и Сомой (телом) – инстинкт. Инстинкт – совокупность бессознательно проявляемых операций.

Сверх-Эго выполняет функцию цензуры. Механизмы Сверх-Эго:

1) Эго-идеал,

2) Совесть.

Эго-идеал – это замененный в раннем детстве нарциссический образ.

Совесть – процесс сличения реальной модели поведения и социально заданной модели поведения.

Моральная тревога ("Как меня воспримет общество?") характерна для Супер-Эго.

Эго выполняет функцию примирения Ид и Сверх-Эго (психологические защиты).

Для Эго свойственна реалистическая тревога по поводу уверенности в успехе и неуспехе.

Для Ид формально можно выделить невротическую тревогу.

Классическая схема психоанализа:

Симптом - Сопротивление - Перенос - Контрперенос

Вся эта схема опосредована интерпретацией сопротивления и переноса. Эффект классического психоанализа заключается в интерпретации сопротивления и переноса.

Интерпретация обеспечивается с помощью конфронтации, то есть психотерапевт противостоит клиенту, либо, наоборот, клиент противостоит психотерапевту.

Классический психоанализ использует:

Метод свободных ассоциаций.

Анализ сновидений.

Симптом – это ценный источник внутренней психической жизни. Он не является объектом преследований со стороны психоаналитика, так как служит способом адаптации для клиента (пусть и несовершенным) и "лазейкой" в его бессознательное.

С точки зрения социальной адаптации симптом – это та или иная степень поведенческого отклонения от социальной нормы (повышение голоса, хлопанье дверью, отказ от общения и так дал

Разновидности симптомов:

1) Агрессия. На языке социальной адаптации агрессия означает нанесение физического или морального ущерба другому лицу. На языке психотерапии агрессия – разрушительные действия индивида, направленные на самого себя (самоуничижение, самобичевание, саморазрушение, суициды). В контексте психотерапии агрессия характеризуется: по направленности – вовне или вовнутрь себя; по эффективности – конструктивная или деструктивная.

2) Репрессия – подавление собственных желаний и вытеснение их в область подсознания. При этом, вытесненные желания не только не приводят к избавлению от фрустрации, а становятся еще более сильными, но уже неосознаваемыми и труднее поддающимися анализу, контролю и коррекции. Психотерапевту важно уметь отличить, какие подавления и вытеснения являются необходимыми и соответствуют общественным нормам, а какие – излишними, утрированными, и воспринимаются обществом и самим индивидуумом как признак несоответствия нормальному поведению, нормальному психическому состоянию и образу мышления.

3) Эскапизм (от французского "избегать", "убегать"). В нашей литературе синоним слова эскапизм – избегание. В современной психиатрии под эскапизмом понимается поведение, направленное на игнорирование фрустрации. В контексте психотерапии эскапизм – один из вариантов вытеснения. Эскапизм не следует путать с рациональным уходом от занятия проблемами, которые не заслуживают трат сил и нервов (хотя эмоционально притягивают нас к себе). Психотерапевту важно разобраться и помочь осмыслить своему клиенту, когда избегание проблемы является нерациональным самообманом, то есть неврозом, а когда, напротив, наиболее рациональным поведением.

4) Регрессия. По классической психоаналитической терминологии регрессия – переход под давлением фрустрации на упрощенную модель поведения. Под упрощенной моделью поведения понимается также примитивное поведение, характерное для более ранних стадий развития индивидуума. Задача психотерапевта – объяснить и показать клиенту, когда такое поведение оправдано, а в каких случаях неприменимо.

5) Рационализация. Обычно рационализация определяется как объяснение своего поведения не истинными, а оправдывающими его мотивами. Делается это неумышленно (бессознательно). Истинные мотивы, действительно, не осознаются. Неосознанной целью рационализации является снятие ответственности с себя и перенесение ее на обстоятельства и других людей. Понимая или ощущая подсознательно неправильность, неэффективность, неэтичность, странность своего поведения, многие не могут, а то и не стремятся изменить его.

Термин "рационализация" не означает обман других, скорее, неосознанный самообман. Задача психотерапевта в случае с рационализацией сводится к вскрытию причин неосознанного самообмана.

6) Сублимация. Под сублимацией в психотерапии подразумевается переключение мыслей и деятельности человека с не решаемой (реально или по его мнению) проблемы на другую, более доступную, при решении которой он компенсирует предыдущую неудачу и частично снижает фрустрацию.

7) Проекция. Термин "проекция" впервые применил З. Фрейд, считая, что подсознание прорывается через контроль сознания и выбрасывает истинную информацию, по которой мы можем судить об определенных скрытых психологических особенностях и тенденциях личности. Термин "проекция" стал особенно популярен в психологии, психотерапии, психиатрии после теоретического обоснования в 1939 году метода проективных тестов (Мюррей). Задача психотерапевта заключается в накопление профессионального опыта для интерпретации проекции клиента (на других, на себя и так далее).

8) Аутизм. В психиатрии термин "аутизм" означает серьезное и почти неизлечимое психическое заболевание, при котором больной настолько замыкается в себе, что практически не выходит на контакт с внешним миром. В психотерапии аутизм – тенденция к самоизоляции. Задача психотерапевта: рациональное объяснение самоизоляции.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.