Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Терапевтическая психология. Теоретический аспект.





В области терапевтической психологии или, в частности, в теории психологической помощи в новом свете предстаёт проблема психологического познания человека: понимание его как личности и индивидуальности и объяснения внутренних причин его индивидуального поведения. Термин «терапевтическая психология» предложен А. Бремтером и Э. Шостромом (1968).

Отметим, что в традиционной психологической науке акцент в познании человека ставится на поиск общих законов развития психики, представленного, например, в дифференциальной психологии или психологии личности. В терапевтической психологии акцент в познании личности делается на индивидуальные закономерности развития конкретной. Принципиальное отличие предметов психологического познания в первом и во втором случаях заключается в смещении акцента с естественно-научной традиции в психологии на гуманитарную. Это внутри научная дилемма для психологии не нова, и существуют различные философские пути её рассмотрения.

Одна из крайних точек зрения, принадлежащая Д. Ньюброу (1997) заключается в том, что «существует две психологии», два параллельных психологических знания о человеке: естественно-научное и гуманитарное.

Другие авторы размышляют об изменении соотношения между экспериментальной (от experiment) и эксперинисильной (от experience) психологией (Криппер, де Карвадо, 1993); между номинатизмом и эссенцианизмом (Поппер, 1992).

В отечественной психологии дискуссия на эту тему развернулась с конца 1980-х годов. Так, А.А.Радзиховский (1989), «возвращаясь» к В.Дильтею, В.Виндельбанду, А.Бергсону в обсуждении вопроса строгости не строгости психологических теорий, говорит о понимающей и объяснительной, номотетической и идеографической психологии. О не строгости психологической теории пишет Г.В.Суходельский (1998), хотя для его методологической позиции свойственен оптимизм, и он считает, что перспектива развитии психологии связана именно с её движением к строгости. А.М.Эдкинд (1987) видит отличие «академической» и «практической» психологии в различных их задачах «исследования» в противоположность «изменению». А.А.Пузырей (1988) пишет о следующей диаде: об естественно-научном мышлении в психологии с его ориентацией на «практическую теорию» и о психотехническом типе научного психологического мышления, который ориентирован на «теоретическую практику».В.А Богданов разделяет причинный и целевой подходы, идущие от Галилея и Аристотеля, и видит их отражение в психологии в наличии двух различных языков: «языка черт» и «языка факторов ситуации» или структурной в противоположность дискриптивной психологии.

Более взвешенная позиция заключается, на наш взгляд, в том, что простое противопоставление гуманитарного и естественно-научного знания, понимания и объяснения уже не представляется плодотворным, поэтому не эффективным и частные проявления этого противопоставления, выражающиеся в спорах о научности и не научности тех или иных психологических подходов, школ, методов.

Если обратиться к современной эпестимологии, то мы увидим, что многие философы признают тот факт, что наука как сфера методического, упорядоченного знания принципиально неполна: за пределы её компетенции выходит в частности, её собственное основание; об этом писали П. Фейерабент (1986),В.П. Зинченко (1991), К. Поппер(1992), Х-Г. Гадамер (1998) и другие. К. Поппер «Науки есть здание, воздвигнутое на сваях, не достигающих дна болота»

На наш взгляд, существуют различные виды человеческого опыта и поэтому существуют различные виды знания о человеке: философское, религиозное, медицинское, психологическое, психоаналитическое. В них по-разному представлены интуитивное и логическое; эмпирическое и теоретическое; знание de dicto, de re и de si.

Что касается терапевтического психологического знания, то для него характерными, по нашему мнению, оказываются следующие особенности:

аксиологический компонент - ценностное отношение субъекта к объекту, которое нельзя свести ни к гносеологическому, ни к пракселогическому аспекту. Как известно со времен Д.Юма (1965), ценности не могут быть отождествлены со знаниями, поскольку «суждения о должном» не выводимы из «суждения о сущем».

М.С. Каган определяет ценность как «отношение данного предмета к интересам, идеалам и потребностям субъекта (Каган, 1988, с.65). Содержание ценностей реализуется в терапевтическом знании чаще всего в профессиональной этике психолога, но на самом деле этому содержанию подчинены и гносеологические, и пракселогические аспекты его профессиональной деятельности. Здесь видится некий парадокс, отмеченный Л. Витгенштейном и заключающейся в том, что «в мире нет ценности», в том смысле, что мир фактичен. Ценности же, этическое, не принадлежит к событиям, фактам, феноменам мира…подобно тому, как этика является необходимым условием мира, так ценности являясь нечто подобным по сути своей невыразимы.

Понимание рассматривается не как «прелюдия к объяснению» (что характерно для научного позитивизма), а как равноправная, более того, в некоторых психотерапевтических школах и доминирующая (например, клиент - центрированная психотерапия) и даже единственная (например, психосинтез с его запретом на интерпретацию) составляющая процессы познания человека.

Понимание – это процесс, который даёт знак нашей психической реальности, стоящей за выраженными (и не выраженными чувствами).

Понимание другого – это в чувствование в чужой опыт.

Понимание себя выступает как основа понимания проявления другой жизни, чужого духа.

Понимание это опыт de se (индивидуальное знание психолога о самом себе) + опыт de re (знание конкретных единичных фактов) + de diеto (обобщенное знание о неком явлении).

В терапевтических отношениях познание человека может носить различный процессуальный характер, но познание – это всегда диалог, где каждый человек (как клиент, так и консультант) становится и объектом, и субъектом познания.

В результате процесса терапевтического познания образуется новая реальность, характеризующаяся измененными ценностями и новым уровнем задач, стоящими перед обоими участниками процесса.

Терапевтическая психологическое знание оперирует не только и не столько понятием «истина» (как это характерно для эмпирической психологии), сколько понятием «правда», что является в целом справедливым для всех терапевтических подходов, какими различающимися по всем остальным параметрам они не были.

Идея правды философии по-разному развивалась в работах И. Канта (1964, т.4); В.С. Соловьева (1996); в современной отечественной психологии эту проблему разрабатывает В.В. Знаков, который вводит философскую категорию правды, определяя её как «сочетание истинностной и ценностно-нормативной оценки знаний» (Знаков, 1993, с.15).

В основе терапевтического психологического знания в отличие от психотерапевтического медицинского знания лежит не понятие психического здоровья, а понятие терапевтической модели изменений личности, которая (модель) свободна от идеи «нормальности-ненормальности»: она заменена различными вариациями концепции индивидуального развития личности.

Совершенно особое значение в терапевтическом психологическом знании приобретают язык и его символические функции в процессии познания личности. Реч ь идет не о том, что «слово лечит», как это часто говориться в психотерапии, а о том, что при взвешенном содействии психоаналитика (психотерапевта, консультанта, ориентированных на слушание клиента, а не на другие виды помощи) услышанное собственное слово ведет к возможности открытия нового, хотя уже имевшегося знания о себе.

Неизмеримо возрастает философская значимость единичного, индивидуально неповторимого в противовес рационализму и панлогизму с их подчеркнутым интересом к универсальному. Эта традиция идет от работ Шопенгауэра, Кьеркегора, Витгенштейна в философии и от работ Фрейда, Адлера, Олпорта, Мюррея, Ананьева в психологии.

В целом можно согласиться с точкой зрения, что в настоящее время происходит изменение не столько и не только структуры психологии, сколько системы психологии в изменяющейся системе видения мира (Пригожин, Стенгерс,1986). В.Е.Коган считает, что в процессе актуальных изменений отечественной психологической науки «изменяется не только семиотика психологии, но и семиотика, внутренней и внешней границы её семеотического пространства, сегодня включающего в себя и психотерапию, на монопольное владение которой претендовала, да и продолжает претендовать медицина» (Коган 1947).







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.