Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Осознание и психодуховная практика





 

Все больше специалистов в области психотерапии придерживаются того мнения, что терапевтическое изменение, меньшей степени зависит от вида проводимой терапии и в большей — от эмоциональной включенности (эффекта присутствия), или «духовного» аспекта взаимоотношений между терапевтом и клиентом.

Понятие «эффекта присутствия» недавно вошло в теорию, практику и тренинги духовных направлений терапии, в основном за счет использования медитации и вооб­ражения. Цель эффекта присутствия — в привлечении долж­ного внимания терапевта к интрапсихическому процессу клиентов, должного внимания клиентов к собственным пережива­ниям и должного внимания клиентов и терапевта друг к другу. Психотерапия ядерного процесса. Это терапия, которую в течение последних 20 лет разрабатывали и Институте Каруны Маура и Франклин. «Духовность» те­рапии этого вида означает ее упор на развитие осознанности с помощью ежедневных медитативных упражнений и глубокого осмысления повседневной жизни. Она исходит из утончен­ной теории о водительстве сознания в практическом развитии и интуиции, эмпатии и спонтанности в отношениях между терапевтом и клиентом, а также позволяет глубочайшим прозрениям, возникшим в процессе терапии, укладываться в рамки теории и в то же время оставаться недоступными вербализации. Модель сознания по типу ядерного процесса похожа на ту, что принята в когнитивной психологии Муреем и признает важность ментальных процессов, которые приводят нас к созданию понятий и связываются с ними. Возможно со­четание терапии ядерного процесса с психодинамическими и гуманистическими методами психотерапевтической работы.

Психосинтез. Эта методика ориентирована на внутреннюю жизнь клиента, а терапевт высту­пает в роли опытного путешественника, следующего за психо­логическим процессом клиента и направляющего этот процесс. Приверженцы психосинтетического направления, основатель которого, Ассаджоли, являлся одним из учеников Фрейда, под­черкивали важность духовной деятельности, несмотря на от­вержение и неприятие ее как «мистической» — возможно, в свя­зи с субъективной трактовкой Фрейдом религии как прояв­ления невроза. Трансперсональная терапия Гордон-Брауна и Сомерса является одним из ответвлений психосинтеза, кото­рое возникло больше по организационным, нежели идеологи­ческим причинам.

«Безглавый путь», резуль­тат работы Дугласа Хардинга, представля­ющий собой набор практических семинарских упражнений, иллюстрирующих способ, которым мы формируем в себе пред­ставление о собственном «Я» и привязываемся к этому поня­тию. С экспериментальной точки зрения это является анало­гом когнитивно - психологического подхода к сознанию как механизму, создающему наши концепции о себе самих и на­шем окружении так, что мы способны в достаточной мере раз­делить реальность с другими людьми и установить с ними от­ношения. Семинар по «безглавому пути» помогает участникам найти механизм, с помощью которого мы структурируем эту реальность, и увидеть, что избыточная привязанность к ней становится основой страдания.

Фокусирование. Фокусирование помогает нам осознать сплав мысли и чувства, именуемый «чувственным ощущением», который становится основой (ядром) нашего переживания и может использоваться в психокоррекционной работе терапевта с клиентом, либо, после обучения, клиент мо­жет применять его самостоятельно. Фокусирование контра­стирует с основным направлением 1970-х, со-консультированием. Если со- консультирование обращает внимание на внешние факторы, используя при этом катарсис для отреагирования (разрядки) негативных эмоций, после чего принимаются решения и совершаются поступки, то фокусирование развивает осознанность внутренних психоло­гических состояний и процессов.

Акцент на теле

Вильгельм Райх был учеником Фрейда; как психо­аналитик он впервые высказал предположение о том, что за­щитные механизмы, с помощью которых мы преодолеваем жизненные трудности, закреплены как в нашем сознании, так и в физическом теле. Наши убеждения и установки формиру­ют ментальную защиту, а физическая основа воплощает их в Телесной форме. Манера поведения придает нам характерную осанку, или создает мышечные панцири, в которых привыч­ные защитные механизмы получают телесное выражение. Райх внимательно анализировал жалобы своих пациентов и помо­гал им осознать защитную функцию их установок и убежде­ний. Кроме того, он впервые стал использовать в психотера­певтической практике прикосновения, массаж и физические упражнения для преодоления психологической защиты, на физическом уровне представленной мышечными зажимами в теле пациентов. Работу в этом направлении продолжили два его ученика — Лоуэн, чей биоэнергетический подход занял ус­тойчивые позиции в психотерапии, и Пирракос, чья энергети­ка ядра известна меньше, хотя, возможно, представляет боль­шую терапевтическую значимость.

Энергетика ядра Пирракоса. Это си­стема, которая работает с телом и совместима с духовной тера­пией. Некоторым людям трудно принять концепцию энергии как ауры или поля, которое окружает каждого человека и которое можно подвергнуть терапевтическому воздействию.

Акцент на экспрессии

Многие направления гуманистической психо­терапии вовлекают клиентов в какое-либо художественное самовыражение, используя его в качестве вспомогательного средства, цель которого состоит в том, чтобы позволить невер­бальным компонентам нашего сознания включиться в игру и принять участие в трансакции между терапевтом и клиентом, что дает богатый материал для дискуссии, которая может при­вести к инсайту. Кроме того, в процессе творчества происхо­дит эмоциональное самовыражение, приводящее к изменени­ям вне зависимости от слов.

Акцент на древних системах

Существует ряд древних систем, у которых есть что позаимствовать современной терапии нового типа; примера­ми таковых являются шаманизм, примитивные языческие практики и астрологическое консультирование.

Современные представители шаманизма стремятся подражать «мастерам духа», которые прак­тиковали и до известной степени по-прежнему практикуют в до-письменных обществах в качестве знахарей, призывая духов и богов. Он подразумевает ритуалы исцеления, трансформацию и развитие личности. Участники не обязаны верить в «реальность» мира духов и божеств. Инсайт и ощущение сдвига в направлении истинного видения участники шаманских упражнений могут обрести вне зависимости от своей философии и веры.

Роуэн (1988) описывает язычество как систему личностного развития, находящуюся в связи с природой, частью которой мы являемся и, которая нас поддерживает. Оно преподаётся и практикуется преимущественно в сфере женской терапии.

Женская терапия ищет пути укрепления власти женщин, понимания их и уважения к ним, осуществляясь силами женщин и для женщин всего мира, который большей частью контролируется мужчинами — часто во вред и тем и другим. Ее центральными моментами являются проблемы власти, роли в обществе, семье, сексуальности, питания, а также физического, вербального и сексуального насилия. Она делает упор на заботе, холизме и сотрудничестве в пику эксплуатации и конкуренции, которые относит к предметам переоценки со стороны мужчин. Женское движение дало толчок развитию женской терапии, основанной на гуманистических техниках и сфокусированной на женских проблемах. Последней разработкой поправления является философия для мужских групп, которые исследуют роль и значение мужчины в патриархаль-ном мире.

Астрологическое консультирование. Многие и недостаточно грамотны в области астрологии, и я — один них. Я не воспринимаю астрологию в качестве науки, основанной на реальных наблюдениях и экспериментальных дан-X и преуспевшую в составлении достоверных прогнозов. Подобные притязания астрологии представляются мне необоснованными. Однако в первую очередь астрологическое консультирование занимается не этим. Как показывают рабо-ты Кристины Валентайн, речь идет о языке для рассуждений нa темы различных сторон жизни и человеческой личности. Этот язык многим обязан мифологии, а если терапевт владеет им в сочетании со здоровой эмпатией, интуицией и способно­стью к резонансу, то создается хорошая база для терапии.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.