|
КОГНИТИВНО - АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Еще одно сочетание обычно концептуально противоборствующих подходов: когнитивного и психоаналитического – представлено в сравнительно новой концепции английского психолога А. Райла (Cognitive…, 1995); речь идет о когнитивно – аналитической терапии (КАТ) – cognitive analytic tberapy (САТ). Ее классификационная принадлежность также дискутируется. Так, существует обоснованная точка зрения, что это еще один новый вид когнитивной терапии (Marzillier, Butler, 1995). Другие авторы, включая самого Райла, считают ее интегративным подходом. Действительно, на концептуальном уровне КАТ базируется и на теории объективных отношений М. Кляйн, и на теории личностных конструктов Дж. Келли, на когнитивной и бихевиоральной теориях и на психологии развития. На процессуальном же уровне как терапевтический подход КАТ включает в себя фрагменты психоанализа (например, интерпретацию переноса и контрпереноса), поведенческой терапии (например, установление целей), когнитивной терапии (оспаривание иррациональныхз убеждений), терапии личностных конструктов (например, переоценку личностного значения), транзактный анализ (например, анализ ролей Родитель – Взрослый – Ребенок). В то же время авторской разработкой в КАТ является, например, последовательное диаграммное переформулирование. Эта относительно краткосрочная терапия (от 12 до 24 сессий или встреч) рассчитана на широкий спектр клиентов и на доступность данного вида помощи в общественных и государственных службах. Игнорируя возможную критику в теоретическом эклектизме, Райл (Ryle, 1990; 1994) предложил собственную теоретическую модель, которая призвана демонстрировать оригинальность его теории. Первоначально она называлась моделью последовательности процедур (procedural sequence model), где под процедурой понималась «связанная последовательность психических и поведенческих процессов», направляющее целевое действие (Cognitive…, 1995). Последовательность является тем порядком, в котором процедуры следуют одна за другой. Обычно она иерархичная, поскольку определены процедуры высокого порядка (например, чувствовать удовольствие от жизни), которые обеспечиваются процедурами среднего порядка (например, заботится о своем здоровье) и специфическими субпроцедурами (например, не курить). Последовательности включают как обратную, так и поступательную связь (feedback, feed forward), состоят из семи этапов, через которые клиент проходит в процессе терапии, начиная с этапа определения действия до проверки и пересмотра процедур и целей. Психологические проблемы клиента рассматриваются как постоянное и настойчивое использование не эффективных или причиняющих вред процедур. В когнитивно - аналитической терапии они получили названия: ловушки, застревания и дилеммы (traps, snags, dilemmas). Целями терапии являются идентификация этих антиадаптивных паттернов их модификация. Успешная терапия должна вести клиента к научению более эффективным процедурам и таким образом научить его чувствовать себя более способным идентифицировать и решать проблемы, которые обычно повергали его в болезнь и вынуждали обращаться за помощью. После первых сессий, во время которых терапевт собирает информацию, данные о клиенте, наступает этап переформулирования, когда клиент, используя вспомогательные материалы и дозированную помощь терапевта, пишет письмо, где отражается следующее: o Клиент вновь представляет свою историю: описывает свой прошлый опыт (или просто перечисляет трудности, с которыми он столкнулся в жизни, моменты, когда он испытывал боль и т.п.); для того чтобы дать право на существование той части личного опыта, которую он склонен отрицать, и чтобы прояснить, что собой представлял сам клиент в прошлом и за что он не являлся ответственным в своем прошлом; o Клиент описывает процедуры, которые он использовал обычно, чтобы справиться с трудностями; при этом термин «защиты», поскольку он несет некоторую негативную оценку, как правило, не используется, а применяются понятия стратегий совладения, путей преодоления и т.п.; o Клиент перечисляет свои проблемы, цели и процедуры, ведущие к этим целям, то есть то, что он хотел бы изменить и как он пытается (и избегает) это делать; o Клиент пытается предугадать, как его процедуры поведения могут проявляться в будущих отношениях с терапевтом (а может быть, уже проявляются). Безусловно, это требует от клиента включения в процесс осознавания неосознаваемых ранее моментов, признания каких-то вещей, новой концептуализации отдельных обстоятельств, пересмотра прошлого опыта и некоторых прошлых решений и паттернов – т.е. клиент уже включен в терапевтический процесс. Следующим оригинальным рабочим моментом является анализ клиентом с помощью терапевта своих ловушек, дилемм и застреваний, общие модели которых представлены на рис.
рис. Общая модель ловушки
Под ловушками понимаются (в интерпретации для клиентов) повторяющиеся ситуации, из которых человек как бы все время пытается выбраться, но ситуация только усугубляется со временем и по мере его «стараний» не попадать в нее больше. Примерами являются «ловушка страха причинить кому-либо боль», «ловушка депрессивного мышления», «ловушка попыток сделать приятное», «ловушка избегания», «ловушка социальной изоляции», «ловушка низкой самооценки».
Рис. Общая модель дилеммы Под дилеммами понимаются ложные выборы или узкие, жесткие условия и возможности: по принципу «или – или» либо «если – то». Люди часто не осознают, что они действуют по этому принципу «черного -белого мышления» - «все или ничего», «пан или пропал» и т.п. Поведение в ситуации дилеммы (в этом смысле) характеризуется огромным напряжением, страхом, паникой, импульсивными, резкими решениями, неспособностью обсуждать вопрос и идти на переговоры, слушать альтернативные точки зрения и т.д.
Рис. Общая модель застреваний
По застреваниями понимаются принятые в прошлом решения, убеждения, уловки, установки, которые воспринимаются кК имеющие отношение к актуальной реальности, но на самом деле они являются реакциями на значимых в прошлом людей, болезненный опыт и т.п. Это могут быть также родительские предписания относительно нас, когда мы были детьми. Поскольку это жесткое внутриличностные образование, то жизнь человека становиться организована относительно этого пункта: человек либо бессознательно борется с этим, либо (обычно безуспешно) пытается следовать этому образованию. Отметим, что этот термин близок к фрейдовскому понятию фиксации.
Рис. Пример связанности поведенческих паттернов А. Райл обратил внимание на связанность ряда поведенческих паттернов, которая ведет к циклическим повторениям одной и той же ситуации, чувств, поведения, - то, что в психоанализе давно было названо «репетицией» или повторением.
Вопросы для самоконтроля 1.Чем отличается классическое обусловливание от оперантного? 2. Перечислите основные ценности бихевиоризма? 3.Дайте определение личности в русле бихевиоризма? 4.В чем заключаются изменения личности в свете бихевиористической модели психотерапии? 5. Выделите общие и различные моменты в концепциях Сэлтра, Вольпе, Лазаруса? 6. Чем отличаются модели «АВС» Бека и Эллиса? 7. Раскройте основное содержание схем КАТ? ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|