|
Материалы пленарного заседанияСтр 1 из 38Следующая ⇒
Профессор протоиерей Виктор Никулин Храм святой Мученицы Татианы – место формирования православной культуры студентов и преподавателей университета..............................................11 Ротерс Т. Т. Мировоззренческая парадигма духовно-физического воспитания студентов..16 Ильченко В. И. Личностный идеал как императив осуществления духовно-нравственного воспитания человека и народа в пространстве культуры Русского Мира (методология тео, христо и кордоцентризма)..20
Астрединов И. Н. Приветствие всех членов общества православных ученых..........................................28
Титаренко С. А. Русская религиозная философия: специфика мировоззренческой парадигмы..30 Шкуран О. В. Два крыла духовности будущего педагога Республики...........................................35 Статьи Алехина Г. В. Развитие культуры межконфессионального общения будущих учителей – шаг на пути к миру................................................................44
Алонцева Д. В., Ишанова М. В. С. Н. Булгаков и П. А. Столыпин о национальном вопросе: перекрестки мнений.................42
Астрединов И. Н. Парадигмы светского духовно-нравственного воспитания и духовно-нравственного воспитания в традициях православия..59 Афонин Ю. В. Крещение и канонизация святого князя Владимира Святославовича.................................................66
Бажутина С. Б. У истоков формирования ценностных ориентаций человека..86
Бахмач А. С., Формирование духовно-нравственных ценностей средствами православной культуры как основа гармоничного развития личности.......................................96 Бердникова О. А., Голицына Т. Н. Основы духовно-нравственной культуры в дисциплинах филологического цикла (из опыта работы филологического факультета воронежского государственного университета) 104
Берсенева Т. В., Соловцова И. А. Покровские педагогические чтения: поиск эффективных средств духовного воспитания детей, подростков, молодёжи.............................................................................. 112 Богиня Ю. А., Реализация духовно-нравственных методов воспитания студентов на базе семейного клуба «Любовь мудра» Духовно-просветительского центра имени святого преподобного Нестора Летописца.......... 122
Булах И. П., Хорошилова О. Е. Воспитательный потенциал курса «Основы православной культуры» в системе развивающего обучения 131 Бурлакова И. И. Анализ феномена духовности в трудах русских учёных, философов и педагогов.......... 138
Бурлакова Е. С. Воспитательный потенциал современного образования................................................. 145 Горбулич Г. В. К вопросу о духовном потенциале музыкально-педагогических технологий......................... 153
Государева М. Ю. К вопросу о духовно-нравственном воспитании курсантов военных вузов на основе православных традиций................................... 166 Гронский А. Д. Российская империя в белорусских учебниках истории для высшей школы............................ 175 Даренский В. Ю. Ценностная парадигма преподавания отечественной истории и культуры.................................. 183
Драгнев Ю. В. Внутренняя жизнь студентов вузов на основе святоотеческой традиции 198 Ермолаева Т. Н., Эстетические возможности физической культуры как средство духовного воспитания................................. 204
Ефимова И. В. Задачи духовно-нравственного воспитания в дошкольном возрасте....................................................... 211
Карпинская Н. В. Роль технологий педагогического взаимодействия в процессе соработничества педагога и родителей при формировании духовно-нравственных ценностей школьника 222 Кирмач Г. А. Формирование духовно-нравственных качеств личности студента в учебно-воспитательном процессе 231
Коган И. М. Слово.................................................................................... 239
Кондратенко А. П. Духовная культура современной молодежи: ценностные аспекты и особенности формирования....... 251
Кравченко С. М., Кравченко А. Г. Феномен конфликтологической грамотности студентов....................................................... 261
Космачева Н. В. Средства приобщения студенческой молодежи к духовно-нравственным ценностям.............. 274 Мацько Д. С. Проблемное изучение литературы Англии как способ формирования гуманистических ценностей будущих учителей начальных классов 282 Михайлова О. Н., Источники художественного и эстетического творчества А. П. Довженко................... 290
Морозова И. Н. Кирилло-мефодиевское наследие: о богословско-философских смыслах идентичности, актуализации символики в культуре повседневности............................ 296
Натарова А. А., Попов В. И., Васильева М. В. Современные подходы к оптимизации образовательного процесса в высшей медицинской школе............................................................310 Нестерова В. В., Содержательный аспект преподавания курса Основы православной культуры в ряду других учебных дисциплин, или о бесконфликтной интеграции.............317
Никулина А. Д. Духовно-нравственное воспитание студентов на народных традициях как составная часть работы клуба «молодая семья»...........................................325 Новак Н. И. Гармония в классической немецкой философии как важнейшая характеристика формирования этики и эстетики в мировой философской мысли.........................331 Пантелеев И. В. Православный традиционализм как средство воспитания духовно-нравственной личности.................339
Патерыкина В. В. Образование в ситуации постмодерна: преемственность и традиции.............................................351
Пиченикова С. Г. Формирование духовно-нравственной культуры подрастающего поколения средствами мультипликации..................................................................360
Ротерс Т. Т. Мировоззренческая парадигма духовно-физического воспитания студентов...................366 Сандыга О. И. Дух и духовность: философский взгляд...........................371 Склярова Т. В. Принципы построения профессиональной подготовки педагогов в конфессионально-ориентированном высшем учебном заведении...............................................377
Терских А. П., Натарова Е. С. Воспитание патриотизма с помощью книги....................404
Филимонова Е. Ю. Проблема духовно-нравственного воспитания в процессе профессиональной подготовки студентов-хореографов.......................................................409 Финогеева Т. Е. Дефиниция «духовность» в философии Н. Бердяева......416 Фирстова Е. В. Формирование духовно-нравственной культуры будущих педагогов в образовательном процессе вуза.......................................................................424
Харьковский Р. Г. Нестяжатели и иосифляне в современном православном мире...................................434 Чжао Цзинь Особенности нравственного воспитания современного Китая............................................................440
Чеботарева И. В. Христианские основы формирования педагогического идеала у студентов высших учебных заведений...448 Черных Л. А. Духовно-нравственная составляющая коммуникативной культуры студента вуза.......................................................456
Шайкина Е. А. Психолого-педагогические технологии воспитания у студенческой молодежи культуры пользования киберпространством...........................................................473
Шкуран О. В. Формирование эмоционально-ценностного опыта восприятия студентами художественной литературы..............................................488
Яковенко Т. В. Духовно-нравственное развитие студентов в системе ноосферного образования...497
Янушкявичене О. Л. Красота образа Божьего в человеке и православная культура...503
Программа І–Международных научно-образовательных чтений, посвященных дню памяти преподобного Нестора Летописца «Несторовские чтения. Духовно-нравственная культура в высшей школе: новации, преемственность, мировоззренческие парадигмы»..............................................................................514
Краткая история создания и развития духовно-просветительского центра имени святого преподобного Нестора Летописца............................................................................................... 526
Резолюция по итогам работы І–Международных научно-образовательных чтений «Несторовские чтения. Духовно-нравственная культура в высшей школе: новации, преемственность, мировоззренческие парадигмы» 532
МАТЕРИАЛЫ ПЛЕНАРНОГО ЗАСЕДАНИЯ
Профессор протоиерей Виктор Никулин, настоятель храма Святой мученицы Татианы УПЦ МП, доктор богословия
(г. Луганск, Луганская Народная Республика)
Доклад
ХРАМ СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ ТАТИАНЫ – МЕСТО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УНИВЕРСИТЕТА
Дорогие братья и сестры! Уважаемые участники этого высокого собрания!
Прежде всего, хотел бы выразить сердечную благодарность организаторам международных Несторовских чтений за их труды и предоставленную возможность участвовать в них. Далее хочу отметить, что открытие Чтений было официально назначено на 10.00 сегодня, а фактически они начались еще в 9.00 часов утра. В храме св. муч. Татианы отслужен молебен святому преподобному Нестору Летописцу, память которого вся святая Православная Церковь почитает сегодня. Мы молились перед иконописным образом преподобного Нестора, чтобы он испросил у Господа благословения всем участникам Чтений и всех наших студентов. Эту икону я передаю из Храма, чтобы преподобный явно и видимо участвовал в Чтениях, умудрял и наставлял нас. Подходя ближе к теме доклада, уместно будет сказать, что на съезде епархиальных миссионеров РПЦ в ноябре 1996 года было отмечено: «Одна из самых серьезных проблем настоящего – это невозможность многим молодым людям получить полноценное религиозное образование. Сейчас только православное образование и воспитание могут помочь преодолеть страшный духовно-нравственных кризис в молодежной среде». Прошло почти 20 лет, а мы путем проб и ошибок только пытаемся подступиться к решению этой проблемы. Однако время уходит быстро и молодость также проходит, и сегодняшние юноши и девушки, не получившие должного православного воспитания и образования, завтра станут мамами и папами, и также, как их родители, не смогут воспитывать своих детей в православной вере и благочестивой жизни. На этот счет святитель Лука Крымский предупреждает: «Перед Богом дадите тяжкий ответ и на все потомство навлечете гнев Божий, если не будете радеть в воспитании детей своих. И будете мучаться, и плакать, глядя на них». Уверен, никого не нужно убеждать, что самым подходящим местом для получения хотя бы начального православного образования и воспитания является Храм Божий, который никак не заменит так называемое «диванное богословие, чтение самых умных книг, писание статей, произношение речей и докладов». В отличие от этого богословие, постигаемое в Храме – опытное, а опыт, как известно, критерий истины. Не напрасно один из святых на этот счет говорил, что богословствование без деятельного участия в церковной, приходской жизни может привести, в лучшем случае, от сомнения до разочарования и уныния, а в худшем – даже довести до сатанизма. Сам внешний вид и внутреннее устройство, его убранство и всё, что в нем совершается, до мельчайших деталей имеет свой смысл и значение, причем не только видимый и рациональный, прежде всего, мистический и таинственный. Еще только подходя к Храму, мы издалека уже видим купола и кресты, и сразу же меняется наше настроение, заботы и немощи, часть отступает и забывается. Кресты на Храме и вся его архитектура свидетельствует о том, что это необычное здание, но это дом Божий, в котором ближе всего к нам пребывает Господь. В Храме есть всё необходимое, чтобы мы приблизились к Нему, Божией Матери, святым угодникам и они услышали нас. Кроме того, кресты, возносящиеся к небу, благословляют и освящают сам воздух, видимую вокруг территорию, здание университета, труды преподавателей и студентов, и главное – они освящают наши души. Люди это чувствуют и можно часто видеть, когда они, проходя мимо Храма, пусть и не всегда заходят в него, но останавливаются, крестятся и молятся. Поднимаясь на ступени Храма, мы видим над собой прекрасный мозаичный образ покровительницы студенчества святой мученицы Татианы, выполненный художником, профессором нашего университета Сергеем Николаевичем Кондрашовым. Иконописные образы св. Татианы сопровождают нас и дальше: икона над входными дверьми – храмовая икона, изображение на иконостасе, о котором стоит сказать подробнее. Каждый наблюдательный человек заметит, что иконостас в нашем Храме необычный, наверное, такого мы не найдем в других храмах Луганщины. На нем изображены просветители нашей земли – святые Кирилл и Мефодий, преподобный Нестор Летописец, святой князь Ярослав Мудрый. Иконостас также украшает образ Пресвятой Богородицы, называемый «Прибавление ума». Этот образ находится в киоте в иконописном варианте как храмовая икона. Со дня открытия Храма перед этой иконой каждую неделю по средам в 12 часов совершаются молебны, на которые собирается всё больше и больше народа. Надо сказать, что Храм наполняют и другие иконы, по составу своему созвучные назначению Храма, расположенного на территории ВУЗа. Многие из них изготовлены по желанию и на пожертвование прихожан. Последняя из них – икона Божьей Матери «Воспитание». Всем входящим в Храм понятна и близка такая символическая и мистическая направленность этих икон. К этому стоит добавить, что иконописные образы имеют особое значение в воспитании у молящихся, особенно у детей и молодежи образного мышления, более глубокого и красочного – чем-то таким мы мыслим в повседневной мирской суете среди забот и тревог. Такое образное мышление и душевные переживания оказывают неоценимую помощь, когда мы хотим достучаться до сердец молодых людей, студентов и преподавателей. Не напрасно знатоки иконописных канонов называют иконы «окном в Царство Небесное», а также «Богословием в красках». Стоит сказать и о церковном богослужении. За церковный год в них проходит вся история Православной Церкви, её мистическая суть и каноны. Трудно себе представить, чтобы человек вне Церкви и богослужения мог вместить в себя понимание сущности Святой Троицы, которая состоит из трех ипостасей или лиц Божьих, и в то же время Троица является Единой и Нераздельной. Чтобы хотя бы немножко приблизится к пониманию этого нужно быть в духе, жить атмосферой Храма, сопереживать богослужения, говорить с иконами, как живыми образами. Важные церковные Таинства, которые совершаются исключительно священнослужителями и преимущественно в Храме, особое место среди них занимает святое Причастие. Только на престоле в алтаре по особым молитвам хлеб или просфора пресуществляются в настоящее тело Христово, а вино – в Его кровь. Таким образом мы принимаем внутрь себя Самого Христа, освящая и исцеляя наши дух, душу и тело. Вообще, на чтобы мы не посмотрели в Храме, чтобы ни услышали, к чему бы ни прикоснулись – всё свято, а в святости открывается реальность иного небесного мира, через святость совершается прорыв в иное бытие. В свою очередь в человеке, прикасающемуся к святости или к другому обожению, в меру его духовного возраста, настойчивости и трудолюбия развиваются нравственные ценности, которые мы хотели бы увидеть в студентах и преподавателях. Утверждение христианской морали в их среде принесет неоценимую пользу не только их душам, но и обществу, поскольку, явное и открытое исповедование Православной веры обязывает к другому человеческому и гражданскому долгу – явному и открытому исповеданию любви к ближнему, преданности православной вере, нашей земле, нашему городу, нашему Отечеству.
Ротерс Т. Т., доктор педагогических наук, профессор, проректор по научно-педагогической работе ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко»
(г. Луганск, Луганская Народная Республика)
Доклад
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ДУХОВНО-ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
Актуальность мировоззренческой проблематики в профессиональном образовании сегодня обусловлена совокупностью различных факторов, среди которых важное значение имеет состояние общества, которое характеризуется «безысходностью», «дегуманизацией», «бездуховностью», «техницизмом», «дисгармонией», «нарушением целостности», «дезадаптацией», «отчуждением», «утратой человеческого в человеке», снижением уровня здоровья физического и психического т.д.» – такими смысловыми концептами можно описать современную кризисную реальность мировоззрения. При этом в высших учебных заведениях отмечается механистический и во многом бюрократический подход к воспитательному процессу, который дробится на такие составляющие, как духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, эстетическое, физическое и др. виды воспитания. В условиях мировоззренческого кризиса наиболее незащищенным оказывается молодое поколение, студенчество, которому трудно самоопределиться в плюралистическом конгломерате ценностей, идеалов, верований, где важное значение имеет духовно-физическое состояние нашего общества и системы профессионального образования. Анализ современного состояния физического здоровья студентов (по данным Фильчаков C.А., Чернышева И.В., Шлемова М.В.) показал, что физическое здоровье среди студентов с каждым годом становится всё хуже и хуже. Все эти утверждения находят своё подтверждение при медицинском обследовании студентов. Разностороннее исследование особенностей нервно-психических заболеваний у студентов, по данным литературы, свидетельствует о весьма значительном распространении нервно-психической патологии в студенческой среде и сводится, в основном, к обширной группе пограничных нервно-психических заболеваний, присутствию депрессивных состояний и шизофрении. Причем если студенты, страдающие шизофренией, в большинстве случаев поступают в вуз уже больными, то основная часть пограничных и депрессивных расстройств развивается во время обучения в вузе. Анализ уровня физической подготовки 100 студентов классического университета (по данным А.И.Ванюк) показал, что 50% имеют низкий уровень, 30,2% – средний и только 2% – уровень физической подготовки выше среднего. Большая часть участников исследования считают необходимым поддерживать и улучшать уровень своего здоровья (80%), а остальных участников исследования (20%) устраивает их состояние здоровья и физическая подготовленность и улучшать их не хотят. Основными мотивами, которыми руководствуются студенты при занятиях физической культурой, служат: желание повысить свою физическую подготовленность (60%); стремление оптимизировать свой вес и улучшить фигуру (70%); желание укрепить здоровье (68%); получить зачет по учебной дисциплине «Физическое воспитание» (80%); воспитать волю, характер, целеустремленность (3%). Важными средствами для поддержания и улучшения уровня своего здоровья студенты считают: физические упражнения в процессе учебных занятий (28%); клубные формы физической активности (45%); самостоятельные занятия дома (15%). В процессе учебных занятий студенты хотели бы заниматься фитнесом, аэробикой, атлетической гимнастикой, а также спортивными играми. По мнению 50% опрошенных студентов, интересы в процессе физического воспитания в университете реализуются частично. 40% считают, что не реализуются вообще и только 10% ответили положительно. Таким образом, анализ духовно-физического состояние студентов показал, что для достижения более высоких результатов немаловажное значение имеет правильно организованный процесс физического воспитания по формированию и становлению ценностей физической культуры личности. Это происходит благодаря стимулированию развития наиболее значимых для каждой личности биологических и социальных потребностей, убеждений и ценностей в движении, физическом развитии, познании своего тела, физическом совершенствовании, самоутверждении и самовоспитании в контексте мировозренческой парадигмы, где ключевые позиции занимают духовная и физическая составляющие. Основой духовности в сфере физического воспитания выступает определение смысла занятий физическими упражнениями, стремление к физическому совершенствованию и гармоническому развитию телесних и духовных качеств. На первое место выходит гармоническая целостность человека, направленность на развитие творческого потенциала, восприятие физической культуры как наивысшей социальной и личностной ценности. Приоритетным стратегическим направлением физического воспитания студентов является формирование мотивации на ведение здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья, создание условий для формирования у студентов индивидуальных ценносных ориентаций на занятия физическими упражнениями. В этой связи содержание занятий по физическому воспитанию в ВУЗе должно быть направлено в русло формирования ключевых компетентностей: социальних, мотивационных, функциональних. Методологическим основанием мировоззренческой парадигмы духовно-физического воспитания студентов выступает готовность к освоению ценностей физической культуры, активное стремление найти наивысшие смыслы занятий физическими упражнениями, соотнести свою жизнь с ценностями физической культуры и тем самым войти в духовный мир общечеловеческой культуры. Ильченко В. И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной философии и теологии ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный университета имени Владимира Даля» (г. Луганск, Луганская Народная Республика) Доклад Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|