|
В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯАннотация. В статье представлена попытка осмысления первых шагов преподавания курса «Основы православной культуры» в классах развивающего обучения, рассматриваются специфические особенности развивающей системы обучении, которые создают условия для актуализации внутреннего духовно-нравственного диалога учащегося. Abstract. The article is an attempt to understanding the first steps of teaching the course "Fundamentals of Orthodox Culture" in developmental education classes, considered the specific features of developing training systems that create the conditions for the actualization of the inner spiritual and moral dialogue student. Ключевые слова: развивающее обучение, учебная задача, культура, воспитание, диалог. Key words: developing education, learning task, culture, education and dialogue. В статье речь пойдет о введении курса «Основы православной культуры» в классах, осуществляющих систему развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Вначале о некоторых существенных положениях системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова (далее РО), без осознания которых трудно понять суть воспитательной работы в условиях реализации данной системы обучения [1, 2]. Во-первых, содержание и методы обучения в РО формируют у ребенка новый тип мышления – теоретический, позволяющий познать и понять сложности мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь самостоятельно, без подсказки. Во-вторых, формируется такое образовательное пространство, где в условиях правильно организованной учителем учебной деятельности идет формирование коллективного субъекта с развитой учебной рефлексией, в недрах же коллективного идет становление такого индивидуального субъекта, который может и хочет учиться. В-третьих, (и это очень важно!) авторы развивающего обучения считают, что процесс обучения запускает механизмы развития личности, способствуя проявлению таких личностных качеств, как сотрудничество в коллективной учебной деятельности, настойчивость в достижении поставленной цели, ответственность за ее результаты. Таким образом, процесс становления личности идет параллельно с формированием субъекта учебной деятельности и не нуждается в дополнительно организованном воспитательном процессе. Так ли это? Наш практический опыт реализации данного подхода в обучении развеял миф о том, что участники коллективно-распределенной деятельности автоматически формируют ценностное отношение к другим детям, людям, а поиск способа учебного действия создает условия для поиска способов преодоления личностных проблем. Учебная деятельность в этой модели обучения, в первую очередь, формирует активно действующего субъекта. Это деловой субъект, который в рамках учебного содержания привык быть активным, высказывать свое мнение, спорить, доказывать, ощущать удовольствие от интеллектуального усилия. И пусть это не озвучивается, но «он умный» становится приоритетным свойством личности школьников, обучающихся в системе РО. А как же морально-нравственные качества – доброта, сочувствие, сопереживание? Очень часто их подменяют индивидуалистические качества – свобода, отсутствие комплексов, высокая самооценка, индивидуализм. Так, оценивая у своих первых выпускников выраженность ценностных установок, признаемся – взращенные нами интеллектуалы оказались малочувствительными к другому человеку. Принципиальность, умение отстоять свое мнение, критическая оценка своих и чужих действий, творческий подход к изучению различных дисциплин – все это было, а вот взрослый – учитель, родители потеряли авторитет. В дискуссии интеллектуалы категоричные и жесткие. Ум, не подкрепленный нравственным началом, напугал и заставил задуматься: где искать причины, и что с этим делать? В конце-концов, нам пришлось отказаться от идеи, что формирование личности школьника связано в школе только с учебной деятельностью, а сама учебная деятельность, по нашему мнению, не должна подменять воспитательную работу. Этот вывод порождает вопрос: «А какой должна быть воспитательная работа в классах развивающего обучения?» Традиционные формы воспитательной работы в виде системы мероприятий оказались малоэффективными. Закономерно возникал вопрос, а можно ли перенести принципы построения учебной деятельности в воспитательную плоскость образовательного процесса. Принятие учебной задачи – это запуск учебной деятельности. Ситуация затруднения – «не знаю как, но очень хочу узнать!» – является отправной точкой, началом коллективного поиска способа решения учебной задачи. Но ведь в подобных но уже не в учебных, а жизненных ситуациях ребенок оказывается очень часто. И если на уроках мы запланировано, погружаем в нее ученика, то в школьной жизни такие ситуации возникают помимо нашей воли. Школьная жизнь как бы сама ставит перед ребенком эту самую учебную задачу, способы решения которой ребенок либо не знает, либо его собственные способы ведут к конфликту с другими детьми, учителями, родителями. При этом учителю не нужно тратить усилия, как при постановке учебной задачи в учебном содержании. Задача учителя - увидеть эту ситуацию, зафиксировать и затем использовать в своей воспитательной работе. В реалиях школьной жизни нет готовых решений, способов выхода из кризисных ситуаций и учитель не носитель истины, а помощник в сложном, поляризованном мире человеческих отношений – эти постулаты развивающего обучения хорошо согласуются и с задачами воспитания, позволяя пока как проект создавать непротиворечивое целостное образовательное пространство. Что поможет построить это пространство? Каковы его критерии, ценности, цели? Введение курса «Основы православной культуры» во многом содержит ответы на эти вопросы, содержание курса задает четкие культурологические ориентиры воспитания детей: мировоззренческие, ценностные, установки межличностных отношений, отношения к природе, труду, производству, семейно-бытоваым отношениям [5]. Начинается курс очень простым, при ближайшем рассмотрении, вопросом, ответ на который известен даже дошкольнику: «Что такое хорошо и что такое плохо?». Однако, привыкшие все подвергать критическому анализу, ученики задаются вопросом: «Откуда вообще берется ответ на этот вопрос? Это мнение самого учителя? Родителей (у которых могут быть совершенно разные мнения по одному и тому же вопросу)? Общества (в котором существуют полярные взгляды)?» Такие непростые вопросы у пытливых интеллектуалов возникают на каждом шагу. Учитель может говорить о том, что нельзя завидовать, нельзя воровать, нельзя обижать слабых, а ученик спрашивает: а почему, собственно, нельзя? Более того, вокруг нас немало примеров, как люди, нарушающие все мыслимые нравственные нормы, преуспевают и для многих становятся образцом для подражания. Что учитель может ответить своим ученикам? Почему ребенок должен всерьез отнестись к этим нравственным ценностям? Слово «культура» происходит от латинского глагола colere, что значит возделывать землю, ухаживать за чем-либо. А для возделывания земли нужны определенные инструменты, способы обработки. Поиск способа нравственных основ поведения лежит в плоскости религиозных основ культуры. Как донести это до ученика, сделать его совработником, соавтором этого открытия, чтобы не формальное, а живое, осознанное, деятельное знание позволило ребенку сформировать правильное оценочное отношение к нравственным нормам, эстетическим проявлениям, интеллектуальным усилиям, в целом осмыслению жизни в свете веры Христовой. Решать такие задачи призван учитель на уроках «Основы православной культуры». К сожалению, школьный учитель чаще всего направлен не на пробуждение истины в душе ученика, а на сообщение информации, передачу готовых знаний, морализаторского назидания, что является причиной формального отношения, внешнего усвоения знаний, и тогда это знание не приближает ученика к его духовной сущности, а уводит от нее. Только диалогический подход к воспитанию может помочь разрешить проблемы духовно-нравственного воспитания личности [3, 4]. Учитель развивающего обучения, владея техникой групповых дискуссионных форм работы, способен организовать диалог, однако не всякий учитель способен перейти из горизонтальной плоскости учебного диалога в вертикальное духовное измерение, когда перед учителем как архиважная возникает воспитательная задача – пробудить в каждом ребенке видение себя как образа Божия. Эти возможно только тогда, когда наше слово будет обращено к духовной сердцевине, внутреннему духовному потенциалу ребенка. Идеальный результат такого духовного диалога в обращение к своему внутреннему идеальному собеседнику, к совести – гласу Божьему внутри каждого человека. Таким образом, само содержание курса «Основы православной культуры» создает потенциальную возможность структурировать мировоззрение ребенка, выстроить в его сознании систему нравственных приоритетов, дать личности крепчайший внутренний стержень, но это возможно только при условии диалогического обучения, когда в межличностном диалоге, возникающем в образовательном процессе, актуализируется внутренний диалог учащегося. И задача учителя совсем не в том, чтобы победило правильное мнение, а в том, чтобы рождалась в ребенке истина. Литература 1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996. – 544 с. 2. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение. Теория и практика. – Томск: Пеленг, 1997. – 288 с. 3. Т.А.Флоренская Диалог и духовное пробуждение личности. Материалы Челпановских чтений – 2010: Т.2. – СПб.: Нестор-История,2011. 4. Шевченко Л.Л. Учитель. Педагогические условия воспитания нравственной культуры в учебно-воспитательном процессе вуза. Монография. М., Издательство МГОУ, 2010. – 186 с. 5. Шевченко Л.Л. Основы духовно-нравственной культура народов России. Православная культура. Учебно-методический комплект (1 -11 классы) – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012. УДК 37.01 Бурлакова И. И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологии Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московской области «Академия социального управления» (г. Москва, Россия) ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|