Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ДУХОВНОСТИ В ТРУДАХ РУССКИХ УЧЁНЫХ, ФИЛОСОФОВ И ПЕДАГОГОВ





Аннотация. Вопросы духовно-нравственного воспитания активно разрабатываются в педагогике. Огромную пользу педагогам может оказать анализ феномена духовности в трудах известных философов и учёных. В целом, духовность рассматривается как гуманистический, творческий, созидательный характер деятельности человека. Человек становится духовным, когда он действует согласно высшим нравственным ценностям. Среди истоков духовности русские философы называют чувство стыда, чувство долга, порывы совести, любовь, потребность в красоте и сострадании, но в качестве наиболее важных и вечных духовных основ человека выделяют веру и любовь.

Abstract. Issues of spiritual and moral education are developed in pedagogy. The analysis of the phenomenon of spirituality in the writings of famous philosophers and scientists may have a huge benefit to teachers. In general, spirituality is regarded as humanistic, artistic, creative nature of human activity. Man becomes spiritual, when he acts according to high moral values. Among the origins of spirituality Russian philosophers call a sense of shame, sense of duty, the impulses of conscience, the love, the need for beauty and compassion, but the most important and eternal spiritual foundations of a person they secrete faith and love.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, общечеловеческие ценности, нравственный кризис.

Keywords: spiritual and moral education, human values, moral crisis.

В год 700-летия со дня рождения подвижника Земли Русской Преподобного Сергия Радонежского актуальны его слова: «Любовью и единением спасёмся», а дефицит любви является основным дефицитом сегодня. В последнее время вопросы, касающиеся духовно-нравственного воспитания молодёжи, активно разрабатываются в отечественной педагогике. Однако, до сих пор нет единой цели и содержания духовно-нравственного воспитания, которые должны быть объективными и опираться на основы, значимые для народа страны.. К сожалению, современному школьнику не известны такие слова как скромность, верность, служение, жертвенность. Они живут в рыночных условиях жёсткой конкуренции, соревнования, погони за материальным благосостоянием в условиях расхристианизации общества. А школа, где учителя оказывают образовательные услуги, не может быть вторым домом. Именно сегодня российским учёным, священникам, педагогам, общественным деятелям предстоит противостояние и борьба за возрождение духовных ценностей.



Понятие «духовность» происходит от слова «дух» и в русском языке обозначает то, что противоположно субстанциальной основе бытия - «материи». В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» дает такое определение духовности: «Духовность - состояние духовного. Духовный, бесплотный, не телесный, из одного духа и души состоящий... все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля» [5].

«В словаре русского языка» С.И. Ожегова «духовность - это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» [6].

В педагогическом энциклопедическом словаре духовность рассматривается в трех аспектах: 1) высший уровень развития личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия во благо ближнего; 3) с христианской точки зрения – стремление человека к Богу [4].

В целом, духовность рассматривается как гуманистический, творческий, созидательный характер деятельности человека, ориентированный относительно общечеловеческих ценностей. Духовная жизнь человека всегда обращена к обществу и ближнему. Человек становится духовным, когда он действует согласно высшим нравственным ценностям. В христианской традиции утверждается, что в каждом человеке существует образ Божий. Но наличие образа не означает причастности к Богу, а показывает только возможность уподобления Богу. То есть с христианской позиции духовность – это степень приближения человека к Богу и связывается с внутренней чистотой, со скромностью и послушанием. Ф. М. Достоевский утверждал, что только вера в Бога является гарантом духовности личности.

Конец XIX - начало XX века характеризовались особым интересом учёных и писателей к духовной жизни человека. «...Русские творцы, когда у них была духовная значительность, всегда искали не столько совершенной культуры, совершенных продуктов творчества, сколько совершенной жизни, совершенной правды жизни... Гоголь и Толстой готовы были пожертвовать творческим совершенством произведений литературы во имя творчества совершенной жизни», - писал Н.А. Бердяев. По мнению философа, духовность в жизни человека проявляется в его свободе, активности, творчестве, любви и милосердии, стремлении к преобразованию жизни. Во главу духовного становления Н.А. Бердяев ставил индивидуальную свободу личности. Ведь человек сам ответственен за созидание в самом себе добра, за свое духовное восхождение (при этом философ не отрицал роли воспитания) [1].

B.C. Соловьев предметом духовной философии рассматривает понятие добра, которое единое, по его мнению, у всего человечества. Основа общечеловеческой духовности базируется на чувстве стыда, жалости и благоговения по отношению к высшему началу.

И.А. Ильин, рассматривая проблему духовности, пришел, к выводу о том, что наличие духовного начала в человеке является смыслом существования любой личности: «...дух есть «воздух» и «хлеб» человеческой жизни, ибо человек задыхается и изнемогает без него. Дух есть... сокровенный, внутренний свет во всех сущих вещах; начало, во всем животворящее, осмысливающее и очистительное... дух есть сила самоопределения к лучшему...». Среди истоков духовности И.А. Ильин называет чувство стыда, чувство долга, порывы совести, любовь, потребность в красоте и сострадании. Но в качестве наиболее важных и вечных духовных основ человека он выделял веру и любовь [3].

Таким образом, русские философы конца XIX - начала XX века считали, что духовность проявляется в понимании Бога, а Бог - есть царство Истины, Добра и Святости.

Большинство современных педагогов видит выход из духовно-нравственного кризиса в формировании духовности. Поэтому с разных сторон они стремятся охарактеризовать данную категорию. В частности, В.В. Макеев приходит к следующему выводу: «… в новейшей литературе духовность раскрывается преимущественно как внутренняя интеллектуальная и нравственная сущность человека, как его непреходящая ценность, основной ориентир жизнедеятельности» [8]. А ведущими средствами воспитания духовной культуры выступают предметы и явления материального и духовного мира, виды деятельности, способствующие приобщению к духовной культуре.

По мнению С.Ю. Дивногорцевой «в каждом человеке на тот или иной момент жизнедеятельности уровень духовности может быть весьма различным, и здесь всё зависит от того, к чему стремиться человек, где его чувства, воля, сердце и ум. Таким образом, духовность всегда является предметом человеческих стремлений, это направленность души человека, устремлённость к высшим целям, это условие свободного личностного роста, его становления как личности. Духовность – качество личности, способ её существования, которому соответствует внутренняя направленность на Абсолютные ценности. Абсолютные ценности, являющиеся ориентиром человеку в его жизни, отвечают не только на вопрос, куда двигаться индивиду, но и при помощи чего и как это движение должно происходить, решая тем самым проблему смысла жизни» [2].

Сегодня в толковании проблемы духовности существуют противоположные мнения, когда говорят о двух видах духовности: религиозной и светской. Такое противопоставление нарушает единство и целостность духовного бытия человека, так как и христианской и светской точкам зрения присуще стремление помочь молодому человеку стать Человеком. В духовности главное не количество приобретенных знаний, а их качество. Знания становятся духовными, когда они становятся осознанным средством освоения высших ценностей. Критериями духовности является поведение человека, его отношение к окружающим людям, к труду, к любви, к обществу и Отечеству.

Причиной духовного кризиса является не только расхристианизация общества, но и как следствие - попрание русского языка. В период демократизации, к сожалению, происходит разрушение классических норм языка, уничтожаются символические слова и образные понятия. Соборность давно заменили коллективом или командой, совесть – сознательностью, честь – престижем, любовь - сексом. В наш родной язык вторгается поток иноязычных слов. Следствием этих явлений является низкий уровень владения языком, особенно в молодежной среде. «Происходит упрощение речи, снижается ее духовность, опошляются мышление и поведение людей. Яд матерщины отравляет души людей, калечит их нравственность. Вальпургиева ночь в средствах масс-медиа – порождение мировой глобализации – вызывает девальвацию национального самосознания, чревата катастрофой для языка. Оруэлловский новояз, обрушивая смертоносный «девятый вал» с телеэкранов, оттесняет на периферию язык Державина и Пушкина, Достоевского и Льва Толстого, Чехова и Бунина, Шолохова и Леонида Леонова» [7].

К сожалению, в педагогической науке нет сегодня единого подхода к определению сущности духовно-нравственного воспитания. Под духовно-нравственным воспитанием можно понимать целенаправленный процесс по формированию духовных понятий, принципов, качеств, как основы нравственного поведения личности. Автор глубоко убеждён, что преодоление нравственного кризиса в обществе возможно через возрождение духовности, приобщение молодёжи к русской истории, культуре, традиционным духовно-нравственным ценностям, через делание добрых дел и служение на благо ближнего.

Литература

1. Бердяева Н.А. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды. М., 1999

2. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры: М.Изд-во ПСГУ, 2008. – 240 с.

3. Ильин И. А. Путь духовного обновления // Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. М., 1996.

4. Педагогический энциклопедический словарь/гл. ред. Б.М.Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2009. – 528 с.

5. http://www slovardalja.net

6. http://www slovarozhegova.ru

7. http://www pravoslavie.ru

8.http://www www.superinf.ru


УДК 371

 

Бурлакова Е. С.,

аспирант,

учитель английского языка

МБОУ Одинцовской СОШ №17

с углубленным изучением отдельных предметов

(г. Одинцово, Россия)









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.