|
КАК ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕЭто произведение представляет собой вольный перевод Пушкиным отрывка из трагедии английского поэта Д. Вильсона «Город чумы». Входившие в этот отрывок песни Пушкин заменил песнями собственного сочинения. Несмотря на разнородность материала и фрагментарность повествования, перед нами предстает произведение целостное как по своей идее, так и по художественному оформлению. Доказать это поможет прежде всего характер главного героя Вальсингама. Выясните, какие черты составляют сущность этого характера. Укажите эпизоды и реплики, где эти черты проявились особенно ярко. Как раскрывается характер Вальсингама в диалоге со Священником, в отношениях к Мери, к Луизе? Обратите внимание на то, что характер Вальсингама заключает в себе трагическое противоречие, которое пронизывает и все произведение в целом. Смысл этого обострившегося в кризисный момент противоречия – в столкновении живого и мертвого, высокого и низкого, прекрасного и отвратительного, надежды и отчаяния. Как это противоречие отразилось в названии драмы? Покажите, как переживает это противоречие Вальсингам и как оно выразилось в «Гимне...». Проследите, как осмысляют это противоречие Молодой человек, Священник, как воспринимают его Мери и Луиза. Объясните, почему столь разные по смыслу и стилю «Песня Мери» и «Гимн» Вальсингама не противоречат друг другу в драме, не разрушают ее изнутри. Какова их композиционная роль? Очень важно понять, что упомянутое противоречие не находит окончательного разрешения в «Пире...». И тем напряженнее оказывается внутренняя, духовная жизнь человека, ищущего выхода из противоречия. Докажите, что именно неиссякаемое кипение духовных сил человека, его устремленность к идеалу становится в этом произведении Пушкина основанием его художественной целостности. Литература 1. Красухин Г.Г. Доверимся Пушкину: Анализ пушкинской поэзии, прозы и драматургии. – М., 1999. 2. Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. – М., 1987. 3. Пути анализа литературного произведения: Пособие для учителя. – М., 1981. 4. Рассадин С. Т. Драматург Пушкин. Поэтика. Идеи. Эволюция. – М., 1977. 5. Скатов Н.Н. Пушкин //Скатов Н.Н. Сочинения: В 4т. Т.1. – СПб., 2001. 6. Фельдман О. Судьба драматургии Пушкина. – М., 1975. ТЕМА 3. СТИХОТВОРЕНИЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «РОДИНА» КАК ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕ Стихотворение «Родина» (1840) – одно из программных произведений поздней лирики М. Ю. Лермонтова, выражение идейного и художественного кредо поэта в период освоения им реалистических творческих принципов. Для того чтобы глубже понять идейно-художественное содержание стихотворения, определите его композиционный состав, количество частей, обладающих относительной самостоятельностью. В этом вам поможет само графическое начертание «Родины», в тексте которой поэт сделал один пробел, разделяющий два ряда поэтических высказываний. Существует ли противопоставление между тем, что поэт сказал до пробела, и тем, что он сказал после него? Лермонтов назвал свою любовь к родине «странной». Что в патриотическом чувстве поэта противоречило идеологии официального государственного патриотизма 1830–1840-х годов? Раскройте смысл лермонтовских поэтических «формул»: «странной любовью», «слава, купленная кровью», «полный гордого доверия покой», «темной старины заветные преданья». Каковы положительные идеалы поэта? Определите те ценности, которые питали патриотическую гордость Лермонтова и утверждались в стихотворении. Для этого сгруппируйте лермонтовские образы по содержанию и дайте каждой группе образов обобщенное наименование. Проследите, как движется поэтическая мысль Лермонтова, от чего к чему она переходит, как меняется в стихотворении ракурс зрения поэта. Соответствуют ли движению образов «Родины» изменения в ее стиле и языке? В чем различия между лексикой начальных строк произведения и лексикой строк заключительных. Покажите, как изменяются семантика лексических образов стихотворения (прежде всего в степени их обобщенности и конкретности), а также их морфологические характеристики (существительные, глаголы, множественное и единственное число существительных). Зависит ли от смысловой динамики «Родины» переход поэта от шестистопного ямба в начале стихотворения к четырехстопному в конце? Обратите внимание на финал произведения. Какова его идея? Почему сниженные, казалось бы, образы «пьяных мужичков» не «срывают» патетики лермонтовского стихотворения? Чем объяснить, что эти образы появились именно в концовке? Каково композиционное значение такого финала? Литература 1. Гинзбург Л. О лирике. Изд.5-е. – М., 1997. 2. Коровин В. И. Творческий путь М. Ю. Лермонтова. – М., 1973. 3. Кормилов С.И. Поэзия М.Ю.Лермонтова. 3 изд. – М., 2000. 4. Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова. – М., 1985. 5. Максимов Д. Е. О двух стихотворениях Лермонтова: «Родина», «Выхожу один я на дорогу...» // Русская классическая литература. Разборы и анализы. /Сост. Д. Л. Устюжанин. – М., 1969. 6. Мануйлов В. А. «Родина» // Лермонтовская энциклопедия. – М., 1999. 7. Марченко А.М. Лермонтов. – М., 2010. 8. Фохт У. Р. Лермонтов. Логика творчества. – М., 1975.
ТЕМА 4. ПОВЕСТЬ Н. В. ГОГОЛЯ «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ» КАК ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕ Повесть «Невский проспект», открывая цикл петербургских повестей Гоголя, вводит читателя в мир Петербурга, являющегося в сознании Гоголя и его современников не просто столичным городом, но олицетворением новых рождающихся отношений, нового образа жизни. Подумайте, каковы законы этой жизни. Каковы стремления людей? Что способно объединить людей в этом мире? Размышляя над этими вопросами, соотнесите это с особенностями гоголевского реализма. Постарайтесь осмыслить, каким предстает Петербург в гротескном мире Гоголя и как вся система художественных форм (композиция) произведения направлена на обнаружение искаженности мира, утратившего внутреннюю соразмерность и стройность. Нужно задуматься над вопросом, почему в начале повести дан обобщенный образ Невского проспекта, почему оказалось возможным через этот образ увидеть существенные черты всего Петербурга; покажите, как ведется его описание, что дается крупным планом, как рождается уже в начале повести гоголевский гротеск. Подумайте над тем, как соотносится в контексте повести история художника Пискарева и поручика Пирогова, каково авторское отношение к этим персонажам и каким образом оно выявляется. Проследите и осмыслите внешние (формальные) «связки» двух сюжетных линий повести и их концептуальное внутреннее единство. Обратите внимание на то, как описана комната Пискарева, каковы сюжеты его эскизов, картин. Как воспринимается его творчество окружающими? Соотнесите это с тем, как обыграны фамилии Гофмана и Шиллера в истории поручика Пирогова. Подумайте, какую роль в характеристике Петербурга играют женские персонажи. Для этого нужно проследить их соотнесенность с образами Пискарева и Пирогова. Следует обратить внимание на финал повести, на вновь появляющийся образ Невского проспекта. Что нового в этом обобщенном образе Петербурга и как это обусловлено всем развитием действия? Подумайте над смыслом названия повести. Литература 1. Манн Ю.В. Смелость изобретения. Черты художественного мира Гоголя. 3-е изд. – М., 1985. 2. Манн Ю.В. Постигая Гоголя: Учеб. пособие. – М., 2005. 3. Маркович В. Петербургские повести Н.В.Гоголя. – Л., 1989. 4. Машинский С. И. Художественный мир Гоголя. 3-е изд. – М, 1979. 5. Соколов Б.В. Гоголь: Энциклопедия. – М., 2003. 6. Храпченко М. Б. Николай Гоголь // Храпченко М. Б. Собр соч. В 4-х т. Т.1.– М., 1980.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|