Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КАК ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕ





Это произведение представляет собой вольный перевод Пушкиным отрывка из трагедии английского поэта Д. Вильсона «Город чу­мы». Входившие в этот отрывок песни Пушкин заменил песнями собственного сочинения. Несмотря на разнородность мате­риала и фрагментарность повествования, перед нами предстает произведение целостное как по своей идее, так и по художественному оформле­нию. Доказать это поможет прежде всего характер главного героя Вальсингама.

Выясните, какие черты составляют сущность этого характера. Укажите эпизоды и реплики, где эти черты проявились особенно ярко. Как раскрывается характер Вальсингама в диалоге со Свя­щенником, в отношениях к Мери, к Луизе?

Обратите внимание на то, что характер Вальсингама заключает в себе трагическое противоречие, которое пронизывает и все произведение в целом. Смысл этого обострившегося в кризисный момент противоречия – в столкновении живого и мертвого, высо­кого и низкого, прекрасного и отвратительного, надежды и отчая­ния. Как это противоречие отразилось в названии драмы? Покажите, как переживает это противоречие Вальсингам и как оно выразилось в «Гимне...». Проследите, как осмысляют это про­тиворечие Молодой человек, Священник, как воспринимают его Мери и Луиза.

Объясните, почему столь разные по смыслу и стилю «Песня Мери» и «Гимн» Вальсингама не противоречат друг другу в драме, не разрушают ее изнутри. Какова их композиционная роль?

Очень важно понять, что упомянутое противоречие не находит окончательного разрешения в «Пире...». И тем напряженнее оказывается внутренняя, духовная жизнь человека, ищущего выхода из противоречия. Докажите, что именно неиссякаемое кипение духовных сил человека, его устремленность к идеалу становится в этом произведении Пушкина основанием его художественной целостности.



Литература

1. Красухин Г.Г. Доверимся Пушкину: Анализ пушкинской поэзии, прозы и драматургии. – М., 1999.

2. Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. – М., 1987.

3. Пути анализа литературного произведения: Пособие для учителя. – М., 1981.

4. Рассадин С. Т. Драматург Пушкин. Поэтика. Идеи. Эволю­ция. – М., 1977.

5. Скатов Н.Н. Пушкин //Скатов Н.Н. Сочинения: В 4т. Т.1. – СПб., 2001.

6. Фельдман О. Судьба драматургии Пушкина. – М., 1975.

ТЕМА 3. СТИХОТВОРЕНИЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «РОДИНА»

КАК ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕ

Стихотворение «Родина» (1840) – одно из программных про­изведений поздней лирики М. Ю. Лермонтова, выражение идей­ного и художественного кредо поэта в период освоения им реали­стических творческих принципов.

Для того чтобы глубже понять идейно-художественное содержа­ние стихотворения, определите его композиционный состав, коли­чество частей, обладающих относительной самостоятельностью. В этом вам поможет само графическое начертание «Родины», в тексте которой поэт сделал один пробел, разделяющий два ряда поэтических высказываний. Существует ли противопоставление между тем, что поэт сказал до пробела, и тем, что он сказал по­сле него?

Лермонтов назвал свою любовь к родине «странной». Что в патриотическом чувстве поэта противоречило идеологии официаль­ного государственного патриотизма 1830–1840-х годов? Раскройте смысл лермонтовских поэтических «формул»: «странной любовью», «слава, купленная кровью», «пол­ный гордого доверия покой», «темной старины заветные преданья».

Каковы положительные идеалы поэта? Определите те ценности, которые питали патриотическую гордость Лермонтова и утвержда­лись в стихотворении. Для этого сгруппируйте лермонтовские об­разы по содержанию и дайте каждой группе образов обобщенное наименование. Проследите, как движется поэтическая мысль Лермонтова, от чего к чему она переходит, как меняется в сти­хотворении ракурс зрения поэта.

Соответствуют ли движению образов «Родины» изменения в ее стиле и языке? В чем различия между лексикой начальных строк произведения и лексикой строк заключительных. Покажите, как изменяются семантика лексических образов стихотворения (прежде всего в степени их обобщенности и конкретности), а так­же их морфологические характеристики (существительные, глаго­лы, множественное и единственное число существительных). Зави­сит ли от смысловой динамики «Родины» переход поэта от шести­стопного ямба в начале стихотворения к четырехстопному в конце?

Обратите внимание на финал произведения. Какова его идея? Почему сниженные, казалось бы, образы «пьяных мужичков» не «срывают» патетики лермонтовского стихотворения? Чем объяс­нить, что эти образы появились именно в концовке? Каково ком­позиционное значение такого финала?

Литература

1. Гинзбург Л. О лирике. Изд.5-е. – М., 1997.

2. Коровин В. И. Творческий путь М. Ю. Лермонтова. – М., 1973.

3. Кормилов С.И. Поэзия М.Ю.Лермонтова. 3 изд. – М., 2000.

4. Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова. – М., 1985.

5. Максимов Д. Е. О двух стихотворениях Лермонтова: «Ро­дина», «Выхожу один я на дорогу...» // Русская классичес­кая литература. Разборы и анализы. /Сост. Д. Л. Устюжанин. – М., 1969.

6. Мануйлов В. А. «Родина» // Лермонтовская энциклопедия. – М., 1999.

7. Марченко А.М. Лермонтов. – М., 2010.

8. Фохт У. Р. Лермонтов. Логика творчества. – М., 1975.

 

ТЕМА 4. ПОВЕСТЬ Н. В. ГОГОЛЯ «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ»

КАК ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕ

Повесть «Невский проспект», открывая цикл петербургских по­вестей Гоголя, вводит читателя в мир Петербурга, являющегося в сознании Гоголя и его современников не просто столичным го­родом, но олицетворением новых рождающихся отношений, нового образа жизни. Подумайте, каковы законы этой жизни. Каковы стремления людей? Что способно объединить людей в этом мире? Размышляя над этими вопросами, соотнесите это с особенно­стями гоголевского реализма. Постарайтесь осмыслить, каким предстает Петербург в гротескном мире Гоголя и как вся система художественных форм (композиция) произведения направлена на обнаруже­ние искаженности мира, утратившего внутреннюю соразмерность и стройность.

Нужно задуматься над вопросом, почему в начале повести дан обобщенный образ Невского проспекта, почему оказалось возмож­ным через этот образ увидеть существенные черты всего Петер­бурга; покажите, как ведется его описание, что дается крупным планом, как рождается уже в начале повести гоголевский гротеск.

Подумайте над тем, как соотносится в контексте повести история художника Пискарева и поручика Пирогова, ка­ково авторское отношение к этим персонажам и каким образом оно выявляется. Проследите и осмыслите внешние (формальные) «связки» двух сюжетных линий повести и их концептуальное внутреннее единство. Обратите внимание на то, как описана комната Пискарева, каковы сюжеты его эскизов, картин. Как воспринима­ется его творчество окружающими? Соотнесите это с тем, как обыграны фамилии Гофмана и Шиллера в истории поручика Пи­рогова.

Подумайте, какую роль в характеристике Петербурга играют женские персонажи. Для этого нужно проследить их соотнесен­ность с образами Пискарева и Пирогова.

Следует обратить внимание на финал повести, на вновь появ­ляющийся образ Невского проспекта. Что нового в этом обобщенном образе Петербурга и как это обусловлено всем раз­витием действия? Подумайте над смыслом названия повести.

Литература

1. Манн Ю.В. Смелость изобретения. Черты художественного мира Гоголя. 3-е изд. – М., 1985.

2. Манн Ю.В. Постигая Гоголя: Учеб. пособие. – М., 2005.

3. Маркович В. Петербургские повести Н.В.Гоголя. – Л., 1989.

4. Машинский С. И. Художественный мир Гоголя. 3-е изд. – М, 1979.

5. Соколов Б.В. Гоголь: Энциклопедия. – М., 2003.

6. Храпченко М. Б. Николай Гоголь // Храпченко М. Б. Собр соч. В 4-х т. Т.1.– М., 1980.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.