Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







М.Ю. ЛЕРМОНТОВА (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ ДВУХ ПОЭТОВ)





Сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова должен обнаружить своеобразие художественного мира каждого из них. Тема поэта и поэтического творчества постоянна в русской ли­тературе XIX века. В данном случае она дает нам возможность по­нять, как разные подходы, разные углы зрения обнаруживают слож­ность отношений искусства и реального мира.

Прежде всего, нужно понять, кто он и каков – пророк Пушкина. Задумайтесь над вопросом, почему поэт столь активно использует архаическую лек­сику, как складывается высокий стиль стихотворения. Обратите внимание на то, в какой последовательности открывается поэту про­роческое видение, почему Пушкину важно подчеркнуть особую, необыкновенную чуткость поэта ко всему, как это обусловливает, по его мнению, силу слова поэта.

Можно ли увидеть намеренную перекличку мотивов в стихотво­рениях Пушкина и Лермонтова? Подумайте над строфой:

Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна вся земная;

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

Какое место занимает эта строфа в произведении Лермонтова? Обратите внимание на то, как начало лермонтовского стихотворе­ния продолжает стихотворение Пушкина, переводит его в реаль­ность, в современный ему мир. Центральным оказывается вопрос об отношениях поэта-пророка с миром, с людьми. Подумайте, какие новые черты появляются в лермонтовском поэте по сравнению с соответствующим образом в его стихо­творении «Кинжал».

Литература

1. Макогоненко Г.П. Лермонтов и Пушкин: Проблемы преемственного развития литературы. – Л., 1987.

2. Непомнящий В.С. Лирика Пушкина как духовная биография: Репетиция книги. – М., 2001.

3. Произведения А.С.Пушкина в школе: Сборник / Сост. Коровина В.Я.: В 2-х ч. – М., 2002.

4. Сквозников В.Д. Русская лирика. – М., 2002.

5. Степанов Н. Л. Лирика Пушкина. Очерки и этюды. М., 1974.

***

1. Коровин В. И. Творческий путь М. Ю. Лермонтова. – М., 1973.

2. Кормилов С.И. Поэзия М.Ю.Лермонтова. 3 изд. – М., 2000.

3. Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова. – М., 1985.

4. Миллер О.В. «Пророк» // Лермонтовская энциклопедия. – М., 1999.

5. Фохт У. Р. Лермонтов. Логика творчества. – М., 1975.

 

ТЕМА 35. ЛИРИЧЕСКОЕ «Я» В ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКЕ

М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

В стихотворениях Лермонтова, написанных в разное время, отчетливо звучат сквозные, постоянные мотивы, одинаково важные для поэта в разные го­ды его творческого пути. Любовная лирика Лермонтова позволяет говорить о внутреннем движении, развитии поэтического «я», и вместе с тем именно в ней устойчивость, постоянство лирического героя, его сосредоточенность на чувстве собственной боли и собствен­ного одиночества выходят на первый план. В ходе анализа и нужно выявить, каково же лирическое «я» в любовной лирике Лермонтова. В стихотворении 1830 г. «Н. Ф. И...вой» («Любил с начала жизни я...») лирический герой соотносит себя с миром, ощущая свое внутреннее несходство с людьми. Подумайте, как усиливает это чувство отъединенности и непонятости воспоминание героя о любви. В какой мере образ героини присутствует в стихотворении? Что же она не способна понять? Что влечет героя? Проследите, как созна­ние его выносится за пределы земного и скорбь, тоска дополняются жаждой понять тайное в жизни, ощутить свое единство с «толпою звезд». Подумайте, в чем противоречивость внутреннего состояния лирического героя, к чему он тяготеет.

В стихотворении «К Н. И.» («Я не достоин, может быть...») (1831) нужно обратить внимания на то, как создается образ героини. В каких отношениях она находится с внешним ми­ром? Подумайте над фразой: «Она увлечена мгновением»; как, эта характеристика не снижает ее, но противопоставляет лириче­скому герою. Проследите, как он снова углубляется в свое чувство, в свою несвободу от него.

Анализируя стихотворение «Сентября 28» (1831), постарайтесь показать, как герой обнаруживает нечто совершенно новое в се­бе (печальную нежность, в какой-то момент – смирение) и в то же время как он обречен быть самим собой, одинаковым во всем и до конца. Что дает стихотворению образ «другого», как углубляет ха­рактер лирического героя? Проследите, как через этот образ герой характеризует себя и свою любовь, как он силою своего чувства и своего слова, «тайною властью» вновь приковывает к себе ту, ко­торую любит. Интересно также установить внутреннюю связь этого стихотво­рения с другими, последующими, например, «Расстались мы, но твой портрет...».

Стихотворение «Оправдание» («Когда одни воспоминанья...») (1841) поэтически фиксирует как бы новый период в жизни героя. Покажите, в чем мучительность его состояния, чем он угнетен боль­ше всего и в чем он оказывается выше, «альтруистичнее» лириче­ского героя других стихотворений.

Анализируя в заключение стихотворение «Любовь мертвеца» (1841), постарайтесь показать, как это стихотворение почти кульминационно выражает то, чем жила любовная лирика Лермонтова. Подумайте, зачем потребовалась поэту столь предельно условная ситуация («Пускай холодною землей засыпан я...»)? Как это позволяет ему обнаружить, что герой, расставшись с жизнью, все равно остается в плену и у своих «земных страстей», и у неземных порывов, что он не может и не хочет освободиться от своей любви и что он не освободит от любви ту, которую любит.

Литература

1. Гинзбург Л. О лирике. Изд.5-е. – М., 1997.

2. Коровин В. И. Творческий путь М. Ю. Лермонтова. – М., 1973.

3. Кормилов С.И. Поэзия М.Ю.Лермонтова. 3 изд. – М., 2000.

4. Аринштейн Л.М., Щемелева Л.М.. «Ивановский цикл» и др. // Лермонтовская энциклопедия. – М., 1999.

5. Марченко А.М. Лермонтов. – М., 2010.

6. Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. – М., 1975.

ТЕМА 36. СТИХОТВОРЕНИЕ Н. А. НЕКРАСОВА «РАЗМЫШЛЕНИЯ У ПАРАДНОГО ПОДЪЕЗДА» КАК ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕ

Анализируя стихотворение, необходимо уяснить, каким образом удается поэту, положившему в основу произведения как будто частный, незначительный эпизод, прийти к существенному обобще­нию. Обратите внимание на то, как меняется авторская интонация во второй строфе по сравнению с первой, как открывающая эту строфу фраза: «Раз я видел...» – вносит в объективное повество­вание заинтересованное, личное сознание. Вместе с тем подумайте, как удается автору уже здесь создать обобщенный и коллективный образ мужиков, пришедших к парадному подъезду. Обратите вни­мание на лексику, на то, как мужики названы, и далее проследи­те, как лексика стихотворения выводит образы мужиков не просто в план общенародный, но и общечеловеческий.

Подумайте, в чем смысл противопоставления крестьян и «вла­дельца роскошных палат» и, главное, как поэтически строится это противопоставление. Почему поэту потребовалось непосредствен­ное обращение, какую интонацию это обусловило? Какую поэтиче­скую нагрузку осуществляют вопросительные и восклицательные конструкции? В чем обобщенность этого образа и как она лексиче­ски достигается?

Следует осмыслить и композициею стихотворения в це­лом. Какой смысл имеет последовательность частей стихотворения. Как соотносится первая картина стихотворения и эпизоды крестьянской жизни, запечатленные в заключительной его части? Как подготовлен названный в этой последней части образ «родной зем­ли»? Что он вмещает в себя? Почему возникает образ Волги? Каков смысл об­ращения к ней? Как заключительный вопрос связан с поэтической логикой всего стихотворения?

Литература

1. Бухштаб Б.Я. Н.А.Некрасов: Проблемы творчества. – Л., 1989.

2. Розанова Л.А. О творчестве Н.А.Некрасова: Кн. для учителя. – М., 1988.

3. Скатов Н.Н. «Ты проснешься ль, исполненный сил?..» (Сти­хотворение «Размышления у парадного подъезда Н. А. Некрасова) // Скатов Н.Н. Литературные очерки. – М., 1985.

4. Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Н.А.Некрасова. М., 1985.

5. Скатов Н.Н. Некрасов //Скатов Н.Н. Сочинения: В 4т. Т.3. – СПб., 2001.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.