Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА 41. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ А.Т. ТВАРДОВСКОГО «ДОМ У ДОРОГИ»





«Дом у дороги» А. Твардовского – лиро-эпическое произведе­ние. Цель работы – рассмотреть композицию поэмы в связи с ее жанровым своеобразием.

Раскройте идейно-эмоциональное значение первой главы – лирического вступления к поэме о судьбе Родины, отметьте в нем ли­рическое и эпическое начала, осмыслите ключевые образы «Дома у дороги» и образа поэта (лирического героя), судьба которого неотделима от судьбы Родины.

Объясните принцип отбора материала в поэме; подумайте, какие основные вехи жизни «дома у дороги» намечены автором и поче­му; чем объясняется обобщенность художественных образов (от­сутствие индивидуализации) и каковы пути их создания.

Выявите художественную логику расположения материала, за­кономерность «смещения времени» и «совмещения времен» в «ли­рической хронике», значение повторяющегося рефрена «Коси, ко­са, пока роса, роса долой, и мы домой».

Проследите развитие лирической темы, связанной с образом са­мого поэта, который в постижении и эмоциональном восприятии событий сливается с героями поэмы, а также уловите изменение ли­рической интонации, обусловленное характером размышлений и переживаний автора.

Литература

1. Акаткин В.М. А.Т.Твардовский: Страницы творчества: Работы разных лет. – Воронеж, 2008.

2. Кондратович А. Александр Твардовский: Поэзия и личность. 2-е изд. – М., 1985.

3. Македонов А. Творческий путь Твардовского: Дома и дороги. – М., 1981.

4. Творчество Александра Твардовского: Исследования и материалы / Под ред. П.С.Выходцева. – М., 1989.

5. Турков А. М. Александр Твардовский. 2-е изд., испр. и доп. – М., 1981.

РАЗДЕЛ VI

ВОПРОСЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ (СТИЛИСТИКА)

Общие методические указания к темам VI раздела

В работе над темами данного раздела важно раскрыть обуслов­ленность стилистики (лексики, синтаксиса, тропов и фигур) идейно-худо­жественными задачами, которые решает писатель в произведении. При этом необходимо учесть, что слово в художественном контек­сте получает новые смысловые и эмоциональные оттенки, как бы обнаруживает скрытые в нем силы. В поэтической речи эстетическое значение приобретают любые используемые писателем слова, а также отобранные им синонимы, архаизмы, прозаизмы, диалек­тизмы, варваризмы. В каждом конкретном случае следует выявить их функцию. Это относится к поэтическому синтаксису, который наряду с лексикой придает художественной речи особую экспрес­сивность (выразительность).

В стилистике художественного произведения значительную роль играют также тропы. Они рождаются творческим воображением писателя, и поэтому в них сказывается миропонимание, мироощу­щение автора и характер его дарования. Анализ стилистики требу­ет уяснения эстетического значения любого тропа – эпитета, срав­нения, метафоры, олицетворения, метонимии, перифраза, иронии, символа, аллегории и др., постижения его связи со всем идейно-эмоциональным строением произведения. В характере выбора тропов, их ис­пользовании в художественном контексте всегда проявляется творческая индивидуальность писателя. Ее и нужно раскрыть, работая над темами данного раздела. Привлечение творческой исто­рии произведения поможет понять, какую большую работу проде­лывает писатель в поисках необходимого слова, образа.

Необходимо учитывать также и историко-литературный кон­текст, определенную власть литературной традиции. Это позволит обнаружить, что те или иные метафоры, эпитеты на разных этапах развития литературы могут быть истолкованы как новые или тра­диционные; увидеть, как художник обновляет традиционные тропы, наполняет их новым смыслом.

При выполнении контрольных работ по темам этого раздела следует показать, что стилистика литературного произведения, вы­ражая его идейно-художественное содержание, определяется спецификой поэтического рода, жанра, литературного направления (метода), творческой индивидуальностью художника.

 

ТЕМА 42. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИЛИСТИКИ СТИХОТВОРЕНИЙ А. С. ПУШКИНА

«ДОРОЖНЫЕ ЖАЛОБЫ» И «БРОЖУ ЛИ Я ВДОЛЬ УЛИЦ ШУМНЫХ...»

Размышления о жизни и смерти являются тематической ос­новой указанных в названии темы стихотворений Пушкина. Путем сравнительного анализа докажите, что тематическая близость от­нюдь не ведет к совпадению идейно-эмоционального содержания произведений. В работе следует выяснить стилистическое и ритмико-интонационное своеобразие стихотворений, показать целенап­равленность в отборе лексики и синтаксических форм, а также рас­крыть обусловленность созданных художником тропов поэтиче­ской мыслью, лежащей в основе каждого стихотворения.

В заключение необходимо проследить, как в стилистике стихотво­рений «Дорожные жалобы» и «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» выражается разнообразие переживаний поэта, связанных с одни­ми и теми же явлениями жизни.

Литература

1. Благой Д.Д. Душа в заветной лире. Очерки жизни и творчества Пушкина. 2-е изд., доп. – М., 1977.

2. Непомнящий В.С. Лирика Пушкина как духовная биография: Репетиция книги. – М., 2001.

3. Степанов Н. Л. Лирика Пушкина. Очерки и этюды. М., 1974.

4. Фомичев С. Поэзия Пушкина: Творческая эволюция. – М., 1986.

5. Чумаков Ю.Н. Стихотворная поэтика Пушкина. – СПб., 1999.

 

ТЕМА 43. РАЗВЕРНУТАЯ МЕТАФОРА В СТИХОТВОРЕНИЯХ

Ф.И. ТЮТЧЕВА

На основании известной вам теоретической литературы дайте определение метафоры, охарактеризуйте ее важнейшие художест­венные функции и возможности.

Найдите в лирике Ф. И. Тютчева стихотворения, всецело по­строенные на основе одного развитого сопоставления или образа. Наиболее простым случаем такого построения будут стихотворе­ния, части которых (как правило, две) находятся друг с другом в отношениях композиционного параллелизма. Излюбленным при­емом Тютчева было параллельное изображение природы и нрав­ственно-психологического состояния человека. Опишите этот прием на конкретных примерах, раскрывая содержание тютчевских сопо­ставлений и их художественные цели.

Однако метафорическими в более точном смысле слова будут не эти стихотворения-сравнения, а стихотворения, где характерное для метафоры уподобление, сближение, соотнесение разнородных явлений не выявлено в речевой структуре, а подразумевается. В та­кого рода произведениях из двух соотносимых членов метафоры присутствует только один, второй же обозначается косвенно, наме­ком, подтекстом. Данный прием использован Тютчевым, например, в стихотворении «Что ты клонишь над водами...». Предметно в нем представлен только один пейзажный план. Почему, однако, смысл стихотворения к этому внешнему плану не сводится? Каков подтекст тютчевского пейзажа? Найдите в лирике Тютчева случаи дру­гих метафорических образов, в которых наружный предметный план не является планом единственным и последним, где картина одного явления вызывает не названные прямо ассоциации с явле­ниями другого порядка. Покажите, где в тютчевских образах ма­териального мира открывается содержание психологическое, эсте­тическое, философское, как изображение становится выражением духовного опыта поэта.

Такие стихотворения Тютчева, как «Я лютеран люблю бого­служенье...», «Смотри, как запад разгорелся...», «Под дыханьем непогоды...», «Не остывшая от зною...», и некоторые другие отли­чаются метафоричностью неявной, отчасти закрытой их живопис­ной описательностью. Постарайтесь обнаружить их внутреннюю идею, определить их переносные смыслы. Изложив ваше понима­ние тютчевской символики, рассмотрите вопрос о художественной выразительности развернутых метафор поэта.

Работая над темой, обратите внимание на тонкий анализ мета­форичности Тютчева, данный первым биографом поэта и одним из лучших его критиков – И. С. Аксаковым (см. список рекомендуе­мой литературы) при рассмотрении таких стихотворений, как «Слезы людские, о слезы людские...», «Полдень», «Радуга», и в особенности стихотворения «Пошли, господь, свою отраду...».

Литература

1. Гинзбург Л. О лирике. Изд.5-е. – М., 1997.

2. Касаткина В.И. Поэзия Ф.И.Тютчева. – М., 1978.

3. Кожинов В.В. Тютчев. – М., 2009.

4. Орлов О.В. Поэзия Тютчева. – М., 1981.

5. Тынянов Ю. Н. Вопрос о Тютчеве // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.

6. Чичерин А.В. Стиль лирики Тютчева // Контекст-74. Лите­ратурно-теоретические исследования. – М., 1975.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.