|
ТЕМА 41. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ А.Т. ТВАРДОВСКОГО «ДОМ У ДОРОГИ»«Дом у дороги» А. Твардовского – лиро-эпическое произведение. Цель работы – рассмотреть композицию поэмы в связи с ее жанровым своеобразием. Раскройте идейно-эмоциональное значение первой главы – лирического вступления к поэме о судьбе Родины, отметьте в нем лирическое и эпическое начала, осмыслите ключевые образы «Дома у дороги» и образа поэта (лирического героя), судьба которого неотделима от судьбы Родины. Объясните принцип отбора материала в поэме; подумайте, какие основные вехи жизни «дома у дороги» намечены автором и почему; чем объясняется обобщенность художественных образов (отсутствие индивидуализации) и каковы пути их создания. Выявите художественную логику расположения материала, закономерность «смещения времени» и «совмещения времен» в «лирической хронике», значение повторяющегося рефрена «Коси, коса, пока роса, роса долой, и мы домой». Проследите развитие лирической темы, связанной с образом самого поэта, который в постижении и эмоциональном восприятии событий сливается с героями поэмы, а также уловите изменение лирической интонации, обусловленное характером размышлений и переживаний автора. Литература 1. Акаткин В.М. А.Т.Твардовский: Страницы творчества: Работы разных лет. – Воронеж, 2008. 2. Кондратович А. Александр Твардовский: Поэзия и личность. 2-е изд. – М., 1985. 3. Македонов А. Творческий путь Твардовского: Дома и дороги. – М., 1981. 4. Творчество Александра Твардовского: Исследования и материалы / Под ред. П.С.Выходцева. – М., 1989. 5. Турков А. М. Александр Твардовский. 2-е изд., испр. и доп. – М., 1981. РАЗДЕЛ VI ВОПРОСЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ (СТИЛИСТИКА) Общие методические указания к темам VI раздела В работе над темами данного раздела важно раскрыть обусловленность стилистики (лексики, синтаксиса, тропов и фигур) идейно-художественными задачами, которые решает писатель в произведении. При этом необходимо учесть, что слово в художественном контексте получает новые смысловые и эмоциональные оттенки, как бы обнаруживает скрытые в нем силы. В поэтической речи эстетическое значение приобретают любые используемые писателем слова, а также отобранные им синонимы, архаизмы, прозаизмы, диалектизмы, варваризмы. В каждом конкретном случае следует выявить их функцию. Это относится к поэтическому синтаксису, который наряду с лексикой придает художественной речи особую экспрессивность (выразительность). В стилистике художественного произведения значительную роль играют также тропы. Они рождаются творческим воображением писателя, и поэтому в них сказывается миропонимание, мироощущение автора и характер его дарования. Анализ стилистики требует уяснения эстетического значения любого тропа – эпитета, сравнения, метафоры, олицетворения, метонимии, перифраза, иронии, символа, аллегории и др., постижения его связи со всем идейно-эмоциональным строением произведения. В характере выбора тропов, их использовании в художественном контексте всегда проявляется творческая индивидуальность писателя. Ее и нужно раскрыть, работая над темами данного раздела. Привлечение творческой истории произведения поможет понять, какую большую работу проделывает писатель в поисках необходимого слова, образа. Необходимо учитывать также и историко-литературный контекст, определенную власть литературной традиции. Это позволит обнаружить, что те или иные метафоры, эпитеты на разных этапах развития литературы могут быть истолкованы как новые или традиционные; увидеть, как художник обновляет традиционные тропы, наполняет их новым смыслом. При выполнении контрольных работ по темам этого раздела следует показать, что стилистика литературного произведения, выражая его идейно-художественное содержание, определяется спецификой поэтического рода, жанра, литературного направления (метода), творческой индивидуальностью художника.
ТЕМА 42. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИЛИСТИКИ СТИХОТВОРЕНИЙ А. С. ПУШКИНА «ДОРОЖНЫЕ ЖАЛОБЫ» И «БРОЖУ ЛИ Я ВДОЛЬ УЛИЦ ШУМНЫХ...» Размышления о жизни и смерти являются тематической основой указанных в названии темы стихотворений Пушкина. Путем сравнительного анализа докажите, что тематическая близость отнюдь не ведет к совпадению идейно-эмоционального содержания произведений. В работе следует выяснить стилистическое и ритмико-интонационное своеобразие стихотворений, показать целенаправленность в отборе лексики и синтаксических форм, а также раскрыть обусловленность созданных художником тропов поэтической мыслью, лежащей в основе каждого стихотворения. В заключение необходимо проследить, как в стилистике стихотворений «Дорожные жалобы» и «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» выражается разнообразие переживаний поэта, связанных с одними и теми же явлениями жизни. Литература 1. Благой Д.Д. Душа в заветной лире. Очерки жизни и творчества Пушкина. 2-е изд., доп. – М., 1977. 2. Непомнящий В.С. Лирика Пушкина как духовная биография: Репетиция книги. – М., 2001. 3. Степанов Н. Л. Лирика Пушкина. Очерки и этюды. М., 1974. 4. Фомичев С. Поэзия Пушкина: Творческая эволюция. – М., 1986. 5. Чумаков Ю.Н. Стихотворная поэтика Пушкина. – СПб., 1999.
ТЕМА 43. РАЗВЕРНУТАЯ МЕТАФОРА В СТИХОТВОРЕНИЯХ Ф.И. ТЮТЧЕВА На основании известной вам теоретической литературы дайте определение метафоры, охарактеризуйте ее важнейшие художественные функции и возможности. Найдите в лирике Ф. И. Тютчева стихотворения, всецело построенные на основе одного развитого сопоставления или образа. Наиболее простым случаем такого построения будут стихотворения, части которых (как правило, две) находятся друг с другом в отношениях композиционного параллелизма. Излюбленным приемом Тютчева было параллельное изображение природы и нравственно-психологического состояния человека. Опишите этот прием на конкретных примерах, раскрывая содержание тютчевских сопоставлений и их художественные цели. Однако метафорическими в более точном смысле слова будут не эти стихотворения-сравнения, а стихотворения, где характерное для метафоры уподобление, сближение, соотнесение разнородных явлений не выявлено в речевой структуре, а подразумевается. В такого рода произведениях из двух соотносимых членов метафоры присутствует только один, второй же обозначается косвенно, намеком, подтекстом. Данный прием использован Тютчевым, например, в стихотворении «Что ты клонишь над водами...». Предметно в нем представлен только один пейзажный план. Почему, однако, смысл стихотворения к этому внешнему плану не сводится? Каков подтекст тютчевского пейзажа? Найдите в лирике Тютчева случаи других метафорических образов, в которых наружный предметный план не является планом единственным и последним, где картина одного явления вызывает не названные прямо ассоциации с явлениями другого порядка. Покажите, где в тютчевских образах материального мира открывается содержание психологическое, эстетическое, философское, как изображение становится выражением духовного опыта поэта. Такие стихотворения Тютчева, как «Я лютеран люблю богослуженье...», «Смотри, как запад разгорелся...», «Под дыханьем непогоды...», «Не остывшая от зною...», и некоторые другие отличаются метафоричностью неявной, отчасти закрытой их живописной описательностью. Постарайтесь обнаружить их внутреннюю идею, определить их переносные смыслы. Изложив ваше понимание тютчевской символики, рассмотрите вопрос о художественной выразительности развернутых метафор поэта. Работая над темой, обратите внимание на тонкий анализ метафоричности Тютчева, данный первым биографом поэта и одним из лучших его критиков – И. С. Аксаковым (см. список рекомендуемой литературы) при рассмотрении таких стихотворений, как «Слезы людские, о слезы людские...», «Полдень», «Радуга», и в особенности стихотворения «Пошли, господь, свою отраду...». Литература 1. Гинзбург Л. О лирике. Изд.5-е. – М., 1997. 2. Касаткина В.И. Поэзия Ф.И.Тютчева. – М., 1978. 3. Кожинов В.В. Тютчев. – М., 2009. 4. Орлов О.В. Поэзия Тютчева. – М., 1981. 5. Тынянов Ю. Н. Вопрос о Тютчеве // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977. 6. Чичерин А.В. Стиль лирики Тютчева // Контекст-74. Литературно-теоретические исследования. – М., 1975. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|