Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В КОМЕДИИ А. Н. ОСТРОВСКОГО «СВОИ ЛЮДИ – СОЧТЕМСЯ»





Задача настоящей работы – выявить роль второстепенных пер­сонажей в образной системе, в строении сюжета, в раскрытии идейного содер­жания комедии А. Н. Островского «Свои люди – сочтемся».

Эта первая комедия Островского не относится к числу произведе­ний одногеройных, в ней нет центрального персонажа, который бы концентрировал в себе основные проблемы произведения и по отношению к кото­рому все остальные герои играли бы подчиненную роль. На первом плане комедии – группа героев, воплощающих в себе те сущности купеческого мира, которые стали предметом сатиры драматурга. В комедии есть персонажи, образующие фон действия, введенные в нее для полноты бытовых характеристик (ключница Фоминишна, например). Наконец, есть в пьесе несколько героев, самостоятель­ным значением не обладающих, всецело подчиненных группе веду­щих лиц, но, тем не менее, необходимых для ведения интриги и для обострения основной мысли произведения. Кто эти герои?

Какое место занимают эти второстепенные персонажи в «иму­щественной» коллизии пьесы? Какова их роль в «любовно-брач­ной» интриге комедии? Как они способствуют объединению этих двух линий в единый сюжетный узел?

Содержатся ли в образах второстепенных героев комедии черты для дополнительной характеристики героев главных? На кон­кретных примерах из текста покажите, что именно в характерах и нравственном мире главных героев становится яснее от присут­ствия побочных лиц. Как соотносится с образами Большова и Подхалюзина (с их биографиями и жизненным поведением) образ мальчика-слуги Тишки, и в особенности его монолог в начале VIII явления второго действия? Вместе с тем обратите внимание на индивидуальность каждого из второстепенных персонажей. Что «своего» вносят они в общий образ купеческого мира?

Большинство героев комедии оказываются в конце действия обмануты Подхалюзиным. В чем закономерность такого финала? Вызывают ли сочувствие читателя и зрителя обманутые герои? Распространяется ли на них сатирический пафос пьесы Островского?

Литература

1. Журавлева А.И. Островский-комедиограф. – М., 1981.

1. Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр Островского: Кн. для учителя. – М., 1986.

2. Лакшин В. Я. Островский. – М., 1982.

3. Лобанов М.П. Островский. – М., 1989.

4. Основин В.В. Русская драматургия второй половины XIX ве­ка. М., 1980.

5. Штейн А.Л. Мастер русской драмы. Этюды о творчестве Островского. – М., 1973.

ТЕМА 16. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАСПОЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА В ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО «СМЕРТЬ ИВАНА ИЛЬИЧА» И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Обратите внимание на необычное начало повести: автор сооб­щает о смерти Ивана Ильича, описывает его похороны и лишь затем следует рассказ о жизни героя. Выявите художественную целесообразность такого расположения материала и подумайте, ка­кое влияние сама эта последовательность повествования оказывает на читательское восприятие изображаемого. В процессе анализа проследите, что и в какой форме сообщает автор о жизни Ивана Ильича до болезни, когда слово предоставляется самому герою, появляется «внутренний монолог»? Как это связано с характером героя, его духовной эволюцией?

Уловите закономерность включения в повествование персонажей, окружающих главного героя; определите их место в жизни Ивана Ильича. Почему мужик Герасим появляется только на первых и последних страницах повествования, какую роль он играет в раскрытии замысла писателя?

Установите (и объясните), когда и каким образом члены семьи и знакомые Ивана Ильича характеризуются с точки зрения самого героя. Покажите, какое значение для постижения философского содержания произведения имеет изображение жизни в финале по­вести через сознание умирающего героя.

Литература

1. Бялый Г.А. Русский реализм конца XIX века. – Л, 1973.

2. Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы. – Л., 1975.

3. Галаган М.Б. Л.Толстой как художник. 3-е изд. – М., 1981.

4. Л.Н.Толстой: Энциклопедия /Сост. и науч. ред. Н.И.Бурнашева. – М., 2009.

5. Маймин Е.А. Лев Толстой. Путь писателя. – М., 1978.

6. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. 3-е изд. – М., 1971. Или: Храпченко М.Б. Собр соч. В 4-х т. Т.3. – М., 1980.

 

ТЕМА 17. РОЛЬ ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА

«ДАМА С СОБАЧКОЙ»

Поэтическое обаяние рассказа А. П. Чехова «Дама с собачкой» во многом определяется своеобразием повествования в нем. Пове­ствователь как бы с разных позиций смотрит на героев – он все знает о Гурове, а «дама с собачкой» для него так же загадочна, как для Гурова и для читателя. В связи с этим интересно проследить, как по-разному созда­ются характеры Гурова и Анны Сергеевны, какую роль играет при этом слово повествователя, которое далеко не нейтрально и «скры­тые силы» которого (и смысловые, и эмоциональные) проявляются в поэтическом контексте рассказа.

Уже первые непроизнесенные вслух слова Гурова и коммента­рий к ним («соображал Гуров») что-то открывают нам в этом человеке и вызывают определенное отношение к нему. Но не торо­питесь решительно осуждать героя. При внимательном чтении рас­сказа вы убедитесь, что, говоря о Гурове, повествователь то снижа­ет этот образ, то поднимает его над окружающими. В какие-то мо­менты (уловите и осмыслите, когда именно) голос повествователя сливается с голосом героя, выражая его духовное обновление. Та­ким образом, ваша задача – показать в процессе анализа, как в постоянно меняющейся интонационно речи повествователя рожда­ется сложный человеческий характер, который соответственно вы­зывает и сложное отношение к себе. Обратите внимание на то, что с образом Гурова связана постановка в рассказе проблемы лично­сти и общества.

Не менее важную роль играет слово повествователя в создании характера Анны Сергеевны, хотя сам повествователь выступает по отношению к ней лишь в роли наблюдателя, а значит, «не знает» ее прошлого (заметьте, как и где дается экспозиция), «не может» непосредственно открыть мир ее чувств и размышлений, однако дает возможность почувствовать его. Исследуйте, каким образом это осуществляется через внешний вид, выражение лица, жесты, речь, поступки и т. д. Учтите, что для раскрытия душевной красоты героини большое значение имеют ассоциации, которые рождает «дама с собачкой» у повествователя и героя.

Для понимания внутреннего мира Гурова и Анны Сергеевны, их духовной эволюции важны не только прямые характеристики, но и та эмоциональная атмосфера, которая окружает героев. Объясни­те, когда, как и почему речь повествователя становится эмоцио­нально насыщенной (в описании вечера в Ореанде, в конце второй главы, в начале третьей и т. д.). Отметьте изменение манеры по­вествования в финале рассказа.

В заключение осмыслите авторскую концепцию жизни, выра­женную в произведении.

Литература

1. А.П.Чехов: Энциклопедия /Сост., науч. ред. В.Б.Катаев. – М., 2011.

2. Бердников Г.П. «Дама с собачкой» А. П. Чехова. – Л., 1976.

3. Бялый Г.А. Чехов и русский реализм. – Л.,1981.

4. Громов М.П. Повествование Чехова как художественная си­стема // Современные проблемы литературоведения и язы­кознания. К 70-летию М. Б. Храпченко. – М., 1974.

5. Семанова М.Л. Чехов-художник. – М., 1976.

6. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П.Чехова. – Л., 1987.

7. Турков А.М. Чехов и его время. 3-е изд. доп. и испр. – М., 2003.

8. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. – М., 1989.

9. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. – М., 1971.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.