Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО КУРСУ





ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО КУРСУ

«ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ»

Пособие предназначено студентам-заочникам 1 курса института филологии ЛГПУ, включает темы контрольных работ, снабженные методическими рекомендациями и списками необходимой литературы. Пособие соответствует учебному плану бакалавриата и действующей программе курса «Введение в литературоведение».

 

Общие методические указания

Изучение лите­ратуры невозможно без овладения теоретико-литературными зна­ниями, необходимыми как для постижения общих закономерностей ис­торико-литературного процесса, так и аналитического истолкования отдельных литературных явлений. Систему таких знаний дает теоретико-литературный курс «Введение в литературоведение».

Тематика контрольных работ по этому курсу предполагает анализ литературного текста в аспекте предложенной проблемы с предварительным изучением теоретической и критической литературы, лекционного материала и словаря литературоведческих терминов. Темы группируются по отдельным разделам курса «Введение в литературо­ведение», к каждому разделу даются общие методи­ческие советы теоретико-литературного характера. Каждая тема в соответствии с задачами, которые в ней ставятся, также сопровождается методическими указаниями и биб­лиографией.

Основная цель контрольной работы по курсу «Введение в литературоведе­ние» – развить у студентов-заочников навыки самостоятельного анализа текста художественного произведения и способствовать более глубокому усвоению материала теоретико-литературного курса. В начале каждой контрольной работы следует сделать теоретическую преамбулу: дать истолкование тех основных литературоведческих категорий, принципов, исходных понятий, на которых будет строиться аналитическое «здание» контрольной работы. Обязательное условие для выполнения контрольной рабо­ты – внимательное прочтение литературного произведения и аналитическое его осмысление.

Как правило, темы контрольных работ предусматривают ана­лиз отдельных элементов образной структуры произведения, но зада­ча студента – через рассмотрение частных вопросов углубить представление о произведении как идейно-художественном целом. Литературный текст должен быть осмыслен как со стороны внутренних свойств и структуры, так и в аспекте его художественного содержания.

Приступая к выполнению контрольной работы, студент должен ознакомиться с литературой, рекомендованной к соответствующему разделу, теме. Использование литературоведческих источников (в форме цитирования или свободного изложения) следует сопровождать ссылка­ми: после цитат, которые необходимо заключать в кавычки, а так­же при изложении мыслей других исследователей ставится отсы­лочный значок (звездочка или цифра), этот значок повторяется внизу страницы, под чертой, и затем указывается использованный источник с обозначением фамилии и инициалов автора, названия книги и выходных данных (место издания, год изда­ния, страницы). Если цитируется статья, указываются автор, на­звание статьи, далее, через двойной разделитель – сборник или журнал, где она опуб­ликована, год выпуска, для сборника – том, выпуск, серия, для журнала – номер, страницы.

Работа должна быть написана или напечатана с обяза­тельным соблюдением полей, ее возможный текстовой объем – ученическая тетрадь (12 листов) в рукописном варианте или 8 – 10 компьютерных страниц (кегль – 14 пт. через 1 интервал). На первой странице следует указать: Контрольная работа по курсу «Введение в литературоведение» студента(тки) 1 курса филологического факультета ОЗО, свои фамилию и инициалы. Далее обозначьте номер и название своей темы. Каждая контрольная работа должна завершаться библиографией (списком использованной литературы, включая Интернет-ресурсы), оформленной в алфавитном порядке в соответствии с общеприняты­ми требованиями.

Общая учебная и справочная литература

основная:

1. Введение в литературоведение: Учебник /Под общ. ред. Л.М.Крупчанова. – 2 изд., испр. – М., 2007.

2. Введение в литературоведение: Учебник. Бакалавриат / Под ред. Л.В.Чернец. – Изд. Изд. 4-е. – М., 2011.

3. Введение в литературоведение. Хрестоматия: Учеб. пособие/ Под ред. А.Я.Эсалнек, П.А. Николаева). – Изд.4, испр. и доп. – М., 2007.

4. Краткий словарь литературоведческих терминов для студентов 1 курса/Сост. Чурсина Л.К. – Липецк, 2007.

5. Литературный энциклопедический словарь (ЛЭС). – М., 1987.

6. Литературная энциклопедия терминов и понятий. / Гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. – М., 2001.

7. Современный словарь-справочник по литературе. / Сост. и научн. ред. С.И.Кормилов. – М., 2000.

8. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия /Автор-сост. И.Д.Тамарченко. – М., 2001.

9. Федотов О.И. Основы теории литературы: В 2-х ч. – М., 2003, М., 2009.

дополнительная:

1. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Соб. соч.: В 9 т. Т.3. – М., 1978.

2. Введение в литературоведение. / Под ред. Г.Н. Поспелова [1976]. – 3-е изд. – М., 1988.

3. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения.– М., 2000.

4. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. Курс лекций. / Под ред. З.И.Плавскина, В.В.Жирмунской. – СПб., 1996.

5. Краткая литературная энциклопедия (КЛЭ) Т. 1-8. 9 (доп.). – М., 1962-1978.

6. Мещерякова В.П. Основы литературоведения. – М., 2003.

7. Теория литературы. В 2-х тт.: Учеб. пособие. /Под ред. Н.Д.Тамарченко. – М., 2004.

8. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие для вузов. – М., 2002.

9. Тюпа В.И. Анализ художественного текста: Учеб. пособие. Изд. 2. – М., 2007; Изд. 3, стер. – М., 2009.

10. Успенский Б.А. Поэтика композиции. – М., 2002.

11. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха. – М., 2002.

12. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. – М., 2002.

13. http://www.gumfak.ru/teoriya_liter.shtml

РАЗДЕЛ 1

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕ

ТЕМА 1. СТИХОТВОРЕНИЕ А. С. ПУШКИНА «ОСЕНЬ»

Литература

1. Благой Д. Д. Душа в заветной лире. Очерки жизни и творчества Пушкина. 2-е изд., доп. – М., 1979.

2. Гинзбург Л. Я. О лирике. Изд. 5-е. – М., 1997.

3. Грехнев В.А. Мир пушкинской лирики. – Нижний Новгород, 1994.

4. Непомнящий В.С. Лирика Пушкина как духовная биография: Репетиция книги. – М., 2001.

5. Произведения А.С.Пушкина в школе: Сборник / Сост. Коровина В.Я.: В 2-х ч. – М., 2002.

6. Сквозников В.Д. Лирика Пушкина. – М., 1975.

7. Сквозников В.Д. Русская лирика. – М., 2002.

8. Степанов Н. Л. Лирика Пушкина. Очерки и этюды. М., 1974.

9. Фомичев С. Поэзия Пушкина: Творческая эволюция. – М., 1986.

10. Чумаков Ю.Н. Стихотворная поэтика Пушкина. – СПб., 1999.

 

ТЕМА 2. ДРАМА А. С. ПУШКИНА «ПИР ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ»

Литература

1. Красухин Г.Г. Доверимся Пушкину: Анализ пушкинской поэзии, прозы и драматургии. – М., 1999.

2. Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. – М., 1987.

3. Пути анализа литературного произведения: Пособие для учителя. – М., 1981.

4. Рассадин С. Т. Драматург Пушкин. Поэтика. Идеи. Эволю­ция. – М., 1977.

5. Скатов Н.Н. Пушкин //Скатов Н.Н. Сочинения: В 4т. Т.1. – СПб., 2001.

6. Фельдман О. Судьба драматургии Пушкина. – М., 1975.

ТЕМА 3. СТИХОТВОРЕНИЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «РОДИНА»

Литература

1. Гинзбург Л. О лирике. Изд.5-е. – М., 1997.

2. Коровин В. И. Творческий путь М. Ю. Лермонтова. – М., 1973.

3. Кормилов С.И. Поэзия М.Ю.Лермонтова. 3 изд. – М., 2000.

4. Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова. – М., 1985.

5. Максимов Д. Е. О двух стихотворениях Лермонтова: «Ро­дина», «Выхожу один я на дорогу...» // Русская классичес­кая литература. Разборы и анализы. /Сост. Д. Л. Устюжанин. – М., 1969.

6. Мануйлов В. А. «Родина» // Лермонтовская энциклопедия. – М., 1999.

7. Марченко А.М. Лермонтов. – М., 2010.

8. Фохт У. Р. Лермонтов. Логика творчества. – М., 1975.

 

ТЕМА 4. ПОВЕСТЬ Н. В. ГОГОЛЯ «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ»

Литература

1. Манн Ю.В. Смелость изобретения. Черты художественного мира Гоголя. 3-е изд. – М., 1985.

2. Манн Ю.В. Постигая Гоголя: Учеб. пособие. – М., 2005.

3. Маркович В. Петербургские повести Н.В.Гоголя. – Л., 1989.

4. Машинский С. И. Художественный мир Гоголя. 3-е изд. – М, 1979.

5. Соколов Б.В. Гоголь: Энциклопедия. – М., 2003.

6. Храпченко М. Б. Николай Гоголь // Храпченко М. Б. Собр соч. В 4-х т. Т.1.– М., 1980.

 

Литература

1. Бялый Г. А. Русский реализм конца XIX века. – Л, 1973.

2. Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы. – Л., 1975.

3. Галаган М.Б. Л.Толстой как художник. 3-е изд. – М., 1981.

4. Л.Н.Толстой: Энциклопедия /Сост. и науч. ред. Н.И.Бурнашева. – М., 2009.

5. Маймин Е.А. Лев Толстой. Путь писателя. – М., 1978.

6. Храпченко М. Б. Лев Толстой как художник. 3-е изд. – М., 1971. Или: Храпченко М. Б. Собр соч. В 4-х т. Т.3. – М., 1980.

 

ТЕМА 6. СТИХОТВОРЕНИЕ А. А. БЛОКА «О ДОБЛЕСТЯХ, О ПОДВИГАХ, О СЛАВЕ...» КАК ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕ

Для лирики А. Блока особое значение имеет контекст (см. об этом в книге Л. Я. Гинзбург), и анализ его стихотворения целе­сообразно начинать с контекстуального прочтения. Определите место стихотворения в «лирической трилогии» Блока: в чем тема­тическая связь его со стихотворениями I, II и III томов лирики? Чем можно объяснить, что это стихотворение открывает цикл «Воз­мездие» и как оно определяет собой цикл? Покажите, что это сти­хотворение, имеющее своим истоком личные мотивы, является чи­тателю не фактом биографии, но произведением искусства, выра­жающим объемную художественную мысль. Попробуйте сопоставить его со стихотворениями «Забывшие тебя» и «Когда замрут отчаянье и злоба...» – все они восходят к одному замыслу. Как фактически этот замысел реализовался в каждом из них?

Подумайте о роли излюбленных блоковских поэтических образов (найдите их), об их художественном значении в этом стихо­творении.

Далее, особого анализа требует собственно композиция стихо­творения. Как разворачивается лирический сюжет? В чем художе­ственное значение повторов (лексических и синтаксических, най­дите их)?

Часто поэт, чувствуя необходимость выделить то или иное ме­сто, важное для понимания стихотворения, использует приемы сти­хотворной речи. Учитывая это, найдите в тексте стихотворения един­ственную строку со смещенной (с традиционного места) цезурой и попробуйте осмыслить этот факт: особое значение этой строки в композиционном развитии стихотворения.

Подумайте над другими приемами выразительности стиха. Здесь имеет смысл проанализировать расположение пиррихиев, содержа­тельное значение спондеев (найдите их), рифмовку и строфику. Об­ратите внимание на систему тропов (прежде всего эпитеты, их спе­цифику и значение для всего произведения), словоупотребление (местоимения), а также интонационно-синтаксическое своеобразие стихотворения.

Особого анализа требует прием кольцевого построения, реали­зованный здесь. Подумайте, в чем его художественный смысл, ка­ким оказывается развитие художественной мысли от начала к концовке стихотворения.

Литература

1. Гинзбург Л. Я. О лирике. 5-е изд. – М., 1997.

2. Долгополов Л.К. Александр Блок. Личность и творчество. 2-е изд. – Л., 1980.

3. Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений // Жирмунский В. Теория стиха. – Л., 1975.

4. Максимов Д. Поэзия и проза Ал. Блока. 2-е изд. – Л., 1981.

5. Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. – СПб., 1999.

6. Струнин В.И. Стихотворение А.А.Блока «О доблестях, о подвигах, о славе...» // Целостный анализ литературного произведения. – Свердловск, 1989.

Литература

1. Апухтина В.А. Проза В.Шукшина. 2-е изд. – М., 1986.

2. Горн В.Ф. Василий Шукшин. Штрихи к портрету. – М., 1993.

3. Емельянов Л. Василий Шукшин. Очерк творчества. – Л., 1983.

4. Коробов В. Василий Шукшин. 2-е изд. – М., 1988.

5. Черносвитов Е. Пройти по краю. Василий Шукшин: мысли о жизни, смерти и бессмертии. – М., 1989.

РАЗДЕЛ II

СОДЕРЖАНИЯ

Литература

1. Герштейн Э.Г. "Герой нашего времени" М.Ю.Лермонтова. – М., 1997.

2. Марченко А.М. Лермонтов. – М., 2010.

3. Удодов Б.Г. Роман М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени": Книга для учителя. – М., 1989.

4. Фохт У. Р. Лермонтов. Логика творчества. – М., 1975.

 

Литература

1. Бялый Г. А. Бесприютный сеятель, энтузиаст... (Роман «Рудин» И. С. Тургенева) // Вершины. Книга о выдающихся произведениях русской литературы. – М., 1981.

2. И.С.Тургенев в современном мире: Сб. статей. – М., 1987.

3. Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев. – М., 1989.

4. Маркович В. М. Человек в романах И. С. Тургенева. – Л., 1975.

5. Маркович В. М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман ХIХ века. – Л., 1982.

6. Пустовойт П.Г. И.С.Тургенев – художник слова. – М., 1987.

 

Литература

1. А.П.Чехов в школьном изучении: Сб. стат. и материалов. /Под ред. М.И.Мещеряковой. – М., 2000.

2. А.П.Чехов: Энциклопедия /Сост., науч. ред. В.Б.Катаев. – М., 2011.

3. Бердников Г.П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. 2-е изд., доп. – Л., 1970.

4. Гурвич И.А. Проза Чехова (Человек и действительность). – М., 1970.

5. Егоров Б.Ф. Структура рассказа «Дом с мезонином» // В творческой лаборатории Чехова. – М., 1974.

6. Семанова М.Л. Чехов-художник. – М., 1976.

7. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П.Чехова. – Л., 1987.

8. Турков А.М. Чехов и его время. 3-е изд. доп. и испр. – М., 2003.

9. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. – М., 1989.

10. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. – М., 1971.

 

Литература

1. Бялый Г. А. Русский реализм конца XIX века. – Л, 1973.

2. Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы. – Л., 1975.

3. Галаган М.Б. Л.Толстой как художник. 3-е изд. – М., 1981.

4. Л.Н.Толстой: Энциклопедия /Сост. и науч. ред. Н.И.Бурнашева. – М., 2009.

5. Маймин Е.А. Лев Толстой. Путь писателя. – М., 1978.

6. Храпченко М. Б. Лев Толстой как художник. 3-е изд. – М., 1971. Или: Храпченко М. Б. Собр соч. В 4-х т. Т.3. – М., 1980.

Литература

1. Бялый Г.А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову. – Л., 1990.

2. Лебедев Ю.В. Тургенев. – М., 1990.

3. Маркович В. М. Повести Тургенева. // Тургенев И. С. Собр. соч. В 12-ти т. –Т.6. – М., 1978.

4. Петров С. М. И. С. Тургенев. Творческий путь. 2-е изд. – М., 1979.

5. Пустовойт П.Г. И.С.Тургенев – художник слова. – М., 1987.

6. Таборисская Е. М., Штейнгольд А. М. Творческая ин­дивидуальность писателя // Пути анализа литературного произведения. М, 1981.

7. Чалмаев В.А. И.С.Тургенев: Жизнь и творчество. – Тула, 1989.

Литература

1. Бялый Г.А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову. – Л., 1990.

2. Лебедев Ю. В. «Записки охотника» И. С. Тургенева. – М., 1977.

3. Лебедев Ю.В. Тургенев. – М., 1990.

4. Маркович В. М. Повести Тургенева. // Тургенев И. С. Собр. соч. В 12-ти т. –Т.6. – М., 1978.

5. Петров С. М. И. С. Тургенев. Творческий путь. 2-е изд. – М., 1979.

6. Пустовойт П.Г. И.С.Тургенев – художник слова. – М., 1987.

7. Чалмаев В.А. И.С.Тургенев: Жизнь и творчество. – Тула, 1989.

 

Литература

1. Пигарев К. В. Ф. И. Тютчев и его время. – М., 1978.

2. Жирмунский В. М. Композиция лирических стихотворе­ний // Жирмунский В. М. Теория стиха. Л., 1975.

3. Касаткина В.И. Поэзия Ф.И.Тютчева. – М., 1978.

4. Кожинов В.В. Тютчев. – М., 2009.

5. Орлов О.В. Поэзия Тютчева. – М., 1981.

6. Тынянов Ю. Н. Вопрос о Тютчеве // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.

 

Литература

1. Журавлева А.И. Островский-комедиограф. – М., 1981.

1. Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр Островского: Кн. для учителя. – М., 1986.

2. Лакшин В. Я. Островский. – М., 1982.

3. Лобанов М.П. Островский. – М., 1989.

4. Основин В.В. Русская драматургия второй половины XIX ве­ка. М., 1980.

5. Штейн А.Л. Мастер русской драмы. Этюды о творчестве Островского. – М., 1973.

Литература

1. Бялый Г.А. Русский реализм конца XIX века. – Л, 1973.

2. Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы. – Л., 1975.

3. Галаган М.Б. Л.Толстой как художник. 3-е изд. – М., 1981.

4. Л.Н.Толстой: Энциклопедия /Сост. и науч. ред. Н.И.Бурнашева. – М., 2009.

5. Маймин Е.А. Лев Толстой. Путь писателя. – М., 1978.

6. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. 3-е изд. – М., 1971. Или: Храпченко М.Б. Собр соч. В 4-х т. Т.3. – М., 1980.

 

Литература

1. А.П.Чехов: Энциклопедия /Сост., науч. ред. В.Б.Катаев. – М., 2011.

2. Бердников Г.П. «Дама с собачкой» А. П. Чехова. – Л., 1976.

3. Бялый Г.А. Чехов и русский реализм. – Л.,1981.

4. Громов М.П. Повествование Чехова как художественная си­стема // Современные проблемы литературоведения и язы­кознания. К 70-летию М. Б. Храпченко. – М., 1974.

5. Семанова М.Л. Чехов-художник. – М., 1976.

6. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П.Чехова. – Л., 1987.

7. Турков А.М. Чехов и его время. 3-е изд. доп. и испр. – М., 2003.

8. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. – М., 1989.

9. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. – М., 1971.

 

Литература

1. Громов П.П. А. Блок, его предшественники и современники. 2-е изд.–Л., 1986.

2. Долгополов Л.К. Александр Блок. Личность и творчество. 2-е изд. – Л., 1980.

3. Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений // Жирмунский В. Теория стиха. – Л., 1975.

4. Максимов Д. Поэзия и проза Ал. Блока. 2-е изд. – Л., 1981.

5. Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. – СПб., 1999.

 

РАЗДЕЛ III

Литература

1. Драгомирецкая Н.В. Стилевая иерархия как принцип формы. Н.В. Гоголь // Смена литературных стилей. – М., 1974.

2. Манн Ю.В. Смелость изобретения. Черты художественного мира Гоголя. Изд. 3. – М., 1985.

3. Манн Ю.В. Постигая Гоголя: Учеб. пособие. – М., 2005.

4. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. 3-е изд. – М, 1983.

5. Соколов Б.В. Гоголь: Энциклопедия. – М., 2003.

6. Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь, ве­личие писателя. Избр. труды. – М., 1993.

 

Литература

1. Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр Островского: Кн. для учителя. – М., 1986.

2. Лакшин В.Я. Островский. – М., 1982.

3. Лобанов М.П. Островский. – М., 1989.

4. Основин В.В. Русская драматургия второй половины XIX ве­ка. М., 1980.

5. Штейн А.Л. Мастер русской драмы. Этюды о творчестве Островского. – М., 1973.

|

Литература

1. А.П.Чехов: Энциклопедия /Сост., науч. ред. В.Б.Катаев. – М., 2011.

2. Бердников Г.П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. 2-е изд., доп. – Л., 1970.

3. Гурвич И.А. Проза Чехова (Человек и действительность). – М., 1970.

4. Семанова М.Л. Чехов-художник. – М., 1976.

5. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П.Чехова. – Л., 1987.

6. Турков А.М. Чехов и его время. 3-е изд. доп. и испр. – М., 2003.

7. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. – М., 1971.

 

Литература

1. А.П.Чехов: Энциклопедия /Сост., науч. ред. В.Б.Катаев. – М., 2011.

2. Бердников Г.П. А.П.Чехов. Идейные и творческие искания. 2-е изд., доп. – Л., 1970.

3. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. – М., 1982

4. Гурвич И.А. Проза Чехова (Человек и действительность). – М., 1970.

5. Катаев В.Б. Проза Чехова. Проблемы интерпретации. – М., 1979.

6. Семанова М.Л. Чехов-художник. – М., 1976.

7. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П.Чехова. – Л., 1987.

8. Турков А.М. Чехов и его время. 3-е изд. доп. и испр. – М., 2003.

9. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. – М., 1989.

10. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. – М., 1971.

 

Литература

1. Акаткин В.М. В поисках идеала // Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов. – Л., 1981.

2. Котенко Н.Н. Валентин Распутин: Очерк творчества. – М., 1988.

3. Панкеев И.А. Валентин Распутин. – М., 1990.

4. Семенова С.Г. Валентин Распутин. – М., 1987.

РАЗДЕЛ IV

Литература

1. Лебедев Ю.В. «Записки охотника» И. С. Тургенева. – М., 1977.

2. Лебедев Ю.В. Тургенев. – М., 1990.

3. Назарова Л.Н. О пейзаже в «Записках охотника» И. С. Тур­генева и в крестьянских рассказах И. А. Бунина конца 1890-х – начала 1910-х годов // Поэтика и стилистика русской ли­тературы. Памяти акад. В. В. Виноградова. – Л., 1971.

4. Петров С.М. И.С. Тургенев. Творческий путь. 2-е изд. – М., 1979.

5. Пустовойт П.Г. И.С.Тургенев – художник слова. – М., 1987.

 

Литература

1. Лебедев Ю.В. «Записки охотника» И. С. Тургенева. – М., 1977.

2. Лебедев Ю.В. Тургенев. – М., 1990.

3. Петров С.М. И.С. Тургенев. Творческий путь. 2-е изд. – М., 1979.

4. Пустовойт П.Г. И.С.Тургенев – художник слова. – М., 1987.

 

Литература

1. Бочаров С.Г. Роман Л.Толстого «Война и мир».4-е изд. – М., 1987.

2. Галаган М.Б. Л.Толстой как художник. 3-е изд. – М., 1981.

3. Громов П. О стиле Льва Толстого. «Диалектика души» в «Вой­не и мире». – Л., 1977.

4. Жук А.А. Русская проза второй половины XIX века. – М., 1981.

5. Ильин Е.Н. Лев Толстой в зеркале «Войны и мира»: Пособие для учителей и учащихся. – М., 2000.

6. Л.Н.Толстой: Энциклопедия /Сост. и науч. ред. Н.И.Бурнашева. – М., 2009.

7. Маймин Е.А. Лев Толстой. Путь писателя. – М., 1978.

8. Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир»: Кн. для учителя. – М., 1987.

Литература

1. Золотусский И. Монолог с вариациями. – М., 1980.

2. Кузнецов Ф. Самая кровная связь. Судьбы деревни в совре­менной прозе. – М., 1977.

3. Селезнев Ю. Вечное движение. Искания современной прозы 60-х – начала 70-х годов. – М., 1976.

4. Селезнев Ю. Василий Белов. – М., 1983.

 

Литература

1. Гоголь: История и современность: К 175-летию со дня рождения. /Сост. В.В.Кожинов и др. – М., 1985.

2. Манн Ю.В. Постигая Гоголя: Учеб. пособие. – М., 2005.

3. Машинский С. И. Художественный мир Гоголя. 2-е изд. – М, 1979.

4. Соколов Б.В. Гоголь: Энциклопедия. – М., 2003.

5. Соколов Б.В. Расшифрованный Гоголь. «Вий». «Тарас Бульба». «Ревизор». «Мертвые души». – М., 2007.

6. Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь, ве­личие писателя. Избр. труды. – М., 1993.

 

Литература

1. Бялый Г.А. Русский реализм конца XIX века. – Л, 1973.

2. Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы. – Л., 1975.

3. Галаган М.Б. Л.Толстой как художник. 3-е изд. – М., 1981.

4. Л.Н.Толстой: Энциклопедия /Сост. и науч. ред. Н.И.Бурнашева. – М., 2009.

5. Маймин Е.А. Лев Толстой. Путь писателя. – М., 1978.

6. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. 3-е изд. – М., 1971. Или: Храпченко М.Б. Собр соч. В 4-х т. Т.3. – М., 1980.

 

Литература

1. Безносов Э.Л. Грибоедов в школе: Кн. для учителя. – М., 2004.

2. Медведева Н.Н. «Горе от ума» А. С. Грибоедова. – М., 1974.

3. Петров С.М. «Горе от ума». Комедия А. С. Грибоедова: По­собие для учителя. – М., 1981.

4. Смольников И.Ф. Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»: Кн. для учителя. – М., 1986.

5. Фомичев С.А. Грибоедов: Энциклопедия. – СПб., 2007.

 

Литература

1. Безносов Э.Л. Грибоедов в школе: Кн. для учителя. – М., 2004.

2. Медведева Н. Н. «Горе от ума» А. С. Грибоедова. – М., 1974.

3. Петров С.М. «Горе от ума». Комедия А. С. Грибоедова: По­собие для учителя. – М., 1981.

4. Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». – М., 1971.

5. Смольников И.Ф. Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»: Кн. для учителя. – М., 1986.

6. Фомичев С.А. Грибоедов: Энциклопедия. – СПб., 2007.

 

Литература

1. Бонди С.М. «Моцарт и Сальери» // Бонди С. М. О Пушкине. Статьи и исследования. – М., 1978.

2. Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. – М., 1987.

3. Рассадин С.Т. Драматург Пушкин. Поэтика. Идеи. Эволю­ция. – М., 1977.

4. Скатов Н.Н. Пушкин //Скатов Н.Н. Сочинения: В 4т. Т.1. – СПб., 2001.

5. Устюжанин Д.И. «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина. – М., 1974.

6. Филиппова Н.Ф. Трагедия А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». – М., 1991.

 

Литература

1. Гоголь: История и современность: К 175-летию со дня рождения. /Сост. В.В.Кожинов и др. – М., 1985.

2. Докусов А.М., Маранцман В. Г. Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» в школьном изучении. 2-е изд. – Л., 1975.

3. Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. – М., 1972.

4. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. – М., 1996.

5. Манн Ю.В. Постигая Гоголя: Учеб. пособие. – М., 2005.

6. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. 2-е изд. – М., 1979.

 

Литература

1. Макогоненко Г.П. Лермонтов и Пушкин: Проблемы преемственного развития литературы. – Л., 1987.

2. Непомнящий В.С. Лирика Пушкина как духовная биография: Репетиция книги. – М., 2001.

3. Произведения А.С.Пушкина в школе: Сборник / Сост. Коровина В.Я.: В 2-х ч. – М., 2002.

4. Сквозников В.Д. Русская лирика. – М., 2002.

5. Степанов Н. Л. Лирика Пушкина. Очерки и этюды. М., 1974.

***

1. Коровин В. И. Творческий путь М. Ю. Лермонтова. – М., 1973.

2. Кормилов С.И. Поэзия М.Ю.Лермонтова. 3 изд. – М., 2000.

3. Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова. – М., 1985.

4. Миллер О.В. «Пророк» // Лермонтовская энциклопедия. – М., 1999.

5. Фохт У. Р. Лермонтов. Логика творчества. – М., 1975.

 

М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

В стихотворениях Лермонтова, написанных в разное время, отчетливо звучат сквозные, постоянные мотивы, одинаково важные для поэта в разные го­ды его творческого пути. Любовная лирика Лермонтова позволяет говорить о внутреннем движении, развитии поэтического «я», и вместе с тем именно в ней устойчивость, постоянство лирического героя, его сосредоточенность на чувстве собственной боли и собствен­ного одиночества выходят на первый план. В ходе анализа и нужно выявить, каково же лирическое «я» в любовной лирике Лермонтова. В стихотворении 1830 г. «Н. Ф. И...вой» («Любил с начала жизни я...») лирический герой соотносит себя с миром, ощущая свое внутреннее несходство с людьми. Подумайте, как усиливает это чувство отъединенности и непонятости воспоминание героя о любви. В какой мере образ героини присутствует в стихотворении? Что же она не способна понять? Что влечет героя? Проследите, как созна­ние его выносится за пределы земного и скорбь, тоска дополняются жаждой понять тайное в жизни, ощутить свое единство с «толпою звезд». Подумайте, в чем противоречивость внутреннего состояния лирического героя, к чему он тяготеет.

В стихотворении «К Н. И.» («Я не достоин, может быть...») (1831) нужно обратить внимания на то, как создается образ героини. В каких отношениях она находится с внешним ми­ром? Подумайте над фразой: «Она увлечена мгновением»; как, эта характеристика не снижает ее, но противопоставляет лириче­скому герою. Проследите, как он снова углубляется в свое чувство, в свою несвободу от него.

Анализируя стихотворение «Сентября 28» (1831), постарайтесь показать, как герой обнаруживает нечто совершенно новое в се­бе (печальную нежность, в какой-то момент – смирение) и в то же время как он обречен быть самим собой, одинаковым во всем и до конца. Что дает стихотворению образ «другого», как углубляет ха­рактер лирического героя? Проследите, как через этот образ герой характеризует себя и свою любовь, как он силою своего чувства и своего слова, «тайною властью» вновь приковывает к себе ту, ко­торую любит. Интересно также установить внутреннюю связь этого стихотво­рения с другими, последующими, например, «Расстались мы, но твой портрет...».

Стихотворение «Оправдание» («Когда одни воспоминанья...») (1841) поэтически фиксирует как бы новый период в жизни героя. Покажите, в чем мучительность его состояния, чем он угнетен боль­ше всего и в чем он оказывается выше, «альтруистичнее» лириче­ского героя других стихотворений.

Анализируя в заключение стихотворение «Любовь мертвеца» (1841), постарайтесь показать, как это стихотворение почти кульминационно выражает то, чем жила любовная лирика Лермонтова. Подумайте, зачем потребовалась поэту столь предельно условная ситуация («Пускай холодною землей засыпан я...»)? Как это позволяет ему обнаружить, что герой, расставшись с жизнью, все равно остается в плену и у своих «земных страстей», и у неземных порывов, что он не может и не хочет освободиться от своей любви и что он не освободит от любви ту, которую любит.

Литература

1. Гинзбург Л. О лирике. Изд.5-е. – М., 1997.

2. Коровин В. И. Творческий путь М. Ю. Лермонтова. – М., 1973.

3. Кормилов С.И. Поэзия М.Ю.Лермонтова. 3 изд. – М., 2000.

4. Аринштейн Л.М., Щемелева Л.М.. «Ивановский цикл» и др. // Лермонтовская энциклопедия. – М., 1999.

5. Марченко А.М. Лермонтов. – М., 2010.

6. Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. – М., 1975.

Литература

1. Бухштаб Б.Я. Н.А.Некрасов: Проблемы творчества. – Л., 1989.

2. Розанова Л.А. О творчестве Н.А.Некрасова: Кн. для учителя. – М., 1988.

3. Скатов Н.Н. «Ты проснешься ль, исполненный сил?..» (Сти­хотворение «Размышления у парадного подъезда Н. А. Некрасова) // Скатов Н.Н. Литературные очерки. – М., 1985.

4. Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Н.А.Некрасова. М., 1985.

5. Скатов Н.Н. Некрасов //Скатов Н.Н. Сочинения: В 4т. Т.3. – СПб., 2001.

 

Литература

1. Бухштаб Б.Я. Н.А.Некрасов: Проблемы творчества. – Л., 1989.

2. Илюшин А.А. Поэзия Некрасова. – М., 1998.

3. Розанова Л.А. О творчестве Н.А.Некрасова: Кн. для учителя. – М., 1988.

4. Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Н.А.Некрасова. М., 1985.

5. Скатов Н.Н. Некрасов //Скатов Н.Н. Сочинения: В 4т. Т.3. – СПб., 2001.

 

Литература

1. Бухштаб Б.Я. А.А.Фет: Очерк жизни и творчества.2-е изд. – Л., 1990.

2. Бухштаб Б.Я. Фет и другие.: Избр. работы. – СПб., 2000.

3. Скатов Н.Н. Лирика Афанасия Фета.– В кн.: Скатов Н. Н. Далекое и близкое. М., 1981.

4. Сухова Н.П. Лирика Афанасия Фета: В помощь преподавателям, старшеклассникам, абитуриентам. – М., 2000.

5. Озеров Л. Слово – песнь, слово– картина (Стихотворение «Шепот, робкое дыханье...» А. А. Фета) // Вершины. Книга о выдающихся произведениях русской литературы. – М,, 1981.

6. Маймин Е.А. Афанасий Афанасьевич Фет: Книга для учащихся. – М., 1989.

 

Литература

1. Белинский В.Г. Иван Андреевич Крылов.– Собр. соч. в 9-ти т. – Т. 7. – М., 1981.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1986.

3. Гордин М.А. Жизнь Ивана Крылова. – М., 1985.

4. Коровин В.И. Поэт и мудрец. Книга об Иване Крылове. – М., 1996.

5. Степанов Н. Басни Крылова. 2-е изд. – М., 1973.

 

М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

Задача работы – на основе конкретного историко-литератур­ного примера выяснить жанровые особенности пародии и ее роль в борьбе литературных направлений.

Опираясь на известные вам теоретические исследования (литературоведческие словари, энциклопедические издания), дайте определение пародии как литературного жанра, перечислите ее основные разновидности и функции. Попытайтесь ответить на вопрос, в какие моменты исто­рического развития литературы повышается значение пародии. Почему, в частности, пародийные формы восприятия литературной традиции получили широкое распространение в русской литерату­ре 1840-х годов?

Чем была вызвана пародийная переработка Некрасовым стихо­творения Лермонтова? Было ли это попыткой дискредитации лер­монтовской поэзии? Правы ли были те современники Некрасо­ва, которые увидели в его стихотворении посягательство на свя­тость материнских чувств?

Определяя цель и метод пародии Некрасова, проведите сопо­ставление двух текстов, пародируемого и пародирующего, и пока­жите черты их сходства и различия. Сохранил ли Некрасов стихо­вую форму и сюжетную ситуацию стихотворения Лермонтова? Как трансформировались в некрасовском стихотворении социально-бы­товой материал, нравственный пафос, герои «Казачьей колыбель­ной песни»? Найдите в пародии Некрасова выражения, перенесен­ные в нее из стихотворения Лермонтова дословно. Как меняется их смысл в новом контексте? Покажите, как Некрасов перерабатыва­ет текст «Казачьей колыбельной песни», где отступает от него и почему. В чем некрасовская пародия противополож­на оригиналу?

В истории литературы пародия часто служит средством крити­ки пародируемого автора и играет, таким образом, узкоспециаль­ную роль, сводящуюся преимущественно к отрицанию и развенчанию. Но есть у этого жанра и большие возможности, позволяющие создавать на его основе и положительные литературные цен­ности. В этом случае пародия перестает быть вспомогательной фор­мой полемики литературных направлений и начинает выполнять функции большой и «серьезной» литературы: в пародийных произ­ведениях происходит переоценка литературного прошлого и скла­дываются новые художественные формы. Проявились ли в «Колы­бельной песне» Некрасова общие основы его поэтического метода? Почему эту пародию поэт всегда печатал вместе с другими своими произведениями, порой далекими от специфически литературной проблематики? Что опыт Некрасова-пародиста дал для формиро­вания его поэтики в целом?

Литература

1. Скатов Н. Некрасов. Современники и продолжатели. – Л., 1973.

2. Скатов Н.Н. Некрасов //Скатов Н.Н. Сочинения: В 4т. Т.3. – СПб., 2001.

3. Мавер Ло, Гатто А. Искусство разрушать атмосферу лири­ки. («Колыбельная песня» Некрасова, подражание Лермонтову) // Сравнительное изучение литератур. – Л., 1976.

4. Тынянов Ю.Н. О пародии. Стиховые формы Некрасо­ва // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.

Литература

1. Акаткин В.М. А.Т.Твардовский: Страницы творчества: Работы разных лет. – Воронеж, 2008.

2. Кондратович А. Александр Твардовский: Поэзия и личность. 2-е изд. – М., 1985.

3. Македонов А. Творческий путь Твардовского: Дома и дороги. – М., 1981.

4. Творчество Александра Твардовского: Исследования и материалы / Под ред. П.С.Выходцева. – М., 1989.

5. Турков А. М. Александр Твардовский. 2-е изд., испр. и доп. – М., 1981.

РАЗДЕЛ VI

ВОПРОСЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ (СТИЛИСТИКА)

Литература

1. Благой Д.Д. Душа в заветной лире. Очерки жизни и творчества Пушкина. 2-е изд., доп. – М., 1977.

2. Непомнящий В.С. Лирика Пушкина как духовная биография: Репетиция книги. – М., 2001.

3. Степанов Н. Л. Лирика Пушкина. Очерки и этюды. М., 1974.

4. Фомичев С. Поэзия Пушкина: Творческая эволюция. – М., 1986.

5. Чумаков Ю.Н. Стихотворная поэтика Пушкина. – СПб., 1999.

 

Ф.И. ТЮТЧЕВА

На основании известной вам теоретической литературы дайте определение метафоры, охарактеризуйте ее важнейшие художест­венные функции и возможности.

Найдите в лирике Ф. И. Тютчева стихотворения, всецело по­строенные на основе одного развитого сопоставления или образа. Наиболее простым случаем такого построения будут стихотворе­ния, части которых (как правило, две) находятся друг с другом в отношениях композиционного параллелизма. Излюбленным при­емом Тютчева было параллельное изображение природы и нрав­ственно-психологического состояния человека. Опишите этот прием на конкретных примерах, раскрывая содержание тютчевских сопо­ставлений и их художественные цели.

Однако метафорическими в более точном смысле слова будут не эти стихотворения-сравнения, а стихотворения, где характерное для метафоры уподобление, сближение, соотнесение разнородных явлений не выявлено в речевой структуре, а подразумевается. В та­кого рода произведениях из двух соотносимых членов метафоры присутствует только один, второй же обозначается косвенно, наме­ком, подтекстом. Данный прием использован Тютчевым, например, в стихотворении «Что ты клонишь над водами...». Предметно в нем представлен только один пейзажный план. Почему, однако, смысл стихотворения к этому внешнему плану не сводится? Каков подтекст тютчевского пейзажа? Найдите в лирике Тютчева случаи дру­гих метафорических образов, в которых наружный предметный план не является планом единственным и последним, где картина одного явления вызывает не названные прямо ассоциации с явле­ниями другого порядка. Покажите, где в тютчевских образах ма­териального мира открывается содержание психологическое, эсте­тическое, философское, как изображение становится выражением духовного опыта поэта.

Такие стихотворения Тютчева, как «Я лютеран люблю бого­служенье...», «Смотри, как запад разгорелся...», «Под дыханьем непогоды...», «Не остывшая от зною...», и некоторые другие отли­чаются метафоричностью неявной, отчасти закрытой их живопис­ной описательностью. Постарайтесь обнаружить их внутреннюю идею, определить их переносные смыслы. Изложив ваше понима­ние тютчевской символики,







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.