|
ТЕМА 5. РАССКАЗ Л. Н. ТОЛСТОГО «ТРИ СМЕРТИ»КАК ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕ При анализе рассказа вы столкнетесь прежде всего с тем фактом, что в основе этого произведения лежат три вполне самостоятельных сюжета и состоит оно из отчетливо разграниченных повествовательных частей. Внешне главные герои рассказа (Мария Дмитриевна, Федор, Серега) почти не связаны между собой. Однако в соответствии с авторской идеей именно в глубинных связях между изображенными людьми, существами и событиями заключен целостный смысл произведения. Несомненно, самыми важными для автора событиями являются смерти трех существ: Марии Дмитриевны, ямщика Федора и дерева. Следует выяснить, как оценивается Толстым каждая жизнь и каждая смерть, каков, в частности, итог существования барыни, что оставляет о себе в жизни Федор, чем завершается жизнь дерева. Укажите конкретно, где и как проступает такая авторская оценка в повествовании. Учтите, что важнейшим средством оценки у Толстого являются отношения между умирающими и теми, кто их окружает (например, отношение к умирающей барыне ее близких, доктора, отношение к Федору кухарки, Сереги и т. д.). Основным критерием толстовского понимания мира и человека выступает природное, естественное существование, не искаженное искусственными нормами «цивилизованной жизни». С этой позиции и характеризует Толстой изображенные явления, последовательно соотнося их друг с другом с помощью композиционных и стилевых приемов. Покажите, в чем и каким образом Толстой противопоставляет существование барыни существованию Федора, докажите, что противопоставляются их жизни не по внешним социальным и бытовым признакам, а по нравственному содержанию. Какую роль в таком противопоставлении играет смерть дерева? Подводя итоги, покажите, как философский взгляд автора на жизнь формирует идейно-художественное единство произведения. Литература 1. Бялый Г. А. Русский реализм конца XIX века. – Л, 1973. 2. Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы. – Л., 1975. 3. Галаган М.Б. Л.Толстой как художник. 3-е изд. – М., 1981. 4. Л.Н.Толстой: Энциклопедия /Сост. и науч. ред. Н.И.Бурнашева. – М., 2009. 5. Маймин Е.А. Лев Толстой. Путь писателя. – М., 1978. 6. Храпченко М. Б. Лев Толстой как художник. 3-е изд. – М., 1971. Или: Храпченко М. Б. Собр соч. В 4-х т. Т.3. – М., 1980.
ТЕМА 6. СТИХОТВОРЕНИЕ А. А. БЛОКА «О ДОБЛЕСТЯХ, О ПОДВИГАХ, О СЛАВЕ...» КАК ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕ Для лирики А. Блока особое значение имеет контекст (см. об этом в книге Л. Я. Гинзбург), и анализ его стихотворения целесообразно начинать с контекстуального прочтения. Определите место стихотворения в «лирической трилогии» Блока: в чем тематическая связь его со стихотворениями I, II и III томов лирики? Чем можно объяснить, что это стихотворение открывает цикл «Возмездие» и как оно определяет собой цикл? Покажите, что это стихотворение, имеющее своим истоком личные мотивы, является читателю не фактом биографии, но произведением искусства, выражающим объемную художественную мысль. Попробуйте сопоставить его со стихотворениями «Забывшие тебя» и «Когда замрут отчаянье и злоба...» – все они восходят к одному замыслу. Как фактически этот замысел реализовался в каждом из них? Подумайте о роли излюбленных блоковских поэтических образов (найдите их), об их художественном значении в этом стихотворении. Далее, особого анализа требует собственно композиция стихотворения. Как разворачивается лирический сюжет? В чем художественное значение повторов (лексических и синтаксических, найдите их)? Часто поэт, чувствуя необходимость выделить то или иное место, важное для понимания стихотворения, использует приемы стихотворной речи. Учитывая это, найдите в тексте стихотворения единственную строку со смещенной (с традиционного места) цезурой и попробуйте осмыслить этот факт: особое значение этой строки в композиционном развитии стихотворения. Подумайте над другими приемами выразительности стиха. Здесь имеет смысл проанализировать расположение пиррихиев, содержательное значение спондеев (найдите их), рифмовку и строфику. Обратите внимание на систему тропов (прежде всего эпитеты, их специфику и значение для всего произведения), словоупотребление (местоимения), а также интонационно-синтаксическое своеобразие стихотворения. Особого анализа требует прием кольцевого построения, реализованный здесь. Подумайте, в чем его художественный смысл, каким оказывается развитие художественной мысли от начала к концовке стихотворения. Литература 1. Гинзбург Л. Я. О лирике. 5-е изд. – М., 1997. 2. Долгополов Л.К. Александр Блок. Личность и творчество. 2-е изд. – Л., 1980. 3. Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений // Жирмунский В. Теория стиха. – Л., 1975. 4. Максимов Д. Поэзия и проза Ал. Блока. 2-е изд. – Л., 1981. 5. Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. – СПб., 1999. 6. Струнин В.И. Стихотворение А.А.Блока «О доблестях, о подвигах, о славе...» // Целостный анализ литературного произведения. – Свердловск, 1989. ТЕМА 7. РАССКАЗ В. М. ШУКШИНА «ВОЛКИ» КАК ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕ В центре рассказа Шукшина – событие не рядовое, не обыденное. Нужно задуматься, прежде всего, над тем, как сам выбор исключительной ситуации определяет и обрисовку человеческих характеров, и удивительную емкость рассказа. Следует обратить внимание на то, как герои – Иван Дегтярев и Наум Кречетов, eго тесть, – проявляют себя в диалоге в начале рассказа, почему для Шукшина всегда важна речь героя, как она раскрывает и нечто общенародное в человеке, и всегда индивидуальное, особенное. Подумайте, почему в центре рассказа оказывается все-таки событие. Проследите, как динамично развивается действие, постарайтесь понять, что дает автору эта динамика. Обратите внимание на употребляемые автором глаголы и глагольные формы. Особенно следует вглядеться в главного героя, Ивана Дегтярева. Проследите, как меняется его состояние, как соотносятся его чувства с поступками. Одновременно нужно подумать, что нового обнаруживает эта исключительная ситуация в Иване по сравнению с тем, каким он показался нам в разговоре с тестем. Постарайтесь выявить общее в принципах изображения героев. Обратите внимание на таких героев, как Наум Кречетов, милиционер, жена Ивана. Вы увидите, что у каждого героя – свой характер, что Шукшину всегда важно уловить «тип» индивидуальности. |Как создаются характеры Шукшина? Какую роль играют отдельные детали? Как соединяется, по Шукшину, в каждом человеке общенародное, национальное, и неповторимое, свое. В какой степени неповторимость обусловлена в свою очередь национальным? Еще раз обратите внимание на диалог (Ивана и милиционера) уже в конце рассказа. Подумайте над финалом рассказа. Как в нем отражается непростой быт деревни, ее людей? Как в повести соотносятся драматические и комические элементы? Подумайте, как финал рассказа обнаруживает не только неприятие Шукшиным предательства, но и его веру в человеческое взаимопонимание, в нравственные ресурсы человеческой души. Литература 1. Апухтина В.А. Проза В.Шукшина. 2-е изд. – М., 1986. 2. Горн В.Ф. Василий Шукшин. Штрихи к портрету. – М., 1993. 3. Емельянов Л. Василий Шукшин. Очерк творчества. – Л., 1983. 4. Коробов В. Василий Шукшин. 2-е изд. – М., 1988. 5. Черносвитов Е. Пройти по краю. Василий Шукшин: мысли о жизни, смерти и бессмертии. – М., 1989. РАЗДЕЛ II Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|