Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА 44. СТИЛИСТИКА СТИХОТВОРЕНИЯ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА





«ВЫХОЖУ ОДИН Я НА ДОРОГУ...»

Подумайте, как первые две строфы обнаруживают и близость состояния героя, его мироощущения к знакомому нам лирическому «я» лермонтовских стихотворений и вместе с тем несут нечто новое. Постарайтесь не просто понять, каковы здесь от­ношения героя с миром, но выясните, как лексика, поэтические об­разы открывают новый взгляд на мир и новые чувства лириче­ского героя. Для этого проследите, как сам выбор слов создает об­раз мира в его изначальной простоте и одновременно обобщенно­сти, как от конкретных образов мысль движется к земле в целом и к небесам, как уже в само описание природы внесено восприя­тие ее человеческим сознанием, понимающим торжественность мгновения. Подумайте, как рождается контрастное противопостав­ление состояния природы и лирического «я», прокомментируйте слова «чудно», «больно» в их поэтическом контексте, обратите вни­мание на знаки препинания во 2-й строфе, истолкуйте их.

Объясните, в чем сложность, противоречивость внутреннего со­стояния героя; задумайтесь, можно ли эти отношения природы и лирического «я» определить только как контрастные.

Проследите, как в дальнейшем развитии поэтической темы при­рода дается именно через восприятие человека, как острое личное переживание преобразует конкретный пейзаж в картину мировой гармонии. Подумайте, с помощью каких выражений создается эта картина, почему поэт почти не использует метафо­рических образов, а прибегает к очень сдержанной, «скупой» сти­листике.

Как сказывается эта обобщенная картина на образе самого ге­роя? Что испытывает он перед лицом мироздания? В чем можно увидеть принципиальное для автора противостояние на равных че­ловеческого «я» всему остальному миру? Как эта равность обна­руживается, например, в соседстве понятий «вечность» и «любовь»? Весь анализ стихотворения должен помочь понять и масштаб, и драматизм лирического «я» лермонтовской поэзии.

Литература

1. Кормилов С.И. Поэзия М.Ю.Лермонтова. 3 изд. – М., 2000.

2. Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова. – М., 1985.

3. Максимов Д.Е. О двух стихотворениях Лермонтова: «Ро­дина», «Выхожу один я на дорогу...» // Русская классичес­кая литература. Разборы и анализы. /Сост. Д. Л. Устюжанин. – М., 1969.

4. Роднянская И.Б. «Выхожу один я на дорогу...» // Лермонтовская энциклопедия. – М., 1999.

5. Марченко А.М. Лермонтов. – М., 2010.

ТЕМА 45. ВИДЫ И СМЫСЛОВАЯ РОЛЬ ТРОПОВ В СТИХОТВОРЕНИИ А. А. БЛОКА «НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ»

Художественные особенности стихотворения «На железной до­роге» определены установкой на рассказ о судьбе героини. Это тра­гическая, но типичная и во многом обыденная женская судьба – так изо­бражает ее автор. Он потрясен этой судьбой, хотя и не связан с ге­роиней лично. Отвлекаясь от сферы интимных чувств и субъектив­ных отношений, поэт заставляет читателя переживать все случив­шееся как объективное явление. Рассказ поэта отличается эмоцио­нальной сдержанностью, но вместе с тем стремится достоверно и с наибольшей выразительностью раскрыть личность героини, ее внут­реннюю драму и обобщенно показать трагизм ее социального по­ложения. Такое художественное задание обусловило стиль стихо­творения: скупая форма, экономия словесного материала и одно­временно концентрация смысла, углубленность психологического содержания, напряженность нравственной проблематики.

Необходимым стилевым приемом является в данном случае насыщение поэтической речи тропами такого рода, чтобы свести к минимуму субъективную окрашенность образа и повысить его объ­ективную значимость.

Цель работы — показать, как и с помощью каких тропов вы­строен образ героини и как через эти тропы реализуется художе­ственная идея произведения.

Обратите внимание, что весь рассказ о героине имеет метони­мический характер; объясните эту особенность, проследив, какие грамматические формы использует Блок для обозначения и назва­ния героини (глагольные формы, субстантивация, местоимения – где и в какой роли они выступают).

Раскройте смысл образа, построенного на метонимии и метони­мическом сравнении в третьей строфе («Три ярких глаза набегаю­щих – // Нежней румянец, круче локон...»). Какие черты героини проступили в этом образе?

На каком тропе построено изображение поезда в четвертой строфе? Каков идейно-художественный смысл этого изображения, как он перекликается с социальным звучанием всего стихотво­рения?

Объясните построение и обобщающее значение метафорических образов в седьмой и восьмой строфах. Охарактеризуйте метафори­ческий образ, заключенный в строках: «Тоска дорожная, желез­ная // Свистела, сердце разрывая...» в связи с предметно-тематиче­ским и идейно-художественным содержанием всего стихотворения; обратите внимание на особенности входящих в этот образ эпитетов.

Какие тропы использованы в последней строфе и как они соче­таются со словами, употребленными здесь в прямом (неперенос­ном) значении? Какой обобщающий смысл приобретает созданный в этой строфе образ?

Подводя итоги, отметьте, в каких случаях рассмотренные тропы, сжатые по форме и чрезвычайно емкие по смыслу, приближаются к поэтическому символу. Как эта особенность тропов данного сти­хотворения связана с поэтическим восприятием России у Блока?

Литература

1. Долгополов Л.К. Александр Блок. Личность и творчество. 2-е изд. – Л., 1980.

2. Крук И.Т. «Сокрытый двигатель его...» Проблемы эволюции творчества А.Блока. – Киев, 1980.

3. Максимов Д. Поэзия и проза Ал. Блока. 2-е изд. – Л., 1981.

4. Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. – СПб., 1999.

5. Образное слово А. Блока. /Сб. статей. М., 1980.

 

РАЗДЕЛ VII

ВОПРОСЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ

Общие методические указания к темам VII раздела

Стихотворная речь благодаря своей ритмической организации приобретает специфический характер: это речь эмоционально на­сыщенная, субъективно окрашенная, экспрессивная. Ритмическая основа делает более весомым, ощутимым не только значение, смысл каждого слова, но и звучание его, воздействует на интона­цию стихотворения, вносит в него музыкальное начало.

При рассмотрении стихотворных произведений следует учиты­вать ритмическое многообразие русского стиха, которое создается не только наличием основных стоп (т. е. чистой метрикой), но и целым рядом других факторов (количеством стоп, характером клаузул, рифм, их расположением, наличием пиррихиев и спонде­ев, цезуры, переносов и др.). Студент должен помнить, что ритм является одним из элементов художественной структуры стихотворного произведения. Взаимодействием ритма, слова, поэтиче­ского синтаксиса, звуковой организации создается ритмико-интонационный строй стиха? воплощающий в себе идейно-эмоциональное содержание стихотворного произведения.

 

ТЕМА 46. РИТМИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ЯМБИЧЕСКИХ СТИХОВ

А. С. ПУШКИНА

Цель работы – показать ритмическое разнообразие стихотво­рений Пушкина, написанных ямбами; осмыслить ритмику как со­держательный элемент образной структуры произведения.

При выяснении истоков ритмического разнообразия пушкинских ямбов следует учитывать длину стиха (количество стоп), ее воз­действие на ритм, ее связь с поэтическим содержанием стихотво­рений («Адели» («Играй, Адель»), «К***» («Я помню чудное мгно­венье...»), «19 октября», «Ночь» и др.). Обратите внимание на роль цезуры в ритмической организации стихотворения («Простишь ли мне ревнивые мечты...», «19 октября», «Желание славы» («Когда, любовию и негой упоенный...»), «Осень (отрывок)» и др.); раскрой­те влияние пиррихиев и спондеев на ритмику, их обусловленность поэтической мыслью стихотворения («Ночь», «Телега жизни», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Друзьям» («Нет, я не льстец, когда царю...»), «19 октября», «Осень (отрывок)» и др.).

Необходимо рассмотреть поэтический синтаксис, значение перено­сов в ритмической организации стихотворения («Зима. Что делать нам в деревне?», «...Вновь я посетил...» и др.); выявить характер рифм (мужская, женская), наличие или отсутствие строфики, воздействие этих элементов ритмики на эмоциональное содержание стихотворений («К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Для берегов отчизны дальней...», «Кавказ», «Обвал», «Осень (отрывок)», «Ненастный день потух, ненастной ночи мгла...» и др.).

Литература

1. Кожинов В.В. Как пишут стихи. О законах поэтического творчества. – М., 2001.

2. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха. – М., 2002.

3. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. – М., 2002.

4. Чумаков Ю.Н. Стихотворная поэтика Пушкина. – СПб., 1999.

5. Шервинский С. В. К изучению ритмики Пушкина. – В кн.: Искусство слова. Сб. статей к 80-летию Д. Д. Благого. – М., 1973.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.