|
ТЕМА 44. СТИЛИСТИКА СТИХОТВОРЕНИЯ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 «ВЫХОЖУ ОДИН Я НА ДОРОГУ...» Подумайте, как первые две строфы обнаруживают и близость состояния героя, его мироощущения к знакомому нам лирическому «я» лермонтовских стихотворений и вместе с тем несут нечто новое. Постарайтесь не просто понять, каковы здесь отношения героя с миром, но выясните, как лексика, поэтические образы открывают новый взгляд на мир и новые чувства лирического героя. Для этого проследите, как сам выбор слов создает образ мира в его изначальной простоте и одновременно обобщенности, как от конкретных образов мысль движется к земле в целом и к небесам, как уже в само описание природы внесено восприятие ее человеческим сознанием, понимающим торжественность мгновения. Подумайте, как рождается контрастное противопоставление состояния природы и лирического «я», прокомментируйте слова «чудно», «больно» в их поэтическом контексте, обратите внимание на знаки препинания во 2-й строфе, истолкуйте их. Объясните, в чем сложность, противоречивость внутреннего состояния героя; задумайтесь, можно ли эти отношения природы и лирического «я» определить только как контрастные. Проследите, как в дальнейшем развитии поэтической темы природа дается именно через восприятие человека, как острое личное переживание преобразует конкретный пейзаж в картину мировой гармонии. Подумайте, с помощью каких выражений создается эта картина, почему поэт почти не использует метафорических образов, а прибегает к очень сдержанной, «скупой» стилистике. Как сказывается эта обобщенная картина на образе самого героя? Что испытывает он перед лицом мироздания? В чем можно увидеть принципиальное для автора противостояние на равных человеческого «я» всему остальному миру? Как эта равность обнаруживается, например, в соседстве понятий «вечность» и «любовь»? Весь анализ стихотворения должен помочь понять и масштаб, и драматизм лирического «я» лермонтовской поэзии. Литература 1. Кормилов С.И. Поэзия М.Ю.Лермонтова. 3 изд. – М., 2000. 2. Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова. – М., 1985. 3. Максимов Д.Е. О двух стихотворениях Лермонтова: «Родина», «Выхожу один я на дорогу...» // Русская классическая литература. Разборы и анализы. /Сост. Д. Л. Устюжанин. – М., 1969. 4. Роднянская И.Б. «Выхожу один я на дорогу...» // Лермонтовская энциклопедия. – М., 1999. 5. Марченко А.М. Лермонтов. – М., 2010. ТЕМА 45. ВИДЫ И СМЫСЛОВАЯ РОЛЬ ТРОПОВ В СТИХОТВОРЕНИИ А. А. БЛОКА «НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ» Художественные особенности стихотворения «На железной дороге» определены установкой на рассказ о судьбе героини. Это трагическая, но типичная и во многом обыденная женская судьба – так изображает ее автор. Он потрясен этой судьбой, хотя и не связан с героиней лично. Отвлекаясь от сферы интимных чувств и субъективных отношений, поэт заставляет читателя переживать все случившееся как объективное явление. Рассказ поэта отличается эмоциональной сдержанностью, но вместе с тем стремится достоверно и с наибольшей выразительностью раскрыть личность героини, ее внутреннюю драму и обобщенно показать трагизм ее социального положения. Такое художественное задание обусловило стиль стихотворения: скупая форма, экономия словесного материала и одновременно концентрация смысла, углубленность психологического содержания, напряженность нравственной проблематики. Необходимым стилевым приемом является в данном случае насыщение поэтической речи тропами такого рода, чтобы свести к минимуму субъективную окрашенность образа и повысить его объективную значимость. Цель работы — показать, как и с помощью каких тропов выстроен образ героини и как через эти тропы реализуется художественная идея произведения. Обратите внимание, что весь рассказ о героине имеет метонимический характер; объясните эту особенность, проследив, какие грамматические формы использует Блок для обозначения и названия героини (глагольные формы, субстантивация, местоимения – где и в какой роли они выступают). Раскройте смысл образа, построенного на метонимии и метонимическом сравнении в третьей строфе («Три ярких глаза набегающих – // Нежней румянец, круче локон...»). Какие черты героини проступили в этом образе? На каком тропе построено изображение поезда в четвертой строфе? Каков идейно-художественный смысл этого изображения, как он перекликается с социальным звучанием всего стихотворения? Объясните построение и обобщающее значение метафорических образов в седьмой и восьмой строфах. Охарактеризуйте метафорический образ, заключенный в строках: «Тоска дорожная, железная // Свистела, сердце разрывая...» в связи с предметно-тематическим и идейно-художественным содержанием всего стихотворения; обратите внимание на особенности входящих в этот образ эпитетов. Какие тропы использованы в последней строфе и как они сочетаются со словами, употребленными здесь в прямом (непереносном) значении? Какой обобщающий смысл приобретает созданный в этой строфе образ? Подводя итоги, отметьте, в каких случаях рассмотренные тропы, сжатые по форме и чрезвычайно емкие по смыслу, приближаются к поэтическому символу. Как эта особенность тропов данного стихотворения связана с поэтическим восприятием России у Блока? Литература 1. Долгополов Л.К. Александр Блок. Личность и творчество. 2-е изд. – Л., 1980. 2. Крук И.Т. «Сокрытый двигатель его...» Проблемы эволюции творчества А.Блока. – Киев, 1980. 3. Максимов Д. Поэзия и проза Ал. Блока. 2-е изд. – Л., 1981. 4. Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. – СПб., 1999. 5. Образное слово А. Блока. /Сб. статей. М., 1980.
РАЗДЕЛ VII ВОПРОСЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ Общие методические указания к темам VII раздела Стихотворная речь благодаря своей ритмической организации приобретает специфический характер: это речь эмоционально насыщенная, субъективно окрашенная, экспрессивная. Ритмическая основа делает более весомым, ощутимым не только значение, смысл каждого слова, но и звучание его, воздействует на интонацию стихотворения, вносит в него музыкальное начало. При рассмотрении стихотворных произведений следует учитывать ритмическое многообразие русского стиха, которое создается не только наличием основных стоп (т. е. чистой метрикой), но и целым рядом других факторов (количеством стоп, характером клаузул, рифм, их расположением, наличием пиррихиев и спондеев, цезуры, переносов и др.). Студент должен помнить, что ритм является одним из элементов художественной структуры стихотворного произведения. Взаимодействием ритма, слова, поэтического синтаксиса, звуковой организации создается ритмико-интонационный строй стиха? воплощающий в себе идейно-эмоциональное содержание стихотворного произведения.
ТЕМА 46. РИТМИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ЯМБИЧЕСКИХ СТИХОВ А. С. ПУШКИНА Цель работы – показать ритмическое разнообразие стихотворений Пушкина, написанных ямбами; осмыслить ритмику как содержательный элемент образной структуры произведения. При выяснении истоков ритмического разнообразия пушкинских ямбов следует учитывать длину стиха (количество стоп), ее воздействие на ритм, ее связь с поэтическим содержанием стихотворений («Адели» («Играй, Адель»), «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября», «Ночь» и др.). Обратите внимание на роль цезуры в ритмической организации стихотворения («Простишь ли мне ревнивые мечты...», «19 октября», «Желание славы» («Когда, любовию и негой упоенный...»), «Осень (отрывок)» и др.); раскройте влияние пиррихиев и спондеев на ритмику, их обусловленность поэтической мыслью стихотворения («Ночь», «Телега жизни», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Друзьям» («Нет, я не льстец, когда царю...»), «19 октября», «Осень (отрывок)» и др.). Необходимо рассмотреть поэтический синтаксис, значение переносов в ритмической организации стихотворения («Зима. Что делать нам в деревне?», «...Вновь я посетил...» и др.); выявить характер рифм (мужская, женская), наличие или отсутствие строфики, воздействие этих элементов ритмики на эмоциональное содержание стихотворений («К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Для берегов отчизны дальней...», «Кавказ», «Обвал», «Осень (отрывок)», «Ненастный день потух, ненастной ночи мгла...» и др.). Литература 1. Кожинов В.В. Как пишут стихи. О законах поэтического творчества. – М., 2001. 2. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха. – М., 2002. 3. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. – М., 2002. 4. Чумаков Ю.Н. Стихотворная поэтика Пушкина. – СПб., 1999. 5. Шервинский С. В. К изучению ритмики Пушкина. – В кн.: Искусство слова. Сб. статей к 80-летию Д. Д. Благого. – М., 1973.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|