|
ТЕМА 37. СООТНОШЕНИЕ, ЭПИЧЕСКОГО, ЛИРИЧЕСКОГО И ДРАМАТИЧЕСКОГО НАЧАЛ В СТИХОТВОРЕНИИ Н.А. НЕКРАСОВА«ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА» Н. А. Некрасов, поэт-реформатор, нередко в одном произведении сочетает принципы и законы построения не только разных жанров, но и разных родов литературы. Примером тому может служить "Железная дорога». Главная задача работы – показать, что такой синтез действительно имеет место, и доказать, что необходимость его вызвана поэтическим заданием данного произведения; лирические, эпические и драматические приемы, взаимодополняя и оттеняя друг друга, создают неповторимое художественное единство. Найдите в стихотворении непосредственно лирические мотивы и образы, докажите, что это лирика активная, социально направленная даже в пейзажах. Далее отметьте драматические черты произведения. Проанализируйте позицию и место автора, форму изложения, специфику сюжета. Обратите внимание на необычный эпиграф, его содержание и значение для всего произведения. В чем художественное значение нарочито драматизированной формы эпиграфа? Наконец, подумайте о причинах, позволяющих говорить о «Железной дороге» и как о произведении эпическом. Охарактеризуйте проблематику, тему произведения с ее масштабностью, обратите внимание на систему персонажей. Помимо отдельных характеров, необходимо обратить внимание на образ «царя-голода» (его место в произведении), а также на то, как изображается в стихотворении народ. Почему этот образ можно характеризовать и как лирический, и как эпический? Подумайте, почему оказывается возможным органическое сочетание в одном произведении признаков и разных жанров (каких?). Интересно разобраться, какое место в жанровом многообразии произведения занимает сон Вани. Почему этот выделяющийся своим своеобразием отрывок естественно и логично входит в ткань всего произведения? В заключение, подводя итог, задумайтесь над тем, кому адресовано произведение, и в связи с этим – о его художественном задании в целом. Литература 1. Бухштаб Б.Я. Н.А.Некрасов: Проблемы творчества. – Л., 1989. 2. Илюшин А.А. Поэзия Некрасова. – М., 1998. 3. Розанова Л.А. О творчестве Н.А.Некрасова: Кн. для учителя. – М., 1988. 4. Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Н.А.Некрасова. М., 1985. 5. Скатов Н.Н. Некрасов //Скатов Н.Н. Сочинения: В 4т. Т.3. – СПб., 2001.
ТЕМА 38. ПРОЯВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПОЭТА В СТИХОТВОРЕНИЯХ А. А. ФЕТА «ШЕПОТ, РОБКОЕ ДЫХАНЬЕ...» И «ТОЛЬКО В МИРЕ И ЕСТЬ...» А.А. Фет относится к таким поэтам, у которых принципы их поэтического творчества отчетливо и неизменно проявляются в каждом произведении на протяжении всего творческого пути. Но конкретное воплощение этих принципов оказывается в каждом случае иным. С такой точки зрения показателен сопоставительный анализ предлагаемых двух стихотворений Фета, разделенных 33 годами жизни поэта. Начиная анализ, покажите принципиальную близость этих стихотворений. Какова лирическая тема каждого? Можно ли четко определить предмет изображения? Есть ли в них временное развитие, фабула? Определены ли пространственные границы, масштаб изображения? Сопоставьте стихотворения также по их тональности, настроению. Как вы понимаете характеристику Фета как поэта «застывшего мгновения», которую дали ему уже его современники? Исходя из общего, проследите далее, какими конкретными поэтическими средствами достигается внутренняя целостность каждого из произведений, впечатление «единого дыхания», как реализуется поэтическое задание в каждом случае. Для этого имеет смысл проанализировать стихотворение в следующих аспектах: 1)образная система; 2) синтаксическое построение; 3) рифмовка; 4) структура строчек; 5) тропы (какие? – их художественное значение); 6) ритмика, стихотворный размер; 7) интонация; 8) строфическая организация. В заключение подумайте, в чем динамика каждого из стихотворений. Чем при отсутствии сюжетного развития создается движение лирической темы? Литература 1. Бухштаб Б.Я. А.А.Фет: Очерк жизни и творчества.2-е изд. – Л., 1990. 2. Бухштаб Б.Я. Фет и другие.: Избр. работы. – СПб., 2000. 3. Скатов Н.Н. Лирика Афанасия Фета.– В кн.: Скатов Н. Н. Далекое и близкое. М., 1981. 4. Сухова Н.П. Лирика Афанасия Фета: В помощь преподавателям, старшеклассникам, абитуриентам. – М., 2000. 5. Озеров Л. Слово – песнь, слово– картина (Стихотворение «Шепот, робкое дыханье...» А. А. Фета) // Вершины. Книга о выдающихся произведениях русской литературы. – М,, 1981. 6. Маймин Е.А. Афанасий Афанасьевич Фет: Книга для учащихся. – М., 1989.
ТЕМА 39. СПЕЦИФИКА ЖАНРА БАСНИ И. А. КРЫЛОВА «КОТ И ПОВАР» Выполняя работу на данную тему, установите, прежде всего, традиционные признаки басенного жанра (по учебнику, «Словарю литературоведческих терминов» или «Краткой литературной энциклопедии»), а затем в процессе анализа басни И. А. Крылова «Кот и повар» раскройте, как эти признаки преломляются в индивидуальном творческом опыте гениального русского баснописца. Покажите, что при всей краткости, обобщенности содержания басни перед нами развертывается не абстрактная аллегория, а живая картина жизни. Что делает ее живой? С этой точки зрения интересен прежде всего главный персонаж басни: докажите, что повар в басне Крылова не повар вообще, а живой человеческий характер. Что делает его таким? Проследите, насколько индивидуальны качества персонажа, проявляющиеся в поступках, речи, в авторской характеристике, как они определяют развитие басенного сюжета и как сказывается в сюжете логика данного характера. Сопоставьте созданную Крыловым картину жизни с моралью басни. Укладывается ли содержание басни в ее мораль? С этой точки зрения интересно посмотреть и на другие басни Крылова, например «Демьянова уха», «Ворона и лисица», «Волк на псарне». Покажите, что живая жизнь, развертывающаяся в сюжетах басен Крылова, шире басенной морали. Особое внимание уделите образу баснописца. В чем проявляется его присутствие, его отношение к персонажу, умению «чисто по-русски смотреть на вещи» (В.Белинский)? Как создается «русский дух» в нарисованной Крыловым картине жизни? В заключение объясните, почему, по словам Белинского, «басни Крылова – не просто басни: это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира, словом, что хотите, только не просто басня». Литература 1. Белинский В.Г. Иван Андреевич Крылов.– Собр. соч. в 9-ти т. – Т. 7. – М., 1981. 2. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1986. 3. Гордин М.А. Жизнь Ивана Крылова. – М., 1985. 4. Коровин В.И. Поэт и мудрец. Книга об Иване Крылове. – М., 1996. 5. Степанов Н. Басни Крылова. 2-е изд. – М., 1973.
ТЕМА 40. ПАРОДИЯ И ОРИГИНАЛ: «КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ» Н.А. НЕКРАСОВА И «КАЗАЧЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ» М.Ю. ЛЕРМОНТОВА Задача работы – на основе конкретного историко-литературного примера выяснить жанровые особенности пародии и ее роль в борьбе литературных направлений. Опираясь на известные вам теоретические исследования (литературоведческие словари, энциклопедические издания), дайте определение пародии как литературного жанра, перечислите ее основные разновидности и функции. Попытайтесь ответить на вопрос, в какие моменты исторического развития литературы повышается значение пародии. Почему, в частности, пародийные формы восприятия литературной традиции получили широкое распространение в русской литературе 1840-х годов? Чем была вызвана пародийная переработка Некрасовым стихотворения Лермонтова? Было ли это попыткой дискредитации лермонтовской поэзии? Правы ли были те современники Некрасова, которые увидели в его стихотворении посягательство на святость материнских чувств? Определяя цель и метод пародии Некрасова, проведите сопоставление двух текстов, пародируемого и пародирующего, и покажите черты их сходства и различия. Сохранил ли Некрасов стиховую форму и сюжетную ситуацию стихотворения Лермонтова? Как трансформировались в некрасовском стихотворении социально-бытовой материал, нравственный пафос, герои «Казачьей колыбельной песни»? Найдите в пародии Некрасова выражения, перенесенные в нее из стихотворения Лермонтова дословно. Как меняется их смысл в новом контексте? Покажите, как Некрасов перерабатывает текст «Казачьей колыбельной песни», где отступает от него и почему. В чем некрасовская пародия противоположна оригиналу? В истории литературы пародия часто служит средством критики пародируемого автора и играет, таким образом, узкоспециальную роль, сводящуюся преимущественно к отрицанию и развенчанию. Но есть у этого жанра и большие возможности, позволяющие создавать на его основе и положительные литературные ценности. В этом случае пародия перестает быть вспомогательной формой полемики литературных направлений и начинает выполнять функции большой и «серьезной» литературы: в пародийных произведениях происходит переоценка литературного прошлого и складываются новые художественные формы. Проявились ли в «Колыбельной песне» Некрасова общие основы его поэтического метода? Почему эту пародию поэт всегда печатал вместе с другими своими произведениями, порой далекими от специфически литературной проблематики? Что опыт Некрасова-пародиста дал для формирования его поэтики в целом? Литература 1. Скатов Н. Некрасов. Современники и продолжатели. – Л., 1973. 2. Скатов Н.Н. Некрасов //Скатов Н.Н. Сочинения: В 4т. Т.3. – СПб., 2001. 3. Мавер Ло, Гатто А. Искусство разрушать атмосферу лирики. («Колыбельная песня» Некрасова, подражание Лермонтову) // Сравнительное изучение литератур. – Л., 1976. 4. Тынянов Ю.Н. О пародии. Стиховые формы Некрасова // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|