Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тест «Хороший ли вы воспитатель?»





В нижеприведенной таблице напишите свой вариант ответа на каж­дый вопрос.

Да (всегда, в любом случае, регулярно, безусловно и т. п.).

Иногда (в некоторых случаях, изредка, отчасти и т. п.).

Нет (никогда, ни при каких обстоятельствах, ни в коем случае и т. п.).

№   Вопросы   Ответ   Балл  
  Отвечаете ли вы: «Я покажу тебе, когда ты подрастешь» на некоторые вопросы ребенка?          
  Даете ли вы ребенку деньги на мелкие расходы?          
  Если вы отказываете в чем-нибудь ребенку, объясняете ли причину?          
  Позволяете ли вы детям помогать по хозяйству, даже зная, что пользы от этой помощи мало или совсем нет?          
  Считаете ли вы допустимой небольшую ложь в отношениях с детьми?          
  Пользуетесь ли вы любым случаем, чтобы способствовать развитию наблюдательности у ребенка?          
  Позволяете ли вы себе в присутствии ребенка критиковать своих знакомых?          
  Считаете ли вы, что ребенка нельзя обманывать?          
  Считаете ли вы, что маленьким детям следует объяснять все жизненные ситуации?          
  Читаете ли вы книги по воспитанию детей?          
  Считаете ли вы, что даже самые маленькие имеют право на свои тайны?          
  Случается ли вам грозить наказанием ребенку, если он оставит на тарелке что-нибудь?          
  Способствуете ли вы развитию у детей чувства независимости и уверенности в себе?          
  Умеете ли вы разделить радость ребенка?          
  Охотно ли вы проводите свое свободное время с детьми?          
  Любите ли вы демонстрировать таланты своих детей?          
  Умеете ли вы сказать так, чтобы вас тотчас же послушались?          
  Если ваш ребенок раскапризничался, способны ли вы сохранить полное спокойствие?          
  Легко ли вы завязываете дружеские отношения с товарищами своих детей?          
  Сумма баллов:      

Ключ



Оцените свои ответы:

№ вопроса   Балл    
Да   Иногда   Нет  
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

А теперь подсчитайте сумму набранных баллов.

Меньше 25 баллов. Строгость — не единственный элемент хоро­шего воспитания. С вашими принципами вам трудно будет вырастить ребенка веселым и уравновешенным человеком.

25-56 баллов. Принципы у вас, в общем-то, правильные. Но не кажется ли вам, что быть только логичным недостаточно, надо еще быть реалистичным?

Свыше 56 баллов. Ваши терпение и понимание детской психоло­гии, безусловно, увенчаются успехом. Думается, что те, кто считает вас хорошим воспитателем, правы.

Вероятно, эти оценки вызовут споры и разногласия. Но не обижай­тесь, если что-либо окажется вам не по вкусу. Во-первых, игра — это игра, шутка; во-вторых, материал для оценок каждый дал сам. А, в-треть­их, вы имеете право и не согласиться с теми взглядами на воспитание, которые выражены в оценках за ответы.

Во все времена говорилось, что в воспитании нет рецептов. И тем не менее в трудах многих педагогов обнаруживаются правила, прин­ципы, заповеди разумного воспитания. Поразмышляйте над ними. Возможно, вам удастся дополнить их.

Заповеди разумного воспитания

Заповедь первая:никогда не воспитывайте в плохом настроении.

Заповедь вторая:ясно определите, чего вы хотите от ребенка (и объяс­ните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу, убе­дите его, что ваши воспитательные цели — это и его цели.

Заповедь третья:предоставьте ребенку самостоятельность, воспиты­вайте, но не контролируйте каждый его шаг.

Заповедь четвертая:не подсказывайте готового решения, а показы­вайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правиль­ные и ложные шаги к цели.

Заповедь пятая:не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребенка за каждый удачный его шаг. Причем хвали­те не вообще, а конкретно! Не «Ты — молодец», а обязательно «Ты молодец, потому что...».

Заповедь шестая:если же ребенок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на это. Сразу дайте оценку по­ступку и сделайте паузу, чтобы ребенок осознал услышанное.

Заповедь седьмая:оценивайте поступок, а не личность: сущность че­ловека и отдельные его поступки не одно и то же. «Ты плохой!» (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного «Ты по­ступил плохо!» (оценка поступка). Немаловажное дополнение: ваше замечание по поводу ошибки или поступка должно быть крат­ким, определенным.

Заповедь восьмая:дайте понять ребенку (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, не­смотря на его оплошность. Дайте понять (но не обязательно это го­ворить): когда этот неприятный разговор закончится, инцидент будет исчерпан.

Заповедь девятая:воспитание — это последовательность целей. По­могите ребенку строить систему перспективных целей — от даль­ней к средней и от нее к сегодняшней.

Заповедь десятая:воспитатель должен быть твердым, но добрым. Ни абсолютная твердость во что бы то ни стало, ни такая же безгра­ничная доброта не годятся в качестве единственного основопола­гающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной си­туацией. Тогда воспитание будет еще и своевременным.

ответы к разделу «подготовка к семинарскому ЗАНЯТИЮ»

№1.1. Остальные определения либо неполны, либо не­верны.

№2.1,4,5.

№4:1)принцип общественной направленности воспитания; 2) эффек­тивность воспитания обусловлена потребностями, интересами, воз­можностями, половозрастными особенностями личности; 3) принцип
стимулирования активности личности, принцип сочетания педагоги­ческого руководства и инициативы и активности самой личности.
№ 5. б.
№ 6. Один из вариантов: 1) осознание неправильности сложившихся
взглядов и убеждений; 2) формирование негативного отношения к
ним; 3) формирование мотивов перестройки существующей систе­мы взглядов и убеждений; 5) формирование новой системы взглядов
и убеждений; 6) корректировка мировоззрения.

Литература

Конвенция о правах ребенка // Сов. педагогика. — 1991. — № 10.

Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. — М., 1985.

Берне Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986.

Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. — 1995. — № 4.

Вулъфов Б. 3., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. — М.: УРАО, 1997.

Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. — М., 1991.

Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. — М.: Прометей, 1992.

Новикова Л. И. Воспитание как педагогическая категория // Педаго­гика. - 2000. -№ 6.

Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 1998.

 

Модуль 2

Содержание и базовые концепции воспитания. Национальное своеобразие воспитания. Мировоззрение личности

Цели изучения:

охарактеризовать понятие «содержание воспитания»; дать пред­ставление об основных видах воспитания и их специфике в со­временном обществе, а также о концепциях воспитания, базиру­ющихся на различной философской основе; показать особенно­сти национального компонента содержания воспитания.

Форма изучения:

семинарское занятие, самостоятельная работа студента.

Основные понятия:

содержание воспитания, связь содержания воспитания с жизнью, виды воспитания, этические и национальные аспекты содержа­ния воспитания, мировоззрение, критерии воспитанности.

Опорная схема лекции

Содержание воспитания Единство составных элементов, свойств, внутренних связей, противоречий и тенденций в воспитании

 

Умственное воспитание Нравственное воспитание
1. Мотивация учебно-познавательной деятельности (УПД) 2. Формирование умений и навыков УПД 3. Развитие эрудиции и потребностей в самообразовании 1.Формирование нравственных идеалов, норм, оценок 2. Развитие нравственных убеждений, чувств и качеств 3. Формирование опыта нравственного поведения

 

Трудовое воспитание Физическое воспитание
1. Формирование мотивации и позитивного отношения к труду 2. Формирование системы знаний о труде и профессиях 3. Формирование опыта общественного полезной трудовой деятельности 1. Развитие потребности и позитивного отношения в здоровому образу жизни (ЗОЖ) 2. Формирование системы знаний ЗОЖ 3. Спортивно-физическое развитие личности

 

Мировоззрение Модель программы воспитания (по Н.Е. Щурковой)
1. Формирование ценностного отношения к Природе 2. Формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни (гигиена, право, экономика, экология и др.) 3. Формирование представлений о человеке как высшей ценности на Земле (профессии, семья, общение, личное достоинство т.д.) 4. Формирование ценностного отношения к Родине, государству 5. Формирование образа жизни, ориентированного на добро, истину, красоту 6. Формирование активной жизненной позиции

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.