Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Метод воспитания и метод воздействия





Сложность состоит в разведении понятий «метод воспитания» и «метод воздействия». Метод воспитания — это, видимо, то общее и широкое воз­действие, которое выступает для процесса формирования личности фак­тором и складывается из целого ряда социально-психологических влия­ний, определяющих формирование той или иной стороны отношений. Это скорее теоретическое понятие, чем практическое, потому что оно состоит из ансамбля влияний самых различных и в каждом случае эти влияния сами по себе представляют какие-то вполне конкретные и определяющие метод воздействия. Тогда, скажем, методом убеждения окажется вся систе­ма информативного воздействия на ребенка, организуемая со стороны педагога. Туда будут входить и книги, которые он с детьми читает, и сказ­ки, которые рассказывает, и аргументы для педагогического требования или договора между педагогом и детьми. Все эти воздействия будут иметь одно направление — развитие рациональной стороны отношений ребенка к окружающим его объектам.

Но и предположив, что это так, мы вновь попадаем в трудную теоретиче­скую ситуацию. Как только проецируется сказанное на практику воспита­ния, мы обнаруживаем, что методов воспитания... — нет... Практически существуют лишь методы воздействия как отдельные опе­рации, используемые педагогом в контексте общего влияния на воспитан­ника. Каждый акт организуемой деятельности детей — это комплекс методов, непременно присутствующих во всей объективной палитре. И каждое воздействие педагога — это одновременное сочетание таких опе­рационных воздействий, сливающихся в нечто целое (Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Роспедагентство, 1996).



Правомерно ли отождествление методов воспитания и методов воздействия на ребенка? Насколько такой подход согласуется с Кон­венцией о правах ребенка? Аргументируйте свой ответ.

Соответствие между словом и делом в воспитании

...Обыкновенно приписывают самому ребенку все замечаемые у него не­благоприятные явления, говорят даже иногда о врожденной его злостно­сти, не думая и не подозревая, что качества ребенка являются отражением качеств окружающих его лиц. Врожденными у ребенка можно считать только явления, связанные с его темпераментом, т. е. только степень силы и быстроты его размышлений и действий. Затем он переживает имитаци­онный период, во время которого у него складываются его речь, все глав­ные его привычки и обычаи, вообще все типичные его явления. На самом деле ребенок должен являться серьезной причиной совершенствования представителей семьи, в особенности относительно их правдивости, искренности и прямоты: если любящая мать озабочена развитием своего ребенка и из наблюдения знает, как качества последнего слагаются из дей­ствий и рассуждений окружающих его лиц, то она несомненно станет зор­ко следить за всяким своим действием и словом, избегать всякого произ­вола и всегда щадить личность своего ребенка; этим она несомненно будет содействовать собственному своему совершенствованию, а полным соот­ветствием между своим словом и делом непременно приучит ребенка к правдивости, непосредственности и искренности и этим положит верное основание для развития нравственного характера человека. При изучении человека и условий его образования всего глубже складывается убежде­ние, насколько сильно влияют не слова, а действия близких лиц на разви­вающегося ребенка и насколько любовь к труду, работа и правдивость вос­питателя содействуют нравственному развитию ребенка (Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / Лесгафт П. Ф. // Избр. пед. сочи- М., 1951. - Т. 1. - С. 59-60).

Насколько изменилось положение дел со времен П. Ф. Лесгафта? Как вы охарактеризуете соответствие между словом и доступном в воспитательном процессе современной школы? Приведите примеры.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сила подражания

В своих играх дети не только думают, вспоминают, воображают, чувству­ют, но и действуют. В играх дети воспроизводят все, что видят, слышат, читают. Без игр, без действия образы, взятые ими из жизни и из книг, боль­шей частью бесплодно для их развития испарялись бы, а стало быть, оста­вались бы без всякого влияния на их характер и волю. Кроме того, в играх они учатся сообразительности, находчивости, не говоря уже о ловкости. Здесь они учатся отстаивать свою личную свободу и в то же время подав­лять свои капризы во имя справедливости, приспособляться к обществен­ной среде и во имя личной свободы учатся отстаивать свои мнения. Тыся­чи примеров показывают, как дети, выросшие одиноко, в узком и тесном кругу родных и знакомых, становятся беспомощными, когда они попада­ют в среду чужих людей, в сложный водоворот социальной жизни, как легко они тогда делаются жертвой какой-нибудь случайной встречи, вред­ного влияния, дурного знакомства. Против этой опасности существует только одно средство: с детства окружить ребенка толпой сверстников, внести в его жизнь больше разнообразия, поместить его в сложную среду разнообразных общественных влияний.

А эту роль в школе лучше всего сыграют товарищеские кружки, союзы, общества и пр. с различными задачами, о которых мы упоминали выше...

Наиболее важным фактом из психологии детства представляется нам по­датливость детей внушениям и их подражательность.

Прежде чем самому что-нибудь сделать, ребенок должен видеть, как это дело делают другие. Только при этом условии он может подражать им и убедиться, что он в состоянии сделать то же самое.

Нужны, значит, еще живые хорошие примеры перед глазами детей. Правда, что это свойство всех людей, не только детей, но и взрослых. Все

мы, взрослые люди, перенимаем друг от друга и мысли, и суждения, и же­лания, и верования, и вкусы, и слова, и поступки. Без этого не могло бы распространиться ни одно открытие, хотя бы это было открытие самого Ньютона...

Но ни в каком другом возрасте податливость внушению примеров не встречается в такой преобладающей степени, как в раннем детском и пе­реходном возрасте. Еще Коменский сравнивал детей с обезьянами, кото­рые всему подражают — и дурному, и хорошему. Знаменитый Пирогов объясняет свой выбор медицинской карьеры огромным впечатлением, какое произвел на него в детстве известный московский врач...

Посмотрите, с какой гордостью, раскрасневшись, с высунутым языком тащит иной крестьянский ребенок по поручению матери ведро с водой: он делает работу взрослых, он подражает им.

И каждые отец и мать, каждый учитель служат таким же наглядным посо­бием в воспитании детей, каким, например, живые растения служат при изучении ботаники.

Больше того, все мы, если только мы встречаемся с детьми, говорим с ними, если только они видят и наблюдают, — мы все служим наглядным пособи­ем в их воспитании и, быть может, единственным пособием и во всяком случае самым главным пособием. В тот момент, когда мы думаем, что ре­бенок занят своими играми, он внимательно слушает и следит за нами, и какое-нибудь наше действие или слово окажет решающее влияние на его ум, доставит ему или радость, или горе... Каждое наше слово, каждый наш жест, не говоря уже о поступках, раз их увидит ребенок, могут служить для него примером подражания.

Если мы ведем дурную жизнь, она отражается и на наших детях.

Когда одного маленького мальчика спросили, что он будет делать, когда вырастет, тот отвечал с достоинством и решительностью: - «Я буду напи­ваться, как мой отец». Хотим мы этого или не хотим, но мы воспитываем детей всем своим поведением, своим образом жизни, каждым своим по­ступком.

И этот факт налагает на нас огромную ответственность.

Итак, самым ценным наглядным пособием нравственного воспитания яв­ляются хорошие люди, окружающие ребенка и служащие ему образцом для подражания. Сила же подражания так велика, значение ее так громад­но... (Вахтеров В. П. Предметный метод обучения // Бунаков Н. Ф. и др. Учителю начальной школы. - М., 1964. - С. 270-272).

Считаете ли вы, что личный пример воспитателя наиболее важен в воспитательном процессе? Может ли воспитание осуществляться «само собой», без усилий воспитателя, только через его личный пример?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа

Из приведенного ниже списка заданий раз­личного уровня сложности вы можете выбрать одно. Сроки выполнения задания и форму от­четности согласуйте с преподавателем.

№ 1. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.*

Форма отчета: соответствующая картотека.

№ 2. Подберите 3-4 отрывка из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем.*

• Сущность понятия «метод воспитания».

• Возможности и пределы методов и средств воспитания в педа­гогическом процессе.

• Формы воспитания в рамках различных концепций воспитания.

•______________________________________________________________________

(Ваш вариант — по согласованию с преподавателем)

Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием ав­тора, названия книги, издания, страницы и т. д.).

Форма отчета: фрагмент хрестоматии.

№ 3. Напишите рецензию на одну из перечисленных ниже книг и статей.**

Гуткина Л. Д. Планирование и организация воспитательной ра­боты в школе. — М., 2000.

Зенъковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. — М., 1993.

Краевский В. В. Воспитание или образование? // Педагогика. — 2001.-№3.

Щуркова Н. Е. Новые формы воспитательной работы // Воспи­тание школьников. — 1993. — № 6.

Форма отчета: текст рецензии.

№ 4. Сравните и проанализируйте классификации методов обуче­ния и методов воспитания. Есть ли какие-нибудь внутренние связи у этих классификаций? Попробуйте составить соответствующую схе­му и занесите ее в компьютер.**

Форма отчета: схема с пояснениями.

№ 5. Ознакомьтесь с предложенной ситуацией.***

6-й класс языковой гимназии. Хорошо развита речь, высокий интеллект у большинства. Отношение к вашему предмету — прагматично-взвешенное, без эмоций. Никогда не «перерабатывают», точно выполняют все требо­вания учителя. Спонтанной активности нет. Проблем с дисциплиной — также. В классе есть Сергей С. — признанный «клоун», хорошо учится и остроумен, всегда старается подчеркнуть ошибки или оговорки учителя. Нажиму со стороны учителя вряд ли подчинится.

Выберите необходимые методы и формы воспитания для этой си­туации. Разработайте конспект применения выбранной формы вос­питания.

Форма отчета: конспект воспитательного мероприятия с изложе­нием целей и задач воспитания.

№ 6. Проведите самостоятельное исследование и выявите отно­шение учителей, учеников, родителей к различным методам и фор­мам воспитания. Какие из них наиболее эффективны в современной школе?***

Форма отчета: текст с результатами исследования (с приложением таблиц, диаграмм и т. д.).

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Прежде всего выберите задание, которое вам по силам и является для вас интересным. Подумайте, какова цель этого задания. Подберите необходимую литературу, посоветуйтесь с преподавателем. Затем выберите форму отчета о выполнении самостоятельной работы.

Рекомендации по выполнению заданий № 1 и 2 остаются прежними (см. модуль 1).

Для выполнения задания № 3 вам необходимо ознакомиться с одной из статей на изучаемую тему из приведенного списка (или предложить преподавателю другую по своему выбору) и написать на нее рецензию.

Задание № 4 предполагает хорошее знание не только классификации, но и содержания и структуры двух сравниваемых понятий. Выявив внутренние наиболее существенные связи между ними, попробуйте выразить их графически, в виде схемы, которую можно было бы затем использовать при обучении студентов.

Выполняя задание № 5, вы научитесь подбирать различные фор­мы воспитания исходя из особенностей класса и отдельных учеников, а также из воспитательных целей, которые вы перед собой поставите. Например, если вы хотите «включить» Сергея С. в творческую жизнь класса, возможно, вам поможет такая форма воспитания, при которой у него появятся достаточно поручений и соответственно серьезные обязанности перед одноклассниками.

Задание № 6 имеет творческий характер. Чтобы выполнить его, выбе­рите школу, где вы могли бы провести свое исследование. Составьте необходимую анкету, попросите ответить на ее вопросы учителей, родителей, учащихся. Получив данные, попытайтесь прокомментиро­вать их (например, как относятся ученики, родители и учителя к тем формам воспитания, которые применялись ранее в школе, — военно-полевой игре «Зарница», смотрам художественной самодеятельности, творческим конкурсам и др.). Есть ли необходимость в их возрождении?

Отчет о выполнении самостоятельной работы

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверьте себя

Можете ли вы вести за собой учеников?









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.