|
Метод воспитания и метод воздействияСложность состоит в разведении понятий «метод воспитания» и «метод воздействия». Метод воспитания — это, видимо, то общее и широкое воздействие, которое выступает для процесса формирования личности фактором и складывается из целого ряда социально-психологических влияний, определяющих формирование той или иной стороны отношений. Это скорее теоретическое понятие, чем практическое, потому что оно состоит из ансамбля влияний самых различных и в каждом случае эти влияния сами по себе представляют какие-то вполне конкретные и определяющие метод воздействия. Тогда, скажем, методом убеждения окажется вся система информативного воздействия на ребенка, организуемая со стороны педагога. Туда будут входить и книги, которые он с детьми читает, и сказки, которые рассказывает, и аргументы для педагогического требования или договора между педагогом и детьми. Все эти воздействия будут иметь одно направление — развитие рациональной стороны отношений ребенка к окружающим его объектам. Но и предположив, что это так, мы вновь попадаем в трудную теоретическую ситуацию. Как только проецируется сказанное на практику воспитания, мы обнаруживаем, что методов воспитания... — нет... Практически существуют лишь методы воздействия как отдельные операции, используемые педагогом в контексте общего влияния на воспитанника. Каждый акт организуемой деятельности детей — это комплекс методов, непременно присутствующих во всей объективной палитре. И каждое воздействие педагога — это одновременное сочетание таких операционных воздействий, сливающихся в нечто целое (Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Роспедагентство, 1996). Правомерно ли отождествление методов воспитания и методов воздействия на ребенка? Насколько такой подход согласуется с Конвенцией о правах ребенка? Аргументируйте свой ответ. Соответствие между словом и делом в воспитании ...Обыкновенно приписывают самому ребенку все замечаемые у него неблагоприятные явления, говорят даже иногда о врожденной его злостности, не думая и не подозревая, что качества ребенка являются отражением качеств окружающих его лиц. Врожденными у ребенка можно считать только явления, связанные с его темпераментом, т. е. только степень силы и быстроты его размышлений и действий. Затем он переживает имитационный период, во время которого у него складываются его речь, все главные его привычки и обычаи, вообще все типичные его явления. На самом деле ребенок должен являться серьезной причиной совершенствования представителей семьи, в особенности относительно их правдивости, искренности и прямоты: если любящая мать озабочена развитием своего ребенка и из наблюдения знает, как качества последнего слагаются из действий и рассуждений окружающих его лиц, то она несомненно станет зорко следить за всяким своим действием и словом, избегать всякого произвола и всегда щадить личность своего ребенка; этим она несомненно будет содействовать собственному своему совершенствованию, а полным соответствием между своим словом и делом непременно приучит ребенка к правдивости, непосредственности и искренности и этим положит верное основание для развития нравственного характера человека. При изучении человека и условий его образования всего глубже складывается убеждение, насколько сильно влияют не слова, а действия близких лиц на развивающегося ребенка и насколько любовь к труду, работа и правдивость воспитателя содействуют нравственному развитию ребенка (Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / Лесгафт П. Ф. // Избр. пед. сочи- М., 1951. - Т. 1. - С. 59-60). Насколько изменилось положение дел со времен П. Ф. Лесгафта? Как вы охарактеризуете соответствие между словом и доступном в воспитательном процессе современной школы? Приведите примеры. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Сила подражания В своих играх дети не только думают, вспоминают, воображают, чувствуют, но и действуют. В играх дети воспроизводят все, что видят, слышат, читают. Без игр, без действия образы, взятые ими из жизни и из книг, большей частью бесплодно для их развития испарялись бы, а стало быть, оставались бы без всякого влияния на их характер и волю. Кроме того, в играх они учатся сообразительности, находчивости, не говоря уже о ловкости. Здесь они учатся отстаивать свою личную свободу и в то же время подавлять свои капризы во имя справедливости, приспособляться к общественной среде и во имя личной свободы учатся отстаивать свои мнения. Тысячи примеров показывают, как дети, выросшие одиноко, в узком и тесном кругу родных и знакомых, становятся беспомощными, когда они попадают в среду чужих людей, в сложный водоворот социальной жизни, как легко они тогда делаются жертвой какой-нибудь случайной встречи, вредного влияния, дурного знакомства. Против этой опасности существует только одно средство: с детства окружить ребенка толпой сверстников, внести в его жизнь больше разнообразия, поместить его в сложную среду разнообразных общественных влияний. А эту роль в школе лучше всего сыграют товарищеские кружки, союзы, общества и пр. с различными задачами, о которых мы упоминали выше... Наиболее важным фактом из психологии детства представляется нам податливость детей внушениям и их подражательность. Прежде чем самому что-нибудь сделать, ребенок должен видеть, как это дело делают другие. Только при этом условии он может подражать им и убедиться, что он в состоянии сделать то же самое. Нужны, значит, еще живые хорошие примеры перед глазами детей. Правда, что это свойство всех людей, не только детей, но и взрослых. Все мы, взрослые люди, перенимаем друг от друга и мысли, и суждения, и желания, и верования, и вкусы, и слова, и поступки. Без этого не могло бы распространиться ни одно открытие, хотя бы это было открытие самого Ньютона... Но ни в каком другом возрасте податливость внушению примеров не встречается в такой преобладающей степени, как в раннем детском и переходном возрасте. Еще Коменский сравнивал детей с обезьянами, которые всему подражают — и дурному, и хорошему. Знаменитый Пирогов объясняет свой выбор медицинской карьеры огромным впечатлением, какое произвел на него в детстве известный московский врач... Посмотрите, с какой гордостью, раскрасневшись, с высунутым языком тащит иной крестьянский ребенок по поручению матери ведро с водой: он делает работу взрослых, он подражает им. И каждые отец и мать, каждый учитель служат таким же наглядным пособием в воспитании детей, каким, например, живые растения служат при изучении ботаники. Больше того, все мы, если только мы встречаемся с детьми, говорим с ними, если только они видят и наблюдают, — мы все служим наглядным пособием в их воспитании и, быть может, единственным пособием и во всяком случае самым главным пособием. В тот момент, когда мы думаем, что ребенок занят своими играми, он внимательно слушает и следит за нами, и какое-нибудь наше действие или слово окажет решающее влияние на его ум, доставит ему или радость, или горе... Каждое наше слово, каждый наш жест, не говоря уже о поступках, раз их увидит ребенок, могут служить для него примером подражания. Если мы ведем дурную жизнь, она отражается и на наших детях. Когда одного маленького мальчика спросили, что он будет делать, когда вырастет, тот отвечал с достоинством и решительностью: - «Я буду напиваться, как мой отец». Хотим мы этого или не хотим, но мы воспитываем детей всем своим поведением, своим образом жизни, каждым своим поступком. И этот факт налагает на нас огромную ответственность. Итак, самым ценным наглядным пособием нравственного воспитания являются хорошие люди, окружающие ребенка и служащие ему образцом для подражания. Сила же подражания так велика, значение ее так громадно... (Вахтеров В. П. Предметный метод обучения // Бунаков Н. Ф. и др. Учителю начальной школы. - М., 1964. - С. 270-272). Считаете ли вы, что личный пример воспитателя наиболее важен в воспитательном процессе? Может ли воспитание осуществляться «само собой», без усилий воспитателя, только через его личный пример? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Самостоятельная работа Из приведенного ниже списка заданий различного уровня сложности вы можете выбрать одно. Сроки выполнения задания и форму отчетности согласуйте с преподавателем. № 1. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.* Форма отчета: соответствующая картотека. № 2. Подберите 3-4 отрывка из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем.* • Сущность понятия «метод воспитания». • Возможности и пределы методов и средств воспитания в педагогическом процессе. • Формы воспитания в рамках различных концепций воспитания. •______________________________________________________________________ (Ваш вариант — по согласованию с преподавателем) Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы и т. д.). Форма отчета: фрагмент хрестоматии. № 3. Напишите рецензию на одну из перечисленных ниже книг и статей.** • Гуткина Л. Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. — М., 2000. • Зенъковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. — М., 1993. • Краевский В. В. Воспитание или образование? // Педагогика. — 2001.-№3. • Щуркова Н. Е. Новые формы воспитательной работы // Воспитание школьников. — 1993. — № 6. Форма отчета: текст рецензии. № 4. Сравните и проанализируйте классификации методов обучения и методов воспитания. Есть ли какие-нибудь внутренние связи у этих классификаций? Попробуйте составить соответствующую схему и занесите ее в компьютер.** Форма отчета: схема с пояснениями. № 5. Ознакомьтесь с предложенной ситуацией.*** 6-й класс языковой гимназии. Хорошо развита речь, высокий интеллект у большинства. Отношение к вашему предмету — прагматично-взвешенное, без эмоций. Никогда не «перерабатывают», точно выполняют все требования учителя. Спонтанной активности нет. Проблем с дисциплиной — также. В классе есть Сергей С. — признанный «клоун», хорошо учится и остроумен, всегда старается подчеркнуть ошибки или оговорки учителя. Нажиму со стороны учителя вряд ли подчинится. Выберите необходимые методы и формы воспитания для этой ситуации. Разработайте конспект применения выбранной формы воспитания. Форма отчета: конспект воспитательного мероприятия с изложением целей и задач воспитания. № 6. Проведите самостоятельное исследование и выявите отношение учителей, учеников, родителей к различным методам и формам воспитания. Какие из них наиболее эффективны в современной школе?*** Форма отчета: текст с результатами исследования (с приложением таблиц, диаграмм и т. д.). Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы Прежде всего выберите задание, которое вам по силам и является для вас интересным. Подумайте, какова цель этого задания. Подберите необходимую литературу, посоветуйтесь с преподавателем. Затем выберите форму отчета о выполнении самостоятельной работы. Рекомендации по выполнению заданий № 1 и 2 остаются прежними (см. модуль 1). Для выполнения задания № 3 вам необходимо ознакомиться с одной из статей на изучаемую тему из приведенного списка (или предложить преподавателю другую по своему выбору) и написать на нее рецензию. Задание № 4 предполагает хорошее знание не только классификации, но и содержания и структуры двух сравниваемых понятий. Выявив внутренние наиболее существенные связи между ними, попробуйте выразить их графически, в виде схемы, которую можно было бы затем использовать при обучении студентов. Выполняя задание № 5, вы научитесь подбирать различные формы воспитания исходя из особенностей класса и отдельных учеников, а также из воспитательных целей, которые вы перед собой поставите. Например, если вы хотите «включить» Сергея С. в творческую жизнь класса, возможно, вам поможет такая форма воспитания, при которой у него появятся достаточно поручений и соответственно серьезные обязанности перед одноклассниками. Задание № 6 имеет творческий характер. Чтобы выполнить его, выберите школу, где вы могли бы провести свое исследование. Составьте необходимую анкету, попросите ответить на ее вопросы учителей, родителей, учащихся. Получив данные, попытайтесь прокомментировать их (например, как относятся ученики, родители и учителя к тем формам воспитания, которые применялись ранее в школе, — военно-полевой игре «Зарница», смотрам художественной самодеятельности, творческим конкурсам и др.). Есть ли необходимость в их возрождении? Отчет о выполнении самостоятельной работы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Проверьте себя Можете ли вы вести за собой учеников? Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|