Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Упражнять детей в нравственности и добродетелях





<...> Если бы кто-либо спросил, каким образом в столь нежном возрасте можно приучить детей к этим серьезным вещам, я отвечу: молодые дерев­ца легче заставить расти так или иначе, чем взрослое дерево; таким же об­разом гораздо скорее можно направлять ко всему доброму юношество в первые годы его жизни, чем впоследствии, пользуясь при этом только на­учными средствами. Они следующие:

1. Постоянный образец добродетелей.

2. Своевременное и разумное наставление и упражнение.

3. Умеренная дисциплина. <...>

Здесь я не могу воздержаться от того, чтобы не выразить сурового пори­цания обезьяньей или ослиной любви со стороны некоторых родителей по отношению к детям. Закрывая на все глаза, такие родители позволяют детям расти без всякой дисциплины и без всякого наказания. В таких слу­чаях детям разрешается совершать какой угодно негодный поступок, бе­гать туда и сюда, кричать, вопить, без причины плакать, грубо отвечать старшим, приходить в гнев, показывать язык, позволять себе какое угодно своеволие — все это родители терпят и извиняют. «Ребенок! — говорят они. — Не нужно его раздражать. Он еще этого не понимает». Но ты сам — глупый ребенок! Если ты замечаешь у ребенка недостаток понимания, то почему не пробуждаешь его? Ведь не для того он рожден, чтобы остаться теленком или осленком, но чтобы стать разумным существом. <...> Первое место должны занимать умеренность и воздержание, так как это основа здоровья и жизни и мать всех остальных добродетелей. Ведь ос­тальные животные, следующие указаниям одной только природы, более воздержанны, чем мы. Таким образом, дети должны есть, пить, спать толь­ко в то время, когда их побуждает к этому природа, именно когда очевид­но, что у них есть чувство голода, жажды и потребность сна. Кормить их, поить и укладывать спать помимо их желания было бы безумным. Доста­точно, если им давать все согласно с требованиями природы. <...> О персах мы читаем, что в воспитании детей они с величайшим старанием стремились приучать их к воздержанию и правдивости. И не без основа­ния, так как лживость и лицемерие делают человека ненавистным для бога и людей. Ложь есть порок рабов, и все люди должны питать к нему отвращение, говорит Плутарх. <...> Итак, следует требовать от детей, чтобы они не отрицали сделанного, если допустили какую-либо порчу, но скромно сознались и, с другой стороны, не говорили того, чего не было. А потому и не знаю, как можно оправдать то, что некоторые имеют обыкновение де­лать. Они учат детей за сделанный проступок перекладывать вину на дру­гих, и если дети сумеют это сделать, то учителя обращают это в шутку и забаву. Но кому от этого величайший вред, как не ребенку? Если он при­учится подменять ложь шуткой, то он научится лгать. <...>



Наши предки имели обыкновение говорить, что праздность — подушка сатаны. И совершенно верно. Ведь кого сатана найдет не занятым труда­ми, того он займет сам сперва дурной мыслью, а затем также и позорными делами. Итак, благоразумно уже с нежного возраста не оставлять челове­ка праздным, но постоянно занимать его трудами, так как таким образом заграждается дорога злейшему искусителю. Я разумею, конечно, труды, которые не превышают сил ребенка, хотя они не что иное, как игра (как это и должно быть). Лучше играть, чем пребывать в праздности, ибо во время игры ум все-таки чем-либо напряженно занят и часто даже изощря­ется (Каменский Я. А. Материнская школа // Избр. пед. соч.: В 2 т. — М., 1982. - Т. 1. - С. 229-237).

Прочитав эти два отрывка (см. выше), заполните таблицу.

В чем заключается сходство взглядов этих авторов?   В чем различие этих подходов?  
       
       
       
       
       
       
       

«Любовь передается по наследству»

Говорят, чуваши музыкальны. А бабушка пела очень плохо. Она умерла девяноста двух лет. Хорошо помню я ее семидесятичетырехлетнюю. Пес­ни ее были нудны, нравоучительны, мелодии однообразны, в голосе — что-то загробное. И не пойму никак, почему так глубоко засели в памяти слова ее песен? Ни время, ни более яркие впечатления не смогли вытравить их из памяти. Нет, я их никогда не забуду. Мне особенно памятны слова ее «Благодарственной песни».

«В ответ на добрую улыбку спой красивейшую из песен», — пела она. Доб­рее ее самой никто не улыбался. Отвечала улыбке песней сама же.

«Услышал мудрую пословицу — отплати хорошей сказкой», — продолжа­ла она наставлять песней. А сколько пословиц знала и сколько сказок!

«Тепло рукопожатий согрей крепким объятием».

«Помогли тебе починить плетень — иди к ним строить новый дом».

«Угостили тебя парным молоком — всю семью пригласи на новый мед...»

Казалось, песням нет конца. Сегодня кажется, что человеческой доброте конца нет.

«Подарил черные варежки — подари белого ягненка».

Почему нельзя дарить черного ягненка — бабушка не объяснила. А если подарят белые варежки?

«Можно в ответ подарить взрослую овцу, хоть белую, хоть черную».

Песня могла продолжаться без конца.

«Пригласили на поминки — не плачь, пой колыбельную, утешая сирот...»

За песнями следовали сказки.

Тысяча и одна ночь — тысяча и одна сказка. Бабушка могла за ночь рас­сказать тысячу и одну сказку. Она знала очень много маленьких сказок.

Позже я вспоминал, что многие слова песни повторялись и в сказках. Иные пословицы были вполне песенными.

Сосед проклял соседа: «Пусть его гром ударит!» Гром ударил, но не про­клятого, а проклявшего. У грома голос громкий, но глаз нет — не разбира­ет, в кого угодно может попасть. Вот и вся сказка.

«Мне холодно, я замерз», — говорит большой палец. Почему ему в вареж­ке холодно? Потому что он один. Одинокому всегда холодно. Иногда он приходит греться к четырем своим братьям. А как станет тепло — опять заважничает: он большой.

Тоже вся сказка.

— Что нужно, чтобы пятеро братьев теснее прижались друг к другу?

Ждем подсказки, ее нет. Начинаем мести двор, на маленьких носилках относить мусор. Маленьким топориком колоть дрова, вернее — щепать лучину.

Ответ найден.

Пятерых братьев надо занять делом. Рукоятка топора какая была холод­ная — и та согрелась. Пальцы — тем более.

Для каждого случая у бабушки было что-то похожее на сказку. Любой поступок, какое угодно событие она могла комментировать сказкой.

— Выкопайте картофель, сварим картофельный суп.

Не сразу трогаемся с места.

— Вот бабушка умрет — будет вам приволье, будет вам радость; невыко­панный картофель неочищенный можно будет есть...

— А как?

— Сначала сходите выкопайте картофель, будет вариться — расскажу.

Мы — бегом.

Мне было двенадцать лет, когда сгорел дотла наш дом.

— Раздетый, разутый — и лапти сгорели... Куда он пойдет? Это говорит мать.

— Толстый слой пыли на дороге мягок, как пух, как мыльная пена. А мо­лодое просо как бархат — босым ногам ласка.

— Такое горе... — опять несмело возражает мать.

— Горем дома не поставишь, горе можно одолеть лопатой. Да какое горе может быть у ребенка?

Бабушка хотела, чтобы дети быстро бегали, мало говорили, проворно ра­ботали. Что-то божественное было в ее облике. Об этом пишу, и воспоми­нания выжимают слезы из глаз.

Бабушка оставила после себя более ста внуков и правнуков! В минуты просветления, когда душа почти не болит, думаю: «Не так страшна смерть, как ее малюют. Что в ней страшного, раз умирают даже такие люди, как бабушка?»

Всю жизнь бабушку мучили головные боли. Пошла к йомзе, жрецу чуваш­скому. Тот попросил шесть медных монет, смешал с золой, с землей из подпола. Долго говорил что-то шепотом. Положил все на платок, крест-накрест завязал узлом. Плюнул на четыре стороны и сказал бабушке:

— Иди в деревню, на перекресток, плюнь на все четыре стороны и положи узелок в самую середину. Обратно иди как можно быстрее, не оборачи­вайся.

— А что будет с тем, кто найдет платок с деньгами?

Йомзя прогнал ее, зло крикнул вслед:

— Думай о своей гнилой голове, а не о чужой — здоровой... Так и мучайся, пока голова не треснет!

Для нее чужая боль никогда не была только на дереве. Даже когда она су­тулилась под тяжестью лет, на сто голов оставалась выше тех, кто думает только о себе.

...И сейчас люблю ее, и тебя будут любить твои внуки. Не меньше: любовь передается по наследству... (Волков Г. Н. Созвездия земли. — Чебоксары, 1979.-С. 16-21).

В чем, по-вашему, заключается национальный и общечеловеческий смысл воспитания? Как сочетаются эти понятия?

Считаете ли вы, что в нашем обществе утрата национального в обуче­нии и воспитании ведет к утрате национального самосознания? Аргу­ментируйте свой ответ.

Самостоятельная работа

Из приведенного ниже списка заданий различно­го уровня сложности вы можете выбрать одно. Сроки выполнения задания и форму отчетности согласуйте с преподавателем.

№ 1. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.*

Форма отчета: соответствующая картотека.

№ 2. Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем.*

• Основные проблемы экологического воспитания в современном российском обществе.

• Нравственное воспитание как фундамент всей системы воспи­тательной работы.

• Физическое воспитание, формирование здорового образа жизни.

• Востребованность трудового воспитания в современном обще­стве.

_______________________________________________________________________

(Ваш вариант — по согласованию с преподавателем)

Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием ав­тора, названия книги, издания, страницы и т. д.). Форма отчета: фрагмент хрестоматии.

№ 3. Проследите внутренние связи и попробуйте создать опорную схему, иллюстрирующую взаимосвязь и взаимодействие компонентов содержания воспитания.**

Форма отчета: опорная схема (опыт создания наглядного посо­бия).

№ 4. Сравните эти высказывания. **

В результате немецкого воспитания получается всегда немец, из француз­ского — француз, из английского — англичанин, и только из русского сплошь и рядом выходит не русский, а часто если не космополит по убеж­дениям, то человек совсем равнодушный и безучастный к своей стране и народности (Царевский А. А. Значение русской словесности в националь­ном русском образовании. — Казань, 1893. — С. 42).

Русские школы переделывают структуру русской души на манер иностран­ный, учат патриотизму на примере римских патриотов, чести — на образах французского рыцарства, семейной домовитости — на рассказах о герман­цах и швейцарцах... (Розанов В. В. Сумерки просвещения. — М , 2001 — С. 56).

Проанализируйте обозначенные подходы к национальному в вос­питании личности. Что вы думаете по этому поводу?

Форма отчета: мини-эссе на предложенную тему.

№ 5. Проведите самостоятельное исследование с целью выяснения, насколько воспитание современных школьников имеет национальный характер.***

Форма отчета: текст с результатами исследования (с приложени­ем таблиц, диаграмм и т. д.).

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Прежде всего выберите задание, которое вам по силам и является для вас интересным. Подумайте, какова цель этого задания. Подберите необходимую литературу, посоветуйтесь с преподавателем. Затем выберите форму отчета о выполнении самостоятельной работы.

Рекомендации по выполнению заданий № 1 и 2 остаются прежними (см. модуль 1).

Задание № 3 дает хорошие возможности для развития аналитико-синтетических особенностей вашего мышления. Выделите основные виды, входящие в содержание воспитания. Какого рода связи между ними существуют? Какой компонент зависит от других и почему? Попытайтесь оформить эти связи графически.

Если вы выбрали задание № 4, порассуждайте о сходстве и разли­чии в понимании направленности воспитания в России и за рубежом. Вам помогут книги Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, В. А. Сухомлинского, публицистические статьи Ш. Амонашвили, В. Астафьева, А. И. Солженицына и др. Свои размышления оформите в виде эссе.

Задание № 5 начинайте выполнять с обдумывания понятия «на­циональное в воспитании». Какие критерии здесь можно выделить? Например, можно попытаться выяснить, сколько школьников знают и могут назвать сказки, пословицы, поговорки, загадки, созданные своим народом, как они относятся к идее К. Д. Ушинского о том, что обучение и воспитание должно иметь народный характер и т. д. После этого проведите соответствующие опросы, желательно среди школь­ников разного возраста, обобщите их мнение, выделите наиболее важ­ные проблемы. Полученные данные прокомментируйте и оформите в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Отчет о выполнении самостоятельной работы

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверьте себя

Можете ли вы влиять на своих воспитанников?

Повлияем?

Каждый из нас в той или иной степени поддается влиянию других людей, а иногда и сам влияет на них в различных целях. Педагоги, как и врачи или актеры, делают это в рамках своих профессиональных ин­тересов. Если у вас есть желание проверить свою силу воздействия на окружающих, воспользуйтесь этим тестом. Необходимо ответить «да» или «нет».

1. Выбрали бы вы профессию актера или политика?

2. Раздражают ли вас экстравагантно одевающиеся люди?

3. Говорите ли вы с посторонними о своих интимных отношениях?

4. Ощущаете ли вы себя неуютно, если коллега, начинавший рабо­тать с вами, добился больших успехов по службе?

5. Быстро ли вы реагируете на оскорбление?

6. Взялись бы вы за очень трудную работу только для того, чтобы доказать, что сможете это сделать?

7. Всегда ли принцип «цель оправдывает средства» верен для вас?

8. Любите ли вы часто находиться в кругу друзей?

9. Составляете ли вы рабочий график на весь день?

10. Любите ли вы переставлять мебель в квартире?

11. Нравится ли вам каждый раз пользоваться разными средствами для достижения одной и той же цели?

12. Иронизируете ли вы над человеком, если видите, что он слиш­ком самоуверен?

13. Любите ли вы подчеркивать, что авторитет вашего начальника — дутый?

Ключ

Поставьте себе баллы по следующей таблице.

Да
Нет

35-65 баллов.Вы обладаете уникальными способностями влиять на других, изменять их. Вы можете их чему-то научить, вам легко ра­ботать с окружающими, советовать. В таких случаях вы сами получа­ете огромное удовольствие. Вы считаете, что человек никогда не дол­жен замыкаться в себе, избегать людей. Наоборот, есть смысл рабо­тать для других, управлять в трудных ситуациях, помогать обрести душевное спокойствие. Вы человек, который стремится оказать под­держку. Однако если вы будете слишком уверенны в своих убеждени­ях, то, потеряв контроль над собой, рискуете стать тираном.

До 30 баллов.К сожалению, вас мало в чем удается убедить. Вы считаете, что ваша жизнь и жизнь других людей должна быть строго расписана и предусмотрена заранее. Вы исповедуете здоровый образ жизни и придерживаетесь старых обычаев. Вы не любите ничего де­лать из-под палки. Иногда бываете преувеличенно нерешительны, что зачастую мешает вам достигать своих целей. А жаль...

ответы к разделу «подготовка к семинарскому занятию»

№ 1. Правильного ответа нет.

№ 2. 2,4, 6.

№ 3. г — д — в — б — е — а.

№5.1,2,4,5,7,9,10.

Литература

Национальная доктрина образования // Учит. газ. — 2000. — № 42.

Беленчук Л. Н. Концепция национального воспитания на рубеже Х1Х-ХХ вв. // Педагогика. - 1999. - № 5.

Волков Г. Н. Этнопедагогика. — М.: Академия, 1999.

Гасанов 3. Т. Педагогика межнационального общения. — М., 1999.

Зенъковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антро­пологии. — М., 1993.

Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. — М.: Политиздат, 1990.

Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе. — М., 1999.

Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование. — М., 1999.

Ямбург Е. А. Школа на пути к свободе. Культурологическая педагогика. — М., 2000.

Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. Книга для учителя. — М., 1986.

 

Модуль 3









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.