Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Опять ничего не могу я понять, Опилки мои — в беспорядке. Везде и повсюду, опять и опять Меня окружают загадки.





Возьмём это самое слово «опять». Зачем мы его произносим, Когда мы свободно могли бы сказать «Ошесть», и «осемь», и «овосемь»? Молчит этажерка, молчит и тахта — У них не добьёшься ответа, Зачем это хта — обязательно та, А жерка, как правило, эта! «Собака кусается»... Что ж, не беда. Загадочно то, что собака, Хотя и кусает «ся», но никогда Себя не кусает, однако... О, если бы мог я всё это понять, Опилки пришли бы в порядок! А то мне — загадочно — хочется спать От всех этих Трудных Загадок!

Работа по учебнику

(Упр. 547 — самостоятельное выполнение.)

IV. Подведение итогов урока

Как образуются глаголы в условном наклонении?

Как изменяются глаголы в условном наклонении?

Домашнее задание

Учебник: § 92, упр. 546.

Рабочая тетрадь: задание 106 (вторая колонка).

Уроки 181-18 3. Повелительное наклонение

Цели: познакомить с грамматическими особенностями и спо­собами выражения повелительного наклонения; развивать орфо­графические навыки.

Планируемые результаты: знание грамматических особенно­стей изъявительного, условного и повелительного наклонения гла­голов; умения определять наклонение глаголов, объяснять языко-liiiic явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 546 — обсуждение вопросов и заданий, чтение и анализ Мини-сочинений.) Комментарии

Основная мысль текста: для достижения успеха в жизни не-ООходимо удивляться.

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте текст.

На уроке слушайте внимательно! Не отвлекайтесь! Не перебивайте учителя! Не мешайте одноклассникам! Задания выполняйте точно и ак­куратно!

В чём особенность этого текста? (Все предложения выража­ют побуждение к действию.)

Что вы можете сказать о глаголах в этих предложениях? (Глаголыупотреблены в повелительном наклонении.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с грамматическими особенностями повели­тельного наклонения глагола, научиться распознавать такие глаголы, правильно их писать и употреблять в речи.)

IV. Работа по теме урока

Слово учителя

По названию «повелительное наклонение» понятно, что гла­гол в этом наклонении повелевает. Но повелевать можно по-раз­ному. Например, надпись «Не влезай! Убьёт!» на знаке электро­безопасности — требование. «Помоги, пожалуйста!» — вежливая просьба. Мы просим или требуем в зависимости от ситуации об­щения, обстановки, целей высказывания.

Работа по учебнику

1. Обсуждение вопроса и заданий рубрики «Материалы для
самостоятельных наблюдений», работа с таблицей (с. 121).

(Необходимо пояснить значение некоторых необычных грам­матических форм. «Пчелу-работницу напой» значит «напои», это устаревшая форма повелительного наклонения глагола напоить. «Оставь про резвых мотыльков» значит «для резвых мотыльков». Эта устаревшая форма предлога про вместо предлога для сохрани лась в некоторых говорах и простонародной речи.)

2. Чтение теоретического материала и правила (с. 123, 124),
беседа по прочитанному, комментарии учителя.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают действия, к которым говорящий побуждает кого-либо - приказывает, про сит, советует выполнить.

Глаголы в повелительном наклонении употребляются в форме 2-го лица. Они образуются от основы настоящего или будущего времени при помощи суффикса -и или без суффикса: включу включи, научу — научи, пою — пои.

Глаголы в повелительном наклонении изменяются по числам и не изменяются по временам и по родам.

Форма единственного числа имеет нулевое окончание. Форма множественного числа образуется от формы единственного чис­ла при помощи окончания -те: включите, научите, пойте. Если обращаются к одному лицу, то формы на -те означают вежливое обращение.

При выражении просьбы употребляются вводные слова: по­жалуйста, будьте добры, будьте любезны. Эти слова употребляют­ся только с глаголами повелительного наклонения.

На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется мягкий знак, который сохраня­ется перед суффиксом -ся (-сь) и окончанием -те: отправься, по­ставьте, отрежьте.

3. Упр. 548 — выразительное чтение стихотворения, коллек­тивное выполнение заданий на доске и в тетрадях.

V. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 549 — выразительное чтение текста, коллективное вы-
полнение с комментированием.

Комментарии

Самый важный призыв в тексте: «Украшай землю и жизнь!»

2. Упр. 550 — выразительное чтение стихотворения, самостоя-
тельное выполнение с последующей проверкой.

Комментарии

Поясним некоторые слова и формы слов: раззудиться — вы­жать охоту к чему-либо, раззадориться; пахнуть (не путать с омо-I рмфом пахнуть) — обдать струёй воздуха, тепла, запаха или по­веять; подкошенная — форма с ударением, которого требует ритм ешхотворения (правильно: подкошенная); «Поклонись, цветы, / Головой земле!» — форма глагола в повелительном наклонении, единственное число в значении множественного.

Переходные глаголы: освежи, взволнуй.

3. Упр. 551 - самостоятельное выполнение с последующей
Проверкой.

Упр. 552 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях.

VI. Подведение итогов урока

Какие действия обозначают глаголы в повелительном на­клонении?

В какой форме употребляются глаголы в повелительном наклонении?

Домашнее задание

Учебник: § 93 (с. 121-124), упр. 553 Ход урока 2

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 553 — чтение по цепочке с комментированием поста­новки знаков препинания, морфологический и пунктуационный разбор на доске.)

Комментарии

Разноспрягаемый глагол — беги.

III. Самоопределение к деятельности

Запишите тему урока. Когда запишете, положите ручки и послушайте внимательно.

Вы запомнили глаголы из предыдущих фраз? Какие труд­ности могут возникнуть при их написании? {Можно оши­биться в написании гласных после жиш.В первом и третьем случаях у нас нет сомнений: на звук [ы], который обозначен буквой и, падает ударение. А вот во втором слове соответ­ствующий звук безударный.)

Как вы думаете, от чего зависит выбор буквы? Чем отлича­ются глаголы запишите и запишете? (Глагол запишите пове лительного наклонения, а глагол запишете — изъявительного.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке'.' (Научиться правильно писать глаголы в изъявительном и по­велительном наклонении.)

IV. Работа по теме урока

Слово учителя

Чтобы правильно написать глагол, надо определить его на­клонение, вспомнить, от основы каких форм глагола образуются данные формы, и определить спряжение.

Запишите, положите — глаголы повелительного наклонения, которые образованы при помощи суффикса -и- в данном случае от основы будущего времени. Глагол записать I спряжения, по ложить II спряжения. Как видим, спряжение не влияет на напи сание: в обоих случаях пишется суффикс -и-.

Запишете — глагол изъявительного наклонения в форме буду щего времени, множественного числа, 2-го лица. Мы уже выж нили, что это глагол I спряжения, а значит, в окончании пишется буква е: запишете, запишешь, запишем.

Проверим глагол положить в этой же форме: положите — гла гол II спряжения, а значит, в окончании пишется буква и: поло жите, положишь, положим. В данных двух случаях гласный окоп чания зависит от спряжения.

Работа по учебнику

Обсуждение вопросов рубрики «Материалы для самостоя­тельных наблюдений» (с. 125).

Чтение теоретического материала (с. 125), беседа по про­читанному.

- В каких случаях в глаголах пишется -ете, а в каких —ите! (Во 2-м лице во множественном числе -ите пишется в пове­лительном наклонении независимо от спряжения (-и— суф­фикс) и у глаголов II спряжения (-и- — часть окончания); -ете пишется только в изъявительном наклонении у глаголов Iспряжения (-е— часть окончания).)

Объяснительный диктант

1) Выберите слова, в которых есть мягкий знак. 2) Когда вымоете посуду, пойдёте гулять. 3) Укроете на зиму розы — они спокойно перези­муют. 4) Пожалуйста, выждите несколько минут, потом выключите свет.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.