|
Опять ничего не могу я понять, Опилки мои — в беспорядке. Везде и повсюду, опять и опять Меня окружают загадки.Возьмём это самое слово «опять». Зачем мы его произносим, Когда мы свободно могли бы сказать «Ошесть», и «осемь», и «овосемь»? Молчит этажерка, молчит и тахта — У них не добьёшься ответа, Зачем это хта — обязательно та, А жерка, как правило, эта! «Собака кусается»... Что ж, не беда. Загадочно то, что собака, Хотя и кусает «ся», но никогда Себя не кусает, однако... О, если бы мог я всё это понять, Опилки пришли бы в порядок! А то мне — загадочно — хочется спать От всех этих Трудных Загадок! Работа по учебнику (Упр. 547 — самостоятельное выполнение.) IV. Подведение итогов урока Как образуются глаголы в условном наклонении? Как изменяются глаголы в условном наклонении? Домашнее задание Учебник: § 92, упр. 546. Рабочая тетрадь: задание 106 (вторая колонка). Уроки 181-18 3. Повелительное наклонение Цели: познакомить с грамматическими особенностями и способами выражения повелительного наклонения; развивать орфографические навыки. Планируемые результаты: знание грамматических особенностей изъявительного, условного и повелительного наклонения глаголов; умения определять наклонение глаголов, объяснять языко-liiiic явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. Ход урока 1 Организационный момент Проверка домашнего задания (Упр. 546 — обсуждение вопросов и заданий, чтение и анализ Мини-сочинений.) Комментарии Основная мысль текста: для достижения успеха в жизни не-ООходимо удивляться. III. Самоопределение к деятельности — Прочитайте текст. На уроке слушайте внимательно! Не отвлекайтесь! Не перебивайте учителя! Не мешайте одноклассникам! Задания выполняйте точно и аккуратно! В чём особенность этого текста? (Все предложения выражают побуждение к действию.) Что вы можете сказать о глаголах в этих предложениях? (Глаголыупотреблены в повелительном наклонении.) Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с грамматическими особенностями повелительного наклонения глагола, научиться распознавать такие глаголы, правильно их писать и употреблять в речи.) IV. Работа по теме урока Слово учителя По названию «повелительное наклонение» понятно, что глагол в этом наклонении повелевает. Но повелевать можно по-разному. Например, надпись «Не влезай! Убьёт!» на знаке электробезопасности — требование. «Помоги, пожалуйста!» — вежливая просьба. Мы просим или требуем в зависимости от ситуации общения, обстановки, целей высказывания. Работа по учебнику 1. Обсуждение вопроса и заданий рубрики «Материалы для (Необходимо пояснить значение некоторых необычных грамматических форм. «Пчелу-работницу напой» значит «напои», это устаревшая форма повелительного наклонения глагола напоить. «Оставь про резвых мотыльков» значит «для резвых мотыльков». Эта устаревшая форма предлога про вместо предлога для сохрани лась в некоторых говорах и простонародной речи.) 2. Чтение теоретического материала и правила (с. 123, 124), Глаголы в повелительном наклонении обозначают действия, к которым говорящий побуждает кого-либо - приказывает, про сит, советует выполнить. Глаголы в повелительном наклонении употребляются в форме 2-го лица. Они образуются от основы настоящего или будущего времени при помощи суффикса -и или без суффикса: включу включи, научу — научи, пою — пои. Глаголы в повелительном наклонении изменяются по числам и не изменяются по временам и по родам. Форма единственного числа имеет нулевое окончание. Форма множественного числа образуется от формы единственного числа при помощи окончания -те: включите, научите, пойте. Если обращаются к одному лицу, то формы на -те означают вежливое обращение. При выражении просьбы употребляются вводные слова: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны. Эти слова употребляются только с глаголами повелительного наклонения. На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется мягкий знак, который сохраняется перед суффиксом -ся (-сь) и окончанием -те: отправься, поставьте, отрежьте. 3. Упр. 548 — выразительное чтение стихотворения, коллективное выполнение заданий на доске и в тетрадях. V. Закрепление изученного материала Работа по учебнику 1. Упр. 549 — выразительное чтение текста, коллективное вы- Комментарии Самый важный призыв в тексте: «Украшай землю и жизнь!» 2. Упр. 550 — выразительное чтение стихотворения, самостоя- Комментарии Поясним некоторые слова и формы слов: раззудиться — выжать охоту к чему-либо, раззадориться; пахнуть (не путать с омо-I рмфом пахнуть) — обдать струёй воздуха, тепла, запаха или повеять; подкошенная — форма с ударением, которого требует ритм ешхотворения (правильно: подкошенная); «Поклонись, цветы, / Головой земле!» — форма глагола в повелительном наклонении, единственное число в значении множественного. Переходные глаголы: освежи, взволнуй. 3. Упр. 551 - самостоятельное выполнение с последующей Упр. 552 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях. VI. Подведение итогов урока Какие действия обозначают глаголы в повелительном наклонении? В какой форме употребляются глаголы в повелительном наклонении? Домашнее задание Учебник: § 93 (с. 121-124), упр. 553 Ход урока 2 Организационный момент Проверка домашнего задания (Упр. 553 — чтение по цепочке с комментированием постановки знаков препинания, морфологический и пунктуационный разбор на доске.) Комментарии Разноспрягаемый глагол — беги. III. Самоопределение к деятельности Запишите тему урока. Когда запишете, положите ручки и послушайте внимательно. Вы запомнили глаголы из предыдущих фраз? Какие трудности могут возникнуть при их написании? {Можно ошибиться в написании гласных после жиш.В первом и третьем случаях у нас нет сомнений: на звук [ы], который обозначен буквой и, падает ударение. А вот во втором слове соответствующий звук безударный.) Как вы думаете, от чего зависит выбор буквы? Чем отличаются глаголы запишите и запишете? (Глагол запишите пове лительного наклонения, а глагол запишете — изъявительного.) Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке'.' (Научиться правильно писать глаголы в изъявительном и повелительном наклонении.) IV. Работа по теме урока Слово учителя Чтобы правильно написать глагол, надо определить его наклонение, вспомнить, от основы каких форм глагола образуются данные формы, и определить спряжение. Запишите, положите — глаголы повелительного наклонения, которые образованы при помощи суффикса -и- в данном случае от основы будущего времени. Глагол записать I спряжения, по ложить II спряжения. Как видим, спряжение не влияет на напи сание: в обоих случаях пишется суффикс -и-. Запишете — глагол изъявительного наклонения в форме буду щего времени, множественного числа, 2-го лица. Мы уже выж нили, что это глагол I спряжения, а значит, в окончании пишется буква е: запишете, запишешь, запишем. Проверим глагол положить в этой же форме: положите — гла гол II спряжения, а значит, в окончании пишется буква и: поло жите, положишь, положим. В данных двух случаях гласный окоп чания зависит от спряжения. Работа по учебнику Обсуждение вопросов рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 125). Чтение теоретического материала (с. 125), беседа по прочитанному. - В каких случаях в глаголах пишется -ете, а в каких —ите! (Во 2-м лице во множественном числе -ите пишется в повелительном наклонении независимо от спряжения (-и— суффикс) и у глаголов II спряжения (-и- — часть окончания); -ете пишется только в изъявительном наклонении у глаголов Iспряжения (-е— часть окончания).) Объяснительный диктант 1) Выберите слова, в которых есть мягкий знак. 2) Когда вымоете посуду, пойдёте гулять. 3) Укроете на зиму розы — они спокойно перезимуют. 4) Пожалуйста, выждите несколько минут, потом выключите свет. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|