Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Самоопределение к деятельности





— Какую тему вы повторили при выполнении домашнего за­дания? (Правописание безударных личных окончаний глаголов.)

(Устные сообщения учащихся.)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Закрепить навыки правописания безударных личных оконча­ний глаголов.)

III. Работа по теме урока

Слово учителя

Вспомним стихотворение, с помощью которого легко запо­мнить 11 глаголов-исключений, относящихся ко II спряжению (если личные окончания глаголов безударные).

Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И зависеть,и вертеть, И обидеть, и терпеть.

Вспомним также:

суффикс -ся (-сь) и приставки не влияют на спряжение глаголов: наломать и ломаться спрягаются, как ломать, догнать и гнаться — как гнать и т. д.;

Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени.

Работа по учебнику

(Упр. 511 — письменное выполнение: вариант 1 — увидеть, просить; вариант 2 — вырастить, вырастать; вариант 3 - вырасти услышать. Глаголы-паронимы (вырастить, вырасти, вырастать) следует проспрягать на доске, определить их вид, спряжен п. и значение, сравнить получившиеся формы, отметить формы омофоны (вырастим — вырастем, вырастишь - вырастешь и т. д.)

Различаются у глаголов II спряжения вырастить и I спряжения вырасти и по звучанию, и по написанию только формы 1 -го лица единственного числа (выращу — вырасту) и 3-го лица множествен­ного числа (вырастят — вырастут).)

При написании форм глаголов необходимо учитывать их зна­чение, правильно определять начальную форму и спряжение.

IV. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 512 — выразительное чтение стихотворения, коллек­тивное выполнение заданий.

Упр. 513 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

Словарная работа

(Самостоятельные наблюдения, чтение правильных форм глаголов (с. 103, вверху), составление словосочетаний с ними.)

V. Подведение итогов урока

Что такое спряжение глаголов?

На каком основании глаголы относятся к 1 или II спряжению?

Почему важно правильно определять спряжение глаголов?

Домашнее задание

Учебник: § 88, упр. 514.

Ход урока 3

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 514 - обсуждение вопросов и заданий, морфемный раз-pop на доске.)

III. Актуализация знаний

(Запись под диктовку. Проверка по образцу на доске.)

И стали три пальмы на Бога роптать:

«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?

Без пользы в пустыне росли и цвели мы...»

М. Лермонтов

l — Подчеркните глаголы, укажите их значение и граммати­ческие признаки. Проспрягайте глагол роптать. Отметьте глаголы с чередованием гласных и согласных в корне.

IV. Работа по теме урока

I. Словарная работа

— Запишите в орфографический словарик видовые пары гла­голов, данные в рамке на с. 103, подчеркните орфограммы.

Объясните разницу в их значении.

Составьте предложения с этими глаголами.

Работа по учебнику

Упр. 515 - коллективное выполнение с комментированием.

Упр. 516 — выразительное чтение текста, обсуждение, вы­полнение письменных заданий, морфологический разбор на доске.

Комментарии

Варианты заглавия текста: «Новость», «Несходство настрое­ний», «Нетерпеливый и хладнокровный».

Занимательная лингвистика

— Послушайте загадку. Назовите отгадку.

Стоит Антошка на одной ножке, кто ни пройдёт — всяк поклонится. (Гриб.)

Какое языковое явление лежит в основе этой загадки? (Яв­ление многозначности, сходство признаков: слово ножка мно­гозначное.)

Сделайте синтаксический разбор предложения, морфоло­гический разбор местоимений и глаголов.

V. Подведение итогов урока

Какие способы образования глаголов вы знаете?

Что такое видовые пары глаголов?

Домашнее задание

Учебник: § 88, упр. 517 (подготовиться к сочинению).

Урок 17 0. Сочинение по рисункам и данному началу

Цели: развивать умение составлять устные и письменные рас­сказы по рисункам и данному началу; совершенствовать навыки монологической и письменной речи.

Планируемые результаты: умения составлять устные и пись менные рассказы по рисункам и данному началу, понимать смысл пословиц.

Урока

Ход

Организационный момент

Работа по теме урока

Подготовка к сочинению

517, чтение текстов, устные ра<

(Обсуждение заданий упр. сказы.)

Написание сочинения

III. Подведение итогов урока

- Какую композицию имеет рассказ?

Домашнее задание

Учебник: § 88, упр. 518.

Урок 171. Повторение: способы образования глаголов

Цель: закреплять знания о способах образования глаголов.

Планируемые результаты: знание способов образования гла­голов; умения определять способ образования, синтаксическую роль глаголов, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Анализ сочинений

III. Проверка домашнего задания

(Упр. 518 - обсуждение задания.) Комментарии

Глаголы, образованные приставочным способом: перечи­тать <— читать, входить <— ходить, приклеить <— клеить, пере­летать <— летать.

Глаголы, образованные суффиксальным способом: меч­тать <г- мечта, светлеть <— светлый, мчаться <— мчать, завтра­кать <— завтрак, ужинать <— ужин, бледнеть <— бледный.

IV. Актуализация знаний

— Сделайте синтаксический разбор предложения. Укажите грамматические признаки частей речи.

В одно ухо влетело, в другое вылетело.

Самоопределение к деятельности

— Рассмотрим глаголы, которые встретились в поговорке: влетело — вылетело. Чем они различаются? От какого сло­ва и как они образованы? (Образованы от глагола лететь приставочным способом с помощью противоположных по зна­чению приставок.)

- А теперь образуйте от второго глагола существительное. (Вылет.)

Как называется такой способ словообразования? (Бессуф-фиксный.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Поупражняться в определении способов образования глаголов.)

VI. Работа по теме урока

Повторение способов образования глаголов

— Какие способы словообразования, кроме приставочного и бессуффиксного, вы знаете? Приведите примеры гла­голов, образованных этими способами. (Суффиксальный (кружить <— кружиться), приставочно-суффиксальный (ле­теть <г- разлететься)?)

Работа по учебнику

(Упр. 519 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях.)

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 520 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

Комментарии

Глаголы с суффиксом -нича-: слесарничать, рукодельничать, лентяйничать, сотрудничать, попрошайничать.

Щотничать. Уточним задание учебника: глаголы полдничать и плотничать образуются с помощью суффикса -а-. Корень в словах полдник, полдничать -дн- (такой же, как в слове день, — происходит чере­дование гласного в корне с нулём звука); в словах плотник, плот­ничать — плотник- (происходит чередование согласного в корне); Аг

РолЪнича,

Все глаголы относятся к 1 спряжению. 2. Упр. 521 — самостоятельное выполнение после предвари тельного обсуждения.

Словарная работа

Запишите в орфографический словарик глаголы, данные в рамках на с. 105, 106, подчеркните орфограммы.

Выясните их значение по толковому словарю, определите способ образования.

Составьте словосочетания с этими словами.

VIII. Подведение итогов урока

Какие способы образования глаголов вы знаете?

Как пишется не с глаголами?

Домашнее задание

Учебник: § 88, составить предложения с глаголами, данны ми в рамках (с. 105, 106).







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.