|
Чтение правила и теоретического материала (с. 131), беседа по прочитанному.Что могут обозначать безличные глаголы? (Состояние при роды или человека.) Какие формы имеют безличные глаголы в изъявительном наклонении? Приведите свои примеры. (Форму 3-го лица единственного числа настоящего и будущего времени и форму среднего рода единственного числа прошедшего времени: сме/> кается, будет смеркаться (смеркнется), смеркалось.) Какие формы имеют безличные глаголы в условном на клонении? (Только одну форму: подморозило бы, скорей бы рассвело.) Приведите примеры предложений с безличными глагола ми в неопределённой форме. (За ночь успело подморозит/: В ноябре рано начало смеркаться.) Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (Нет.) /I. Закрепление изученного материала 1. Практическое задание Запишите предложение. Объясните орфограммы и знаки препинания. Дайте грамматическую и смысловую характеристику безличного глагола. Однажды вздумалось друзьям В день жаркий побродить по рощам, по лугам, И подолам, и по горам. И. Крылов «Пустынник и Медведь» Работа по учебнику Упр. 569 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях. 2. Упр. 570 — самостоятельное выполнение с последующей VII. Подведение итогов урока Н| Какие глаголы называются безличными? Поясните их название. - Что обозначают безличные глаголы? — В чём особенность предложений с безличными глаголами? Домашнее задание Выполнить работу над ошибками. Учебник: § 95, упр. 573. Ход урока 2 Организационный момент Проверка домашнего задания (Упр. 573 — чтение исправленного текста, обсуждение вопроса Н задания, морфемный разбор на доске.) III. Самоопределение к деятельности (Обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 132).) - Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться распознавать личные глаголы, выступающие в роли безличных.) IV. Работа по теме урока Выявить истинную роль таких глаголов можно только в кон-|см гс, в предложении, в словосочетании. Предложение, приведённое в учебнике, можно изменить: Воздух пахнет весной. Тогда появляется подлежащее, а личный глагол выступает в своём первоначальном качестве, но это будет совсем другое по смыслу предложение. Работа по учебнику Упр. 571 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях. Упр. 572 - коллективное выполнение. Дополнительные вопросы Какую роль в тексте играют безличные глаголы? (Придают загадочность описанию.) Какой художественный приём использовал автор текста для создания загадочного образа? (Олицетворение.) V. Закрепление изученного материала 1. Практическое задание — Составьте пары предложений, в которых один и тот же глагол выступал бы в роли личного и безличного (род глагола (можно изменять). Посветлело, тянет, подмывало, везёт. Варианты предложений Лицо её посветлело от улыбки. — После дождя вокруг посветлело. Старик тянет невод. — От реки тянет прохладой. Море подмывало берег. — Меня так и подмывало открыть запертую дверь. Везёт лошадка дровенки. — Обычно мне везёт. Работа со словарями Многие безличные глаголы характерны для разговорной речи подмывало, везёт, нездоровилось, вздумалось, угораздило, присни чило. — Разберём несколько примеров с безличными глаголами, которые разговорной речи не присущи. Прочитайте прет ложения. Так поступать не подобает. Вам надлежит многое узнать. Следует подождать с решением. — Объясните смысл предложений. Заглянем в толковый словарь, чтобы прояснить значение бе i личных глаголов. Глаголы подобать, надлежать и следовать, оказывается, сипи нимы. Их значение — следовать, соответствовать принятым при вилам, нормам. Глагол подобать характерен для книжной речи остальные два — для официально-делового и научного стиш II речи. VI. Подведение итогов урока Как прояснить роль личного глагола, который может выступать в роли безличного? (В предложении: если есть подлежащее, связанное с данным глаголом, то он выступает в роли личного; если подлежащего нет и не может быть, значит, личный глагол выступает в роли безличного.) Домашнее задание Учебник § 95, упр. 574, 575 (подготовиться к диктанту). Урок 190. Морфологический разбор глагола Цели: дать план морфологического разбора глагола; обогащать лексический запас. Планируемые результаты: владение навыками морфологического разбора; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. Ход урока Организационный момент Проверка домашнего задания Упр. 575 — подготовленный диктант. Упр. 574 — чтение предложений, составленных учащимися. III. Актуализация знаний — Запишите предложения. Подчеркните безличные глаголы. 1) Ему всего хватает в жизни. 2) Угораздило же тебя прийти не вовре- ми. 3) Ей недостаёт внимания. 4) Я разжевал горошину перца, и в горле шисршило. 5) И тут меня осенило! IV. Работа по теме урока Работа по учебнику (Самостоятельное изучение теоретического материала (с. 133, 134).) Морфологический разбор (Морфологический разбор глаголов из предложений 2 и 4 (СМ. п. III).) V. Закрепление изученного материала Работа по учебнику (Упр. 576 - выразительное чтение стихотворения, обсуждение, Комментированное письмо, морфологический разбор на доске.) 2. Выполнение задания из рабочей тетради (Задание 116 — самостоятельное выполнение, выборочный Морфологический разбор (по вариантам).) 3. Комплексное задание (Запись под диктовку. Проверка по образцу на доске.) Встаньте, дети, встаньте в круг, Встаньте в круг, встаньте в круг! Жил на свете добрый жук, Старый добрый друг. Никогда он не ворчал, Не кричал, не пищал, Громко крыльями трещал, Строго ссоры запрещал. Е. Шварц — Объясните орфограммы и знаки препинания. Сделайте морфологический разбор глаголов (устно и письменно). Занимательная лингвистика — Придумайте предложения с глаголами подвигаться и подвигаться. С помощью словарей определите значение глаголов и их вид. Комментарии Значение слова и его вид зависят от ударения. Варианты предложений Чтобы мышцы не затекли, надо подвигаться. Дело будет подвигаться, если его делать. VI. Подведение итогов урока Какие постоянные и непостоянные признаки имеют глаголы? Каковы морфологические особенности безличных глаголов'' Домашнее задание Учебник: § 96, упр. 577, 578 (собрать материалы к сочинению). Урок 191. Рассказ на основе услышанного Цели: формировать навыки составления устного и письмен ного рассказа на основе услышанного; развивать внимание, речь. Планируемые результаты: умения подбирать материалы к сочинению, составлять устные и письменные рассказы по жизненным впечатлениям. Ход урока Организационный момент Проверка домашнего задания (Упр. 577 - выразительное чтение текста, обсуждение вопро сов и заданий.) III. Работа по теме урока Подготовка к сочинению (Обсуждение вопросов упр. 578, планов сочинения, устные рассказы.) Написание сочинения IV. Подведение итогов урока (Чтение и анализ нескольких сочинений.) Домашнее задание Учебник: изучить §98 (с. 135, 136), упр. 579. ![]() ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|