|
Урок 19 2. Правописание гласных в суффиксах глаголовЦели: познакомить с условиями выбора гласных в суффиксах глаголов; учить распознавать суффиксы -ва- и -ыва- (-ива-), -ова-(-ева-); развивать навыки самостоятельной работы; обогащать лексический запас. Планируемые результаты: знание условий выбора гласных Н суффиксах глаголов; владение навыками морфемного разбора; умения распознавать суффиксы -ва- и -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-), объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. Ход урока Организационный момент Анализ сочинений III. Самоопределение к деятельности (Беседа по § 98 (реализация домашнего задания).) — Над какой темой вы работали дома? - К каким выводам вы пришли в ходе самостоятельных наблюдений над суффиксами глаголов -ыва- (-ива-), -ова-(-ева-)1 Сформулируйте правило так, чтобы было удобнее запомнить. (Примерный ответ. Вариант 1: если в 1-м лице настоящего и будущего времени глагол оканчивается на -ываю (-иваю), то в неопределённой форме и в прошедшем времени суффикс -ыва- (-ива-) сохраняется: раздумываю — раздумывать, заканчиваю — заканчивать; если в 1 -м лице настоящего и будущего времени глагол оканчивается на -ую (-юю), то в неопределённой форме и в прошедшем времени пишется суффикс -ова- (-ева-): рисую — рисовать, ночую - ночевать. Вариант 2: в неопределённой форме и в прошедшем времени глагола пишется суффикс -ова-(-ева-), если он пропадает в 1-м лице настоящего и будущего времени. Если суффикс сохраняется, то это суффикс -ыва- (-ива-).) Упоминания о прошедшем времени даже излишни, так как мы знаем, что прошедшее время образуется от основы неопределённой формы с помощью суффикса -л-. Исчезновение суффикса -ова- (-ева-) при смене формы глагола можно объяснить, заглянув в историю языка. Подобное явление мы наблюдали при склонении существительных с суффиксами -ик- и -ек-\ ключик — ключика, замочек — замочка. Выпадать могут только буквы owe, буква и не выпадает, так как не было такого краткого звука: крючок — крючка, мячик - мячика. (См. урок 92.) Постфикс (суффикс) -ся (-сь) не влияет на гласные рассматриваемых суффиксов: побаиваюсь — побаиваться, подделываюсь — подделываться, советуюсь — советоваться. (Проверка упр. 579 по цепочке.) — Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Закрепить умения распознавать и правильно писать суффиксы глаголов.) IV. Работа по теме урока Слово учителя Необходимо отличать суффиксы -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-) от суффикса -ва, который встречается, например, в словах успевать, ослабевать, переставать, обвевать, обвивать. Суффикс -ва- всегда ударный, а суффикс -ыва (-ива-) всегда безударный. С помощью суффикса -ва- образуется несовершенный вил. глаголов от глаголов совершенного вида: успеть — успевать, ослабеть — ослабевать, перестать — переставать, обвеять — обвевать, обвить — обвивать. Таким образом, суффикс -ва- сочетается с предшествующими корневыми гласными а, е или и. Для проверки буквы в корне надо опустить суффикс -ва-: успевать — успеть, переставать — перестать и т. д. Исключения: застрять — застревать, затмить — затмевать, продлить — продлевать. Работа по учебнику Упр. 580 — коллективное выполнение с комментированием, обсуждение значения фразеологизма. 2. Упр. 581, 582 - самостоятельное выполнение с последующей проверкой. V. Закрепление изученного материала 1. Практическое задание — Проверьте безударные гласные (образовать глаголы совершенного вида, отбросив суффикс -ва-). Поставьте ударение в словах. Надевать, перебивать, назревать, продавать, подливать, выбивать, раздаваться, запивать, одеваться, узнавать, успевать, вставать, создавать, овладевать, зашивать, отогревать. Работа по учебнику (Упр. 583 — выразительное чтение текста, выполнение заданий.) Комментарии Варианты заглавия текста: «Детство скульптора Конёнкова», «Труд - верная опора человека», «Рассказ о деревенском детстве». Словарно-орфоэпическая работа Прочитайте вслух слова, данные в рамке на с. 136. Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударение. Составьте словосочетания с этими глаголами. Запишите в орфографический словарик слово сызмальства, подчеркните орфограммы. Составьте предложение с этим словом. VI. Подведение итогов урока (Связный рассказ по заданию 117 из рабочей тетради.) Домашнее задание Учебник: повторить § 95-98, упр. 583, 584. Подготовиться к проверочной работе по темам «Безличные глаголы», «Возвратные глаголы», «Правописание гласных в суффиксах глаголов». Урок 19 3. Проверочная работа по темам «Безличные глаголы», «Возвратные глаголы», «Правописание гласных в суффиксах глаголов» Цели: проверить знания, умения и навыки по темам «Безличные глаголы», «Возвратные глаголы», «Правописание гласных И суффиксах глаголов»; развивать навыки работы с тестами. Планируемые результаты: владение орфографическими на-иыками, навыками лингвистического разбора; умения применять Мотивации к аналитической деятельности. Ход урока Организационный момент Проверка домашнего задания Упр. 583 — устный пересказ текста. Упр. 584 - рассказ о творчестве скульптора С. Конёнкова. III. Работа по теме урока Выборочный диктант — Выпишите глаголы с суффиксом -ва-, запишите их видовые пары (глаголы без суффикса -ва-) и глаголы 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени. Образец: узнавать — узнать — узнаю. Расклеивать, согревать, присутствовать, смешивать, воспевать, голосовать, придавать, одеваться, волноваться, задавать, перебивать, преследовать, усиливать, потребовать, добиваться, досадовать, сравнивать, закрывать, торжествовать, подкрадываться, оглядываться, высмеивать, укладывать, сознаваться, жаловаться. Комментарии Глаголы с суффиксом -ва-: согревать, воспевать, придавать, одеваться, задавать, перебивать, добиваться, закрывать, созна ваться. Тестовая работа (См.: КИМы, тест 26.) IV. Подведение итогов урока — Какие задания вызвали у вас затруднения? Домашнее задание Учебник: контрольные вопросы и задания (с. 138), упр. 586. Рабочая тетрадь: задание 118. Уроки 19 4, 19 5. Обобщающие уроки по теме «Глагол» Цели: закрепить и обобщить изученное о глаголе; развивап, навыки монологической речи, устной речи, орфографические и пунктуационные навыки. Планируемые результаты:умения применять полученные sn.i ния на практике, делать сообщения по плану, анализировать cm >н > учебную деятельность, объяснять языковые явления. Ход урока 1 Организационный момент Анализ тестовой работы III. Проверка домашнего задания (Упр. 586 — сообщения о глаголе по сложному плану.) IV. Работа по теме урока Работа по учебнику Обсуждение контрольных вопросов и заданий (с. 138). Упр. 587 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой, фонетический и морфологический разбор на доске. Упр. 588 — выразительное чтение стихотворения, обсуждение, объяснение орфограмм, самостоятельное выполнение письменного задания с последующей проверкой. Комментарии Основная мысль стихотворения — любовь к Родине, к её столице, гордость за неё. Упр. 589 — самостоятельное выполнение (можно посоревноваться в скорости и точности выполнения). Упр. 591 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой. V. Подведение итогов урока — С какими орфограммами мы познакомились при изучении темы «Глагол»? - Как связаны морфология глагола и орфография? Домашнее задание Выполнить работу над ошибками. Учебник: повторить § 89-98, упр. 590. Ход урока 2 Организационный момент Проверка домашнего задания (Упр. 590 - проверка по цепочке.) III. Работа по теме урока Проверочный диктант Какая бывает роса на траве Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве ПИАНЫ алмазы. Все эти алмазы блестят и переливаются на солнце разными ииетами. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, то увидишь, что это кип in росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листу и не мочат его. Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется. (У/. Толстой) Грамматическое задание: указать спряжение глаголов. 2. Работа по учебнику Упр. 592 - самостоятельное выполнение с последующей проверкой. Упр. 593 - выразительное чтение стихотворения, определение спряжения глаголов, обсуждение вопроса. Комментарии Глагол припомнится непереходный (возвратные глаголы непереходные); глагол споём переходный, хотя в данном тексте переходность не проявляет. IV. Подведение итогов урока Как определить спряжение глагола? Для чего это необходимо? ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|