Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Мы рассмотрели случаи выражения повелительного накло-Hftiioi через изъявительное, через условное, через инфинитив. Может ли быть наоборот? Оказывается, и такое бывает.





11овелительное наклонение может употребляться в значении jflMloiiiioro: Щепотки волосков Лиса не пожалей — остался б хвост Jf (И. Крылов) Иначе говоря, если бы лиса не пожалела щепот-|И волосков, остался бы у неё хвост Повелительное наклонение может выступать в значении изъ­явительного: Я тебя корми, гуляй с тобой, играй, а ты кусаться!

Неопределённая форма глагола может употребляться в значе­нии всех трёх наклонений: изъявительного, условного, повели­тельного. И царица хохотать и плечами пожимать... {А. Пушкин); Взять бы да и переделать всё; Не пускать посторонних!

Работа по учебнику

Упр. 562 — устное выполнение.

2. Упр. 563 - выразительное чтение стихотворения, обсужде-
ние заданий, выполнение письменного задания на доске и в те-
традях.

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

(Упр. 564 - самостоятельное выполнение после предваритель­ного обсуждения.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 110 — самостоятельное выполнение.)

Словарная работа

Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 128, 129, подчеркните орфограммы.

Составьте предложения с этими словами, используя глаго­лы в разных наклонениях.

4. Практическое задание

— Запишите текст. Укажите глаголы: в повелительном накло нении.

Юный друг, всегда будь юным, Ты взрослеть не торопись, Будь весёлым, дерзким, шумным, Драться надо — так дерись! Никогда не знай покоя, Плачь и смейся невпопад! Я сама была такою Триста лет тому назад— Вспомните, откуда взяты эти слова и кто их автор. (Слот! романса черепахи Тортилы из фильма «Приключения Бура/ни но», Ю. Энтин.)

VIII. Подведение итогов урока

Как может выражаться повелительное наклонение глаголи?

Какими способами может быть выражено условное накло» нение? изъявительное наклонение?

Домашнее задание

Учебник: § 94, упр. 565.

Ход урока 2

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 565 — чтение и анализ творческих работ.)

III. Актуализация знаний

- Запишите пословицу. Объясните её смысл. Сделайте син­таксический разбор предложения. Объясните орфограммы и знаки препинания. Выполните морфологический разбор местоимения и глагола.

Знай, сверчок, свой шесток.

IV. Работа по теме урока

1. Практическое задание

(Запись под диктовку. Проверка по образцу на доске.)

Встань пораньше, встань пораньше, встань пораньше, Только утро замаячит у ворот.

Ты увидишь, ты увидишь, как весёлый барабанщик В руки палочки кленовые берёт.

Б. Окуджава

Медленно минуты уплывают вдаль, Встречи с ними ты уже не жди. И хотя нам прошлого немного жаль, Лучшее, конечно, впереди! Может, мы обидели кого-то зря — Календарь закроет этот лист. К новым приключениям спешим, друзья, Эй, прибавь-ка ходу, машинист! Голубой вагон бежит, качается, Скорый поезд набирает ход. Ну зачем же этот день кончается? Пусть бы он тянулся целый год!

Э. Успенский

- Объясните орфограммы и знаки препинания. Укажите на­клонение глагола и особенности его выражения.

Работа по учебнику

Упр. 566 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением вопросов и заданий.

Упр. 567 — выразительное чтение текста, обсуждение, само­стоятельное выполнение письменных заданий.

3. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 114- самостоятельное выполнение.)

Словарно-орфоэпическая работа

Прочитайте вслух слова, данные в рамке на с. 130.

Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте уда­рение.

Составьте словосочетания с этими глаголами.

V. Подведение итогов урока

Приведите примеры переносного употребления наклоне­ний глагола.

Назовите формулы вежливой речи («волшебные» слова).

Домашнее задание

Учебник: повторить § 89—94, упр. 568 (подготовиться к дик­танту).

Рабочая тетрадь: задание 115.

Подготовиться к тестовой работе по темам «Разноспря­гаемые глаголы», «Переходные и непереходные глаголы», «Наклонение глагола».

Урок 18 7. Проверочная работа по темам «Разноспрягаемые глаголы», «Переходные и непереходные глаголы», «Наклонение глагола»

Цели: проверить знания, умения и навыки по темам «Разно­спрягаемые глаголы», «Переходные и непереходные глаголы», «Наклонение глагола»; развивать навыки работы с тестами.

Планируемые результаты: владение орфографическими на­выками, навыками лингвистического разбора; умения применят!, полученные знания на практике, работать с тестами; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 568 — подготовленный диктант.)

III. Работа по теме урока
Тестовая работа

(См.: КИМы, тест 25.)

IV. Подведение итогов урока

— Какие задания вызвали у вас затруднения?

Домашнее задание

Рабочая тетрадь: задание ИЗ.

Уроки 18 8, 1 8 9. Безличные глаголы

Цели: дать понятие о безличных глаголах, их грамматиче­ских особенностях; показать употребление безличных глаголов в разных наклонениях, различия между личными глаголами и их вариантами в качестве безличных; развивать орфографическую юркость, навыки анализа текста.

Планируемые результаты: знание понятия безличные глаголы, особенностей употребления этих глаголов; понимание синтак­сических особенностей предложений с безличными глаголами; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к ана­литической деятельности.

Ход урока 1

Организационный момент

Анализ тестовой работы

III. Проверка домашнего задания

(Задание 113 из рабочей тетради — чтение и анализ творческих работ.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Глаголы всегда обозначают какое-то действие, связанное с кем-то или с чем-то, кто это действие производит. Назо­вите субъект действия в следующих предложениях.

I) Мы готовимся к прилёту пернатых друзей. 2) Вдалеке послышался меченый шум. 3) Кто-то постучал в дверь. 4) Мечтаю о том, чтобы все иокруг были счастливы. 5) Хочется найти ответ на этот вопрос.

- В каких предложениях субъект действия не указан? (В чет­вёртом и пятом.)

— Можно ли дополнить эти предложения так, чтобы появил­ся субъект действия? (Четвёртое можно (Я мечтаю о том, чтобы все были счастливы), а пятое нет.)

- Какой можно сделать вывод? (Глаголы могут обозначать действие, которое происходит само по себе.)

Фразу можно дополнить: Мне (нам, им, ему, ей) хочется най­ти ответ на этот вопрос. Но и в этом случае субъект не появля-iMi'и. В этой фразе не просто нет подлежащего, его и не может I v I быть.

Сделаем синтаксический разбор предложения. Может смутить I ушествительное ответ, но оно стоит в винительном падеже, яв-Яистся прямым дополнением: хочется найти (что?) ответ.

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с особенностями глаголов, которые обозна чают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица.)

V. Работа по теме урока

Слово учителя

Вот ещё подобные примеры.

Смеркается.

С вечера подморозило.

Её лихорадило от волнения.

Во всех этих примерах есть действие, есть сказуемое, но нет и не может быть подлежащего, действие происходит словно само собой.

Такие глаголы-сказуемые, которые называют действие без участия действующего лица, называются безличными. Часто предложения с безличными глаголами состоят всего из одного слова — безличного глагола-сказуемого.

— Подумайте, к каким явлениям жизни относятся безличные гл а гол ы - сказуе м ые.

Безличные глаголы могут обозначать явления природы (смер­кается, светало, морозит), внутреннее состояние человека или животных (нездоровится, не спится, знобило, легко дышится), ука­зывать на случайность, внезапность поступка, порой в ущерб себе (осенило, угораздило, приспичило). Безличные глаголы могут опрс делять меру или необходимость чего-либо (хватит, недостаёт). Безличный глагол может входить в состав фразеологизма: пришло в голову.

Работа по учебнику

Обсуждение вопросов и заданий рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 131).







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.