|
Мы рассмотрели случаи выражения повелительного накло-Hftiioi через изъявительное, через условное, через инфинитив. Может ли быть наоборот? Оказывается, и такое бывает.11овелительное наклонение может употребляться в значении jflMloiiiioro: Щепотки волосков Лиса не пожалей — остался б хвост Jf (И. Крылов) Иначе говоря, если бы лиса не пожалела щепот-|И волосков, остался бы у неё хвост Повелительное наклонение может выступать в значении изъявительного: Я тебя корми, гуляй с тобой, играй, а ты кусаться! Неопределённая форма глагола может употребляться в значении всех трёх наклонений: изъявительного, условного, повелительного. И царица хохотать и плечами пожимать... {А. Пушкин); Взять бы да и переделать всё; Не пускать посторонних! Работа по учебнику Упр. 562 — устное выполнение. 2. Упр. 563 - выразительное чтение стихотворения, обсужде- VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику (Упр. 564 - самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения.) 2. Выполнение задания в рабочей тетради (Задание 110 — самостоятельное выполнение.) Словарная работа Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 128, 129, подчеркните орфограммы. Составьте предложения с этими словами, используя глаголы в разных наклонениях. 4. Практическое задание — Запишите текст. Укажите глаголы: в повелительном накло нении. Юный друг, всегда будь юным, Ты взрослеть не торопись, Будь весёлым, дерзким, шумным, Драться надо — так дерись! Никогда не знай покоя, Плачь и смейся невпопад! Я сама была такою Триста лет тому назад— Вспомните, откуда взяты эти слова и кто их автор. (Слот! романса черепахи Тортилы из фильма «Приключения Бура/ни но», Ю. Энтин.) VIII. Подведение итогов урока Как может выражаться повелительное наклонение глаголи? Какими способами может быть выражено условное накло» нение? изъявительное наклонение? Домашнее задание Учебник: § 94, упр. 565. Ход урока 2 Организационный момент Проверка домашнего задания (Упр. 565 — чтение и анализ творческих работ.) III. Актуализация знаний - Запишите пословицу. Объясните её смысл. Сделайте синтаксический разбор предложения. Объясните орфограммы и знаки препинания. Выполните морфологический разбор местоимения и глагола. Знай, сверчок, свой шесток. IV. Работа по теме урока 1. Практическое задание (Запись под диктовку. Проверка по образцу на доске.) Встань пораньше, встань пораньше, встань пораньше, Только утро замаячит у ворот. Ты увидишь, ты увидишь, как весёлый барабанщик В руки палочки кленовые берёт. Б. Окуджава Медленно минуты уплывают вдаль, Встречи с ними ты уже не жди. И хотя нам прошлого немного жаль, Лучшее, конечно, впереди! Может, мы обидели кого-то зря — Календарь закроет этот лист. К новым приключениям спешим, друзья, Эй, прибавь-ка ходу, машинист! Голубой вагон бежит, качается, Скорый поезд набирает ход. Ну зачем же этот день кончается? Пусть бы он тянулся целый год! Э. Успенский - Объясните орфограммы и знаки препинания. Укажите наклонение глагола и особенности его выражения. Работа по учебнику Упр. 566 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением вопросов и заданий. Упр. 567 — выразительное чтение текста, обсуждение, самостоятельное выполнение письменных заданий. 3. Выполнение задания в рабочей тетради (Задание 114- самостоятельное выполнение.) Словарно-орфоэпическая работа Прочитайте вслух слова, данные в рамке на с. 130. Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударение. Составьте словосочетания с этими глаголами. V. Подведение итогов урока Приведите примеры переносного употребления наклонений глагола. Назовите формулы вежливой речи («волшебные» слова). Домашнее задание Учебник: повторить § 89—94, упр. 568 (подготовиться к диктанту). Рабочая тетрадь: задание 115. Подготовиться к тестовой работе по темам «Разноспрягаемые глаголы», «Переходные и непереходные глаголы», «Наклонение глагола». Урок 18 7. Проверочная работа по темам «Разноспрягаемые глаголы», «Переходные и непереходные глаголы», «Наклонение глагола» Цели: проверить знания, умения и навыки по темам «Разноспрягаемые глаголы», «Переходные и непереходные глаголы», «Наклонение глагола»; развивать навыки работы с тестами. Планируемые результаты: владение орфографическими навыками, навыками лингвистического разбора; умения применят!, полученные знания на практике, работать с тестами; развитие мотивации к аналитической деятельности. Ход урока Организационный момент Проверка домашнего задания (Упр. 568 — подготовленный диктант.) III. Работа по теме урока (См.: КИМы, тест 25.) IV. Подведение итогов урока — Какие задания вызвали у вас затруднения? Домашнее задание Рабочая тетрадь: задание ИЗ. Уроки 18 8, 1 8 9. Безличные глаголы Цели: дать понятие о безличных глаголах, их грамматических особенностях; показать употребление безличных глаголов в разных наклонениях, различия между личными глаголами и их вариантами в качестве безличных; развивать орфографическую юркость, навыки анализа текста. Планируемые результаты: знание понятия безличные глаголы, особенностей употребления этих глаголов; понимание синтаксических особенностей предложений с безличными глаголами; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. Ход урока 1 Организационный момент Анализ тестовой работы III. Проверка домашнего задания (Задание 113 из рабочей тетради — чтение и анализ творческих работ.) IV. Самоопределение к деятельности — Глаголы всегда обозначают какое-то действие, связанное с кем-то или с чем-то, кто это действие производит. Назовите субъект действия в следующих предложениях. I) Мы готовимся к прилёту пернатых друзей. 2) Вдалеке послышался меченый шум. 3) Кто-то постучал в дверь. 4) Мечтаю о том, чтобы все иокруг были счастливы. 5) Хочется найти ответ на этот вопрос. - В каких предложениях субъект действия не указан? (В четвёртом и пятом.) — Можно ли дополнить эти предложения так, чтобы появился субъект действия? (Четвёртое можно (Я мечтаю о том, чтобы все были счастливы), а пятое нет.) - Какой можно сделать вывод? (Глаголы могут обозначать действие, которое происходит само по себе.) Фразу можно дополнить: Мне (нам, им, ему, ей) хочется найти ответ на этот вопрос. Но и в этом случае субъект не появля-iMi'и. В этой фразе не просто нет подлежащего, его и не может I v I быть. Сделаем синтаксический разбор предложения. Может смутить I ушествительное ответ, но оно стоит в винительном падеже, яв-Яистся прямым дополнением: хочется найти (что?) ответ. Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с особенностями глаголов, которые обозна чают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица.) V. Работа по теме урока Слово учителя Вот ещё подобные примеры. Смеркается. С вечера подморозило. Её лихорадило от волнения. Во всех этих примерах есть действие, есть сказуемое, но нет и не может быть подлежащего, действие происходит словно само собой. Такие глаголы-сказуемые, которые называют действие без участия действующего лица, называются безличными. Часто предложения с безличными глаголами состоят всего из одного слова — безличного глагола-сказуемого. — Подумайте, к каким явлениям жизни относятся безличные гл а гол ы - сказуе м ые. Безличные глаголы могут обозначать явления природы (смеркается, светало, морозит), внутреннее состояние человека или животных (нездоровится, не спится, знобило, легко дышится), указывать на случайность, внезапность поступка, порой в ущерб себе (осенило, угораздило, приспичило). Безличные глаголы могут опрс делять меру или необходимость чего-либо (хватит, недостаёт). Безличный глагол может входить в состав фразеологизма: пришло в голову. Работа по учебнику Обсуждение вопросов и заданий рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 131). ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|