|
Составьте предложение с этим словом.VII. Подведение итогов урока — Какие действия обозначают глаголы в изъявительном наклонении? Домашнее задание Учебник: § 91, упр. 540, 542 (составить план изложения). Урок 178. Изложение Цели: закреплять представление об изъявительном наклонении глагола; развивать навыки устного и письменного изложения текста. Планируемые результаты: владение элементами лингвисти ческого анализа текста; умение излагать текст устно и письменно с заменой лица рассказчика. Ход урока Организационный момент Проверка домашнего задания (Упр. 540 — выразительное чтение текста, обсуждение вопро сов и заданий.) Комментарии Основная мысль текста: не хвастайся и не пытайся унизит! других — окажешься смешон. III. Работа по теме урока Подготовка к изложению (Обсуждение планов изложения, вопросов к упр. 542, устш.и изложения.) Написание изложения IV. Подведение итогов урока — Какие затруднения вы испытывали при написании изложения? Домашнее задание Учебник: изучить § 92. Работа в парах: составить диалог с использованием глаголов в условном наклонении. Уроки 17 9, 1 8 0. Условное наклонение Цели: познакомить с грамматическими особенностями условного наклонения; развивать творческие способности; прививать интерес к русскому языку. Планируемые результаты: знание понятия наклонение глагола; грамматические особенности изъявительного и условного наклонения; умения распознавать глаголы в изъявительном и условном наклонении, объяснять языковые явления, работать в парах; раз-иитие мотивации к аналитической деятельности. Ход урока 1 Организационный момент Анализ изложения III. Проверка домашнего задания (Диалоги с использованием глаголов в условном наклонении.) IV. Актуализация знаний - Сделайте синтаксический разбор предложения, определите грамматические признаки частей речи. Укажите особенность употребления дополнения при глаголе. Объясните смысл пословицы. Одна ласточка весны не делает. Комментарии Дополнение весны стоит при переходном глаголе в родитель-Ном падеже, потому что глагол с отрицанием: не делает. V. Самоопределение к деятельности (Ьеседа по § 92 (реализация домашнего задания).) Какую тему вы начали изучать дома? Что обозначают глаголы в условном наклонении? Как образуется условное наклонение глагола? (Примерный ответ. С помощью глагола в форме прошедшего времени и частицы бы (б), которая может стоять перед глаголом (Вы бы хотели иметь волшебную палочку?), после него (Что вы сделали бы с её помощью?), а может быть отделена от глагола другими словами (Хорошо, если бы ваши желания исполнились). Частица бы с глаголами пишется раздельно.) Какие грамматические признаки имеют глаголы в условном наклонении? (Изменяются по числам, а в единственном числе — по родам: пришёл бы — пришла бы — пришло бы — пришли бы.) Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Закрепить и углубить знания о глаголах в условном наклонении, об особенностях их употребления и правописания.) VI. Работа по теме урока Работа по учебнику 1. Упр. 543 - выразительное чтение стихотворения, обсужде- Комментарии Слова мыло (существительное в именительном падеже) и мыло (форма прошедшего времени глагола, а точнее — бы мыло — форма условного наклонения) не являются лексическими омонимами, это омоформы - слова, совпадающие в каких-либо грамматических формах. 2. Упр. 544 - выразительное чтение стихотворения, обсужде- VII. Закрепление изученного материала 1. Выполнение задания в рабочей тетради (Задание 112 — самостоятельное выполнение.) 2. Творческое задание — Представьте себе, что было бы, если бы исчезли сила трения и сила тяжести. Запишите несколько предложений, подчеркните глаголы в условном наклонении. Если бы не было силы трения, то мы бы не смогли ходить, так как не отталкивались бы от земли, одежда бы соскальзывала с нас, туфли спи дали бы с ног, машины бы не ездили. Все бы двигались, но остановиться было бы очень трудно. А если бы исчезла сила тяжести, то всё бы разлетелось, даже молекулы, атомы, частицы, и не стало бы ничего, кромг элементарных частиц в хаосе. VIII. Подведение итогов урока Какие действия обозначают глаголы в условном наклонении'' Какое место по отношению к глаголу может заниман. в предложении частица бы! Домашнее задание Учебник: § 92, упр. 545, 547 (устно). Ход урока 2 Организационный момент Проверка домашнего задания (Упр. 545 - обсуждение вопросов и заданий, морфемный и морфологический разбор на доске.) Комментарии Основная мысль текста выражена в последнем предложении: «Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять». III. Работа по теме урока Слово учителя Условное наклонение позволяет нам помечтать, высказать надежды, желания, перенестись в мир сказки, в мир фантазии. Мы, например, представили, что будет, обладай мы волшебной палочкой, что случилось бы, если бы вдруг исчезли сила трения и сила тяжести. Условное наклонение давно используется народом в шутливых пословицах и поговорках: «Если бы да кабы во рту росли грибы, тогда бы был не рот, а целый огород». - Кстати, всем ли понятно слово кабы! Из контекста ясно, что это простонародное слово - синоним современного союза если. 2. Практические задания - А вот некоторые пословицы и поговорки, зафиксированные в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля. Прочитайте их, объясните смысл. Подчеркните глаголы в условном наклонении. 1) Если бы не мороз, то овёс бы до неба дорос. 2) Кабы на дятла да не свой носок, никто бы его не нашёл. 3) Кабы не кабы, так и мы б были Цври. 4) Кабы Иван Великий был маленький, а карман у меня большой, н и сю туда посадил. 5) Кабы знал да ведал, всего бы отведал. 6) Кабы ■ал, где упасть, так бы соломки подостлал. Может быть, и вы знаете пословицы и поговорки со старинным словом кабы? Вспомните стихотворения, песни, где встречаются глаголы в условном наклонении. (Можно записать часть примеров, подчеркнуть глаголы «условном наклонении, провести выборочный диктант.) «Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещёный мир Приготовила б я пир» «Кабы я была царица, — Говорит её сестрица, — То на весь бы мир одна Наткала я полотна». А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» Кабы не было зимы На денёк хотя бы И снегирь не сел на ель (частица бы подразумевается), Кабы, кабы, кабы. Кабы не было зимы, А всё время лето, Мы б не знали кутерьмы Новогодней этой. Не спешил бы Дед Мороз К нам через ухабы, Лёд на речке не замёрз (частица бы подразумевается), Кабы, кабы, кабы. Ю. Энтин Если б мишки были пчёлами, То они бы нипочём Никогда и не подумали Так высоко строить дом. Б. Заходер (Если на уроке останется время, можно привести в качестве примера ещё одну песенку Винни-Пуха, в которой есть и игри словами, и упоминание о возвратных глаголах, и глаголы в уел о в ном наклонении.) Загадочный шум Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|