|
Упр. 528 - коллективное выполнение на доске и в тетрадях.VI. Закрепление изученного материала Выполнение заданий в рабочей тетради (Задания 103,104 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.) Словарная работа - Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамке на с. 111, подчеркните орфограммы. — Выясните их значение по толковому словарю. - Составьте предложение, в котором были бы употреблены оба этих существительных. VII. Подведение итогов урока - Какие глаголы называются переходными, а какие — непереходными? Домашнее задание Учебник: § 90, упр. 529. Ход урока 2 Организационный момент Проверка домашнего задания (Упр. 529 — чтение словосочетаний с переходными глаголами, синтаксический разбор на доске.) III. Актуализация знаний — Сделайте синтаксический разбор предложения. Укажите части речи, определите их грамматические признаки. Всякий Ларчиком прекрасным любовался. Из какого произведения эта строка? (Из басни И.А. Крылова «Ларчик».) Объясните, почему слово Ларчик написано с большой буквы. (Потому что это герой басни.) Обратите внимание на инверсию — необычный порядок слов в предложении: автор разводит подлежащее (определительное местоимение всякий) и сказуемое (непереходный глагол любовался), сказуемое и непрямое дополнение в творительном падеже. IV. Работа по теме урока Наблюдения над словами В русском языке порой одна буква играет очень важную роль. Примеров много: мол — моль, осел — осёл, луг — лук и т. д. — Придумайте свои примеры в доказательство этого утверждения, в том числе с глаголами. (Ожог — ожёг, угол -уголь, стол — стой, прости — прочти.) Работа по учебнику 1. Упр. 530 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях. Глаголы II спряжения (белить, чернить, синить) проявили переходность: белить (что?) потолок, чернить (что?) сталь, синить (что?) бельё. Эти же глаголы могут проявлять непереходность: белить (чем?) мелом, чернить (чем?) краской, синить (в чём?) в тазу. Глаголы I спряжения (белеть, чернеть, синеть) являются непереходными, не могут иметь при себе прямого дополнения. Но переходность/непереходность не зависит от спряжения прогонять (кого?) муху — глагол I спряжения; прогнать (кого") муху — глагол II спряжения. 2. Обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоя — О возвратных глаголах мы говорили недавно в связи с темой «Местоимение». Вспомните, какое местоимение связано с явлением возвратности глаголов. (Возвратное местоимение себя.) Возвратные глаголы выражают направление действия на того, кто его производит, указывают на лицо, о котором идёт речь. В самом составе этих глаголов уже заключена направленность действия на себя: облиться водой (облить (кого?) себя) — винительный падеж без предлога. Поэтому возвратный глагол уже исчерпал действие, которое прямо переходит на предмет. Итак, все возвратные глаголы непереходные. V. Закрепление изученного материала Работа по учебнику Упр. 531 — коллективное выполнение с комментированием. 2. Упр. 532 — самостоятельное выполнение с последующей VI. Подведение итогов урока Какие глаголы являются возвратными? Почему они так называются? Как связаны возвратность и переходность глаголов? Домашнее задание Учебник: § 90, упр. 536 (подготовиться к диктанту). Рабочая тетрадь: задание 102. Ход урока 3 Организационный момент Проверка домашнего задания Задание 102 из рабочей тетради — взаимопроверка. Упр. 536 - подготовленный диктант. III. Актуализация знаний (Запись под диктовку. Проверка по образцу на доске.) Там котик усатый По садику бродит, А козлик рогатый За котиком ходит; И лапочкой котик Помадит свой ротик; А козлик седою Трясёт бородою. В. Жуковский Объясните орфограммы и знаки препинания. Подчеркните глаголы, укажите их спряжение, переходность или непереходность. Объясните значение глагола помадит, укажите способ словообразования и морфемный состав. IV. Работа по теме урока Работа по учебнику Упр. 533 — устное выполнение, понятие о синтаксической синонимии. Упр. 534 — коллективное выполнение с комментированием. Упр. 535 — устное выполнение. 2. Выполнение задания в рабочей тетради (Задание 105 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.) V. Подведение итогов урока Могут ли переходные глаголы проявлять непереходность.' Приведите примеры. В каких случаях дополнение (существительное или место имение) может стоять при переходном глаголе в родительном падеже? Домашнее задание Учебник: § 90, упр. 537 (при написании рассказа о спортивном соревновании можно использовать словосочетания из упр. 536) Урок 17 7. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение Цели: дать понятие о категории наклонения глагола, о трёх наклонениях глагола; показать особенности изъявительного на клонения; развивать орфографическую зоркость. Планируемые результаты: знание понятия наклонение глаго ш грамматических признаков глаголов в изъявительном наклот нии; умения распознавать глаголы в изъявительном наклонении объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитичг ской деятельности. Ход урока Организационный момент Проверка домашнего задания (Упр. 537 — чтение и анализ сочинений.) III. Актуализация знаний Сделайте синтаксический разбор предложения. Объясните орфограммы. Укажите грамматические признаки глагола, разряды местоимений. Проясните иронический смысл пословицы. Себя не похвалишь — никто не похвалит. IV. Самоопределение к деятельности — Прочитайте предложения. Я бы съел чего-нибудь вкусненького. Сходи за хлебом. Я съел мороженое Петя читает интересную книгу. Сегодня мы пойдём в цирк. — Попробуйте объяснить, в чём разница между этими предложениями. (В первом предложении выражено пожелание, во втором — просьба, в третьем, четвёртом и пятом — реальное действие.) — А что указывает на это? (Форма глаголов.) Глагол обладает ещё одной категорией, которая носит интересное название — наклонение. Наклонение — это грамматическая категория, обозначающая отношение действия к действительности. — В какой форме употреблены глаголы, указывающие на реальность действия? (В форме прошедшего, настоящего и будущего времени.) 'Ото глаголы в изъявительном наклонении, они помогают нам и н.ипить то, что действительно произошло, происходит или будет происходить. Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с особенностями изъявительного наклонения глаголов, научиться распознавать такие глаголы и определять их морфологические признаки.) V. Работа по теме урока Ибота по учебнику Чтение теоретического материала и правила (с. 114). Упр. 538 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях. VI Эйкрепление изученного материала I. Работа по учебнику I Упр. 539 — самостоятельное выполнение с последующей про-Нг|ч пи п обсуждением устных заданий.) Выполнение заданий в рабочей тетради Задание 106 (первая колонка) — самостоятельное выполнение. Задание 107 — чтение текста, обсуждение, выполнение письменных заданий. Работа по учебнику (Упр. 541 — выразительное чтение текста, обсуждение, выполнение письменных заданий.) Словарная работа Запишите в орфографический словарик слово конвейер, подчеркните орфограммы. Выясните его значение по толковому словарю. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|