Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Щк Лапу сосать. (Класть ;убы на ткшу, жить впроголодь кататься как сыр в масле, жить в достатке, сытно.)





Испокон веку. (При царе Горохе, давно - недавно.)

Во всю Ивановскую. (Во всё горло, очень громко - тихо.)

Водить за нос. (Втирать очки, обманывать - говорить правду.)

С гулькин нос. (Кот наплакал, мало - хоть пруд пруди, много.)

В час по чайной ложке. (Медленно - сломя голову, быстро.)

Работа по учебнику

(Упр. 614 - устное выполнение.)

5. Сообщения учащихся (реализация домашнего задания)
IV. Подведение итогов урока

Что общего у слова и фразеологизма и чем они различаются? I - Какие явления в лексике, в изменении лексического сос­тава языка вам особенно интересны? Какой материал по теме «Лексика» вам представляется трудным, непонятным?

Где вы ищете и находите информацию по лексике? фмашнее задание

Учебник: § 103, упр. 615, 616.

Урок 2 0 0. Словообразование

Цели: повторить изученное по словообразованию; закреплять Мки морфемного и словообразовательного разбора; прививать 1рсс к русскому языку.

Планируемые результаты: знание основных способов обра­зования слов; умения различать однокоренные слова и формы слова, определять способы образования слов, ориентироваться в этимологических словарях, применять приёмы получения ин­формации, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Что изучает словообразование?

Что такое морфемы?

Какие морфемы выделяются в слове?

Может ли суффикс стоять после окончания?

Как образуются новые слова?

Назовите основные способы образования слов.

Какие способы образования слов характерны для сущест­вительных, прилагательных, глаголов?



К каким словарям нужно обращаться для проверки состава слова и способа его образования?

(Упр. 615, 616 - выразительное чтение стихотворения, обсу ждение вопросов и заданий, морфологический и синтаксический разбор на доске.)

III. Работа по теме урока

Работа со словарями

— Выберите из доступных вам словообразовательных, этимоло гических словарей словарную статью, прокомментируйте с(-

Работа по учебнику

1. Упр. 617 — выразительное чтение текста, обсуждение во
просов и заданий.

Комментарии

Слова, высеченные на стене на площади Героев, у входи в Зал воинской славы, взяты из очерка военного корреспондси i.i «Красной звезды» в Сталинграде Василия Гроссмана. Очерк, па печатанный в ноябре 1942 г., назывался «Направление главною удара».

2. Упр. 618 — самостоятельное выполнение с последую! иг и
проверкой.

3. Выполнение задания из рабочей тетради

(Задание 121 — самостоятельное выполнение с последуюнии взаимопроверкой.)

Занимательная лингвистика

Русские фамилии

Почему одни фамилии оканчиваются на -ов или -ев (Кузнецов, Гон­чаров, Столяров, Плетнёв, Федосеев), а другие — на -ин (Кожемякин, Пушкин, Уткин)?

Это зависит от склонения существительного, от которого образована фамилия. Если существительное 2-го склонения (мужского или средне-IX) рода) и оканчивается на твёрдый согласный (кузнец, гончар, столяр), то фамилия оканчивается на -ов. Если существительное 2-го склонения оканчивается на мягкий согласный (плетень, Федосей), то фамилия окан­чивается на -ев. Если же существительное 1-го склонения (женского, Мужского или общего рода: пушка, утка, владыка, скряга), фамилия оканчивается на -ин. Так, фамилия Пушкин произошла от слова пушка, н I/ушков — от слова пушок.

Петух и курица

Почему у одних птиц названия мужского и женского пола и названия Птенцов — однокоренные слова (гусь, гусыня, гусята), а у других имеют разные корни (петух, курица, цыплята)?

Кур — общеславянское слово, означающее «петух». По предположе­ниям этимологов, слово подражательное (так же как и слова кукарекать, Курлыкать). Это название петуха сохранилось в поговорке «Попал как цур в ощип». Так говорят о человеке, неожиданно попавшем в неприят­ное, глупое или неловкое положение. Варианты поговорки: «Попал как цур но щи», «Попал как кур во щип» (т. е. в капкан). Как бы то ни было, Смысл поговорки печальный.

Кур женского пола — кура, уменьшительное от этого слова — курица (Ср.: утка — утица). Кстати, слово куропатка, известное с конца XVII в., 1оже образовалось от слова кура. Считается, что это сложное слово, Состоящее из кура и потки (птица); куропатка — птица, похожая на ку-ЦИку. Ударение сначала падало на первый слог, поэтому о изменилось Нй </ во второй части слова.

Ещё курицу раньше называли цыпа — тоже звукоподражательное Слово (цып-цып-цып), а птенца называли цыпля. Позже к этому слову йоониился суффикс -е'нок-. и получился цыплёнок. Со временем вместо Hy/i закрепилось в речи петух: слово образовалось от того же корня, что I слово петь (петух — тот, кто поёт).

- Вспомните несколько названий животных, которые обра­зованы сложением основ. (Носорог, осьминог, землеройка, медведь, утконос.)

IV. Подведение итогов урока

С какими орфограммами мы познакомились при изучении темы «Словообразование»?

Какие способы словообразования называются морфемными? Как связаны словообразование и орфография?

Какие словари вы используете, чтобы узнать о происхожде­нии слова, о значении имён, фамилий? («Школьный слово­образовательный словарь» А. Н. Тихонова, «Школьный этимо­логический словарь» Н.М. Шанского и ТА. Бобровой, «Словарь личных имён» Н.А. Петровского, «Словарь русских фамилий» Ю.А. Федосюка, «Словарь русских фамилий» В.А. Никонова.)

Какие трудности вы испытывали при изучении темы?

Домашнее задание

Учебник: повторить § 104, 105, упр. 619.

Рабочая тетрадь: задание 122.

Урок 201. Морфология. Синтаксис

Цели: повторить изученное по морфологии и синтаксису; за­креплять навыки морфологического и синтаксического разбора

Планируемые результаты: знание постоянных и непостоя п ных признаков частей речи, порядка морфологического разбора, умения различать части речи по их морфологическим признакам, применять приёмы получения информации, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности

Ход урока

Организационный момент

Работа по теме урока

1. Морфология (беседа, реализация домашнего задания)

"— Что изучает морфология?

Перечислите именные части речи. Почему они называюп и именными?

В чём особенность местоимения как части речи?

В чём главное отличие глагола от именных частей речи''

Как называется изменение именных частей речи?

Как называется изменение глаголов?

Как изменяются именные части речи?

Как изменяются глаголы?

(Упр. 619, задание 122 из рабочей тетради — проверка по не почке.)

2. Практические задания

— Проспрягайте глагол победить. Комментарии

От глагола победить форма 1-го лица единственного чи< н не образуется. В будущем времени можно заменить глагол фра и илогизмом: одержу победу. Форма настоящего времени побеждаю относится к глаголу несовершенного вида побеждать. Глагол по­бедить совершенного вида.

— Спишите текст, заменив цифры числительными.

Из 88 (восьмидесяти восьми) созвездий чуть ли не половина носит на­звания животных: 19 (девятнадцати) зверей, 8 (восьми) птиц, 4 (четырёх) рыб, 3 (трёх) пресмыкающихся и 2 (двух) беспозвоночных.

— Подчеркните слова, для правильного написания которых нужно определить часть речи. Объясните орфограммы.

Роскошь интерьера, стая туч, плач ребёнка, важный грач, сберечь силы, горечь потери, слышишь песню, спрячься от грозы, лесная глушь, сельский пейзаж, старинная вещь, лёгкий плащ, зажечь огонь, ровно в полночь, необычайная сушь, приготовьте завтрак.

Работа по учебнику

(Упр. 620 — коллективное выполнение.)









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.