Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методика написания, правила оформления и порядок защиты





Методика написания, правила оформления и порядок защиты

Учебно-методическое пособие для студентов факультета психологии

Куйбышев


УДК 378

ББК 74.58

И 231

 

 

Ответственный редактор:

Н.В. Гутова, доцент, кандидат филологических наук

 

Рецензенты:

С.К. Быструшкин, доктор биологических наук, профессор, доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Института естественных и социально-экономических наук ФБГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»

М.Г. Чухрова, доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии личности и специальной психологии ФБГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»

 

 

И 231

Дипломное проектирование: методика написания, правила оформления и порядок защиты : учебно-методическое пособие для студентов психологического факультета / Авторы-составители: Е. В. Иванчук, Е. В. Кузнецова, В. Г. Петровская ; под ред. Н. В. Гутовой ; Куйб. фил. Новосиб. гос. пед. ун-та. – Новосибирск : Немо Пресс, 2015. – 72 с.

 

ISBN

Данное пособие представляет собой рекомендации по выполнению дипломного проекта по психологии и включает в себя методологические основы психолого-педагогического исследования, подготовки, требования и рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы, порядок ее представления и защиты.

Пособие рекомендовано студентам очного и заочного отделений специальности 050706.65 Педагогика и психология Специализация : Практическая психология, направлений 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования, 44.03.02. Психолого-педагогическое образование профиль: Психология и педагогика дошкольного образования, а также преподавателям, осуществляющим научное руководство подготовкой дипломного исследования.



 


Содержание

Введение 4

Общая характеристика выпускной квалификационной работы 7

Модели выпускной квалификационной работы 10

Основные этапы психолого-педагогического исследования 12

Этапы выполнения выпускной квалификационной работы 21

Общие требования к подготовке и оформлению работы 25

Порядок прохождения процедуры защиты 31

Рекомендации для подготовки презентации выпускной квалификационной работы 34

Список литературы 40

Список литературы, рекомендуемой для написания дипломной работы 41

Приложение № 1. Заявление на утверждение выпускной квалификационной работы 42

Приложение № 2. Пример выделения и представления основных структурных компонентов дипломной работы с краткими комментариями 43

Приложение № 3. Правила оформления списка литературы 55

Приложение № 4. Примерный план заданий выпускной квалификационной работы и сроков их выполнения 65

Приложение № 5. Пример представления результатов экспериментального исследования 66

Приложение № 6. Оформление титульного листа 71

Приложение № 7. Примерное оформление содержания выпускной квалификационной работы 72

Приложение № 8. Пример введения к дипломному проекту 73

ВВЕДЕНИЕ

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы отмечено, что в последнее десятилетие предпринят ряд шагов по содержательной модернизации профессионального образования, по повышению его качества, по интеграции российского профессионального образования в международное образовательное пространство. В системе высшего профессионального образования России возросли требования к структуре и качеству подготовки выпускников вуза. Одним из важнейших резервов повышения эффективности высшего образования является оптимизация самостоятельной работы студентов, которая включает в себя научно-исследовательскую деятельность как один из наиболее сложных видов самостоятельной работы. Формы научно-исследовательской деятельности разнообразны, но наиболее распространенными являются написание реферата, курсовой работы и выпускной квалификационной работы (далее – ВКР).

Дипломное проектирование – один из основных видов самостоятельной работы студентов, выполнение которого связано, во-первых, с возможностью продолжить свое обучение в магистратуре, во-вторых, с готовностью выпускника руководить проектно-исследовательской деятельностью обучающихся общеобразовательной школы.

Выполнение и защита ВКР является заключительным этапом обучения и обязательным

видом итоговой аттестации выпускников КФ НГПУ и имеет своей целью: закрепление, систематизацию и расширение теоретических и практических знаний в профессиональной сфере; развитие навыков самостоятельной работы и применения методов исследования; выявление степени подготовленности выпускника к самостоятельной работе в профессиональной области.

Основными задачами выполнения дипломных работ являются:

· систематизация и углубление теоретических знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;

· формирование умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;

· расширение научного кругозора студентов;

· овладение основами методологии и методики психолого-педагогического исследования;

· закрепление опыта работы со специальной литературой, поиска и обработки информации;

· развитие творческой инициативы, самостоятельности и ответственности за качественное и своевременное выполнение порученной работы;

· подготовка к Государственной итоговой аттестации.

Решение этих задач предусматривает тщательную подготовку студентов к осуществлению научно-исследовательской деятельности, что реализуется в рамках учебного процесса при изучении таких дисциплин, как «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований (психолого-педагогический практикум)», «Психолого-педагогическая диагностика», а особенно в рамках курса «Методология психолого-педагогических исследований». Научно-исследовательская деятельность выполняется в рамках преддипломной практики, которая предполагает формирование следующих компетенций.

Направление 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль: Психология образования

Общекультурные компетенции (ОК):

· ОК-5 - способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами;

· ОК-9 – способность вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития.

Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

· ОПК-3 – готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов;

· ОПК-8 – способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики;

· ОПК-10 – способность принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач;

· ОПК-11 – готовность применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов.

ЗАЩИТА И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беловолов В. А. Основы методологии педагогического исследования : учеб. пособие для студ. вузов / В. А. Беловолов, С. П. Беловолова. - 2-е изд., доп. - Новосибирск : НГПУ, 2003. - 198 с.

2. Глухов В. В. Подготовка и проведение защиты диссертаций : Рекомендации для соискателей ученой степени. - СПб. : Изд-во Политехн. Ун-та, 2006. - 96 с.

3. Кузин Ф. А. Кандидатская диссертация : методика написания, правила оформления и порядок защиты: практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф. А. Кузин. - 5-е изд., доп. - М. : Ось-89, 2000. - 224 с.

4. Куликов Л. В. Психологическое исследование : метод. рекомендации по проведению / Л. В. Куликов. - СПб. : Речь, 2002. - 184 с. - (Практикум по психодиагностике).

5. Оценочные и диагностические средства для сдачи итоговой государственной аттестации по специальности 050706 (031000) «Педагогика и психология»: методические рекомендации для студентов выпускников факультета психологии пед. ун-тов / Кафедра психологии; отв. ред. М. И. Кошенова, Е. В. Иванчук. – Куйбышев, 2009. – 31 с.

6. Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования ФГОС ВПО) по направлению «Психолого-педагогическое образование» / Ю. М. Забродин, А. А. Марголис, В. В. Рубцов // Школьный психолог. – 2009 - №1 URL: http://psy.1september.ru/view_article.php?id=200900114 (дата обращения 07.05.2014)

7. Уваров Н. С. Организация учебного процесса в вузе. Научно-исследовательская работа студентов / Отв. ред. С. А. Пономарев / Куйбышевский филиал НГПУ; – Куйбышев, 2002. – 56 с.

8. Чекалева Н. В. Педагогические основы учебной деятельности студентов в вузе : Учебное пособие / Н. В. Чекалева. – Омск. : Изд-во Омского госпединститута, 1993. – 92 с.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ВКР

 

1. Беловолов В. А. Основы методологии педагогического исследования : учеб. пособие для студ. вузов / В. А. Беловолов, С. П. Беловолова. - 2-е изд., доп. - Новосибирск : НГПУ, 2003. - 198 с.

2. Виноградова Н. А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу : учеб. пособие / Н. А. Виноградов, Л. В. Борикова. - 3-е изд., перераб. - М. : Академия, 2005. - 96 с.

3. Волков Б. С. Методология и методы психологического исследования : учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А. В. Губанов. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Академический Проект: Фонд "Мир", 2005. - 352 с. - (Gaudeamus).

4. Волков Ю. Г. Как написать диплом, курсовую, реферат / Ю. Г. Волков. - Ростов н/Д : Феникс, 2001. - 128 с. - (50 способов).

5. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов : Учеб. / О. Ю. Ермолаев. - 2-е изд., испр. - М. : Московский психолого-социальный ин-т:Флинта, 2003. - 336с. - (Б-ка психолога).

6. Константинов В. В. Экспериментальная психология : курс для практического психолога / В. В. Константинов. - СПб. : Питер, 2006. - 272 с. : ил.

7. Кузнецов И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления : учебно-метод. пособие / И. Н. Кузнецов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2006. - 340 с.

8. Куликов Л. В. Психологическое исследование : метод. рекомендации по проведению / Л. В. Куликов. - СПб. : Речь, 2002. - 184 с. - (Практикум по психодиагностике).

9. Наследов А. Д. SPSS: компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках / А. Д. Наследов. - СПб. : Питер, 2005. - 416 с. : ил.

10. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных : учеб. пособие / А. Д. Наследов. - СПб. : Речь, 2004. - 392 с.

11. Научные работы: методика подготовки и оформления : Курсовые, дипломы, магистерские диссертации / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск : Амалфея, 2000. - 544с.

12. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2003. - 350 с. : ил.


ЗАЯВЛЕНИЕ

 

Прошу утвердить тему ВКР ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Прошу назначить руководителем _______________________________________________

____________________________________________________________________________

(Ф.И.О, учёная степень, учёное звание, должность, место работы)

______________

(подпись, дата)

 

________________________________

(контактный телефон студента)

 

Осуществлять руководство выпускной квалификационной работы студента(ки) ________________ __________________________________по указанной теме согласен(на)

(Ф.И.О. студента)

____________________

(подпись руководителя)

Введение

 

Проблема изучения девиантного поведения была и остается актуальной и практически значимой. На сегодняшний день отсутствует определенность в самой терминологии относительно такого феномена, как девиантное поведение подростков. Таких подростков называют «трудновоспитуемыми», «педагогически запущенными», «асоциальными», «социально запущенными», «правонарушителями» и т.п.

Внешние формы поведения трудных детей всем известны: безответственное отношение к учебе, конфликты с одноклассниками и с педагогами, невыполнение требований взрослых, пропуски уроков, а порой совершение и более серьезных проступков – краж, хулиганства, злоупотребления алкоголем, наркотиками и др. Часто у педагогов и воспитателей складывается впечатление, что трудные ученики одинаковы и воспитывать их надо по единой схеме, разве что одних наказывать чаще, а других реже.

При этом специалисты отмечают:

- что не все дети, нарушающие нормы поведения, являются трудновоспитуемыми;

- безответственное отношение к учебе, пропуски уроков, неприязнь к школе не всегда связаны с трудновоспитуемостью;

- степень трудновоспитуемости не всегда определяется частотой нарушений.

Как же понять, в каком случае мы имеем дело с трудновоспитуемым ребенком, а когда нет?

Для ответа на данный вопрос необходимо четко определить само понятия «девиантность», изучить причины возникновения девиантного поведения, а также выделить психологические характеристики «трудных» подростков.

Для того, чтобы вовремя предупредить возникновение различных девиаций в поведении подростков, правильно организовать работу по коррекции различных форм девиантного поведения необходимо изучение не только причин возникновения девиантного поведения, но и психологических особенностей «трудных» подростков. Таким образом, проблема изучение психологических особенностей подростков с девиантным поведением является актуальной и практически значимой.

Объект исследования: девиантное поведение подростков.

Предмет исследования: психологические характеристики подростков с девиантными формами поведения.

Цель работы: определить психологические особенности подростков с девиантным поведением.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

1. Дать характеристику понятия «девиантное поведение», рассмотреть виды девиаций.

2. Рассмотреть особенности девиантного поведения в подростковом возрасте.

3. Дать характеристику психологических особенностей подростков с девиантными формами поведения.

4. Разработать план эмпирического исследования, направленного на выявление психологических особенностей подростков с девиантным поведением.

5. Провести исследование и, на основе анализа полученных результатов, выделить психологические характеристики девиантных подростков.

Гипотеза исследования. В качестве рабочей гипотезы мы выдвинули предположение о том, что существуют психологические особенности, характеризующие подростков с девиантным поведением, в частности, выраженность акцентуированных черт характера, повышенная тревожность, затруднения в сфере общения и заниженная самооценка.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении определены актуальность, объект, предмет, цель и задачи исследования, сформулирована гипотеза и представлена общая характеристика дипломной работы.

В первой главе мы рассматриваем подходы к определению понятия «девиантное поведение», даем характеристику основных девиаций, акцентируя внимания на особенностях девиантного поведения и его проявлениях в подростковом возрасте, а также представляем анализ исследований психологических особенностей девиантных подростков.

Во второй главе представлены общая характеристика эмпирического исследования, направленного на выявление психологических особенностей подростков с девиантным поведением, его результаты и их интерпретация.

В заключении мы делаем общие выводы по результатам теоретического и эмпирического исследования проблемы, заявленной в теме исследования.

 

Комментарии:Актуальность данной темы, которая и определила возможность и необходимость формулирования данной темы (проблемы), заключается в решении следующих вопросов:

1) дополнения, переработки теоретических построений, концепций, относящихся к изучаемому явлению, в частности в уточнении подходов к пониманию понятия «девиантное поведение» и его сути, необходимости уточнения особенностей девиантного поведения в подростковом возрасте;

2) разработки и внедрения методов предупреждения девиаций, которые предполагают знание психологических особенностей подростков с девиантным поведением.

Именно эти положения и представлены во введении.

Объект исследования – само явление, то есть «девиантное поведение», но при этом он сужается до определенного возрастного этапа, то есть – «девиантное поведение подростков».

Предмет исследования определен как один из аспектов (элементов) рассматриваемого явления и отражает суть заявленной проблемы.

Цель исследования сформулирована в соответствии с требованиями к постановке цели исследования, достаточно конкретна и отражает конечный результат работы, то есть после завершения исследования автор должен четко обозначить (назвать) психологические характеристики девиантных подростков.

Для достижения цели необходимо осуществить следующие логические шаги, которые и приводят к заявленному результату: сначала необходимо определить, что такое «девиантное поведение» как психолого-педагогическое явление (задача 1), затем, исходя из общего представления о данном феномене, рассмотреть особенности данного явления в период подростничества (задача 2) и только после этого определить психологические особенности девиантных подростков, представленные на сегодняшний день в рамках научных исследований (задача 3). Решение задач и теоретический анализ проблемы всегда начинается с изучения объекта исследования и заканчивается рассмотрением предмета исследования.

Таким образом, представленные задачи позволяют проанализировать современное состояние заявленной проблемы, определить исходную исследовательскую позицию автора работы, это отражено в выводах первой главы работы (смотри далее). Кроме этого, сформулированные выводы позволили сформулировать гипотезу исследования. Именно завершающие положения, обобщающие теоретический анализ проблемы исследования «готовят» гипотезу.

Последующие задачи (4 и 5) – это конкретные шаги, связанные с проверкой выдвинутого предположения (гипотезы), которые направлены на организацию, проведение эмпирического исследования и анализ эмпирических данных. Последняя задача позволяет достичь цели данного исследования.

Задачи исследования предопределяют логику выполнения работы, а значит, позволяют составить план работы и определить ее содержание.

Первые три задачи, направленные на теоретический анализ проблемы отражены в конкретных параграфах первой главы, соответственно, четвертая и пятая задача – в параграфах второй (эмпирической) главы.

Вывод по результатам теоретического анализа проблемы:

На сегодняшний день отсутствует определенность в самой терминологии относительно такого феномена как девиантное поведение подростков. Таких подростков называют «трудновоспитуемыми», «педагогически запущенными», «асоциальными», «социально запущенными», «правонарушителями» и т.п.

Социально-педагогические параметры отклоняющегося (девиантного) поведения детей и подростков, его структура и содержание в научной литературе оцениваются не однозначно.

Одни ученые рассматривают отклоняющееся поведение как несоответствие действий и поступков ребенка предъявляемым ему социальным требованиям, нравственным нормам и этическим правилам, другие видят в отклоняющемся поведении отступление от существующих правовых норм, их нарушение, «ненормальное» поведение с точки зрения нормативно-правового фактора. Третьи в отклоняющемся поведении видят трудноразрешимую грань между отклонениями от закона и моральной нормы и трактуют его как нарушение нравственных норм и своих этических обязанностей, с одной стороны, и как нарушение закона (кража, грабеж, хулиганские действия и др.), но без привлечения подростков к уголовной ответственности из-за малолетнего возраста, с другой стороны.

В связи с вышесказанным на сегодняшний день существует большое количество классификаций девиантного поведения вообще, и девиантного поведения подростков в частности.

Под девиантным (отклоняющимся) поведением мы понимаем устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся её дезадаптацией .

Среди причин отклоняющегося поведения выделяют влияние биологических факторов, социальных (особенно особенностей семейного воспитания), а также особенности самого подросткового периода, который сам по себе является «трудным». Трудности данного возраста обусловлены физиологическими изменениями в организме, стремлением к взрослости, потребностью в общению (особенно со сверстниками), изменением отношения к учебной деятельности, что очень часто провоцирует возникновение тех или иных отклонений в поведение подростка, которые могут иметь характер ситуативной трудновоспитуемости и перерастать в собственно трудновоспитуемость, которая характеризуется наличием устойчивых негативных черт личности.

Ни один из типов личности не является преступным сам по себе, но при этом исследователи отмечают характеристики, присущие девиантным подросткам.

Общей характеристикой, выделяемой большинством авторов является дезадаптированность как общая, так и школьная, имеющая различные формы и виды.

Девиантный подросток систематически отстает от темпов школьной программы, имеет пробелы в знаниях, у них снижен интерес к учебной деятельности и, соответственно, ослаблена познавательная мотивация. Все это чаще всего приводит к высокой конфликтности в школе как с учителями, так и с одноклассниками. Очень часто причиной неуспеваемости подростков с отклоняющемся поведением является несформированность личностных качеств, необходимых для осуществления учебной деятельности, таких как самостоятельность, настойчивость, организованность, навыки саморегуляции.

Как следствие, в условиях школьной жизни подросток испытывает повышенную тревожность, тем более, что наличие повышенной тревожности – это одна из характеристик девиантных подростков.

Подростки с отклоняющимся поведением в отличии от своих сверстников, не имеющих проблем в поведении, имеют гораздо больший процент акцентуации характера. Самооценка занижена, образ «я» не сформирован. Стремление к самопознанию и самосовершенствованию либо отсутствует, либо находит свое выражение в аномальных пристрастиях и поступках.

Девиантные подростки испытывают трудности в общении, проявляя недоверие не только к взрослым, но и к своим товарищам.

Таким образом, данный пример наглядно демонстрирует решение теоретических задач и обоснование (подготовку) эмпирического исследования. Именно хороший теоретический анализ позволяет выдвинуть обоснованную и корректную гипотез, разработать план эмпирического исследования, сориентировать отбор соответствующего психодиагностического инструментария.

Далее мы представляем общую характеристику эмпирического исследования (первый параграф второй главы) по данной проблеме, которая обычно излагается в следующей последовательности:

- гипотеза, на проверку которой направлено исследование;

- время и место проведения исследования;

- особенности формирования и характеристика групп (или группы) испытуемых;

- указание методов и методик, используемых для сбора первичной информации;

- указание методов вторичной обработки данных исследования (методов математической статистики).

Пример.

Таблица 1 - Результаты расчета t- критерия Стьюдента для показателей школьной тревожности

Показатель X Y t- критерий Стьюдента
Общая школьная тревожность 10,2 4,2 4,7***
Переживание социального стресса 4,8 3,8 1,4
Фрустрация потребности в достижениях 5,2 1,4 7,6***
Страх самовыражения 3,6 8,6***
Страх проверки знаний 3,7 1,9 3,6**
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 2,7 2,5 0,5
Сопротивляемость стрессу 2,1 1,8 0,75
Страхи в отношениях с учителями 3,8 1,5 5,7

Примечание: X - среднее значение испытуемых экспериментальной группы, Y - среднее значение испытуемых контрольной группы

t (0,05) = 2, 00; t (0,01) = 2, 66; t (0,001) = 3, 46 для n = 50

Применение математической статистики позволяет нам утверждать, что существуют достоверные различия между уровнями школьной тревожности: общей тревожностью в школе, фрустрации потребности в достижении успеха, страхом самовыражения, страхом ситуации проверки знаний и показателем наличия проблем и страхов в отношении с учителями. Эти характеристики статистически достоверно выше выражены у подростков экспериментальной группы.

Таким образом, подростки с девиантным поведение по результатам исследования в большей степени, чем их сверстники испытывают повышенную тревожность, связанную с различными формами включения в жизнь школы; у них неблагоприятный психический фон, не позволяющий развивать потребность в успехе, достижении высокого результата. Кроме этого, они переживают негативные эмоции, связанные с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Подростки с отклонениями в поведении чаще, чем их сверстники испытывают негативные переживания в ситуациях проверки знаний (особенно публичной). Проблемы и страхи по поводу различных ситуаций школьной жизни, скорее всего, негативно отражаются на успешности их учебной деятельности.

Мы получили статистически значимые различия по уровню циклотимного, демонстративного, педантичного, тревожного, возбудимого и дистимного типов акцентуаций характера, причем на 99% уровне значимости, и застревающего типа на 95% уровне значимости; средние значения выше в экспериментальной группе (таблица 2).

Таблица 2 - Результаты расчета t- критерия Стьюдента для показателей акцентуаций характера

Показатель X Y t- критерий Стьюдента
1. Гипертимность 14,8 12,2 1,4
2. Застревание 9,7 2,6*
3. Эмотивность 5,4 16,4 7,8***
4. Педантичность 8,4 3,8 5,1***
5. Тревожность 8,75***
6. Циклотимность 4,6 9,3***
7. Демонстративность 9,7 14,8 4,1***
8. Возбудимость 11,8 4,8 4,4***
9. Дистимность 15,6 4,8 11,1***
10. Экзальтированность 12,8 11,6 0,6

Примечание: X - среднее значение испытуемых экспериментальной группы, Y - среднее значение испытуемых контрольной группы

t (0,05) = 2, 00; t (0,01) = 2, 66; t (0,001) = 3, 46 для n = 50

Таким образом, подросткам с девиантным поведением присущи такие качества, как склонность к «застреванию аффекта», они часто злопамятны, обидчивы, склонны к проявлению аффективных вспышек, агрессии, в эмоциональном отношении ригидны. У девиантных подростков часто бывают приступы тоскливого настроения, негативного аффекта, когда их все раздражает. Подросткам с отклоняющимся поведением также свойственна неуверенность в себе, недооценивание своих способностей, возможностей. Они часто пугаются ответственности, опасаются всевозможных неприятностей. Кроме того, для них характерны частые перепады настроения, пониженное, пессимистическое настроение, часто мрачный взгляд на вещи.

Девиантные подростки часто эгоцентричны, стремятся быть в центре внимания, и если нет способностей, которые помогают выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками. Также многие из них склонны к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения.

Эмоциональная чувствительность значительно ниже у девиантных подростков, чем у их сверстников, то есть у них менее развита эмоциональная сфера, они не способны глубоко чувствовать и переживать, склонны к добрым отношениям с окружающими (средние значения достоверно ниже по показателям эмотивной акцентуации характера).

Результаты расчета t- критерия Стьюдента для показателей самооценки, уровня притязаний, мотивации аффилиации представлены в таблице 3.

 

Таблица 3 - Результаты расчета t- критерия Стьюдента для показателей самооценки, уровня притязаний, мотивации аффилиации

(стремление к принятию и страх отвержения)

 

Показатель X   Y   t- критерий Стьюдента
1. Самооценка 0,4
2. Уровень притязаний 1,5 2,4 0,45
3. Стремление к принятию 13,8 18,7 4,7***
4. Страх отвержения 19,5 14,9 4,4***

Примечание: X - среднее значение испытуемых экспериментальной группы, Y - среднее значение испытуемых контрольной группы

t (0,05) = 2, 00; t (0,01) = 2, 66; t (0,001) = 3, 46 для n = 50

 

Таким образом, нами были выявлены статистически значимые различия по показателям «стремление к принятию» и «страх отвержения» на самом высоком уровне значимости (вероятность ошибки менее 1%). При этом стремление к принятию в большей степени выражено у испытуемых контрольной группы, а страх отвержения, у испытуемых экспериментальной группы. Выраженность страха отвержения у девиантных подростков препятствует удовлетворению потребности быть в обществе других людей.

 

Завершающим этапом выполнения работы является подготовка и написание заключения, которое является «ответом» на введение работы, то есть должно соотноситься с целью исследования и отражать основные выводы по результатам теоретического и эмпирического исследования проблем, а также конечный результат данного исследования. Кроме этого, в заключении обязательно должны быть представлены перспективы дальнейшего изучения проблемы и возможности практического использования полученных данных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подростковый период считают трудным и критическим. Такая оценка обусловлена, во-первых, происходящими в это время многочисленными качественными сдвигами, которые подчас носят характер коренной логики прежних особенностей, интересов и отношений ребенка; это может происходить в сравнительно короткий срок. Часто бывает неожиданным и сообщает процессу развития скачкообразный, бурный характер. Во-вторых, происходящие изменения нередко сопровождаются, с одной стороны, появлением у самого подростка значительных субъективных трудностей разного порядка, а с другой стороны, трудностей в его воспитании: подросток не поддается воздействиям взрослых, у него проявляются разные формы непослушания, сопротивления и протеста (упрямство, грубость, негативизм, строптивость, замкнутость, скрытность).

В своей работе мы провели теоретический анализ проблемы, связанной с исследованием психологических особенностей девиантных подростков: дали характеристику понятию «девиантное поведение», рассмотрели основные формы и причины возникновения отклонений в поведении подростков; выделили основные психологические характеристики девиантов.

Анализ заявленной проблемы позволяет говорить о том, что проблема деформации личности в подростковом возрасте и формирование у подростков отклоняющегося поведения рассматривается в значительном количестве работ. Подробно изучены патопсихологические предпосылки противоправного поведения, проанализированы социально-психологические условия нарушения развития личности подростков, но до настоящего времени нет ясных представлений о системе психологических механизмов такой деформации. В частности, недостаточно разработаны представления о возможных первичных дефектах в развитии личности, о степени их влияния на другие личностные качества, о характере и типе складывающихся взаимосвязей между различными качествами личности и образующихся при этом характерологических комплексов.

В самом общем виде, отклоняющееся поведение – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Следовательно, девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали, а также поведение, неудовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени.

Проведенное эмпирическое исследование позволило подтвердить выдвинутую нами рабочую гипотезу и выявить следующие особенности личности «трудного» подростка: повышенную тревожность, особенно в ситуациях, связанных со школьной жизнью, что возможно и приводит к конфликтам с учителями, пропускам занятий, длительным непосещениям школы; частые смены настроений, повышенную возбудимость, обидчивость, склонность к демонстративности, привлечению к себе внимания, часто даже нарушением поведения, совершением асоциальных поступков. Одной из характерных устойчивых личностных характеристик «трудных» подростков является «страх отвержения» в ситуации общения.

Но при этом необходимо отметить, что при разработке коррекционно-развивающих программ необходимо опираться не только на данные исследования общих психологических особенностей подростков с девиантным поведением, а проводить индивидуальную диагностику личностных особенностей подростков и условий социальной ситуации развития ребенка. В организации коррекционно-воспитательной работы с подростками, имеющими отклонения в поведении необходимо учитывать совокупность всех факторов, которые приводят к возникновению девиантных форм поведения у подростков.

В рамках нашего исследования мы акцентировали внимание лишь на некоторых психологических особенностях подростков с девиантным поведением, что предполагает возможность дальнейшего изучения заявленной проблемы и рассмотрение более широкого спектра характеристик, присущих «трудным» подросткам.


Библиографическая ссылка

Библиографичекая ссылка – краткое библиографическое описание (библиографическая запись) источника цитаты или заимствования, а также произведения или издания, которое оценивается, рекомендуется или критикуется в основном тексте.

В выпускной квалификационной работе список использованной литературы оформляется в алфавитном порядке, при этом в самой работе используются ссылки, так как цитируемый материал является неотъемлемой частью работы. В том случае, когда в тексте указывается мнение автора, в квадратных скобках помещается номер источника из списка литературы. Обратите внимание на то, что точка ставится после скобки!

 

Например:

Отечественные ученые в своих работах дают общие социально-психологические характеристики девиантных подростков, например, Д. И. Фельдштейн считает, что многие в этом









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.