Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Приложение № 6. ОФОРМЛЕНИЕ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА





 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КУЙБЫШЕВСКИЙ ФИЛИАЛ

Факультет психологии

Кафедра психологии

ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ

Зав. кафедрой психологии


_____________ Е.В. Кузнецова

 

«_____» _____________ 2015 г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

«Психологические характеристики семейной системы и склонность подростков к отклоняющемуся поведению»

 

Выполнил студент 400

Иванов Иван Иванович________________

ОПОП: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Профиль: Психология образования

Форма обучения: очная

Научный руководитель: доцент, канд. психол. наук Е.В. Кузнецова______

 

Куйбышев 2015

 

Приложение № 7. ПРИМЕРНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ВКР

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ НА ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА 5

 

1.1. Особенности организации учебной деятельности студентов высшей ступени профессионального образования 5

1.2. Факторы, определяющие успешность учебной деятельности студентов вуза 13

1.3. Стиль саморегуляции и его влияние на учебную деятельность студентов вуза 19

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА

2.1. Общая характеристика эмпирического исследования 28

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования влияния стиля саморегуляции на учебную деятельность студентов вуза 33

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

ПРИЛОЖЕНИЯ 43

Приложение А. Сводная таблица эмпирических данных испытуемых 43

Приложение Б. Рекомендации студентам вуза 47
Приложение № 8. ПРИМЕР ВВЕДЕНИЯ К ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТУ

Введение

В настоящее время происходят изменения в современном российском обществе, которые влекут за собой ряд социальных проблем, и одним из наиболее значимых является воспитание детей. В постоянно меняющихся условиях социально-экономических, политических и культурных условиях существенно и не всегда в лучшую сторону меняется система воспитания молодого поколения, что приводит к увеличению детей с отклоняющимися формами поведения.

Актуальность изучаемой темы заключается в том, что проблема девиантности не решена: увеличивается число наркозависимых и употребляющих алкоголь несовершеннолетних, усиливается демонстративность поведения, растет детская и подростковая преступность, которая составляет 60%, а у 77% молодых людей выявлена склонность к отклоняющемуся поведению (И.В. Нехорошева, В.Н. Зубов).

В изучении отклоняющегося поведения подростков в отечественной психологии особую роль сыграли труды Л.С. Выготского. В своих работах он преодолевал натуралистическую внеисторическую трактовку развития человеческого общества, детство стало рассматриваться как продукт культурно-исторического развития. В базисном развитии ребенка полагается усвоение и производство готовых форм социокультурного опыта. В отечественной психолого–педагогической литературе отклонению в поведение подростка посвящено множество работ (А.С. Макаренко, А.С. Белкин, А.Д. Гонеев, А.И. Захаров, Е.В. Змановская, Д.И. Фельдштейн и др.)

Изучением отклоняющегося поведения занимались такие педагоги и психологи как А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, И.С. Кон, А.В. Петровский, Д.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др. Они внесли огромный вклад в изучение данной темы.

Согласно Э. Дюркгейму, вероятность отклонения поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. Соответственно теории аномии Р. Мертона, поведение отклоняющееся возникает, прежде всего, тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут достигаться определенной частью этого общества [1].

Но, тем не менее, в настоящее время проблема изучения отклоняющегося поведения в подростковом возрасте с каждым годом становится все более актуальной. Причины неблагополучного поведения подростков многообразны. Большинство авторов считают наиболее значимыми кризисные проявления в семье, которые, по их мнению, является важнейшим институтом первичной социализации ребенка. Произошедшие изменения в социально-экономическом устройстве страны стали причиной ухудшения жизни российских семей, это привнесло негативную динамику в супружеские и детско-родительские отношения.

Вопросами влияния семьи в становление ребенка рассматривают многие авторы (Ю.Е. Алешина, С.В. Ковалёв, А.Г. Лидерс, А.Я Варга, Э.Г Эйдемиллер, А Н. Елизаров). Проблемы в семье являются причиной психической деформации личности ребенка, что формирует отклоняющееся поведение (А. А. Реан, В.Н. Зубов, Е.В. Заика и др.). С возрастом происходит накопление негативных форм взаимодействия и отражение на формирующейся личности ребенка, в последующем определяя специфику взаимодействия с социумом.

Отклоняющееся поведение в последние годы приобретает массовый характер, поэтому необходимо более подробно изучить не только факторы возникновения, протекания и специфику данной проблемы, но так же проследить взаимосвязь психологических характеристик семьи и склонности подростка к отклоняющемуся поведению. Отклонение от доминирующих в обществе социокультурных норм, общепринятых правил содержит механизмы, разрушающие как саму личность, так и общество в целом. Важной задачей является диагностика склонности к проявлению отклонений у детей подросткового возраста, так как данная возрастная категория более подвержена проявлению различных форм отклонений в поведении.

Проблема исследования. Нами обнаружены противоречия:

- между достаточной степенью изученности проблемы отклоняющегося поведения подростка и практически полным отсутствием комплексного анализа характеристик семьи как фактора, влияющего на возникновение отклоняющегося поведения;

- значимостью семьи и функционирования семейной системы как фактора, влияющего на формирование склонности к отклоняющемуся поведению;

- между большим количеством опубликованных исследований об отклоняющемся поведении подростка и недостаточностью работ о склонности к отклонению.

Для разрешения этого противоречия нами предпринята попытка провести исследование по теме: «Психологические характеристики семейной системы и склонность подростков к отклоняющемуся поведению».

Цель исследования: выявление взаимосвязи психологических характеристик семьи и склонности подростка к отклоняющемуся поведению.

Объект исследования: склонность к отклоняющемуся поведению.

Предмет исследования: взаимосвязь психологических характеристик семьи и склонности подростка к отклоняющемуся поведению.

Гипотеза исследования: дисфукциональность семейной системы, интегративными показателями которой является психологический климат семьи и дисгармоничность стиля воспитания, коррелирует с высоким уровнем семейной тревожности и неадекватностью самооценки подростка, что влияет на возникновение склонности подростков к отклоняющемуся поведению.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1. Раскрыть сущность понятия «склонность к отклоняющемуся поведению» и выявить специфику отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.

2. Изучить факторы, валяющие на формирование склонности к отклоняющемуся поведению в подростковом возрасте.

3. Дать характеристику понятий семьи и семейной системы, проанализировать основные психологические характеристики семейной системы.

4. Описать взаимосвязь психологических характеристик семьи и склонности подростка к отклоняющемуся поведению.

5. Провести эмпирическое исследование по выявлению взаимосвязи психологических характеристик семьи и склонности подростка к отклоняющемуся поведению.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

1) работы отечественных и зарубежных педагогов и психологов в области формировании отклоняющегося поведения подростков (А.Д. Гонеев, Ю.А. Клейберг, Л.Я. Олиференко,М. Раттер, В.Г. Степанов). Особую роль для нашего исследования сыграли теория множественных факторов (согласно которой не существует какого-либо единственного фактора, приводящего к проблемному поведению, а имеются многие конкретные факторы, условия и положения, которые вызывают отклоняющееся поведение, способствуют его развитию) и психолого-педагогический подход как один из основных к изучению проблем девиаций подростков (изучение проблемы поведения подростков с точки зрения возрастного подхода);

2) системный подход в изучении семейной проблематики, что нашло свое отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов и семейных терапевтов (М. Боуэн, С. Минухин, Д. Хейли, Б. Хеллингер, А.Я. Варга, А.В. Черников, В.В. Юстицкис, Э.Г. Эйдемиллер). Методологические построения базируются на теории систем Мюррея Боуэна, с позиций которой рассматривается семья, что и позволяет расценить ее как систему и объяснить функционирование нарушенных поведенческих паттернов подростка как необходимых для стабилизации системы;

3) социодинамический подход (Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева), позволивший осуществить анализ влияния социальных условий (особенности взаимодействия подростка с родителями и дисфункциональность отношений в супружеской диаде) на стадиальность формирования отклоняющегося поведения.

Для решения поставленных задач в работе применялись м етоды исследования: теоретические (анализ литературы, синтез, обобщение, сравнение, систематизация полученных данных), эмпирические (метод сбора эмпирических данных), методы обработки информации (математико-статистические – регрессионный анализ и корреляционный анализ Спирмена), методы качественной обработки результатов исследования.

В процессе исследования применялись следующие методики: «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (СОП) (Н. Орел); методика «Шкала семейного окружения» (ШСО) (Р.Х. Мус в адаптации С.Ю. Куприянова); «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП) (О.А. Карабанова, П.В. Трояновская); опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ) (Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий); «Диагностика самооценки с помощью процедуры ранжирования» (С.А. Будасси).

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось с 4 февраля по 20 февраля 2015 г. в МБОУ СОШ № 6 Куйбышевского района Новосибирской области. В эмпирическом исследовании приняли участие 35 подростков мужского и женского пола в возрасте 16 - 18 лет (учащихся 10-11 классов).

Достоверность и обоснованность результатов исследования. Полученные результаты исследования обеспечивают концептуальную целостность, последовательную реализацию избранных методологических подходов. Использование во взаимосвязи совокупности теоретических и эмпирических методов, отобранных в соответствии с задачами и этапами исследования, экспериментальным подтверждением теоретических положений исследования.

Теоретическая значимость исследования: полученные в исследовании теоретико-эмпирические данные и сделанные на их основе выводы в отношении взаимосвязи характеристик семейной системы и возникновения склонности к отклоняющемуся поведению подростков расширяют информационную базу в таких отраслях, как психология личности, психология развития, психология поведения, психология семьи и семейного консультирования, социальная педагогика; дополняются научные представления о характеристиках семейной системы, а также причинах и механизмах возникновения отклоняющегося поведения подростков. Исследование конкретизирует теоретическое положение о роли семейной системы в процессе формирования отклоняющегося поведения подростка.

Практическая значимость работы состоит в том, что педагоги и психологи могут воспользоваться результатами проведенного исследования для повышения эффективности своей работы. Полученные результаты исследования так же могут быть использованы в качестве источника расширения базы в изучении склонности отклонения в поведении в подростковом возрасте; могут найти применение в деятельности социальных педагогов и педагогов-психологов. Результаты исследования были предоставлены педагогу-психологу и стали основой для выступления на родительском собрании школы № 6. Полученные данные могут использоваться для организации профилактической работы с подростками (разработка тренинговых программ) и просветительской работы с родителями школьников.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.