Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ





Чтобы эффективно осуществлять подготовку ВКР, необходимо четко определить последовательность ее выполнения. Этапы работы над проектом определяются логикой психолого-педагогического исследования. Как уже было сказано в предыдущем разделе, любое исследование начинается с формулирования проблемы или темы исследования. Соответственно, первый этап подготовки ВКР – это определение совместно с преподавателем темы исследования.

Примерная тематика ВКР разрабатывается преподавателями кафедры психологии и обсуждается и утверждается на заседании кафедры. Тема определяется актуальностью или малой изученностью проблем психолого-педагогической теории и практики. Тематика исследований может быть условно разделена на три группы:

1 группа представлена сугубо практическими психолого-педагогическими работами, насыщенными методическими рекомендациями: «Подготовка педагога-психолога к руководству общением младших школьников», «Специфика переживания будущего подростками как психолого-педагогическая проблема», «Психолого-педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников», «Педагогическая культура учителя как фактор эмоционального благополучия младшего школьника» и др.

2 группа представлена исследованиями, обладающими высокой теоретической значимостью: «Развитие вариативного и репродуктивного предвосхищения в младшем школьном возрасте», «Децентрация как фактор продуктивного взаимодействия старших дошкольников», «Формирование эквивалентности научных понятий при обучении в высшей школе», «Взаимосвязь различных компонентов психологической готовности к школе», «Психолого-педагогические основы лидерства в подростковом возрасте», «Проблема депривации в современной психологии и ее место в истории культуры» и др.



3 группа представлена исследованиями эмпирического характера: «Психологическая поддержка подростков–сирот, испытывающих трудности в социальной и познавательной децентрации», «Взаимосвязь самооценки и статуса в группе младших подростков», «Организация нравственного воспитания младших школьников в светской и православной школе», «Психологические характеристики успешной адаптации подростка в новых социально-педагогических условиях», «Обучающая психокоррекционная программа по здоровому образу жизни как фактор формирования личности педагога», «Психолого-педагогические основы профилактики делинквентности у подростков». «Психологические особенности восприятия сказочных образов детьми младшего школьного возраста», «Детско-родительские отношения как фактор личностного самоопределения подростка» и др.

Тема выпускной квалификационной работы должна соответствовать профилю специальности, направлению подготовки студента, определяемому квалификационной характеристикой, тематикой НИР кафедры или учреждения, по заданию которого выполняется работа.

Студентам предоставляется право выбора темы дипломной работы. Студент может предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки и обязательно обсудить предложенную тему с научным руководителем и утвердить на заседании кафедры.

При выборе темы студенту необходимо руководствоваться (рекомендации): 1) научными и практическими интересами; 2) глубиной знаний по выбранному направлению; 3) желанием и возможностью выполнить работу теоретического и практического характера; 4) возможностью преемственности курсовой работы с выпускной квалификационной работой.

Студент пишет заявление на утверждение темы ВКР (Приложение № 1).

После определения темы, необходимо выделить объект и предмет исследования.

Далее формулируется цель и задачи исследования. Сначала формулируются задачи теоретического исследования, которое проводится для изучения состояния проблемы и обоснования исходной исследовательской позиции. Затем формулируются эмпирические задачи.

При разработке теоретических задач необходимо помнить, что это конкретные шаги, которые направлены на рассмотрение и анализ первоначально объекта исследования, а затем постепенно логично приводят к изучению предмета данного исследования.

На основании сформулированных задач разрабатывается план работы, при этом теоретические задачи обычно реализуется при написании теоретической главы (или глав) работы, а эмпирические задачи в рамках второй (третьей) главы работы. Решение конкретной задачи реализуется в отдельном параграфе работы. Более подробно мы рассмотрим это далее на конкретном примере (см. Приложение № 2).

На следующем этапе осуществляется подбор литературы, справочников и других источниковпо теме работы и составляется библиографический список в соответствии с требованиями (см. Приложение № 3). При этом список изучаемой литературы по проблеме исследования должен включать в себя не только источники, в которых представлены основы изучаемого вопроса, но и современное состояние проблемы, то есть статьи из специализированных периодических изданий за последние пять лет, которые должны составлять не менее 30% от общего числа использованных источников. Количество литературных источников для курсовой работы должно быть не менее 25 источников, для дипломной работы – не менее 40.

В процессе теоретической проработки проблемы студент может использовать интернет-ресурсы, при этом обязательно указывая их в списке литературы. Правила оформления интернет-источников также представлены в Приложении № 3.

После этого студент осуществляет непосредственное изучение литературы в соответствии с планом работы.

Выпускная квалификационная работа, являясь по своему характеру в основном описательно-обобщающей, требует анализа только необходимой литературы и выборки из нее наиболее важного материала. В обзоре не следует стремиться к изложению всего и всякого материала, перечисляя одну за другой прочитанные книги. Необходимо раскрыть существо вопроса, выделить главные положения и ведущие идеи в соответствии с поставленными задачами.

Поэтому в работу нет смысла включать весь проработанный материал, да и сама проработка должна осуществлять дифференцировано. Одни источники содержат исключительно важные сведения и поэтому требуют внимательного изучения и конспектирования, другие, где затрагиваются лишь некоторые вопросы, относящиеся к теме исследования, могут быть представлены отдельными выписками.

Изучение литературы по избранной теме имеет своей задачей проследить характер постановки и решения определенной проблемы различными авторами, ознакомиться с аргументацией их выводов и обобщений. Таким образом, обзор должен носить не хронологический, а проблемный характер, раскрывать состояние вопроса по разным литературным источникам.

Необходимо помнить, что содержание работы заключается в отражении собственного понимания и осмысления проблемы на основе изучения литературы, оценки тех или других аспектов проблемы, теорий и концепций со ссылкой на их авторов (оформление библиографических ссылок представлено в Приложении № 3), доказательства каких-либо положений с привлечением цитат.

Таким образом, на основе анализа, систематизирования и осмысления полученного материала студент определяет современное состояние проблемы и обозначает свое видение проблемы, то есть собственную исследовательскую позицию, которая должна быть четко обозначена в выводах по результатам теоретического исследования проблемы. Выводы должны четко отражать решение всех теоретических задач.

Необходимо отметить, что в процессе проработки литературных источников возможна корректировка задач исследования и плана работы, а также именно анализ проблемы позволяет определить ее актуальность, которая представляется во введении.

Анализ теоретических основ проблемы в соответствии с намеченным планом позволяет автору сформулировать гипотезу исследования. Соответственно это следующий этап работы над проектом.

После того, как сформулирована гипотеза исследования с соблюдением требований к ее формулированию, о которых мы говорили в первом разделе пособия, осуществляется разработка плана эмпирического исследования.Данный этап включает в себя формирования экспериментальной выборки (или выборок), определение конкретных методов и методик, необходимых для проверки каждого допущения гипотезы и методов статистической обработки первичных результатов исследования.. При подборе методов и методик исследования необходимо руководствоваться принципом экономичности, то есть исследовательский инструментарий должен позволять при минимальных затратах проверить как можно больше положений гипотезы и получить более объемную и глубокую информацию. Кроме этого, используя психодиагностический инструментарий, необходимо помнить, что он должен соответствовать основным требованиям надежности и валидности, а также возрасту испытуемых.

При формировании групп испытуемых важно соблюдать основное правило – выборка должна быть репрезентативной, то есть представленной испытуемыми различных категорий (категории определяются в зависимости от проблемы и гипотезы). Экспериментальная выборка включает в себя 25-30 человек. В исключительных случаях возможно меньшее количество испытуемых, но это должно быть обосновано объективными причинами, которые указываются в работе.

План эмпирического исследования отражается в содержании второй главы исследовательской работы в общей характеристике эмпирического исследования. Также во втором параграфе данной главы необходимо представить описание используемых методов и методик, акцентируя внимание на представлении их цели, сведений о надежности и валидности, возрастных особенностей респондентов, основных этапов проведения и интерпретации результатов. Не нужно представлять конкретные инструкции, вопросы или задания. Далее осуществляется непосредственный сбор эмпирического материала, то есть проведение исследования по намеченному плану.

После этого производится первичная обработка результатов исследования и их фактологическое описание, то есть представление (чаще всего в табличной форме). Первичные результаты целесообразно выносить в приложения. Далее полученные результаты подвергаются вторичной обработке с помощью методов математической статистики, которые подбираются в соответствии с гипотезой исследования, характеристиками экспериментальных выборок и особенностями первичной эмпирической информации. Полученные результаты применения методов математической статистики интерпретируются в соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования, а также исходя из специфики данного метода.

На следующем этапе эмпирического исследования осуществляется обобщение результатов анализа полученных данных в соответствии с целью и гипотезой исследования. Результаты обобщения выносятся в выводы второй (третьей) главы.

Завершающим этапом подготовки дипломного проекта является написание заключения, которое содержит общие выводы по результатам проведенного теоретического и эмпирического исследования, перспективы дальнейшего изучения проблемы и практические рекомендации, связанные с применением полученной информации в конкретной психолого-педагогической деятельности.

После осуществления всех этапов подготовки проекта, работа оформляется в соответствии с требованиями к оформлению, готовится «защитное слово» и наглядный материал, предоставляемый во время защиты членам экзаменационной комиссии.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.