Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные этапы научного исследования





1. Изучение состояния проблемы. Постановка проблемы.

2. Выбор объекта и предмета исследования.

3. Определение целей и задач.

4. Разработка или уточнение общей исходной исследовательской концепции (построение модели интересующего явления). Выдвижение гипотез.

5. Планирование исследования. Выбор методов и методик.

6. Сбор данных и фактологическое описание.

7. Обработка данных.

8. Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции.

9. Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями. Формулирование общих выводов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы.

Рассмотрим более подробно основные структурные компоненты психолого-педагогического исследования.

Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения новых фактов. Эти трудности наиболее отчетливо проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, то есть исходным пунктом исследования является ситуация, которая порождает проблему.

Проблемная ситуация – состояние объекта исследования, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития.

Проблема исследования – форма научного отображения проблемной ситуации. Проблема в науке – противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация возникает чаще всего в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений, то есть проблема выражает реальные объективные противоречия, вызывающие проблемную ситуацию. С другой стороны проблема исследования указывает на противоречие между осознанием потребности определенных практических действий и незнанием средств и методов их реализации.



Таким образом, проблемная ситуация - это:

1) исходный пункт научного исследования;

2) то, что порождает проблему;

3) противоречие, возникающее между имеющимися новыми фактами и возможностью их объяснения с точки зрения имеющихся теорий:

- между существующими теориями (наличие альтернативных теорий);

Например: существование теорий, объясняющих возникновение агрессивных форм поведения с точки зрения биологических факторов, как основополагающих, и альтернативных, выделяющих социальные детерминанты.

- между полученными эмпирическими данными и попытками их теоретического объяснения.

Например, полученные эмпирические данные не выявляют зависимости успеваемости от познавательной мотивации подростков, что не соответствует имеющимся теоретическим положениям;

- между полученными эмпирическими данными.

Например, существуют эмпирические данные о том, что у мальчиков подростков в большей степени, чем у девочек выражено проявление физической агрессии, но в последнее время результаты эмпирических исследований свидетельствуют об обратном, преобладании физической агрессии у девочек-подростков;

- между потребностями и возможностями решения практических задач.

Например, необходимость разработки новых программ, методов, средств, приемов обучения, коррекции и т.п.

Правильная постановка и ясная формулировка проблемы исследования имеет важное значение, так как проблема определяет стратегию исследования, направление научного поиска.

Требование к формулированию проблемы (темы исследования).

1. Наличие проблемной ситуации.

2. Проблема должна формулироваться как выражение необходимости изучения определенной области явлений, разработки теоретических средств и практических действий, направленных на выявление причин, вызывающих противоречия, на их разрешение.

3. Необходимо отделить главное от второстепенного, выяснить, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

4. Четкость и однозначность формулировки.

5. Использование терминологии научной дисциплины, в рамках которой проводится исследование.

Постановка проблемы – творческий акт, который требует особого видения, специальных знаний и соответствующей квалификации.

В ходе изучения проблемы необходимо дать характеристику степени исследованности проблемы в целом и отдельных ее аспектов. Особо выделить противоречия и неизученные вопросы. При определении актуальности необходимо отметить, насколько данным, (планируемым Вами) исследованием, решаются вопросы:

- дополнения, переработки теоретических построений, концепций, относящихся к изучаемому явлению;

- получения новых фактов, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения;

- выработки более эффективных и исследовательских методов, способных обеспечить получение новых данных;

- разработки и внедрения методов, способов, технологий, имеющих более широкие возможности воздействия, обучения, тренировки, лечения, реабилитации, применения в труде.

Приведем примеры ошибочного формулирования темы исследования.

Пример: «Межличностные отношения подростков», «Особенности учебной деятельности младших школьников» и т.п. В данном случае заявлены определенные явления, не содержащие конкретных противоречий.

Возможно следующее формулирование тем научного исследования (проблем) в рамках представленных феноменов: «Влияние особенностей «Я-концепции» на межличностные отношения подростков» или «Влияние межличностных отношений на самооценку подростков»; «Влияние самооценки на особенности учебной деятельности младших школьников» или «Влияние особенностей учебной деятельности младших школьников на формирование самооценки». Возможны и другие варианты.

Во введении работы сначала описывается актуальность (значимость) темы исследования, затем дается формулировка проблемы исследования. Приведем примеры формулирования проблемы исследования.

Пример 1. По теме исследования «Психологические характеристики семейной системы и склонность подростков к отклоняющемуся поведению» студентка пишет: «Нами обнаружены противоречия

- между достаточной степенью изученности проблемы отклоняющегося поведения подростка и практически полным отсутствием комплексного анализа характеристик семьи как фактора, влияющего на возникновение отклоняющегося поведения;

- между большим количеством опубликованных исследований об отклоняющемся поведении подростка и недостаточностью работ о склонности подростков к девиациям».

Пример 2. По теме исследования «Взаимосвязь между экзистенциалами бытия и механизмами обживания внутреннего мира человека в юношеском возрасте и в ранней молодости» студент пишет:

«Проблема исследования заключается в том, чтобы определить, как взаимосвязаны экзистенциалы бытия и обживание внутреннего мира с развитием стремления к самоактуализации. Какова динамика развития взаимосвязи экзистенциалов бытия человека с обживанием внутреннего мира от юношества к возрасту ранней молодости?».

Следует отметить, что формулировка проблемы исследования в вопросной форме является предпочтительной.

После постановки проблемы определяется объект и предмет исследования.

Объект исследования - носитель проблемной ситуации, то есть процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Объект - это фрагмент окружающего мира самого по себе, независимо от исследователя. Выделение объекта осуществляется на основе анализа проблемы.

На стадии разработки программы необходимо не только указать объект исследования, но и достаточно полно описать его в системе факторов, влияющих на его функционирование, вызывающих проблемную ситуацию.

Предмет исследования - наиболее существенные свойства и отношения объекта, познание которых особенно важно для решения проблемы психологического исследования.

Определение предмета зависит от:

1. свойств объекта;

2. характера поставленных проблем;

3. уровня научных знаний;

4. наличных исследовательских средств, которыми располагает исследователь.

Предмет формулируется на основе анализа свойств и признаков объекта исследования, но не совпадает с ним. Один и тот же объект может изучаться для решения различных проблем и предполагать множество предметов исследования.

Правильный выбор предмета обеспечивается строгой формулировкой проблемы, системным анализом объекта.

Все вышесказанное позволяет разработать следующий план (алгоритм) выделения объекта и предмета исследования:

1. Анализ проблемы: выделение структурных элементов проблемы, то есть процессов и явлений, заявленных в проблеме.

2. Системный анализ выделенных структурных элементов проблемы.

3. Определения объекта данного конкретного исследования.

4. Системный анализ объекта.

5. Определение предмета исследования.

Системный анализ объекта - представление объекта в качестве аналитически расчлененной системы, т.е., комплекса элементов и связей, образующих в своем взаимодействии целое, в котором предполагаемое изменение одного из элементов вызывает изменение других элементов и всей системы. Системный анализ предполагает изучение объекта как некоторой целостности, с вычленением образующих его элементов, их характеристик; описание функций элементов, а также взаимосвязей между ними и каждого элемента с системой.

Анализ модели объекта дает возможность уточнить проблемную ситуацию, предмет, создает предпосылки для выдвижения гипотез, выделения единиц и категорий анализа. Предмет устанавливает познавательные границы, в пределах которых изучается конкретный объект в данном исследовании.

Типичные ошибки:

1. Неправомерное расширительное определение объекта.

Например, при определении объекта в проблеме «Влияние стиля педагогического общения на мотивацию учебной деятельности подростков», объект не может быть определен как «мотивация». В данном случае объект исследования – «мотивация учебной деятельности».

2. Объект научного исследования определяется как эмпирически наблюдаемый объект (генеральная совокупность или экспериментальная выборка).

Например: подростки, студенты, люди зрелого возраста или подростки 13-14 лет, обучающиеся в гимназическом классе.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное.

Один и тот же объект исследования может содержать несколько предметов. Например, в случае определения объекта исследования – «девиантное поведение подростков», предметом могут быть «психологические особенности девиантных подростков», «психологические причины возникновения девиаций в подростковом возрасте», «влияние детско-родительских отношений на возникновения девиаций подростков», «гендерные различия в проявлении девиаций» и т.п. В данном случае предмет задается конкретной проблемой исследования.

На основе сформулированной проблемы, определенных объекта и предмета исследования определяется цель научного исследования.

Цель исследования - модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения исследования. Желаемый, конечный результат может быть теоретико-познавательным или прикладным, практическим.

Ожидаемым результатом теоретически ориентированного исследования может быть новое знание о структуре, функциях, формах и условиях развития объекта. Методически ориентированное исследование направлено на разработку методики, отработку отдельных процедур, инструментария. В качестве продуктивного результата прикладного исследования могут выступать прогноз развития объекта, программа его совершенствования, отдельные практические рекомендации, валидизация методик.

Таким образом, основными видами целей исследования могут быть следующие (по Л.В. Куликову):

1) определение характеристик явления (основанием для такой цели может служить неполнота описания характеристик изучаемого явления, противоречия между эмпирическими данными).

Например, определить гендерные различия в осмысленности жизни подростков; выявить социально-психологические причины агрессивного поведения подростков и т.п.

2) выявление взаимосвязи изучаемых явлений (при этом в число задач должно быть включено определение тесноты, направленности, устойчивости взаимосвязей, определение центральной взаимосвязи, объяснение целостности, структуры взаимосвязей).

Например, определить взаимосвязь между стилем саморегуляции деятельности и особенностями учебной деятельности студентов.

3) изучение динамики явления;

Например, определить динамику мотивации учебной деятельности студентов педагогического вуза.

4) описание нового феномена, эффекта (задачами при этом могут быть выявление факторов, определяющих наличие/отсутствие эффекта, определение силы, разнообразия, устойчивости и условий его проявления, объяснение феномена);

Например, определить психологического содержания аддиктивного типа поведения.

5) открытие новой (другой) природы явления;

Например, определить психологические причины детских страхов.

6) обобщение (выведение более общих закономерностей, нежели описанные на сегодняшний день в литературе);

Например, определить детерминанты созависимого поведении.

7) создание классификации, типологии (обязательно должны быть обоснованы критерии классификации, очерчена область явлений, охватываемая классификацией).

Например, выделить типы слабоуспевающих подростков.

8) создание или адаптация методики.

Например, разработать методику, направленную на выявление признаков профессиональной деформации педагогов.

Необходимо отметить, что в рамках выполнения ВКР последние две цели практически не ставятся, так как достаточно сложны в реализации.

Четкое формулирование цели – одно из важнейших требований к программе психологического исследования.

Типичные ошибки:

1. Неопределенность, расплывчатость формулировок.

Например: «разработать эффективные пути, систему мер…», «изучить причины школьной тревожности…», «рассмотреть взаимосвязь …».

2. Подмена намечаемого научного результата (нового научного знания) чисто практическими целями. Итог любого научного исследования – новое научное знание, которое при определенных условиях может стать основой для решения задач практики.

Например, «разработать коррекционную программу, направленную на снижение уровня агрессивности подростков» является неудачной формулировкой, так как в данном случае корректно сформулировать цель таким образом, «выявить причины возникновения агрессивных форм поведения в подростковом возрасте и разработать программу коррекции агрессивного поведения подростков».

Задачи исследования - конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы. Определение задач - это выбор путей, средств достижения цели исследования (не путать с этапами). Они могут быть сформулированы как вопросы, ответы на которые позволят прийти к цели исследования (т.е., цель разбивается на подцели, или цели второго порядка). Задачи носят инструментальный характер, указывают на потенциальные возможности достижения цели с помощью процедур исследования. Если исследователь подходит к решению задач поэтапно, то приступить к решению последующей задачи можно только после достижения результата предыдущей.

Задачи раскрывают содержание предмета исследования, согласуются с гипотезами. Целесообразнее формулировать задачи после того, как сформулированы цель и гипотеза, они логически определяют его задачи: Что необходимо сделать для достижения цели и для проверки гипотезы?

Типичные ошибки:

1. Цели и задачи смешиваются.

Например: «цели и задачи нашей работы следующие …».

2. Подмена изложения исследовательских задач описанием плана предстоящей работы.

Например: «проанализировать литературу по теме»; «провести эксперимент»; «обработать эмпирические данные»; «проанализировать полученные данные и сделать выводы». Это последовательность шагов любого научного исследования. Необходимо описать конкретные шаги для данного конкретного исследования. Например, «Дать характеристику понятия «девиантное поведение»; «Провести экспериментальное исследование, направленное на выявление причин возникновения девиаций в поведении подростков».

Гипотеза исследования - научное предположение о структуре объекта, о характере и сущности связей между его элементами, о факторах, обусловливающих эти связи. Является главным методологическим инструментом исследования.

Функции гипотезы:

1. Прогнозирует ожидаемое решение исследовательской проблемы.

2. Указывают на способ согласования факторов, составляющих проблемную ситуацию, что позволяет уточнить формулировку проблемы, объект и предмет исследования.

3. Выражает способ решения проблемы исследования и достижения его целей, что позволяет четко сформулировать задачи исследования.

4. Предопределяет логику исследования; все его последующие процедуры направлены на обоснование, доказательство или опровержение гипотез. Помогают организовать процесс научного поиска, выбор методов исследования. Проверка гипотез осуществляется на основе выведения из них следствий с последующей эмпирической проверкой с помощью процедур операционализации, измерения, регистрации и анализа.

5. В методологическом отношении гипотезы служат звеном между теоретической концепцией и эмпирической базой исследованияи отражают исходную исследовательскую позицию автора.

Виды эмпирических гипотез:

- гипотезы о существовании явления.

Например, «анализ теоретических основ проблемы позволил сформулировать гипотезу нашего исследования: существуют гендерные различия в смысложизненных ориентациях, а именно, юноши при реализации жизненного замысла ориентированы на власть, материальное обеспечение жизни и активную жизненную позицию; девушки в большей степени склонны посвятить свою жизнь другим людям, пассивны»;

- гипотезы о существовании связи явлений.

Например, «предположение, о том, что чем выше уровень саморегуляции студентов, тем в большей степени они проявляют самостоятельность, целеустремленность в овладении знаниями и умениями и ответственность в учебной деятельности»;

- гипотезы о причинной зависимости явления А от явления Б (экспериментальная гипотеза).

Например, «Все вышесказанное позволило выдвинуть предположение, основанное на двух допущениях:

1) принятие, заинтересованность в благополучии и развитии ребенка со стороны родителей способствуют развитию адекватной самооценки подростков;

2) сверхтребовательность, непоследовательность в отношении родителей к ребенку чаще всего приводят к развитию заниженной самооценки».

Требования к формулированию гипотез:

Общие:

1. Не должна содержать лишней информации, так как ее назначение – объяснять как можно больше фактов меньшим числом предпосылок.

2. Логическая непротиворечивость:

- суждения, составляющие гипотезу не должны формально логически отрицать друг друга;

- не противоречить имеющимся фактам, а объяснять их;

- соответствовать установленным и устоявшимся в науке законам (но не абсолютно).

3. Требование вероятности: гипотеза может быть многоаспектной, основное положение должно нести в себе наиболее высокую степень вероятности.

4. Требование широты: должна объяснять возможно более широкий класс явлений.

5. Требование концептуальности: должна отражать соответствующую концепцию или развивать новую, прогнозировать дальнейшее развитие теории.

6. Требование научной новизны: раскрывать преемственную связь предшествующих знаний с новыми.

7. Требование верификации: может быть проверена.

Частные:

8. Не должна состоять из большого количества предложений (как правило, одно).

9. Предложение не должно включать в себя большое количество частей. Все части должны быть грамматически согласованы

10. Использование терминологии научной отрасли, в рамках которой проводится исследование; однозначных понятий.

11. Язык, на котором формулируется гипотеза, должен быть конкретен и ясен, не содержать двусмысленностей.

12. Если исследователь все же вынужден использовать многозначные термины, то их необходимо уточнить, перевести на общепринятый язык науки.

На основании сформулированной гипотезы разрабатывается план эмпирического исследования, направленного на ее проверку, а также осуществление исследования по намеченному плану и, соответственно, последующие этапы научного исследования.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.