|
Классификация проектов. Связь отдельных проектов и стратегии компанииПроекты бывают очень разными и могут различаться по своему размеру, природе, сложности, отношению к вопросам качества, охвату и т. д. Далее приведены примеры возможных критериев классификации проектов. 1. Природа проекта: • инвестиционные проекты - проекты, подразумевающие использование внутренних или внешних (по отношению к компании) инвестиций и предполагающие их обязательный спланированный и своевременный возврат и увеличение. Например, создание и функционирование транспортно-логистического центра как прибыльной бизнес-единицы, создание и продажа объекта гражданского строительства и т. п.; • неинвестиционные проекты - проекты, подразумевающие использование внутренних или внешних затрат и не предполагающие их непосредственного возврата. Например, построение функциональных моделей бизнес-процессов, обучение компании, внедрение технологии управления проектами, благотворительные мероприятия и т. п. У инвестиционных проектов, которые часто называют бизнес-проектами, есть ряд особенностей: • их эффект обязательно измерим и очевиден; • такие проекты подразумевают измеримую и скорую прибыль; • проекты направлены на внешний рынок и, как правило, не изменяют внутренних процессов организации; • проекты приоритетны по отношению к проектам других типов и всегда имеют сторонников. • Противоположное значение эти особенности имеют у проектов развития, которые относят к неинвестиционным проектам: • их эффект трудноизмерим и неочевиден; • они не подразумевают измеримой и скорой прибыли; • они направлены внутрь компании и изменяют ее внутренние процессы, могут даже нанести ущерб текущей деятельности организации во имя будущего успеха; • проекты вторичны по отношению к бизнес-проектам и часто имеют противников, так как многим кажутся лишней тратой времени. 2. Вид проекта: • учебно-образовательные; • исследований и стратегического развития; • инновационные; • комбинированные.
3. Функциональная направленность проектов: • маркетинговые; • организационные; • технические; • социальные; • экономические; • смешанные. 4. Цели проекта: • прирост объема продажи товаров (услуг); • увеличение доли компании на рынке; • расширение (обновление, сокращение) ассортимента товаров (услуг); • повышение качества товаров (услуг) компании; • снижение издержек обращения товаров (затрат на услуги) компании; • решение общественно-значимых проблем (политических, социальных, благотворительных, экологических и др.). 5. Длительность проекта: • краткосрочные проекты; • среднесрочные; • долгосрочные. 6. Объемы необходимых финансовых ресурсов: • проекты с малыми затратами; • со средними затратами; • с большими затратами. 7. Степень новизны (неопределенности) целей проекта и процесса их достижения: • проекты, новые по отношению к бизнесу компании или исполнителю; • проекты, родственные бизнесу компании или исполнителю; • повторяющиеся проекты; • типовые проекты. 8. Способы и источники финансирования: • внутренние источники; • дополнительные средства владельцев бизнеса; • кредиты (займы); • госбюджетное финансирование; • смешанные источники финансирования. 9. Класс проектов (сфокусированность на одном или нескольких • монопроект; • мультипроект; • мегапроект. 10. Сложность проекта: • простые; • сложные; • очень сложные. 11. Масштаб проекта (количество подрядчиков, количество • мелкие; • средние; • крупные; • очень крупные. Особую роль играет классификация проектов по отношению к стратегии компании: включенные в стратегический план, дополняющие стратегию, не укладывающиеся в стратегию. Такая классификация возможна, если у компании есть миссия и видение бизнеса, которые документированы и структурированы в стратегии предприятия на конкретный срок. Иной вариант классификации, связанной со стратегий, включает подразделение на стратегические, оперативные и вспомогательные проекты. Причем стратегические проекты могут получать приоритет при отборе. Принцип классификации должен быть разработан в каждой компании, которая имеет портфель проектов. Классификация может быть комплексной, например учитывать несколько критериев одновременно. Она позволяет систематизировать портфель, предложить принципы отбора проектов, помогая участникам легче понять специфику проектов, в которых они работают. Классификация проектов — также очень важная часть цивилизованного управления проектами в компаниях, где присутствует портфель проектов. Это позволяет стандартизировать терминологию, упростить взаимопонимание между всеми участниками. Классификация проектов является неотъемлемой частью стандарта по управлению проектами компании. Приведем пример классификации проекта по созданию крупной информационной системы (ИС) компании, включающий множество задач, связанных с общим управлением проектом, разработкой программного обеспечения, проектированием ИС, внедрением ERP-системы, каждая из которых сама по себе является проектом с присущими ему особенностями. При этом под крупным проектом понимается проект, в котором, например: • сметная стоимость - от $1 млн. и выше; • срок реализации - от одного года и больше; • число вовлеченных участников - от нескольких десятков до сотен человек, которые работают в трех и более организациях, часто территориально удаленных друг от друга; • развиты цепочки субподрядных работ. Примером комплексной классификации служит подход в одной девелоперской компании, где одновременно учитывается место, рыночная привлекательность и инвестиционная потребность объекта. В зависимости от баллов проекты делятся на категории А, Б и В.
Из практики Использование в качестве критерия классификации показателя «Место в структуре бизнес-процессов компании» позволило предложить следующие категории: основные бизнес-проекты (проекты, ориентированные на основных заказчиков и использующие основную компетенцию компании и приносящие основную прибыль), неосновные бизнес-проекты (проекты, ориентированные на второстепенных заказчиков, использующие основную компетенцию компании и приносящие дополнительную прибыль), проекты развития или корпоративные (вспомогательные затратные проекты, поддерживающие основные и неосновные проекты), имиджевые и благотворительные проекты (затратные проекты, работающие на повышение имиджа компании). Контрольные вопросы для самопроверки Ответьте на следующие вопросы. 1. Что такое проект? 2. Каковы основные отличия проекта от программы и операционной деятельности? 3. Каковы основные признаки проекта? 4. В чем специфика управления проектами? 5. Каковы основные области знаний по управлению проектом? 6. Опишите жизненный цикл типового, а также вашего проекта. 7. Перечислите основные процессы управления. 8. Что такое ограничения проекта и в чем суть управления ими? 9. Перечислите и опишите основные параметры проекта. 10.Определите критерии классификации проектов в вашей компании. Проверьте себя, ответив на вопросы и отметив соответствующую букву.
Правильные ответы: 1Б, 2Б, ЗА, 4Б, 5Б, 6А, 7Б, 8А, 9А, 10Б. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|